Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Именем губернатора. Еще раз о налоговых каникулах для бизнеса



"

Тему изучал Рамиль БАХТЕЕВ

Сегодня Саратовская областная дума примет во втором чтении законопроект о “налоговых каникулах”. Парламентариям предложат проголосовать за документ, разработанный министерством экономического развития и инвестиционной политики и внесенный от имени губернатора Валерия Радаева. Альтернативный проект, внесенный депутатом Сергеем Курихиным еще в конце января, будет отклонен согласно думскому регламенту.

На протяжении почти двух месяцев ИА “Взгляд-инфо” внимательно следило за судьбами двух проектов. И сейчас, когда уже понятно, какой из них будет реализовываться на территории области, предлагаем уточнить детали и посмотреть на аналогичные нормативные акты в других регионах.

 

Стоит отметить, что за последние годы этот законопроект стал чуть ли не единственным, вызвавшим столь бурные дискуссии и обсуждения в областной думе. Тем самым была нарушена уже сложившаяся печальная традиция одобрения любых закинициатив в автоматическом режиме.

Кстати, в этом материале мы намеренно исключаем тему кулуарного противодействия отдельных представителей фракции “пенсионеров”, которые в угоду собственным амбициям саботировали попытки конструктивно подойти к законотворческому процессу.

 

Хроника событий

Итак, 27 января депутат Сергей Курихин внес в Саратовскую областную думу проект ЗСО о “налоговых каникулах”.

Согласно требованиям регионального законодательства, 19 февраля проект был рассмотрен на заседании комитета по бюджету и налогам и направлен на оценку регулирующего воздействия, которая началась 27 февраля и продлилась вплоть до 10 апреля (30 рабочих дней). Проект нормативного акта рассылался во все заинтересованные структуры для получения предложений. Обсуждение документа также проходило публично на площадке Общественной палаты области.

Министерство экономического развития и инвестиционной политики региона под руководством Владимира Пожарова начало собирать предложения по подготовке проекта документа с 24 по 31 декабря прошлого года. Это происходило буквально в предновогоднюю неделю, когда все были заняты подготовкой к праздничным выходным, и настрой на качественную работу вряд ли имел место. Можно только предположить, какие невероятные предложения поступали в перерывах между бесконечными корпоративами и банкетами.

Оценка регулирующего воздействия “правительственного” проекта ЗСО проходила с 30 января по 5 февраля, и в связи с отсутствием (!) предложений была пролонгирована до 8 февраля, то есть длилась всего шесть рабочих дней. Общественную палату области вообще проигнорировали и не стали привлекать к обсуждению.

Когда 10 марта губернатор Валерий Радаев внес собственный проект о “налоговых каникулах”, стало понятно, что исполнительная власть региона решила устроить соцсоревнование. И не дорабатывать уже внесенный депутатом Курихиным проект, предлагая, как это обычно происходит, свои замечания и поправки, а в первую очередь отчитаться перед федералами о личном участии в выполнении плана антикризисных мер.

Совершенно очевидными оказались и результаты голосования на мартовском заседании областной думы, когда парламентарии сделали выбор в пользу законопроекта министерства и тот был принят в первом чтении. Прогнозируем и сегодняшний результат апрельского заседания думы – проект будет принят во втором чтении.

 

В чем разница?

В “губернаторском” законопроекте виды деятельности по упрощенной системе налогообложения, на которые распространяются “налоговые каникулы”, установлены на уровне групп (то есть четыре цифры по классификатору ОКВЭД). Если укрупнить их в классы, то фактически льготный режим функционирования вводится только для сельского хозяйства и охоты, производства пищевых продуктов (включая напитки, но за исключением алкоголя), текстильного производства, производства некоторых видов одежды, обуви и матрасов. Плюс добавленные уже в ходе обсуждения проекта некоторые виды строительно-монтажных работ.

В социальную сферу вошли лишь дошкольное и дополнительное образование, а также социальные услуги. Научная сфера представлена научными исследованиями. В общей сложности под действие “налоговых каникул” попало всего 60 групп.

Также устанавливается ограничение предельного уровня доходов на уровне 18 млн рублей в год, после которого льготный режим прекращает свое действие. Для индивидуальных предпринимателей, работающих по патенту, “налоговые каникулы” вводятся для пяти видов деятельности, и ограничение предельного размера дохода установлено в размере 1 млн рублей в год.

Законопроект Сергея Курихина не предполагает “потолка” по доходам и численности сотрудников предприятий, и включает в себя 155 групп видов деятельности по упрощенной системе налогообложения и 25 видов деятельности по патентной системе. По мнению парламентария, сейчас поддержка необходима сельскому хозяйству, охоте, рыболовству, рыбоводству, производству пищевых продуктов, текстильному производству, производству одежды, кожи и изделий из кожи, производству бумаги, издательской и полиграфической деятельности, некоторым видам строительно-монтажных работ и прочим видам производства, востребованным среди предпринимателей.

Социальная сфера представлена туризмом, образованием, врачебной практикой, ветеринарной деятельностью, социальными услугами, деятельностью в области искусства, спорта и другими. В научную сферу вошла деятельность в области научных исследований и разработок.

Основная сфера, нуждающаяся в поддержке в условиях кризиса, касается самозанятости населения. Сейчас “налоговые каникулы” для потенциальных предпринимателей могли бы стать серьезным подспорьем в условиях массовых сокращений, той мерой, когда оставшиеся без работы люди имели бы возможность самореализоваться с минимальными вложениями и одновременно спокойно вести легальную деятельность.

Одним из основных предметов обсуждения при рассмотрении обоих законопроектов был выбор конкретных видов деятельности, на которые должны распространяться “налоговые каникулы”. По информации правительства, главным критерием отбора стало стимулирование развития в регионе именно тех видов, потребность в которых не удовлетворена, развитие которых позволит дать толчок экономическому росту региона.

По мнению депутата Сергея Курихина, подобный принцип мог бы стать целесообразным и оправданным, когда социально-экономическое положение в стране и регионе стабильное и требует изменения вектора развития. В таком случае действительно должны стимулироваться именно те направления деятельности, которые приоритетны для государства.

Парламентарий подчеркивал, что введение “налоговых каникул” в 2015 году призвано стать именно антикризисной мерой, поэтому при выборе видов деятельности необходимо руководствоваться несколькими иными критериями.

Основная сфера, нуждающаяся в поддержке в условиях кризиса, касается самозанятости населения. К примеру, организация дневного пребывания детей, предоставление социальных услуг, туризм, искусство, физкультурно-оздоровительная деятельность и прочее. Сейчас “налоговые каникулы” для потенциальных предпринимателей могли бы стать серьезным подспорьем в условиях массовых сокращений, той мерой, когда оставшиеся без работы люди имели бы возможность самореализоваться с минимальными вложениями и одновременно спокойно вести легальную деятельность.

Во-вторых, “налоговые каникулы” должны стать тем “пряником”, который позволит выйти из тени предпринимателям, традиционно избегающим налогового контроля. Это нелегальный бизнес при проведении некоторых строительных работ (отделочные, сантехнические и прочие), частная врачебная практика, косметические услуги, ветеринарная деятельность и другие.

Ну и, конечно, поддержка всегда необходима приоритетным направлениям развития региона – сельскому хозяйству, производству, научным исследованиям и разработкам.

 

А как у других?

Анализ опыта других регионов приводит к выводу: практически везде акцент сделан на сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и обрабатывающем производстве. При этом есть некоторые различия, которые ориентированы на развитие и поддержку специфических видов бизнеса.

Что касается патентной системы налогообложения, то здесь дальше всех пошла Пензенская область – “налоговыми каникулами” смогут воспользоваться предприниматели, работающие по 24 видам патентной системы налогообложения. В Саратовской области по “губернаторскому” законопроекту присутствуют только пять видов.

К примеру, в Челябинской, Орловской, Пензенской и Тюменской областях “налоговыми каникулами” могут воспользоваться разработчики программного обеспечения и консультанты в этой области. Очевидно, что власти данных субъектов федерации сделали ставку на высокотехнологичные виды бизнеса, которые привлекут высококвалифицированные кадры. Все это может привести к уменьшению оттока из регионов в центр талантливой молодежи, которая зачастую занята в IT-сфере.

В Ханты-Мансийском автономном округе разработчики включили в список клининговые услуги, подметание улиц и уборку снега. Этот опыт вполне можно использовать и в Саратовской области, учитывая наши проблемы с уровнем благоустройства.

Также в Тюменской, Челябинской областях и Ненецком АО сделали акцент на поддержку туризма, образования и здравоохранения.

В целом, во всех регионах, где введены “налоговые каникулы”, число видов деятельности, на которые они распространяются, значительно больше, чем в “губернаторском” проекте, который будет принят в Саратовской области.

Что касается ограничений по льготному режиму “налоговых каникул”, то в большинстве субъектов РФ “потолок” по предельному размеру доходов отсутствует. В четырех регионах (Москве, Владимирской области, Тюменской области, Ханты-Мансийском АО) действует ограничение по численности сотрудников компаний: от 5 до 50 человек.

Интересен опыт Орловской области, где в первый год работы “потолок” составляет 12 млн рублей валового дохода, а во второй год – 24 млн рублей. Подобная мера позволяет поступательно и системно поддерживать микробизнес и выращивать его до уровня малого, а в перспективе и среднего. Упор сделан не только на том, чтобы дать “выжить”, но и на том, чтобы предоставить возможность для развития.

Что касается патентной системы налогообложения, то здесь дальше всех пошла Пензенская область – “налоговыми каникулами” смогут воспользоваться предприниматели, работающие по 24 видам патентной системы налогообложения. В Саратовской области по “губернаторскому” законопроекту присутствуют только пять видов.

Все нормативные акты имеют право на существование, но нельзя забывать один из основных философских тезисов: критерием истины считается практика. Только после того, как законодательство начнет применяться, можно будет сказать о его эффективности, недочетах или ошибках.

Безусловно, “налоговые каникулы” являются крайне важной и актуальной мерой для повышения предпринимательской активности в регионе, однако они не станут панацеей от всех проблем в сфере бизнеса, как и не смогут в полном объеме решить проблему “теневой” экономики. Лишь комплексный конструктивный подход по самым различным направлениям позволит добиться положительного результата как для самого бизнеса, так и для власти.