Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Либерально-консервативный секвестр



"
Либерально-консервативный секвестр - Общественное мнение Саратов Новости Сегодня
Как сообщают СМИ, до 1 сентября текущего года в СГУ им. Чернышевского запланировано сокращение нескольких десятков сотрудников. По информации «Общественного мнения» оптимизации должны подвергнуться порядка 170 ставок. В интервью ИА «Взгляд-инфо» проректор по учебно-методической работе СГУ Елена Елина заявила, что всего до начала следующего учебного года «под топор» сокращения попадут 80 преподавателей.
За последние лет десять сокращения в СГУ имели место быть неоднократно, и «ОМ» об этом регулярно сообщал. Прежние «чистки» кадрового состава классического университета, напомним, носили во многом репрессивный характер – руководство вуза легко и непринуждённо избавлялось от учёных, имеющих наглость быть несогласными с авторитарной политикой прежнего ректора (а ныне президента СГУ) Леонида Коссовича. В первую очередь, это были сотрудники опального истфака, хотя невыносимые условия для работы создавались учёным (а, как следствие, и целым научным школам) других направлений, которые теперь трудятся в различных вузах России. Затем ректорат взялся за «своих», тех, кто активно потворствовал Леониду Коссовичу в борьбе с несогласными. Так, после избавления от внутренней оппозиции, из СГУ были изгнаны некогда одиозные её гонители – проректор по безопасности Михаил Лямин, проректор по общественным связям Дмитрий Чернышевский, руководитель управления по правовому и кадровому обеспечению Елена Сергун, помощник ректора Сергей Любимов…
Теперь же, похоже, ректорат сам оказался в тисках той политики, которую проводил на протяжении десятилетия, превратив СГУ в одну из экспериментальных площадок по насаждению пресловутой властной вертикали в академической среде. Причиной очередной волны сокращений стала федеральная разнарядка. А именно, постановление правительства РФ от 6 декабря 2014 года «Об утверждении правил использования в 2015-2017 годах бюджетных ассигнований». Суть этого документа состоит в том, что в связи с резким сокращением студентов в России (об этом чуть ниже), велено ужать и учёных-преподавателей. И, как отмечает Елена Елина, если сокращения в СГУ не состоятся, вузу, несколько лет назад с помпой оказавшемуся в элитной, казалось бы, когорте федеральных национально-исследовательских университетов с особым порядком финансирования, банально перекроют это самое финансирование. «Это не прихоть ректората. Процедура неприятная»,– отметила г-жа Елина.
То есть, что мы имеем? На фоне «дежурных» фраз руководства страны о том, что, дескать, несмотря на кризис, социально-значимые статьи бюджетных расходов, такие как образование, здравоохранение, ЖКХ etc, секвестированию подвергаться не будут, в реальности происходят совсем другое.
В здравоохранении, например, процессы оптимизации довели медработников до многотысячных уличных выступлений, правда, пока только в столице. Если российская власть, на уровне госпропагнды гнобящая «врагов-либералов», и дальше будет проводить либеральную политику, вскоре и медики, и учёные, и другие ущемляемые категории бюджетников по всей стране почувствуют, мягко говоря, материальный дискомфорт. Полагаю, что в условиях падения курса рубля и барреля, а также самоизоляции российской экономики, у правящего класса просто нет другого выхода, кроме эскалации неолиберальной политики оптимизации социальных расходов. Ну, правда, не национализацией же всего нажитого честным трудом ротенбергов и сечиных заниматься. Или введением контроля наёмных работников за бюджетными расходами.
Так, собственно, и происходит.
19 декабря глава финансового департамента Минобрнауки РФ Михаил Алашкевич сообщил, что в 2015 году сокращаются на 10% бюджетные лимиты для всех министерств. А это означает сокращение бюджета образования на 70 миллиардов рублей. Как пишет Polit.ru, в 2015 году объём госпрограммы «Развитие образования на 2013-2020 гг» сократится с 441,1 млрд рублей до 397 млрд. рублей в связи с недоведением лимитов на 10%. При этом сокращение по финансированию вузов составит 25,9 млрд (с 259,2 до 233,3).
Алашкевич добавил, что сокращаться не будут и стипендии студентов, хотя совсем недавно уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов заявил о задержке стипендий в 40 учебных заведениях высшего и средне-специального образования (в том числе и в саратовских).
Но стипендии – это пшик по сравнению с сокращениями профессорско-преподавательского состава в российских государственных вузах. И эта проблема уже вовсю решается. Правда, весьма специфическим образом – сокращением студентов. По словам Елены Елиной, если в этом году в России насчитывается 13 млн 261 тыс. студентов, то уже в 2017-м их количество сократится до 11 млн 642 тыс. человек. За последние годы на официальном уровне постоянно говорится, что, дескать, в нашей стране слишком много студентов, что выпускники вузов и ссузов не находят себя в профессиях. Под эту тему даже сочинили программу по борьбе с неэффективными учебными заведениями, в ходе реализации которой по стране были закрыты десятки государственных учреждений, что тоже послужило одним из предлогов для последующего сокращения бюджетных расходов.
Тот факт, что выпускники не имеют возможности для своей профессиональной реализации, связан с двумя важными моментами. Во-первых, насаждением в 1990-е годы мифа об особой престижности отдельных профессий (юристов, экономистов, менеджеров etc), представителей которых действительно оказался переизбыток. А во-вторых и в-главных, с отсутствием рабочих мест в реальном секторе экономики в силу её сырьевой перекошенности и возможности реализоваться для большинства молодёжи в непроизводственных сферах.
Что же до неэффективности образования, то основная проблема тут в наличии огромного числа негосударственных вузов, а по сути – ларьков по торговле дипломами (эти учреждения программа чистки «неэффективных вузов», насколько мне известно, не затронула). Впрочем, и бюджетные образовательные учреждения всё больше наращивают базу коммерческих студентов за счёт сокращения бюджетных мест. По логике федеральных чиновников, это является дополнительным стимулом для финансового благополучия учреждений и их работников, а в реальности превращает бюджетные вузы в банальные торговые точки по реализации заветных «корочек», из-за чего и падает качество образования, и доступ к нему широких масс молодёжи. Судя по всему, ради этой цели в конце прошлого года по итогам заседания Российского союза ректоров было издано поручение Владимира Путина о повышении проходных баллов ЕГЭ для поступления в вузы. По мнению некоторых экспертов, в частности, главы Совета ректоров Петербурга Владимира Васильева, поручение Путина повысить проходные баллы для поступления в вузы поможет правительству сэкономить на высшем образовании.
Современное общество с его высокими технологическими возможностями и взаимопроникновением различных отраслей человеческой деятельности давно переросло рамки «кастовой» ремесленно-цеховой организации. Это значит, что разрыв между общим образованием и высшим необходимо преодолевать. Преодолевать не путём девальвации последнего, а его максимальной демократизацией и доступностью для любого гражданина, вне зависимости от толщины кошелька или связей родителей. Высшая школа должна быть такой же неотъемлемой, как, скажем, интернет, пылесос или общественный транспорт. А сами вузы, как тотальная кузница кадров для всего общества,– всячески поддерживаться из бюджета при наличии институтов демократического контроля со стороны рядовых преподавателей и студентов за политикой как ректоратов, так и вышестоящего начальства, вплоть до министерства образования.
Но, увы, тут мы упираемся в рыночные отношения, «благодаря» которым учёных оставляют без работы, учебные заведения без средств к существованию (из-за чего они превращаются в те самые коррупционные лавки), молодёжь без доступа к качественному образованию, а общество с сегрегацией по линии «умный и богатый – глупый и бедный».
Такая политика, ясное дело, свойственна отнюдь не только современной России. Правда, случись что-то подобное тому, что происходит сейчас в СГУ, где-нибудь в «безнравственной» Франции, «отсталой» Индии или «каком-то» Чили, студенты и преподаватели этих стран в едином порыве поставили бы на уши общество массовыми забастовками и уличными выступлениями, заставив правителей пойти на уступки, а то и выбили дополнительные права и свободы. Там знают цену социальным завоеваниям, добытым зачастую ценой крови и массовых жертв, и есть понимание, что если даже маленькая толика справедливости будет отдана на откуп рыночному левиафану, вскоре последний заберёт себе всё. А мы же даже не колышимся, надеясь на второе пришествие, доброго царя или прилёт инопланетян. Во всём мире студенты, в силу молодости, организованности и близости к знаниям являются одной из самых социально-активных и прогрессивных групп населения, своего рода двигателем истории и её детонатором. Да и учёные тоже как правило чужды косности и патернализму. Но, похоже, только не в России, где академическая интеллигенция всё ещё по инерции верит в торжество либеральных ценностей, а учащихся как бесправную массовку, гоняют на сборища в защиту правящего курса, да на не менее постыдные выборные «карусели».
Ладно, в СГУ давно зачистили несогласных и, боюсь, недовольство выражать там почти некому, хотя многие российские учёные всё же участвуют в различных кампаниях по защите образования и науки от коммерциализации, многие критически относятся к политике режима.
Но что происходит с современной российской молодёжью? Кто-нибудь может сказать, почему она либо аполитична, либо вообще консервативнее старших поколений?
Источник: http://www.om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/17-march-2015-i22288-liberalno-konservativnyi-sekv