Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Затянутые поясами



"

На чем еще может сэкономить закредитованная область?

Предложения выслушала Елена ТАЛПЭУ

Куда уходит основная часть областного бюджета? Нужно ли сокращать висящие на нем грузом социальные обязательства? Живет ли Саратовская область сегодня в режиме экономии или, несмотря на сложное финансовое положение и долги, позволяет себе неоправданные траты?

Эти вопросы оказались непростыми даже для экспертов в области экономики и финансов. ИА “Взгляд-инфо” обратился к депутатам Государственной и областной думы, бывшим и нынешним министрам и зампредам с предложением подумать о рациональном и нерациональном использовании бюджетных средств. О том, остались ли у нас резервы для “прыжка” и по какому вектору мы полетим, если его сделаем.

 

Алексей Щербаков, генеральный директор ПАО “Саратовэнерго”, бывший зампред правительства области:

Нужно вводить адресность

Резервов для экономии практически не осталось. Придется экономить на социальных расходах. Это, конечно, болезненно, неприятно, но неизбежно. Других вариантов просто нет, понимаете! У нас 70% бюджета идет на социальные нужды. Причем здесь надо вводить адресность. На федеральном уровне эта концепция уже понята и озвучена.

Я много раз приводил этот пример. Если был бы жив мой тесть участник войны, то получилось бы, что и я вместе с ним не платил бы часть коммуналки за квартиру. А я, как понимаете, в этой услуге, в такой компенсации, не нуждаюсь. И таких людей, как я, достаточно много. То есть  нужно смотреть, кому надо оказывать помощь, а кому не надо.

Насколько я помню, во времена, когда я был зампредом, разного рода социальные пособия получали больше миллиона из почти трех миллионов жителей области. Еще раз говорю: надо помогать тем, кто действительно в этом нуждается, кому трудно. Система учета же есть. Думаю, вполне реально определить и адресность.

Естественно, надо еще поджать чиновничий аппарат, но там больших денег, большой экономии не будет. Все, что можно, уже существенно поджали.

Не самый лучший вариант – пойти по пути, по которому пошли в Балакове, где бабахнули налог на недвижимость по максимальной ставке.

Нужно еще раз просчитать, сколько дополнительных доходов мы сможем получить за счет развития производства, других процессов. Сейчас Валерий Васильевич Радаев, используя все свои связи, добивается заменить банковские кредиты бюджетными. Это очень хорошее решение, которое позволяет экономить существенные средства в пределах нескольких сот миллионов рублей.

Правда, сегодня экономить уже надо не десятки или сотни миллионов, а миллиарды, на которые расходы превышают доходы.

 

Дмитрий Аяцков, экс-губернатор Саратовской области:

Все занимаются бюджетом, а денег нет

– Ни в коем случае нельзя экономить на туалетной бумаге, ни в коем случае нельзя экономить на самих чиновниках. Сократили зарплату на 10% депутатам Госдумы, и что? Сократим зарплаты областным чиновникам. А сколько это в суммарном выражении? Я вас уверяю, не более одного процента от общего бюджета области. Это соринка в глазу.

Я бы поставил вопрос по-другому: где можно заработать, как увеличить налогооблагаемую базу, как увеличить собираемость налогов. Тогда будет что распределять. У нас сегодня в теневом секторе вращается огромное количество миллиардов, которые никак не облагаются налогами. Никак! Это и сдача квартир и помещений внаем, это и теневой оборот транспорта, алкоголя и других товаров.

У нас есть так называемые мытари – те, кто собирает налоги. Но они прежде всего заинтересованы собрать федеральные налоги и никак не заинтересованы собрать местные. Нужно создать структуру по сбору тех налогов, которые должны поступать в муниципальные или областные бюджеты. Увеличение на 50% налогооблагаемой базы – это деньги на строительство дорог, на премии, на отдых детей, на спорт.

Вы сейчас любому главе муниципального образования позвоните, и он будет с горечью говорить, что у него нет ни копейки, чтобы купить ручку и листок бумаги. Не говоря уже о том, что он должен выполнять функции, предписанные муниципальной власти. Содержать дороги, обеспечивать освещение в населенных пунктах и многое другое. Но на это у него абсолютно нет денег. В бюджете заложены средства только на зарплату, и то катастрофически низкую.

Что сокращать? Количество министерств? Да, можно это сделать и даже нужно. У нас есть дублирующие структуры. В облдуме, в Общественной палате, в ведущей партии (не буду называть), в правительстве, в муниципальных образованиях дублируются функции. Кто занимается бюджетом? И те, и другие, и третьи. Все занимаются, а денег нет. Это мы только один аспект рассмотрели, а их очень много.

Ну, давайте не будем платить зарплаты, пенсии и так далее. Сегодня сократили питание в оздоровительных лагерях, сегодня экономят на здравоохранении, на образовании, на спорте, на многом другом. Это же стрельнет потом! Как говорит президент, стране нужен здоровый и образованный народ.

Все празднования дат, которые проходят в области, как правило, осуществляются за счет спонсоров, а не за счет бюджета. Здесь тоже экономить не получится. Бизнес помогает власти организовывать праздники. Например, в области проходила международная книжная ярмарка с участием большого количества гостей. Ну, и что, бюджет дал денег? Нет!

Выход – это доходы. Бюджет области должен быть бюджетом развития. Эти деньги должны поступать на новые или уже работающие производства для того, чтобы опять-таки увеличилась налогооблагаемая база.

У нас действительно повышенные социальные обязательства. Это правда. Предыдущий губернатор настолько раскрутил социальный блок, что он сегодня непосилен для бюджета. Но как сегодня у учителя, врача или медсестры, воспитателя детского сада отобрать надбавку, которую ему сделали? Это невозможно.

Знаете, на чем можно было бы сэкономить? Не платить деньги тунеядцам. Человек сидит на печи, как  Иванушка-дурачок или Обломов, а ему в конвертах деньги приносят. Это были бы серьезные социальные бюджетные деньги. У нас безработный получает до пяти тысяч рублей.

 

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы:

Экономить надо всегда, чтобы не расслаблялись

Могу сказать, что даже локальное сокращение определенных расходов ситуацию с долгом не решит. Проблемы с бюджетом идут от дефицита доходов. Я в свое время ставил бюджет, знаю его структуру.

Я постоянно отслеживаю бюджетные  расходы. Все, что мы ужмем по расходам, даст максимум 2%, или 1,5 миллиарда рублей. Можно прошерстить всю социалку. Но та же программа по переселению жилья позволит сэкономить миллионов 60-70, не больше.

Экономить, конечно, надо всегда, чтобы не расслаблялись. Но глобального решения ситуации с дефицитом бюджета мы при таких доходах не достигнем.

 

Антон Ищенко, депутат Государственной думы:

Невозможно снижать затраты и экономить до бесконечности

– Мне кажется, лучше не экономить, а зарабатывать. Конечно, экономить тоже нужно, и есть варианты снижения затрат, связанные с оптимизацией структуры правительства, министерств, ведомств, штатной численности чиновников. Есть ведомства, которые, как мне кажется, просто не нужны, как, например, министерство информации и печати.

Есть возможность экономить на льготах, которыми пользуются госслужащие. Например, льготы на содержание после выхода на пенсию для уполномоченных по правам человека или уполномоченных по правам ребенка. Они получают достаточно высокие пенсии. Я был первым, кто с трибун в Госдуме сказал, что мы готовы на снижение заработной платы всем депутатам и готовы рассматривать не 10%, а больше. Мы-то всегда готовы, был бы от этого эффект. Пока наша экономия, которая была достигнута урезанием зарплат, – капля в огромном море.

Конечно, это не самое главное, что необходимо сделать. Нужно научиться создавать условия для предпринимательства, для бизнеса. В этом направлении у нас абсолютно не ведется работа. Мне кажется, даже наносится колоссальный ущерб любой предпринимательской инициативе, которая начинает пробиваться сквозь чиновничий беспредел в области. Это касается выделения земельных участков, помощи в получении финансирования, возможности использовать рынки сбыта.

Расходы увеличиваются из-за неумелого управления имуществом области, социального подхода к финансовым активам, неумения работать с инвесторами, с инвестиционными компаниями, например, на фондовом рынке. Вообще из-за боязни всего этого, которая делает нашу область аутсайдерами практически по всем показателям.

Невозможно снижать затраты и экономить до бесконечности. Рано или поздно мы упираемся в зарплату бюджетников, которые учат наших детей или лечат наших родителей.

У нас есть возможность сэкономить даже на дорожных работах. Сейчас они у нас ведутся с использованием некачественных материалов, без учета современных технологий. Выполненные работы не выдерживают никакого гарантийного срока. Вспомните новую набережную, на которую потрачены сотни миллионов рублей, и теперь вновь нужно будет искать средства на ее восстановление. Нет контроля, а может быть, и желания контролировать качество выполнения работ. То же самое вполне может произойти и с саратовским мостом, который вроде бы отремонтировали. Но я уверен, что к этому вопросу через несколько лет мы опять вернемся.

На мой взгляд, нужно пересмотреть концепцию оказания транспортных услуг населению. Есть более экономичные варианты железнодорожного транспорта. Например, рельсовые автобусы. Почему-то мы это не рассматриваем. Не ищем альтернативных путей, а платим сотни миллионов рублей из бюджета непонятно за что. Чрезвычайно неэффективная структура и сама РЖД, и ее “дочки”.

У нас есть возможность экономить на оплате процентов коммерческим банкам. При правильной постановке задачи несколько лет назад мы могли бы выйти на облигационный рынок и сэкономить здесь 1-2% годовых. В целом это дает экономию в несколько сот миллионов рублей.

У нас есть возможность экономить на средствах, которые область сегодня платит за неработающих граждан в фонд ОМС. Нужно запускать областную программу, которая будет нацелена на трудоустройство людей пенсионного возраста. Тогда мы получим возможность привлекать дополнительные средства из федерального фонда ОМС.

Примеров, которые по-другому запустят экономику, достаточно много. Но областному правительству это не нужно. Они не хотят об этом слышать, а может быть, боятся, потому что не всегда могут разобраться в тонкостях. Полгода назад я выходил к губернатору с предложением создать центр стратегических инициатив. Привлечь юристов, экономистов, предпринимателей, которые могли бы написать полноценную программу развития Саратовской области. Она могла бы не только привнести экономию в бюджет, но и научить область зарабатывать дополнительные средства.

 

Зинаида Самсонова, депутат Саратовской областной думы:

Некормленую корову долго не продоишь

– Сегодня вопрос экономии уже решается. На последнем думском комитете по бюджету было заявлено, что федеральная власть, в частности Минфин, выделили нам 2 миллиарда рублей бюджетного кредита. Этот кредит пойдет на замещение другого в размере 2,9 миллиарда, который мы должны будем погасить в июне-августе этого года. В ходе замещения мы получаем очень серьезную экономию. Если бы сегодня этот вопрос губернатор и Минфин не решили в Москве, нам пришлось бы брать кредиты у коммерческих банков. Думаю, вы понимаете, что это такое: нам пришлось бы платить процентную ставку по кредиту в 5-6 раз выше бюджетной. То, что удалось этот вопрос решить, очень положительный на сегодня момент. Это, безусловно, уменьшение расходов.

Возможности для экономии есть в каждой отрасли. Экономия может выражаться даже в рациональном использовании времени, которое затрачивается на те или иные работы. Например, возьмите, Балашовский или Вольский водозаборы, которые строят десятилетиями. Они уже золотые. За те деньги, которые на них уже потрачены, можно было пять таких водозаборов построить. Получилось, что этим вопросом занимались поколения губернаторов. Когда мы любые инвестиции растягиваем на годы, затраты с учетом уровня инфляции, которая меньше 10% не бывает, становятся еще больше.

Чтобы что-то строилось, какие-то проблемы в регионе решались, нужно сюда заманивать инвесторов. Но, к сожалению, с таким бюджетом у нас мало возможностей для их привлечения, для предоставления им каких-то льгот.

Определенные подвижки есть в отношении малого бизнеса, который освободили от налогов. Да, в этом году мы в связи с этим ничего не приобретем, но через три года это позволит малому бизнесу встать на ноги и пополнить казну. Льготы для малого бизнеса – это в основном производство, это сельское хозяйство. Уже через три года они смогут платить нам налоги. Есть пословица: “Некормленую корову долго не продоишь”. Чтобы с бизнеса получать, нужно понимать, как он развивается, нужно помогать ему. Такие, пусть и непопулярные меры необходимо делать не “потому что”, а “для того чтобы”. Но для того чтобы в перспективе мы получили отдачу, нужно работать оперативно, грамотно, профессионально.

Вся социалка – это основная затратная часть бюджета. Сложилось так еще и потому, что на протяжении последних пяти лет у нас идет передача полномочий по социальным выплатам с Федерации на регион. Если раньше в социалке на 80% участвовал федеральный центр, а 20%  – регион, то сегодня с точностью до наоборот. А где взять на это деньги? Фактически Федерация формирует таким образом убыточные регионы.

По поводу сокращения социальных обязательств однозначно не скажешь. Социальные обязательства разные. Некоторые трогать нельзя. С другими нужно посмотреть, что можно сделать. Например, категорически не стоит трогать лекарственные льготы. При той средней заработной плате и пенсии, которые есть на сегодня, если человек заболевает, он не сможет без льготных лекарств лечиться. А в федеральном бюджете заложено сокращение как раз на льготные лекарства.

Я не могу сказать, какие льготы можно пересмотреть в сторону их уменьшения или ликвидации. Здесь нужно анализировать отдельно. Пока в областной думе такой вопрос не рассматривался. Думаю, что об этом говорят в правительстве.

Не разделяю я увлечение обсуждать и уменьшение зарплат чиновникам. Ну, давайте им вообще не платить. Я считаю, это уже глупость. Чиновники получают не такую большую зарплату, которая может как-то повлиять на региональный бюджет. Нельзя сказать, что здесь будет какая-то экономия. У нас чиновники получают меньше, чем депутаты.

 

Александр Степанов, член Общественной палаты области, экс-министр экономики:

Мне очень не нравится чиновничье словцо “оптимизация”

–  Я считаю, сейчас уже достаточно много посокращали. Где-то даже, может быть, чрезмерно. Сокращается поддержка малого бизнеса, не все государственные программы реализовываются. Думаю, если что-то где и найдется, что еще можно сократить, то это настолько несущественно, что не сыграет заметной роли. Сократить – это самое простое, что можно сделать. В первую очередь, надо думать о дополнительных источниках.

Как старый чиновник, я и раньше был против сокращения штатной численности правительства. Думать-то кто будет? Ведь еще и работать кому-то надо. Нам, наоборот, нужны квалифицированные кадры. И качество их отбора – отдельный вопрос и большая тема. Не могу сказать, что я полностью удовлетворен кадровым составом нашего правительства. Но, тем не менее, я ярый противник сокращения под копирку всех подряд или каких-то структур. Я бы мог только порекомендовать создать дополнительные структуры. Сожалею, что было ликвидировано министерство инвестиционной политики. Это серьезное направление, кое-что они смогли наработать. Да, сейчас есть аналогичное структурное подразделение в министерстве экономики. Но я сам дважды был министром экономики и инвестиционной политики. Совмещать такие серьезные блоки очень и очень сложно.

В прошлые годы мы набрали серьезнейшие социальные обязательства, значительно больше, чем по России или ПФО. Но я опять противник их сокращения. Зачем людей доводить до конфликта? Разве что нужно постараться эти социальные обязательства больше не наращивать, а как-то привести к среднероссийскому уровню.

Мне очень не нравится это чиновничье словцо “оптимизация”. В ее рамках как раз и происходит бездумное сокращение численности или бездумное сокращение финансирования какого-то важного направления.

Источник: http://www.vzsar.ru/special/2015/07/27/zatyanytye-poyasami.html