Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Билет в один конец для жителей Озерного



"
Общество

Билет в один конец для жителей Озерного

Когда-то, в советские еще годы, Озерное было районным центром. В селе работал свой кирпичный завод, молочная ферма, а хлеб, который пекла местная пекарня, даже возили в Саратов. Асфальта, правда, туда и в ту пору не проложили. Но железная дорога исправно связывала село с Лысыми Горами и Аткарском, а значит, и с Саратовом. Сначала район присоединили к Аткарскому, и Озерное потеряло свой статус. Прошло время, сменилась власть, поменялись ориентиры – и цивилизация начала медленно, но неотвратимо покидать эти края.

Первым не выдержал кирпичный завод. Он дотянул до 1994 года, и помнят о нем только старожилы. Позже закрылась и пекарня. Колхозное хозяйство сохранилось, хотя значительно уменьшилось. Закрылась участковая больница. Меньше стало рабочих мест. Большинство жителей Озерного сейчас работают в Аткарске и Саратове. И сейчас они все оказались перед малоприятным выбором: либо увольняться, либо ночевать на работе. Со сменой расписания пригородных поездов, соединяющих Озерное, прямо скажем, со всем внешним миром, попасть из него в Аткарск и вернуться вечером обратно стало невозможным.

Тучи над Озерным сгущались давно. Саратовская пригородная пассажирская компания (дочерняя структура РЖД) еще в апреле собиралась полностью закрыть маршрут, объявив его нерентабельным. Граждане протестовали, составляли обращения в минтранс, и на несколько месяцев проблему удалось отсрочить. Но не более того.

Гром грянул 1 августа. Расписание поездов, курсирующих по однопутной не электрифицированной ветке между Лысыми Горами и Аткарском, сменилось так, что Озерновское МО, а это девять сел, оказалось фактически в изоляции. Теперь поезда на Аткарск отправляются лишь один раз в день и только в направлении районного центра. Человек, выехавший утром из Озерного, вернуться обратно может только на следующий день, когда поезд пойдет через Озерное в направлении Лысых Гор.

ПлакатыВозмущенные граждане собрали 4 августа народный сход. Были составлены обращения к главе Аткарского района, министру транспорта и губернатору области. К месту схода прибыл первый замглавы администрации Аткарского района Виктор Елин, побеседовал с жителями и по итогам встречи обратился в областное правительство. С тех пор прошло более двух недель, но реакции пока никакой не последовало. Только из аппарата губернатора области пришел ответ, что обращения были переданы на рассмотрение министру транспорта. Далее никого движения своих жалоб и никакого ответа на них граждане пока не наблюдают.

Вскоре после проведения схода, который прошел на станции Юная, откуда и уезжают жители Озерного в Аткарск, ситуацию прокомментировала сама Саратовская ППК. Причем не для пассажиров, которые оказались просто поставлены перед фактом, а для СМИ. Из пояснения выходило следующее: пригородные перевозки убыточны, перевозить пассажиров компании не выгодно, а субсидии, предоставляемые правительством, только на 26% покрывают расходы. В настоящее время компании требуется 280 миллионов рублей для полной компенсации убытков. У областных властей таких денег нет.

«В 2014 году договор был заключен на 1-й квартал и продлевается ежеквартально. В апреле в связи с тяжелым финансовым положением пригородная компания по согласованию с органами власти Саратовской области планировала сократить график движения поездов. Но, принимая во внимание социальную значимость и необходимость пригородных железнодорожных перевозок в регионе, Саратовская ППК приняла решение сохранить объем данных перевозок на ранее утвержденном уровне», – объясняет руководство компании-перевозчика.

Если перевести язык этого документа с канцелярита на русский, ситуация складывается странная. Перевозки не выгодны, но они социально значимы. Поэтому мы сохраним маршрут, но построим график так, чтобы пользоваться им стало невозможно, таким образом, он принесет еще меньше прибыли.

Логично, что знакомые с ситуацией граждане высказывают по поводу позиции Саратовской ППК весьма нелицеприятное предположение: жители Озерного просто оказались заложниками спора между областным правительством и железнодорожной компанией. Компании хочется окупить перевозки, правительству – сэкономить и без того дефицитный бюджет. Поэтому на карту оказалось поставлено не маленькое село с двумя-тремя десятками жителей, а крупный населенный пункт, где люди молчать не будут. Возможно, у правительства Саратовской области и Саратовской ППК найдется другое объяснение сложившейся ситуации. Но в глазах граждан, оказавшихся в этом споре «крайними», она пока выглядит именно так.

Вероятно, тоже ради большей выгоды и сбережения подвижного состава то, что ходит через станцию Юная, уже нельзя назвать поездом: это так называемый «рельсовый автобус» – один вагон, он же локомотив. По свидетельству местных жителей, это транспортное средство всякий раз набито пассажирами до отказа. Тем более после изменения графика.

Личная беседа с жителями села, ради которой автору данного материала пришлось приехать в Озерное и оценить по ходу дела состояние местной дороги, показала: ситуация действительно критическая. Когда к журналисту, человеку, не решающему ровным счетом ничего, обращаются со словами: «Сделайте хоть что-нибудь!», это показатель.

Речь идет не об элементарном комфорте, а о выживании. В тяжелое положение поставлены все жители, независимо от уровня достатка, трудоспособности и возраста.

Как уже было сказано, в Озерном мало рабочих мест. Работающие за его пределами граждане просто не смогут попасть с работы домой. Прибавит смена расписания проблем и школьникам, которых в местной школе сейчас обучается 120 человек. С изменением расписания поездов дети не смогут попасть ни на спортивные соревнования, ни на какой-либо конкурс или экскурсию ни в Аткарск, ни в Саратов.

МостТребования к дороге, по которой можно пустить школьный автобус, ГИБДД предъявляет очень строгие, а асфальтового покрытия по пути в Озерное вообще нет. Кроме того, вызывает большие опасения и мост через речку Осиновку, в полотне которого зияют сквозные дыры.

По той же причине в Озерное вообще не ходит никакой наземный общественный транспорт, кроме железнодорожного. Последний автобус до Аткарска ходил здесь в 1994 году и продержался только год. По словам местных жителей, просто не выдержал качества сельских дорог.

Таксисты из Аткарска в Озерное не ездят, берегут рессоры. Находятся, правда, так называемые «бомбилы», берущие от семисот до тысячи рублей за одну поездку, но автокресел для детей у них в обиходе нет.

С окончанием школы проблемы у юных жителей Озерного не заканчиваются. Получать паспорта они тоже поедут в Аткарск. Теперь без перспективы вернуться в тот же день домой.

В Озерном работает дом-интернат для инвалидов. Его работникам приходится ездить в Аткарск ежемесячно – за зарплатой. Она начисляется на банковские карты, но банкомата в местном отделении Сбербанка нет.

Будьте здоровы?

Еще одно больное место Озерного, по которому попадает отмена регулярных поездов, – это здравоохранение. Местным жителям и прежде лучше было не болеть ничем серьезнее ОРЗ.

Детское отделение больницы в селе Озерное, Озерновская участковая больница и лаборатория по забору крови в связи с оптимизацией медицинских услуг были закрыты в 2008 году. Сейчас два корпуса больницы пустуют, третий лежит в руинах, а в четвертом разместилась скорая помощь в составе двух машин, двух шоферов и двух фельдшеров, работающих посменно.

БольницаНа все муниципальное образование имеется также всего один врач общей практики и, как свидетельствуют объявления на дверях поликлиники, раз в неделю больных принимают узкие специалисты из Аткарска. При этом в самом Озерном даже анализы сдать нельзя, за этим тоже приходится ездить в Аткарск, причем дважды – второй раз уже за результатами.

Когда в 2008 году закрывалась больница, где, кстати, имелось даже родильное отделение, областной минздрав клятвенно обещал гражданам, что их рады будут видеть в Аткарской ЦРБ. Теперь жители лишились возможности добраться туда иначе, чем в экстренном случае на «скорой». По словам медиков, в хорошую погоду путь в Аткарск на колесах занимает по местным дорогам около часа. В плохую – больше. Если бы до районного центра лежал приличный асфальт, доезжали бы минут за 35-40.

А теперь вспомним так называемое «правило золотого часа», в течение которого больного необходимо доставить к специалисту в случае инфаркта или инсульта. Выводы напрашиваются не просто грустные, а летальные. Здесь отдельный вопрос к минздраву области: стоило ли такой ценой оптимизировать? Санавиация у нас в регионе представлена пока одним-единственным вертолетом. Неужели кто-то рассчитывает, что его хватит на всю область?

Глава Озерновского МО Александр Владимиров знает ситуацию с самого начала, он родился и вырос здесь же, в Озерном. Говорит, что уже готов возить местных пенсионерок к врачам в Аткарск на своей личной машине, но ведь на всех не хватит ни сил, ни времени, ни прочности его «жигулей». Транспорт по такой дороге изнашивается очень быстро. Местные жители, кого довозили до больницы на скорой помощи, сетуют, что машины дышат на ладан.

Стоит заметить, что Аткарская ЦРБ уже попадала в поле зрение прессы. О том, как женщину, пытавшуюся добиться наведения порядка в детском отделении больницы, чуть не записали в экстремисты, ИА «Свободные новости» сообщало в свое время.

Владимир Архипов, житель Озерного, рассказывает:

«Я задал вопрос главе минздрава [Алексею Сорокину. – Прим. ред.]. Я говорю, возьмите и напалмом сожгите всю деревню, которую обслуживает наша больница. И проблемы ваши сразу решатся. Не надо нас в Аткарск везти, надо сразу на кладбище. Пока довезут, там уже везти некого».

«Нас уничтожают как ненужное население»

Пока транспортники и правительство решают свои финансовые проблемы, люди, за чей счет это фактически делается, настроены решительно. Поток жалоб во все инстанции пока результата не принес. Граждане уже направили обращения к президенту, не сумев достучаться до местных властей. Принять делегацию от Озерного губернатор Валерий Радаев не торопится: обращение жителей, доставленное в его приемную, пока остается без ответа.

Отчаявшиеся жители заявляют, что готовы даже от льгот на проезд отказаться, лишь бы им оставили возможность ездить в Аткарск, не оставаясь там всякий раз на ночлег. Другие с горьким сарказмом советуют областному правительству просто спалить Озерное дотла вместе со всеми его обитателями, по принципу «нет человека – нет проблемы». Но если эти слова сказаны в сердцах и, конечно, никакой практической реализации не получат, то пикетировать областное правительство люди настроены всерьез и плакаты уже заготовили.

Получается, что пока в районе не замаячит призрак социального взрыва, чего так боятся губернаторы, поскольку подобные настроения жителей федеральные власти считают одним из поводов для отставки, ничего для граждан не изменится.

Железная дорога остается единственным путем, по которому общественный транспорт может приходить в Озерное. Автодорога, хотя на картах она и отмечена как асфальтированная, таковой не является. Где-то на треть это действительно асфальт, сильно выбитый и местами ремонтируемый так называемым «ямочным методом», при котором лунки в покрытии заливаются битумом. Кое-где проделанные в асфальте дыры для последующего ремонта так и брошены пустыми, что не прибавляет здоровья тем, кто ездит здесь на автотранспорте.

Две трети пути до Озерного – так называемый «грейдер», то есть мелкая утрамбованная щебенка.

Если посмотреть на то, как в регионе вообще ведется ремонт автодорог, то мы выясняем, что в начале 2013 года областная дума приняла решение выделить полтора миллиарда рублей на ближайшие три года именно на строительство сельских дорог к удаленным населенным пунктам.

В мае следующего года первый заместитель министра транспорта Геннадий Рудыкин заявляет, что на 2014-й и плановый период 2015 года финансирование дорожного фонда сокращено, в связи с уменьшением доходов, с 3 миллиардов 380 миллионов рублей до 2 миллиардов 840 миллионов рублей. Плановый объем финансирования по содержанию дорог в текущего году составляет всего 17%.

Вывод ясен: при таком раскладе новую дорогу в Озерное жители если и дождутся, то очень и очень нескоро. Разве что они сумеют пригласить в гости главу государства. К приезду президента дороги в Саратовской области, как показал опыт предыдущих визитов Владимира Владимировича, готовы асфальтировать хоть по кошкам.

МВД РФ предлагает вводить уголовную ответственность за некачественное содержание дорог. В противовес правоохранителям, федеральное министерство регионального развития работает над своим законопроектом, избавляющим от ответственности чиновников всех уровней, если они не смогли исполнить взятые на себя обязательства из-за нехватки средств.

Средств до сих пор нет. Ни на железную дорогу, ни на автомобильную. РЖД говорит о значительном долге региона перед перевозчиками и о неперечисленных субсидиях. Говорит о риске полного прекращения пригородного сообщения. Пока в Саратовской области, согласно данным железнодорожников, отменено всего два поезда и еще три изменили курсирование. Как можно видеть на примере Озерного, изменить его можно так, что пользоваться услугами перевозчика станет почти невозможно.

А люди просто хотят жить и работать. Не просят ни льгот, ни снижения цен, даже дорогу построить уже не просят. Просто хотя бы вернуть прежнее расписание поездов.

Глава Озерновского МО Александр Владимиров обращался в минтранс области сам, приложив к документу подписи жителей на 13 страницах. Просил сделать расписание удобным для жителей, предусмотрев возможность поездок в Аткарск для работающих и учащихся граждан. Пока никакого решения проблемы озерновцам не предложили.

Старожилы рассказали, что Аткарском районе много заброшенных сел, от которых остались только старые сады да кладбища. На месте некоторых бывших поселений стоят поклонные кресты и раз в год туда приезжают жители, которые когда-то родились здесь и еще помнят, когда в бывших селах кипела жизнь.

Неужели нынешнее поколение в старости будет приезжать к кресту, поставленному на месте Озерного?

Людмила Владимировна, жительница Озерного:

«Какая политика идет у правительства – деревни надо поднимать. А получается, что нас просто убивают. Нас уничтожают как ненужное население. Такое ощущение, что мы мешаем людям. А почему мы мешаем, мы такие же живые, мы тоже хотим жить. У нас дети, у нас внуки, мы хотим существовать нормально».

Наталья Давиденко, жительница Озерного, член общественной организации «Землячество Дурасово – Озерное»:

«Я записалась на прием в областное правительство лично, мне порекомендовали обратиться к Василию Разделкину (заместитель председателя правительства Саратовской области. – Ред.). Я попросила, чтобы приняли делегацию от Озерного и обозначила в ее составе главу Озерновского муниципального образования Александра Владимирова и первого заместителя главы Аткарского муниципального района Виктора Елина. Вопрос не терпит отлагательств. Но пока тишина. Абсолютно никак не отреагировали. Я оставила свой телефон, я полагала, что мне перезвонят и скажут, когда это будет, но – полная тишина…»

Источник: http://fn-volga.ru/article/view/id/219