Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Четвертый передел



"

Скоро выборы. Выборы депутатов Саратовской городской думы. До них осталось чуть больше одного года, но если учесть, что подготовка к битве за власть уже началась, то можно считать, что начались и выборы. Эти выборы обещают привести не только к смене нынешней команды, но и к смене парадигмы управления. Произойдет что-то похожее на частичную ротацию элит, а вместе с ней начнется четвертый передел собственности и сфер влияния в областном центре, которых он может уже не выдержать.

Нам очень сильно уже не хватает ресурсов...
Нам очень сильно уже не хватает ресурсов…

 

Первый передел власти и собственности пришелся на начало 90-х годов прошлого века в период правления мэра города Саратова — Юрия Китова. Этот передел был сопряжен с острой борьбой между сторонниками Юрия Китова и сторонниками Дмитрия Аяцкова, на тот период — первого вице-мэра, а чуть позже и сенатора Совета Федерации.

В начале 90-х был дан старт масштабной приватизации, которая проводилась при отсутствиипредставительного органа власти на территории Саратова. Эта приватизация самых лакомых кусков собственности продолжалась, приблизительно, три года, т.е. с 1992 по 1996 год. Мы не будем сейчас анализировать ход этой приватизации, отметим лишь тот факт, что она была проведена крайне бездарно, ибо сегодня у города почти ничего не осталось из того, что могло бы приносить ему стабильный и все более возрастающий доход. Есть, конечно, земли, но при отсутствии прозрачного кадастра, они не приносят того дохода, который могли бы приносить.

Особенностью первого передела стало сужение материальной, а, стало быть, налогооблагаемой базы, а также разграбление всей сферы ЖКХ. Особых успехов в этом деле добились так называемые ДЕЗы. Некоторые из бывших руководителей этих ДЕЗов до сих пор живут за счет бессовестно наворованного и распроданного имущества.

Готова ли Лариса Абрамова написать "Историю Саратовского Водоканала"?
Готова ли Лариса Абрамова написать “Историю Саратовского Водоканала”?

После поражения «партии Китова» и прихода к власти «клана Аяцкова», ставленником которого стал мэр города Саратова Юрий Аксененко начался второй передел.

Выдвинутый Аяцковым Юрий Аксененко, первоначально, играл роль «послушной овечки», которую в любой миг могли отправить на заклание. Но уже в 2000 году, когда Аксененко удалось провести в городскую думу большинство своих депутатов, а также сформировать собственную команду в системе исполнительной власти, началось его восхождение, позволившее ему избавиться от контроля и опеки со стороны Аяцкова.

При Аксененко с земельными ресурсами в городе творилось нечто невообразимое. Главный ресурс города почти вышел из его доходной базы и стал пополнять не городской бюджет, а карманы присных мэра. Эти присные служили главе исполнительной власти, как служат сеньору феодалы-ленники, т.е. за земельные наделы.

Невероятное, даже для Саратова, количество незаконных построек, ларьков, магазинчиков, комков превратили город в подобие цыганского табора, надолго изуродовав его внешний облик. Дошло до того, что при смене губернатора области, у города было отобрано право распоряжаться своими земельными ресурсами.

Правда, отобрали это право не для оптимизации и пополнения доходов в казну, а для перераспределения ресурса, на этот раз уже среди сторонников и выдвиженцев, так называемого, «балаковского клана», неформальным лидеров которого стал назначенный губернатором Павел Ипатов.

Готов ли Павел Леонидович рассказать нам, как делили городские земли?
Готов ли Павел Леонидович рассказать нам, как делили городские земли?

В результате второго передела, особенно после передачи земельных ресурсов области, налогооблагаемая база города Саратова съежилась во второй раз. Ее сокращение немедленно сказалось и на состоянии инфраструктуры. И без того предельно изношенная, она и вовсе пришла в упадок. Особенно заметно это отразилось на состоянии «Водоканала», дорог, мест общего пользования, социальных учреждений, поликлиник, школ, больниц и т.д.

В течение двух первых переделов шел тотальный грабеж и разорение. До инфраструктуры ли было тогда, если ликвидировали (разумеется, через «легальную» приватизацию) даже детские сады, ясли, детские клубы, перепрофилировали торговые точки, МУПы, выставляли на торги акции предприятий, принадлежавших городу (например, «Саратовгаз») и продавали их фактически за бесценок.

Еще раз подчеркну: в результате первых переделов произошло сокращение доходной базы. Власти перестали о ней заботиться, превратив город в «дойную корову», которую «доили», даже и не задумываясь над тем, что ее хоть иногда, но надо «кормить».

Узнаем ли мы, кого кормили ларьки и земли, отведенные под них?
Узнаем ли мы, кого кормили ларьки и земли, отведенные под них?

Между тем, главная задача городских (муниципальных) властей, как раз и состоит в том, чтобы всячески расширять эту самую доходную базу, в том числе и за счет наведения порядка в управлении земельными ресурсами, создании новых рабочих мест, открытии новых предприятий, поощрении малого и среднего бизнеса, привлечении инвестиций и т.д. К сожалению, эта работа в полном масштабе даже и не начиналась. Все, по сути, сводилось к переделу власти и собственности, к перекройке и без того скудеющего бюджета.

От передела к переделу, неумолимо сокращалось тело делимого, ведь, по сути, делилось и проедалось советское наследство.

Третий передел начался с приходом к власти новой команды во главе с Олегом Грищенко. Уже эта команда столкнулась с тем, что ресурсная база Саратова оказалась на грани истощения. Борьба за ресурсы началась с борьбы за возврат городу права распоряжаться городской землей. Затем последовала массированная атака на бесчисленное количество безобразных ларьков и комков, возведенных на территории города в период правления мэра Аксененко. При этом борьба шла за землю, которая в большинстве случаев была оформлена незаконно, т.е. доходы от нее шли куда угодно, но только не в городскую казну.

И как долго будет стоят этот и подобные ему дома?
И как долго будет стоят этот и подобные ему дома?

У нас нет преемственности во власти, поэтому каждая новая команда будет заниматься переделом собственности, контроль над которой удерживала старая команда.

После смещения Юрия Китова, власть и собственность отбирали у его ставленников, после смещения Аксененко, стали отбирать и делить собственность у его приближенных. Этот процесс шел параллельно, как на уровне города, так и на уровне области. Если в городе делили наследие бывшего мэра, то в области — наследие бывшего губернатора. Некогда могущественные фирмы, компании, лица, кланы, благоденствующие при действующем губернаторе, стремительно теряли власть и собственность. И хотя в целом не были разорены и посажены, но уже не имели той власти и влияния, которые они имели при благодетеле. Особенно откровенно, а местами и нагло, этот процесс разворачивался при губернаторстве Павла Ипатова.

Глубина передела при Валерии Радаеве оказалась значительно мельче, но не потому, что поменялась схема, а потому, что ресурсы заметно сократились.

Наблюдатели справедливо полагают, что в период проедания наследства, дефицит ресурсов сказывается уже на третьей стадии передела.

И как на все это прожить?
И как на все это прожить?

Особенно наглядно это можно было наблюдать в фазе третьего передела. При этом надо отдать должное команде Олега Грищенко. Ведь это именно ей удалось сдвинуть с мертвой точки процесс восстановление городской инфраструктуры. Началось, пусть и не такое масштабное, как хотелось, но все же заметное, строительство и ремонт дорог, возврат некогда приватизированных детских садов, ремонт старых и строительство новых, изменение лица города, посредством ликвидации уродующих его кибиток в виде ларьков и т.д.

В то же время стало окончательно ясно, что ресурсов у города больше нет. На сегодняшний день советское наследие, по сути, проедено. Обычно наследие проедается в течение жизни одного поколения. Но поскольку едоков у нас было слишком много, а их аппетит был сродни волчьему, у нас наследие проели за какие-то 20 лет.

Быть может, он, наш будущий градоначальник?
Быть может, он, наш будущий градоначальник?

Поэтому команда третьего передела стала «водить хороводы вокруг бюджета». С одной стороны, жалуясь на то, что городу, являющемуся донором, от доходов достаются крохи, а с другой, на то, что область не выделяет ему даже минимальное количество средств, необходимых для поддержания инфраструктуры.

Все эти жалобы, конечно, справедливы, но дело ведь не в том, что городу недодают, а в том, что общий ресурс в стране резко сократился. С одной стороны потому, что наследие предков проедала не только Саратовская область и город Саратов, а вся страна. А с другой стороны, в процессе этого «жора» мы мало уделяли внимания тому, а что мы будем «кушать» дальше, когда наследство закончится.

Еще раз подчеркну, что работа над созданием материальной базы, призванной прийти на смену советской, по-настоящему, так и не начиналась, а это значит, что в самое ближайшее будущее нас ждет период «великого оскудения». Если ничего не будет меняться именно в сфере создания новой производственной базы, то будет продолжаться процесс обеднения, будут расти тарифы на ЖКУ, транспорт, энергетику, воду, содержание жилья и т.д. Это неизбежно приведет к вымиранию, первоначально, малых, а затем и крупных городов. Процесс этот уже начался и будет продолжаться. Вымирание — это не обязательно рост смертности. Это высокий уровень миграции, старение населения, падение рождаемости… Расплата за бездумное и безумное проедание наследства предков всегда одна и та же — бедность. К сожалению, системные ошибки, допущенные властью в минувшие годы, увы, не отдалили, но приблизили эту угрозу.

Или, может быть, вот он?
Или, может быть, вот он?

Ну а теперь вернемся к выборам. Новая команда, которая придет к руководству города, должна понимать, что на ее долю ресурсов уже не останется. По крайней мере, они будут так скудны, что и украсть будет нечего, ибо это уже не оставит общество равнодушным. Новой команде предстоит решать очень сложную задачу: ей придется создавать (восстанавливать) материально-техническую базу, которая придет на смену советскому наследству.

Если те товарищи, которые ныне навострили лыжи для похода во власть, полагают, что сменив нынешнюю команду, они совершат четвертый передел и заживут, примерно, так, как живут нынешние депутаты, чиновники и приближенные к ним  бизнесмены, то они глубоко заблуждаются. Заблуждаются потому, что уже сама жизнь поставит перед ними вопросы воссоздания материально-технической базы. Жить так, как жили власть предержащие до них уже не получится.

Та новая «властная поросль», которая ныне готовится к «битве за город» должна отдавать себе отчет в том, справиться ли она с новыми вызовами или столкнется с небывалым по своему размаху и силе социальным протестом.

Беда в том, что эта «протовластная поросль», к сожалению, не сможет справиться ни с проблемой воссоздания материально-технической базы, ни с социальным протестом.

А может быть, и он
А может быть, и он

Причин тому немало. Мы остановимся лишь на самых важных. После того, как выборы перестали носить состязательный характер, а оппозиция, в ее классическом понимании, приказала долго жить, к власти перестали приходить «лучшие». Если однажды, главным образом, по спискам, к власти пришли «худшие», то при сохранении системы выборов в прежнем виде, в следующий раз придут еще более «худшие», ибо «худшие», не приводят себе на смену «лучших».

Этот процесс легко можно отследить на примере представительных органов власти города Саратова и Саратовской области. Сегодня мало, кто знает, что самой лучшей и дееспособной, как по характеру, так и по выбору была Саратовская городская дума 1-го созыва — 1996-2000 годов. Дума следующего созыва оказалась на порядок хуже и по характеру депутатов и по своей дееспособности. Когда депутатский мандат становится платой за лояльность — на арене появляются «худшие».

Некоторый всплеск характеру власти дала дума 3-го созыва — 2006-2011 годы. Это было связано со сменой не только власти, но и порядка выборов, когда городской парламент приобрел черты многопартийного органа, внутри которого образовалась даже коалиция, имеющая собственный взгляд на происходящее в рамках одного отдельно взятого муниципального образования.

Но уже дума 4-го созыва 2011-2016 гг. оказалась похожей на болото, затянутое густой ряской, не способной ответить ни на один вызов, брошенный городу суровой реальностью. Последняя дума оказаласьвещью в себе, лишний раз подтвердив нашу гипотезу о том, что «худшие» никогда не приводят себе на смену «лучших».

Зеркальным отражением процессов, происходивших в системе городской представительной власти, стали выборы депутатов Саратовской областной думы.

Нынешний депутатский корпус прекрасно понимает, что для сохранения собственных позиций ему необходимо либо сохранить власть на следующий срок, либо привести себе на смену тех, кто не потревожит их настоящие позиции. Если все останется так, как есть — кризис неизбежен. Он будет отягощен сокращением ресурсной базы, ростом неимущих и бедных и ростом социальной напряженности.

Источник: http://vremenynet.ru/headings/?SECTION_ID=3&ELEMENT_ID=1854