Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Спасти персидскую княжну



"

Роман Арбитман

Нас ежеминутно захлестывает океан новостей, и потому не мудрено упустить из виду какую-нибудь знаменательную дату. Например, мало кто вспомнил о том, что 21 ноября исполняется год с момента появления в Саратове Приволжской книжной палаты. Увы, среди земляков немногие вообще осведомлены о факте существования упомянутой общественной организации — и это несмотря на то, что почетную (то есть мало к чему не обязывающую) роль президента ПКП согласился присовокупить к прочим своим ролям экс-губернатор Саратовской области доктор исторических наук Дмитрий Ф. Аяцков.

Тогда, год назад, некоторым наблюдателям (и мне в том числе) казалось, что возникновение на горизонте Приволжской книжной палаты — еще одно звено в очередной властной цепи: некий знак того, что за чтением граждан России теперь начнут приглядывать всерьез. Директор ПКП Владимир Валентинович Иванов на презентации проекта держался уверенно и намекал на перспективы. И как было не поверить? В те же самые дни, когда на волжских берегах поднимали пенные бокалы во славу новосозданной палаты, на берегу Москва-реки проходило Российское литературное собрание (при участии потомков, а также дальних родственников и просто однофамильцев писателей-классиков). На открытии Собрания выступил с речью глава государства и не без грусти объявил собравшимся, что по статистике средний российский гражданин уделяет чтению книжек лишь 8 минут в сутки. А если (добавим уже от себя) вычесть из этих скромных 8 минут время, потраченное нашими гражданами на чтение телефонных, пенсионных и сберегательных книжек, а также книги жалоб, то в остатке будут считанные секунды. Хотя и о них, как предполагалось, перестанут думать свысока: наступит время — упакуют и эту мелочевку…

К счастью, в уходящем от нас Году культуры “зрак византийский государства” (Ф. Искандер) все-таки не задержался на книжных полках. Рокового пожатия каменной десницы не произошло. Статуя Командора вместо литературы занялась практической географией. Пули просвистели у виска и улетели в сторону созвездия Стрельца. А Российская книжная палата, только-только успевшая благословить приволжскую “дочку”, не превратилась в новое силовое ведомство с функцией “тащить и не пущать”. Напротив — в начале декабря 2013-го эта федеральная структура внезапно была упразднена вовсе. Таким образом, возникшая в Саратове новая организация, одномоментно лишенная всякой столичной “крыши”, превратилась из странноватого Тяни-Толкая в половинку лошади Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, усидеть на которой мог лишь сам легендарный барон.

Чем же занималась ПКП весь год и чего достигла за истекший срок?

Начнем с того, что стараниями Владимира В. Иванова в Саратове побывали — проездом из республики Маргиналия в империю Полный Официоз — два гиганта отечественной мысли, два кузнеца духовных скреп (из материала заказчика) писатели Александр Проханов и Эдуард Лимонов. Александр Андреевич презентовал нашим землякам свой роман “Время золотое”, порассуждал о геополитике и раскрыл “тему сисек”. Эдуард Вениаминович любезно представил публике книгу своего адвоката о себе и поделился с прессой живописными ностальгическими воспоминаниями о том пенитенциарном заведении, где отбывал срок. Историческая фраза “А в тюрьме сейчас ужин. Макароны!” на встречах не была озвучена, но в воздухе витала…

А еще президент ПКП вместе с ее директором побывали с визитом в Республике Казахстан и провели круглый стол на тему “Вклад книгоиздателей в сохранение и укрепления культурных связей Казахстана и России”. Что конкретно скрывалось под этой обтекаемой формулировкой, понять было мудрено. Но так странно совпало, что уже через пару недель после исторической поездки в Алматы наших Д.Ф. Аяцкова и В.В. Иванова разгорелся дипломатический скандал: упомянутый выше Э.В. Лимонов выступил с предложением оккупировать Северный Казахстан, а МИД Казахстана выступил с нотой протеста. Такое вот вышло “укрепление культурных связей”.

Наконец, весной 2014 года Приволжская книжная палата на общем стенде Саратовской области представила в ходе ярмарки “Книги России” издательства нашего региона. В основном присутствовали книги, выпущенные местными вузами (СГЮА, СГУ, СГМУ, СГТУ и пр.).

На этой теме следует остановиться поподробнее, тем более что организованный полгода спустя силами ПКП круглый стол тоже имел отношение к печатной продукции лишь учебных заведений. Оно и понятно: в регионе вот уже более двух десятилетий нет ни одного издательства в традиционном значении этого слова (автор приносит рукопись; ее редактируют, выпускают, продают в магазинах; автору платят гонорар). Все, что ПКП гордо именует издательствами, — это, как правило, небольшие, сугубо прикладного свойства подразделения при учебных заведениях региона (выпуск пособий, методичек, монографий преподов — всего, что не выходит за пределы вузов).

Есть, впрочем, и другой вариант: издательствами у нас называют себя еще и фирмы (в том числе почти игрушечные), которые готовы выпустить все что душе угодно, но за деньги заказчика. По сути это группы редакционной подготовки, обычно при типографиях.

Могут макетировать и выпускать буклеты, постеры, визитки, пивные этикетки… ну и книжки… тоже. Если заказчиком выступит, скажем, правительство области или близкие к нему бизнес-структуры, то книжки могут выглядеть помпезно и дорого (наподобие подарочного тома “Золотое сердце Поволжья”). Ну а если какая-то полубезумная бабушка, выкроив рублик из пенсии, вздумает тиснуть сборник коммуно-патриотических стишат, то у ее книжки будет скромнейший вид и символический тираж. Но! И те и другие издания объединяет нечто общее: они выпускаются отнюдь не в коммерческих, а сугубо в презентационных целях, и книга здесь — сувенир, реклама, средство самореализации, элемент интерьера, но никак не товар. Соответственно и в саратовском Доме книги местная продукция составляет меньше 0,1 процента от общего числа выставленных изданий.

Если вы думаете, что обоих руководителей ПКП это смущает, вы жестоко ошибаетесь — ничуть не смущает. Для них, похоже, важнее форма, но не суть. Видимость, а не реальность. Пустить пыль в глаза местным чиновникам, отчитаться о “проделанной работе”, собрать моральные (или, может, какие-то еще) дивиденды — а там уж хоть трава не расти. Судя по сообщениям СМИ, в недрах палаты уже зародился амбициозный проект “Волжская волна”, согласно которому Приволжский федеральный округ будет позиционироваться как “центр книжной культуры”. Устроители считают, что (цитирую по релизу информагентства) “формат проекта — это не только выставка-продажа, но и полноценный книжный фестиваль”.

Ух ты! Сама формулировка вгоняет в ступор. Сразу хочется спросить у директора ПКП и его президента: с чего бы грядущему фестивалю в Саратове быть “полноценным”, а, дорогой Владимир Валентинович? Книжная ярмарка — то место, куда люди приходят добровольно, а не сгоняются по разнарядке. Интересно, чем вы будете заманивать земляков? Продажу чего вы организуете на выставке? Подарочных неликвидов, которых впарили уже по два раза всем официальным гостям региона и еще осталось? Отрывных календарей за позапрошлый год? Специализированных учебных пособий и методичек? Или, может быть, у вас, дорогой Дмитрий Федорович, залежались в кладовке пара пачек нетленного шедевра под названием “Первый” и две-три упаковки когда-то учрежденной вами газеты “Гражданин”?

Сдается, вразумительного ответа на эти вопросы мы не получим.

Да, после хорошего обеда гости региона порой бывают снисходительны к милым шалостям хозяев поля. Помнится, не так давно заехавший в Саратов на денек президент Книжного союза (он же — председатель Ассоциации юристов России, он же — председатель Императорского Палестинского общества, он же — председатель наблюдательного совета футбольного клуба “Динамо”) Сергей Степашин, будучи в веселом расположении духа, предложил сделать Саратов “центром книгопечатания”… Братцы, да Сергей Вадимович наверняка просто пошутил! А что если бы очередной гость предложил нам стать, например, центром Евразии, или столицей мира, или пупом Вселенной, земляки бы тоже восприняли это всерьез? И стали бы надувать щеки? И всей толпой бросились бы оформлять соответствующие рангу сертификаты?

Давайте начистоту: не наша губерния — родина Ивана Федорова или Ивана Сытина. Настоящая, без игры в бюрократические поддавки, ежегодная книжная ярмарка за пределами столиц, конечно, возможна (например, в Красноярске или в Новосибирске), но никак не в Саратове. Ни бэкграунда, ни мощностей, ни издательского массива, ни свободных ресурсов, ни настоящих спонсоров тут нет и пока не предвидится. Начальство местное никаких книжек не читает и на пишущих земляков en masse чихать хотело с высокой колокольни. Приволжская книжная палата — это, говоря по совести, примерно такой же оксюморон, как Пензенские мореходные классы (из записных книжек А. Чехова). Изображать бурную деятельность при почти нулевом состоянии реального издательского бизнеса в регионе — это, выражаясь деликатно, смахивает на профанацию и авантюризм. Декорировать выставочные стенды пестрыми рекламными буклетиками — еще не значит проводить настоящую ярмарку или фестиваль…

Если бы Стенька Разин бросил персидскую княжну не в реальную волжскую волну, а в бумажную, виртуально-фестивальную, по версии ПКП, “Волжскую волну”, то красавица не утонула бы: не в чем! Всей местной издательской продукции ей было бы по щиколотку.

Источник: ИА Версия Саратов

http://nversia.ru/rubric/view/id/7635