Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Небесный Саратов (7). Историко-архитектурный



"

Небесный Саратов (7). Историко-архитектурный - Общественное мнение Саратов Новости Сегодня

«Пиастры?» – без особой надежды спросил нас большой зеленой попугай, запертый в клетке отдела продаж. Мой саратовский приятель, желая спасти затемпературившие в эту мерзлую зиму сбережения, решил купить квартиру в строящемся доме у уважаемого в городе застройщика. Я составил ему компанию, из чистого любопытства. И так и сяк я вертел в 3D новый дом, девятым айвазовским валом взметнувшийся между узенькой улочкой и Глебучевым оврагом, словно напоминая, что речка, текшая когда-то по его высохшему дну, была судоходной. Будто к Глебоврагу когда-то швартовались морские корабли. Анимированный Саратов лежал вокруг дома чист, прекрасен и зелен. Подростки играли на баскетбольной площадке, парочки ворковали, девушка в розовых штанах бежала к здоровью по идеальной ровной дорожке, малыши решали свои малышковые дела среди горок и качелек.
«А дом не сползет в овраг?» – опасливо спросил я. «Вздерну архитектора на рее, если что-то пойдет не так!» – огрызнулся попугай. «А вот эта крохотная игровая детская площадка, – это все, что будет сделано на тысячи квартир? Ей цена – меньше полумиллиона, знаю, строили» – не унимался я. «А где я буду парковать свою машину? С одной стороны забитая движением улица, с другой – территория спорткомплекса «Звездный». На вашем сайте было обещано парковочное место», – волновался приятель. «Тысяча чертей! Зато у вас из окна будет шикарный вид на Волгу», – ответил попугай, однако мы уже сбрасывали с себя эти швартовы. «Пиастры, пиастры, пиастры!» – зло, по-стариковски, проскрежетал нам в спину попугай, но мы отправились искать другой новострой.

Всплывающая подсказка
Всплывающая подсказка
Жилой дом «Эгоист» на Валовой улице. Компания «Шэлдом»

2
Наша дорога от Валовой до Липок была удивительно красива и беспечна. Исчезли старые развалюхи, мешающие жить авторитетным застройщикам, зима превратилась в вечное лето, город – в цветущий сад, не бренчали надоедливыми проводами троллейбусы, за деревьями не прятались саратовские жители развалюх, выселенные за 101 километр, в Озинки, а путь наш услаждали только пение птиц и вид на высотку Lipki Park House. В деревянной избушке, где помещался офис президента «Фонда архитектора Каллистратова», нас встретили две ласковые ламии в длинных, в пол, голубых платьях. «Если вы желаете увидеть прекраснейший в мире пейзаж, вам нужно купить квартиру на верхнем этаже нашего уютного элитного дома», – пропели они. Мы сели в лифт. «Вот сейчас я и увижу небесный Саратов», – решил я. «А паркоместо полагается? – зачем-то спросил приятель. – И еще у меня двое маленьких детей. Им будет где играть во дворе?» Я хотел легонько наступить приятелю на ботинок, чтоб не портил картины, но промахнулся в узком лифте и защемил хвост одной из ламий. Она засвистела от боли, а от свиста ее, полного бешенства, волшебная картинка рассыпалась по полу, как груда цветного монпансье: внизу, под нами, старики ковыляли по разбитым тротуарам, дыбился асфальт, стояли в пробке автомобили, а жалкие разваливающиеся домишки исторического центра Саратова густо облепили элитный дом, слово нищие племянники – выбившегося в люди родственника. «Зато у вас будет из окна шикарный вид на Волгу», – злобно сказала ламия.
Как только мы оказались на улице, и ламии, и их теплый дворец растаяли в морозном саратовском воздухе. Мы едва смахнули с подошв липкое монпансье. На нас смотрело старое, скучное, обшарпанное здание бывшей когда-то первой в Саратове мужской гимназии. Здесь когда-то преподавали Николай Гаврилович Чернышевский и отец Дмитрия Ивановича Менделеева. Здесь когда-то учились великий химик Николай Зинин, великий электротехник Яблочков и великий поэт Михаил Кузмин.
Во мне вдруг проснулся то ли несостоявшийся учитель, то ли не состоявшейся либерал-демократ, и мне захотелось прокричать на всю улицу Некрасова, чтобы было слышно и на проезде Котовского: «Саратовцы, дорогие, вас обманывают! Дом клубного типа – это не высотка в 20-фиг-знает сколько этажей, впихнутая в чужой двор! Дом клубного типа должен был МАЛОКВАРТИРНЫМ, одноподъездным, да еще и с собственным двором, садиком, да с паркингом, рассчитанным на каждого, кто купил в нем квартиру!»
«Кажется, я знаю один такой в Саратове. И вид на Волгу там есть. Пошли», – велел мне приятель.

Всплывающая подсказка
Дом клубного типа «Lipki Park House» на улице Некрасова. Компания «Лепта»

3
У компании, строящей этот новый чудо-дом, почему-то нет своего сайта, зато ей на помощь всегда придут ласковые СМИ, ценители архитектурного прекрасного. «Новое здание может стать настоящим подарком строителей Саратову к его 425-летию», – сообщили они моему приятелю. «Смотри, красота какая!» – возбужденно толкнул меня приятель, да так, что я чуть не упал под колеса автомобилей, мчащихся по улице Лермонтова.
Я смотрел и не мог оторваться. Тут были и мужики, культурно, по-медински, чтобы не смущать воспитанниц соседней Никольской церкви, закрывшие свои причинные места фиговыми листочками. И черный гробик на мансарде как символ преодоления грешного бытия. И привет модерну, и поклон классике, и Саратов как самая дальняя станица греческой ойкумены, и старый профессор архитектуры, трясущимися руками выводящий ученику в табели «пятерку» – «а не поставишь, гад, всю оставшуюся жизнь нарышкинское барокко на паперти изучать будешь».
Дом, еще без имени, неназванный, по-хозяйски глядел, как Волга, тяжело дыша, крепила на себе первые льдины. Так, наверное, приказчик смотрел на грузчиков, разгружающих корабль с принадлежащим купцу второй гильдии товаром.
Вокруг нас собралась небольшая толпа зевак.
«Богато, – сказал один, – не то, что ваш «Шэлдом» строит».
«Компактно, всего 6 этажей, – сказал другой. – А могли бы сюда очередную свечку воткнуть, этажей в 17, но не стали, молодцы».
«Талос», – сказал я.
«Что?» – переспросил приятель.
«Талос» – так надо назвать дом. Талос – самые ужасающие создания фантастической зоологии – это живые существа из металла или камня, – ответил я. И зачем-то добавил: «Это из Борхеса».

Всплывающая подсказка
Всплывающая подсказка
Элитный дом с титанами на улице Лермонтова. Компания «Сарград»

4
Волга-Волга, ох, течет она долго, конца и края ее терпенью нет.
Губернский архитектор Юрий Николаевич Терликов построил в Саратове немало важных и хорошо узнаваемых зданий, ставших естественной частью городского пространства. Казенную палату на углу улиц Вольской и Сакко-Ванцетти – здесь останавливался Михаил Булгаков. Ансамбль зданий Бельгийского общества трамваев – угол Астраханской и Большой Казачьей (ныне трамвайный парк). Аптеку Фридолина на углу улиц Сакко и Ванцетти и Чапаева. Дом Эрта (Советская, 10, ныне штаб партии «Единая Россия»). Дом на Лермонтова, 35, снесенный ради хозяйских титанов, не был его выдающейся постройкой, так, рядовая дореволюционная архитектура, но дело не в этом.

Всплывающая подсказка
Снесенный в 2014 год дом работы Терликова. Фото: oldsaratov.ru

Сначала цитата доцента кафедры архитектуры САДИ СГТУ им. Ю.А.Гагарина Ларисы Татаровой из статьи Антона Морвана «Разрушариум». Прочтите ее, пожалуйста, очень внимательно. «Можно долго рассказывать, в чем заключается ценность, что нужно хранить. Скажу одно, что сохранять надо не только здания – объекты историко-культурного наследия, но и сложившуюся систему улиц, площадей с их масштабом, характером застройки, раскрытиями на ландшафт, с ритмом жизни, характерными для центра видами деятельности, – то есть сохранять (скорее даже реанимировать, восстанавливать) исторически сложившуюся среду во всей её полноте и многогранности. При этом можно довольно много малоценной застройки снести, заменив её достойной или лучшей по качеству архитектуры, но сомасштабной исторической среде и саратовской по духу, сохранив уютные дворовые пространства.
Что категорически противопоказано, это то, что делается в настоящее время, – строительство в случайных местах высоток, резко диссонирующих с исторической средой, бесконечное уплотнение и без того плотной застройки центра, превращение малых исторических улиц центра в сплошную парковку, захламление общественных пространств объектами нестационарной торговли, грубой наружной рекламой и т.д.»

5
Братцы и сестры!
Главная проблема Саратова не в том, что застройщик, гонясь за выгодой, пытается точечно воткнуть в любой свободный угол свой фаллос, и не так важно, прикрыт он листочком или торчит гордо на 25 этажей. И не в том, что под «элитным жильем» в Саратове понимается муравейный набор квадратных метров – без дворика с зеленью, без детских и спортивных площадок, без парковочных мест, как будто у человека, купившего себе элитный метр, нет жизни, нет детей, нет родителей, нет ничего, кроме картинки в плазме и дороги на такси до офиса. Хотя сознательные застройщики уже не только на загнивающем Западе, но и в процветающей России соревнуются качеством инфраструктуры, строя – рядом с домом – бассейны, футбольные поля и даже школы, привлекая потенциальных покупателей к своим метрам. Трешка – она и на Астраханской трешка, но что выберет обеспеченная семья – пыльный каменный мешок во дворе или ухоженный садик, возможность поплавать в бассейне, не покидая дома?
И проблема даже не в том, что если место под будущую элитку уже занято, оно может сгореть в огне, будь ты хоть трижды памятник архитектуры регионального значения.
И даже не в ужасном качестве архитектуры, воспроизводящей вовсе не «классику» или «эклектику», а зады лужковско-московской архитектуры 15-летней давности, только рисованной двоечниками.
И даже традиционная жалоба, что «в городе нет денег» – это проблема, это плохо, но еще не катастрофа.
Настоящая катастрофа, что Саратова до сих пор нет. Он не придуман.
Саратов сейчас – это урванные разными людьми клочки метров, рассованные по закоулочкам.
Вот есть вдруг освободившийся клочок земли на Валовой улице, где построят новый дом с пустышным именем «Эгоист», рядом стоит уже готовый дом «от Шэлдома» на углу Валовой и Набережной – с традиционным для волжских берегов названием «Фламинго», в нем живут люди (и, кстати, мучаются с парковками). В их дворе – Глебучев овраг с ФОК «Звездный», банно-оздоровительным комплексом «Юность» и бальнеологической лечебницей. Что это за место? Чем оно обусловлено, кроме случайно возникшим соседством?
Непонятно выражаюсь?
Не получается выдумать сразу весь Саратов? Давайте тогда придумывать город хотя бы кварталами и улицами. Например, Пешка.

Всплывающая подсказка
Вид на Пешку. Источник: Яндекс-карты

6
«Туристы, туристы, туристы», – сейчас каждый в Саратове, и чиновник, и общественник, будто попугаи, повторяют этот губернаторский завет: «сделать Саратов туристической меккой». Точнее – «туристическим Увеком». Да звякнут звонко в казенных сундуках и пиастры с дирхемами, и доллары с юанями!
Братцы и сестры, уважаемые чиновники, общественники и примкнувшее к ним бизнес-сообщество, вы же бывали за границей, вы же знаете, что большой экзотический рынок – одно из градообразующих и туристопривлекательных мест. А у нас есть Пешка, грязная сейчас, как халат продавщицы раков, с асфальтом Соляной улицы, разбитым, как зубы у бродяги, и полностью отсутствующей парковкой. С десятком собственников разрушающихся домов и тысячей не расселенных жителей. С вонючей кучей коммунальных проблем.
Зато: в шаговой доступности от Волги (Речного вокзала) и от площади (Музейной), где зародился Саратов. Зато – по периметру всего квартала – с характерной дореволюционной застройкой, за единственным, случившимся в 2014 году, исключением, когда был уничтожен дом Терликова (тем он был и важен, а вовсе не личными архитектурными достоинствами). Зато: с уникальной экосистемой внутренних саратовских дворов. С соседним, через улицу Лермонтова, парком и фонтаном, которые еще не поздно разбить рядом со «вторым корпусом» гостиницы «Словакия» (ужасным), открыв вид с Волги на уникальное строение Саратова – Свято-Троицкий собор. Да и строительство дома «титанов с пиписьками» еще не поздно остановить, поменяв ему дизайн-проект с уродливого на приемлемый для исторического центра города. Надо просто принять 1 (одно) общегородское решение в пользу не 1 (одного) застройщика, а Саратова в целом. Весь квартал Пешки должен быть объединен единым архитектурным решением, стать «единой средой во всей ее полноте и многогранности». Большой открытый чистый рынок под навесной крышей. Магазины характерных для Саратова товаров. Рестораны. Кофейни. Пекарни. Дворы с фонтами для посиделок. Мини-отели. А в магазинах-то – чучела медведей с подносами, стоящих на задних лапах. А на Пешке-то – осетровые балыки, отекшие жиром белужьи тёшки, и раки свежие, и раки красные, и дядя Сом, волжский наместник, и помидоры анисовские, и колбаса домашняя, и чай предлагают, с сахаром и медом, с плюшками и финтифлюшками, баранками и кренделями. И калач саратовский, хоть до Сибири вези, не усохнет. А в бочках – и огурцы малосольные, и арбузы соленые, и яблоки моченые, и квас грушевый. Да и вобылка к пиву местному, разливному, – всё, что хочешь найдешь на Пешке.
Хочешь верь, а хочешь плачь.

Станислав Гридасов,
директор фонда «Москва – Саратов»
главный редактор ИД «Индепендент спорт»

Источник: http://www.om-saratov.ru/blogi/29-december-2014-i19096-nebesnyi-saratov-7-istorik