Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Гулять, так гулять



"

Появится ли у саратовской набережной свое лицо?

Вопрос изучала Анастасия ХЛОПКОВА, фото автора

Набережная – не просто зона отдыха. В тех городах, где она есть, это и “лицо”, и “ворота”. По состоянию и благоустройству набережных можно судить о благосостоянии города, о том, как им руководит власть. В последние годы “лицо” Саратова, Набережная Космонавтов, сильно изменилось – как по своей протяженности, так по состоянию прибрежной зоны.

 

Высочайшим повелением

В большинстве волжских городов, даже с очень богатой историей, набережные стали особенно активно обустраиваться в середине прошлого века, в послевоенное время.

На старых открытках и фотографиях Саратова можно увидеть, что сто и больше лет назад на месте нынешней набережной располагалось множество грузовых и пассажирских пристаней. Были и рестораны, и яхт-клубы. Вся прибрежная часть города сплеталась из узких улочек, где в основном жили грузчики, а приличным барышням гулять одним не рекомендовалось. Улицу вдоль Волги иронически окрестили Миллионной. Впервые о том, чтобы построить здесь набережную, городская дума задумалась еще в 1902 году, затем еще раз – в 1906 -м. Но средств на осуществление замысла так и не изыскали.

Жителям Нижнего Новгорода повезло больше. Верхневолжскую набережную у них стали обустраивать еще в средине XIX века. Так вышло, что в 1834 году государь Николай I, побывав в городе, остался недоволен тем, что “любование видами на Волгу и Заволжье омрачало присутствие домов бедняков, куч мусора и неприятные запахи, исходящие от них”. Император повелел градоначальникам обустроить откос в виде бульвара с городским садом. Уже через два года набережную выложили булыжником и штакетником, а затем стали застраивать каменными домами по проектам лучших городских архитекторов. Сейчас это исторический центр города, который новгородцы старательно реставрируют и берегут, чтобы сохранить все в первоначальном стиле.

В другом волжском городе, Самаре, набережная – не просто место для встреч и прогулок, а место для активного отдыха, как сказали бы урбанисты, рекреационная зона. Вдоль берега более чем на четыре километра тянется каскад красивейших террас, спускающихся непосредственно к волжским пляжам, где обустроены спортивные площадки. Завистники вздыхают: Самара – город левобережный, с пологим выходом к реке, им проще…

 

Миллионы в яму

К сожалению, в Саратове территория набережной не приспособлена не только для активного отдыха, но и просто для безопасных прогулок (только месяц назад лихой мотоциклист сбил здесь женщину с ребенком)…

“Раньше саратовская набережная считалась самой красивой на Волге, – вспоминает пенсионерка Галина Граблина. – Все было ухоженно, уютно. А сколько здесь росло пионов, роз… И кругом – аккуратные газоны”. Теперь на старой, хорошо знакомой каждому саратовцу Набережной Космонавтов практически повсюду видны следы бесхозяйственности и разрухи. Сорняки проросли вдоль стен, между каменными ступенями и даже посреди потрескавшихся асфальтовых дорожек. В районе “аллеи звезд” основательно разваливается железобетонная причальная стенка, сквозь трещины в ней уже можно любоваться на Волгу. Никого не смущают и железные прутья, торчащие прямо из парапета. Тут же, неподалеку от речного вокзала, обвалилась часть дорожного покрытия. Но аварийный участок ничем не выделили, даже сигнальной полосатой лентой не отметили.

Но и на новой, только что презентованной горожанам набережной гулять, как выясняется, нужно тоже осмотрительно. Неделю назад здесь уже провалилась часть асфальтового покрытия. Сейчас прохожие не решаются подходить близко к этому месту и старательно обходят периметр, огороженный пестрой лентой. И хотя стихийно возникшую яму практически сразу засыпали щебнем, многие опасаются, что сюрприз может повториться. “Мы в интернете прочитали, что здесь обвалился асфальт, – немного волнуясь, говорит молодая мама Мария Максина. Она вместе с мужем и грудным ребенком вышла прогуляться возле Волги. – Боимся тут гулять, а что делать? Где-то же надо свежим воздухом дышать. На старой набережной территория обжитая: есть лавочки, растут деревья. Но там тоже небезопасно – бесконтрольно ездят мотоциклисты. На новой можно пройтись, покататься на роликах, на велосипеде, но вот от солнца укрыться здесь, к сожалению, негде”.

Сразу после обрушения куратор проекта, исполняющий обязанности министра-председателя комитета капитального строительства Саратовской области Николай Якубович заявил, что асфальт стал разрушаться по вине генподрядчика – ЗАО “Саратовгесстрой”. Он пояснил, что на участке рядом с СарГРЭС когда-то размещался причал в виде железобетонного дебаркадера. Он затонул, а поднять его так и не удалось. Похоже, шпунтом его прорезали, и воздух вышел”, – сказал чиновник. По этой причине и началось разрушение асфальтового покрытия. Теперь все затраты по восстановлению испорченной прогулочной зоны лягут на подрядчика строительства – ЗАО “Саратовгесстрой”.

Первоначально проект нового участка набережной предусматривал покрытие из брусчатки. Об этом еще в августе 2012 года, инспектируя объект, рассказывал тогда еще зампред правительства области Юрий Моисеев: “Затем произошло удорожание, и было принято решение ограничиться лишь укладкой асфальта, хотя мне эта идея не нравится. Лучше сделать один раз качественно работу, а не возвращаться к ремонту каждый год”, – заявлял два года назад чиновник.

Теперь уже кажется, что саратовской набережной в какой-то степени повезло, что остановились на асфальтовом покрытии, иначе при нашем отношении к качеству работы потери были бы куда существеннее. Как, например, во Владивостоке. Там к саммиту АТЭС-2012 тоже полностью отреставрировали набережную. Но вскоре брусчатка, которой ее устлали, стала разъезжаться и проседать, а где-то и вовсе разбилась. Градоначальники поспешили во всем обвинить вандалов. Но когда обнаружились и другие повреждения отреставрированного объекта, пришлось все-таки назначить экспертизу, результаты которой однозначно указали на вполне конкретных виновников. Тот провал оценили заметно дороже нашего.

 

Дела капитальные

Реконструкция берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища Саратова (от Бабушкиного взвоза до Большой Садовой) началась в 2007 году. Проект реализуется на условиях софинансирования из областного и федерального бюджетов. Первую очередь набережной сдали два года назад. Туда вошли зоны до Бабушкиного взвоза, Провиантской и Вольской. Но уже прошлой осенью именно на этом отрезке горожане обнаружили трещины в металлических перилах ограждения. Трещины заварили, но не покрасили, и теперь сварочные швы выделяются на черных решетках ржавыми полосками. Несмотря на то, что основательность металлических конструкций даже на вид особого доверия не внушает, саратовские молодожены уже вешают на них свои “замки любви”. Мы насчитали больше десяти штук. Замки никто не срезает, а значит, можно будет и дальше увековечивать свои сложные чувства на этом хрупком сооружении.

В 2010-2011 годах специалисты Счетной палаты Саратовской области проверили, насколько эффективно используются средства, выделенные компании “Саратовгесстрой” на монтажно-строительные работы по реконструкции берегоукрепительных сооружений. Выяснилось, что 117 миллионов рублей (!) были израсходованы “не по целевому назначению”. По этому факту 29 сентября 2011 года было возбуждено уголовное дело. Правда, буквально через год, 29 ноября 2012 года, следователь по особо важным делам СУ СКР Э.А. Николаева почему-то подписала постановление о прекращении дела.

ГУ МВД по Саратовской области до сих пор расследует другую историю, непосредственно связанную с деятельностью акционера и бывшего директора “Саратовгесстроя” Александра Шалабанова. По предварительным данным следствия, он сумел увести “в тень” и обналичить бюджетные средства в размере 68 миллионов рублей. Кроме того, в 2013 году из федерального бюджета компании перечислили аванс в размере 185 миллионов рублей, из которых было освоено лишь 33 миллиона. Так как условия соглашения не были выполнены, эту сумму области  придется вернуть федеральному бюджету из своей казны.

 

Другие берега

Пока областные и городские чиновники вместе экспертами проверяют так называемую “новую” набережную на прочность, архитекторы и дизайнеры продумывают, как лучше обустроить прибрежную территорию. Чтобы это не выглядело, будто бывшую промзону просто закатали в асфальт и посадили пару деревьев. Вот только фантазируют специалисты над ее концепцией и стилем исключительно по собственной инициативе и за свой счет. Как рассказал заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды технического университета Виталий Кудрявцев, подобный проект подготовили и его студенты: “Нужно сформировать архитектурный и дизайнерский образ “новой” набережной, опираясь на историческое значение этого района Саратова, – высказывает свое видение проблемы Виталий Викторович. – Например, элеватор, возле которого когда-то приставали корабли и выгружали зерно. Или знаменитые мельницы, расположенные около Волги. Можно сделать так, чтобы исторически значимые точки и связанные с ними топонимы закрепились в элементах благоустройства на вновь создаваемой набережной”.

Обыграл специфику саратовской прибрежной зоны и московский архитектор Сергей Труханов. Вместе с сотрудниками мастерской “Т+Т” он проработал архитектурную и градостроительную концепцию реконструкции и реновации территории производственного предприятия “Саратовмука”, располагающейся от Чернышевского прямо до набережной. Близость промзоны к воде, на их взгляд, делает этот участок даже вдвойне привлекательным. А заброшенные площадки фабрики, по проекту, предлагается переоборудовать под жилые помещения и сделать здесь то, что в Европе называется лофт-кварталами. Вокруг будущего комплекса – благоустроить зону отдыха, а рядом оборудовать место под яхт-клуб. Авторы показали “стилистический потенциал промзоны и возможности создания на депрессивной территории многофункционального и привлекательного района”. Смогут ли саратовцы увидеть все это не на эскизах, а в действительности, станет ясно только после завершения реконструкции берегоукрепительного сооружения.

Кстати, третью очередь набережной, от Вольской до Большой Садовой, планируют сдать в 2016 году. В этом сезоне участок только освободят от лодочной базы. Это место сейчас спрятано за забором и по всему периметру обнесено железной сеткой. Но поскольку объект не охраняется, любой желающий может беспрепятственно пройти сюда с намерением “отдохнуть” и порыбачить. Чтобы не идти в изнуряющую жару по мосту на “городские пески” и не ехать в Затон, некоторые саратовцы предпочитают здесь загорать и купаться. Благо ремонтные работы возобновятся еще не скоро.