Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Встречный ветер



"

Станет ли этот год последним для массового детского парусного спорта Саратова?

Тему изучал Александр СОКОЛОВ. Фото автора

Какие ассоциации возникают у обывателя, когда тот слышит о яхт-клубе, выпускники которого представляют Саратов и Россию на международных регатах? Парусный спорт считается элитарным, воображение рисует горделивые корпуса многометровых яхт, выстроившихся вдоль широкого пирса, современные эллинги и спортсменов сплошь представителей новой аристократии… Однако реальность не совсем такова. У яхт-клуба “Юнга” нет даже постоянной базы для тренировок, а большая часть инвентаря приобретена за счет спонсоров. Обучение для детей бесплатное, но каждое занятие становится преодолением.

В этом убедился корреспондент ИА “Взгляд-инфо”, побывавший на одной из последних тренировок “Юнги” в этом сезоне. Увы, и сезон вполне может стать последним для массового детского парусного спорта в регионе.

 

Долгая дорога к стартам

Группа из полутора десятков школьников уже пятнадцать минут идет по пыльной грунтовке, петляющей через весь Зеленый остров. До этого ребята преодолели переправу на старенькой синей гулянке, курсирующей между пристанью в Затоне и причалом на острове. А еще перед этим собирались на лодочной турбазе в Затоне, куда ходит лишь одна редкая маршрутка.

Только когда на дальнем конце Зеленого острова появляются очертания очередной неприметной турбазы с посеревшими от времени домиками, тренер из спортшколы “Надежда губернии” Артем Смирнов говорит: “Все, пришли. Это наш новый дом. Тут “юнговцев” временно приютили после того, как мы лишились своей главной тренировочной базы на “Соколе”.

Но мальчишки и девчонки не вдаются в подробности судебных споров между федерацией парусного спорта и городскими чиновниками во главе с Сергеем Поповым. В ближайшие полчаса “юнговцы” подтаскивают к воде корпуса лодок, паруса, рули, затем собирают все это под присмотром тренеров. Чтобы, вопреки всем созданным взрослыми сложностям, выйти на воду и поймать ветер в паруса. Вместе с начинающими яхтсменами возится и председатель Федерации парусного спорта Саратовской области Галина Сарайкина, на хрупких плечах которой, по словам тренеров, и держится сегодня весь детский спорт.

На этой базе привозная вода, из благ цивилизации – только электричество, но сложности не смущают юных воспитанников клуба. В прохладный осенний день на воду вышло больше десяти яхт, одиночек и двухместных экипажей, а общее число “юнговцев” в этом году – 137 человек.

 

Детям – бесплатно

Конечно, для 900-тысячного города это капля в море, но давайте учитывать нынешние сложности, – говорит Артем Смирнов. – Яхт-клубу помогают многие. Тем более когда с удивлением узнают, что обучение детей в “Юнге” полностью бесплатное”. Тренер уверен, что детский парусный спорт просто не выживет, если к нему подходить с точки зрения сухих экономических выкладок и расчета на прибыль: “Любая новая яхта начального уровня класса “Оптимист” или “Кадет” обойдется в немалую сумму – до двухсот тысяч рублей.  Паруса, спасательные жилеты, канаты, рули тоже дорогие. Мы понимаем, что если родителей новых воспитанников обязать купить хотя бы часть этого оборудования, то они просто отдадут детей в другой вид спорта. Поэтому практически всю нагрузку несут на себе наши спонсоры и друзья. И до недавнего времени существовал некий паритет, при котором детский парусный спорт поддерживался совместными усилиями”.

Итак, расклад сил был таким. Одним из главных и самых давних спонсоров на протяжении десятков лет оставался завод “СЭПО”. Предприятие до сих пор продолжает предоставлять зимнюю тренировочную базу для яхт-клуба, а территорию ведомственной турбазы “Сокол” для занятий детей завод выделил еще в 1960-е. Потребность в оформлении официального статуса назрела только после перехода к рыночной экономике, и в середине 1990-х были образованы две организации: водноспортивный клуб “Сокол” и яхт-клуб “Юнга”. Первый занялся обслуживанием недвижимости лодочной базы (в том числе, зарабатывая деньги, предоставляя места частникам для стоянки), а второму были переданы яхты и другое оборудование, необходимое для детского спорта.

В то же время земля “Сокола” находилась в муниципальной собственности. И время от времени договор пролонгировался. В последний раз срок был продлен в 2001 году на десять лет. В таком виде ситуация оставалась до конца 2011 года.

 

Скорый развод

Однако с конца нулевых чиновник администрации Сергей Попов при активном участии председателя управления по спорту Вячеслава Наталичева начали кампанию по расчистке территории.

Как мы помним, первоначальная цель всей акции выселить лодочников. На том этапе разбирались с теми, у кого вообще не было документов на аренду земли. Затем пришла очередь организаций, у которых срок аренды заканчивался неугодные наниматели стали испытывать немалые сложности при продлении аренды на новый срок.

В числе тех, кому отказали в этом, оказался и клуб “Сокол”. Сначала договор не был продлен в 2011 году. А на следующий год клубу официально было отказано в праве на землю. Тем более что к этому времени началась  кампания  по выселению лодочников с мест их привычного обитания. Чиновники настаивали: ВСК “Сокол” не занимается развитием детского спорта, а лишь использует его в качестве прикрытия для своей реальной деятельности, а именно сдачи мест в аренду частным владельцам лодок и яхт.

Сами же преподаватели утверждали, что подобное соседство нисколько не претит юным яхтсменам. А наоборот, стимулирует к тому, чтобы и дальше заниматься уже взрослым парусным спортом, на более крупных яхтах – например, крейсерского типа.

Но представители городских властей оказались непреклонны. Земля, ранее арендуемая ВСК “Сокол”, была предоставлена МОУДОД “Центральная детско-юношеская спортивная школа” (ЦДЮСШ). А воспитанникам клуба “Юнга” заниматься на “Соколе” запретили. “Доходило до мелочной мести, – вспоминает Артем Смирнов. – Мало того, что нас выселили, но нам отказались вернуть даже чайник и микроволновку, купленные родителями, чтобы разогревать обеды для детей. С нас требовали документы, подтверждающие, что эти вещи были оформлены на клуб. А как мы могли предоставить документы, если в здание, где они хранились, нас не пускала охрана ЦДЮСШ?”.

 

Законспирированная школа и…

По официальным данным, опубликованным Наталичевым, муниципальная ЦДЮСШ активно развивает детский парусный спорт. По этому профилю в школе якобы занимаются 87 учащихся. Недавно за муниципальные средства для школы приобрели десяток яхт – на это было потрачено около 1,5 миллиона рублей.

Вот только увидеть отдачу от бюджетных денег корреспонденту ИА “Взгляд-инфо” так и не удалось. Помимо “Юнги”, мы посетили клубы “Сокол” и “Варяг” (еще одна муниципальная база для занятий детским парусным спортом), однако в этот день, несмотря на подходящую для тренировки погоду, нам не удалось обнаружить ни одного из списочных 87-ми учащихся ЦДЮСШ.

По словам тренеров “Юнги”, такая ситуация для школы привычна. “Я сам числился преподавателем ЦДЮСШ несколько лет назад, когда парусного спорта еще не было среди предметов. Тогда городские власти сами просили нас перейти в ЦДЮСШ, это было сделано для того, чтобы спортивные функционеры могли доложить руководству города, что они открыли еще одно направление детского спорта. Хотя по факту они лишь платили небольшую зарплату, а все остальные расходы клуб “Юнга” нес сам, – рассказывает Артем Смирнов. – Но когда мы открыто выступили против того, чтобы нашего многолетнего партнера ВСК “Сокол” лишили земли, меня попросили написать заявление. Я перешел в учреждение областного подчинения – спортивную школу “Надежда губернии”. Подобным образом поступили и другие преподаватели. А вместе с тренерами ушли и воспитанники. Сейчас в муниципальной школе просто почти не осталось молодых яхтсменов. Даже во время спортивного праздника, специально организованного городскими властями на “Соколе” с целью доказать, что ЦДЮСШ работает, организаторам удалось вывести на воду лишь две яхты. Неужели это не показатель? Вот вы же нас не предупреждали, что приедете сегодня, и все равно у нас несколько десятков ребят на обычной, рядовой тренировке”.

…маленький “свечной заводик”

После того как ВСК “Сокол” лишился земли на Зеленом острове, в парусном спорте сложилась странная ситуация. С одной стороны, у муниципалитета теперь есть две базы для развития детского парусного спорта: ранее принадлежавшая ВСК “Сокол” и ранее находившаяся в муниципальной собственности “Варяг”.

Но, по рассказам лодочников, арендующих места для стоянки своих судов тут же на Зеленом острове, на муниципальных базах дети не занимаются. Выходит, большинство учащихся в ЦДЮСШ просто числятся, зато расходы на содержание спортучреждения могут быть “освоены и списаны”? Но ныне пустующие базы необходимо на что-то содержать, в то время как в глубоко дотационном бюджете средств на это нет.

Выход из положения найден интересный. Вот что говорит член президиума региональной Федерации парусного спорта Антон Гетманенко: “Сейчас администрации муниципальных лодочных баз занимаются ровно тем, против чего протестовали ранее городские власти. Выгнанным с частных турбаз на Зеленом острове лодочникам заново предлагают поставить лодку на старое место, но уже к другим хозяевам. И просят за это минимум 800 рублей”.

Получается, что под видом спортивной школы и на муниципальном же финансировании действует бизнес-проект? Просто выгодоприобретатели изменились? Но если прошлые хозяева занимались этим бизнесом открыто и платили с него налоги, то новым приходится действовать нелегально, по крайней мере пока. Также лодочники рассказывают, что им уже поступали предложения о возможности в будущем отремонтировать лодку на одной из муниципальных баз. В частности, переварить корпуса. То есть под видом спортивной школы будет действовать не только база стоянки, но и небольшое предприятие? А издержки его (именно электричество является главной статьей расходов при производстве и ремонте корпусов судов) будет оплачивать спортшкола?

Еще одной статьей доходов на территории ВСК “Сокол” может стать бизнес по организации частных корпоративов и закрытых вечеринок. В числе авторов и идейных вдохновителей этих бизнес-схем сами лодочники называют авторитетного сотрудника администрации Сергея Попова.

Лодочники рассказывают: “Посмотрите, именно по этой схеме отдельные нечистоплотные чиновники, используя в своих целях благие и правильные начинания главы Саратова Олега Грищенко, зарабатывают в Затоне. Сначала владельцев частных пляжей и кафе выдавили с побережья, просто не продлевая с ними договор на аренду земли. Затем за муниципальный, то есть за наш с вами счет, территория была облагорожена. Новые дорога, стоянки, песчаный солярий, павильоны остановок, мусорные баки. А уже в этом году на территорию стали пускать первых арендаторов – кафе. Дальше больше, мы уже и расценки знаем на открытие кафе – и официальные, и реальные”.