Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Из-под земли достанут



"

Обернется ли увеличение налогов на имущество и землю социальным взрывом?

В ситуации разбиралась Елена ТАЛПЭУ

Саратовская область идет по самому жесткому пути пополнения бюджета: региональная власть вводит новые налоговые удавки для бизнеса и в сто крат увеличивает фискальное бремя для людей, владеющих земельными участками.

Губернатор области Валерий Радаев поставил перед региональным комитетом по управлению имуществом задачу ежегодно привлекать в бюджет дополнительно миллиард рублей за счет имущественных налогов. Комитет в лице его председателя Олега Галкина это поручение с рвением исправного ученика исполняет.

Однако эксперты уверены, что за такими прямолинейными, топорными действиями чиновники не видят далеко идущих и прямо противоположных поставленной цели последствий. И вместо пополнения бюджета мы помашем ручкой уходящему из региона бизнесу и наживем социальные волнения.

За последние недели ИА “Взгляд-инфо” обращается к этой теме не в первый раз. И похоже, ситуация еще не дошла до своего пика.

 

Сто раз отмерь, один раз увеличь

Правительство области в роли баскака, собирающего свою десятину, решило поднажать с двух сторон.

Новый порядок исчисления земельного налога, который теперь зависит от кадастровой стоимости, вступил в силу 1 января 2014 года. А с августа 2015-го жители области начали получать новые налоговые уведомления. И если раньше земельный налог определялся, исходя из инвентаризационной стоимости земли, которую считало БТИ, то после новой оценки земли кадастровая стоимость стала в разы превышать инвентаризационную.

Во-первых, увеличить налоговое бремя с физических лиц, не только крупных землевладельцев, но и самых скромных в финансовом плане граждан, вплоть до пенсионеров-дачников. В этом случае речь идет о земельном налоге. С другой стороны, под прицелом вновь оказались предприниматели – здесь мы говорим о новом порядке исчисления налога на имущество.

И там, и там пляшут от кадастровой стоимости земли, которая была переоценена еще в 2012 году. Кстати, уже тогда обоснованность новой оценки в отдельных случаях вызвала серьезные сомнения.

Новый порядок исчисления земельного налога, который теперь зависит от кадастровой стоимости, вступил в силу 1 января 2014 года. А с августа 2015-го жители области начали получать новые налоговые уведомления. И если раньше земельный налог определялся, исходя из инвентаризационной стоимости земли, которую считало БТИ, то после новой оценки земли кадастровая стоимость стала в разы превышать инвентаризационную.

Естественно, заранее  до владельцев земельных участков кадастровая стоимость не доводилась (особо любопытные, конечно, могли поинтересоваться и сделать запросы, но таких, скорее всего, были единицы). Поэтому суммы земельного налога, указанные в налоговых уведомлениях 2015-го года, стали для большинства жителей области сюрпризом.

Особенно выразительно ситуация смотрится на фоне сегодняшнего состояния дел в экономике. В период кризиса рынок испытывает переизбыток числа предложений по продаже земельных участков. При этом адекватный предложениям спрос отсутствует. Казалось бы, по всем законам рынка цена должна падать. Но этого не происходит по одной простой причине – высока кадастровая стоимость. Налог на землю уже окрестили драконовским.

В редакцию ИА “Взгляд-инфо” стали поступать сообщения из Саратова, Энгельса, Балакова, Саратовского, Марксовского, Базарно-Карабулакского районов и многих других городов и районов области относительно фантастического роста кадастровой стоимости земли и, соответственно, земельного налога.

Например, один из наших читателей рассказал, что кадастровая стоимость его земельного участка в Саратовском районе по состоянию на 1 января 2013 года составляла 56 тысяч рублей. Ровно через год эта цифра достигла 80 миллионов рублей, то есть возросла почти в 1500 раз! Соответственно земельный налог у человека вырос в 285 раз. Хотя, согласно федеральному закону, кадастровая стоимость не может превышать рыночную. Кстати, читатель предлагает государству выкупить его участок по кадастровой стоимости – даже скидку готов предоставить.

У кого-то сумма налога выросла не так космически, но тем не менее. Так, другой читатель сообщает, что на днях получил налоговое уведомление. Сумма исчисленного налога за земельный участок в некоммерческом садоводческом товариществе составила более 2 тысяч рублей. Ранее дачник платил в три раза меньше – 700 рублей. Гражданин планирует обратиться по этому поводу в прокуратуру и суд.

Или владелец участка в Саратовском районе рассказал о том, что прежний налог в 1400 рублей превратился в 4657 рублей. По словам 63-летнего владельца земли, это неподъемная сумма для тех, кто живет на ничтожно маленькую пенсию.

Еще один наш читатель поведал, что, судя по данным публичного земельного кадастра, стоимость его дачного земельного участка выросла более чем в семь раз. И, по его подсчетам, уже в полтора раза превышает реальную рыночную стоимость.

 

Чей коэффициент?

Коэффициент, по которому рассчитывается сам налог, устанавливается муниципалитетами. “Физические лица являются налоговыми плательщиками с определенной временной задержкой, поэтому налог за 2014 год они получили только сейчас”, – напоминает министр – председатель комитета по управлению имуществом Саратовской области Олег Галкин.

При этом в разговоре с корреспондентом ИА “Взгляд-инфо” руководитель КУИ признает: “Действительно, в каких-то муниципалитетах произошел рост, в каких-то падение. Случаи об увеличении налога в 200-300 раз мне не известны. Я физически не видел платежки с такими цифрами. Чисто технически такой рост возможен, если раньше человек не платил налог или он был занижен. На мой взгляд, имеет место рост в два раза. Нельзя сказать, что это тотальное повышение”.

“Случаи об увеличении налога в 200-300 раз мне не известны. Я физически не видел платежки с такими цифрами. Чисто технически такой рост возможен, если раньше человек не платил налог или он был занижен. На мой взгляд, имеет место рост в два раза. Нельзя сказать, что это тотальное повышение”.

В любом случае, налог на землю состоит из двух частей, – продолжает Олег Галкин. – Из налоговой ставки, которую утверждает муниципалитет, и непосредственно из кадастровой оценки. Поэтому все муниципалитеты, у которых произошел какой-то сильный разбаланс, могут решением своего совета депутатов уменьшить налоговую ставку. Это в принципе уже делается в Балакове”.

Тем не менее, чиновники областного КУИ признают спорность кадастровой оценки.

Неоднозначность результатов этих работ уже многократно обсуждалась на различных площадках. В случаях, когда владелец не согласен с результатами оценки, комитет по управлению имуществом области предлагает владельцам участков обращаться в Комиссию при Управлении Росреестра по Саратовской области (Саратов, ул. Кутякова, 5) либо в суд. Комитет всегда  готов рассмотреть каждый случай  роста земельного налога и оказывать содействие  по урегулированию ситуации“, – информирует ведомство в официальном письме.

 

Так что, все в суд?

Свою позицию по этому вопросу выразил на нашем сайте президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев: “Можно, конечно, оспаривать результаты кадастровой оценки в суде, и такая практика есть, некоторые предприятия и граждане видят для себя выход в этом, чтобы не повышать налог. Но случаи эти единичны, так как мера эта слишком затратная и хлопотная“.

Сейчас есть, конечно, перекосы, но на то есть и судебные инстанции“, – уверен экс-министр экономики и инвестиционной политики региона, член областной Общественной палаты Александр Степанов.

Вот только, по словам наших читателей, услуги эксперта по оценке земли в среднем могут обойтись в 30–35 тысяч рублей, и это не считая судебных издержек и затрат на адвоката.

Татьяна Пшеничная, директор юридической фирмы, оказывающей помощь гражданам по переоценке кадастровой стоимости земли, подтвердила: в последнее время по поводу снижения кадастровой стоимости к ним стало обращаться много клиентов.

“От кадастровой стоимости земельного участка зависят арендные платежи, земельный налог и выкупная цена, если лицо имеет право на приобретение земли в собственность, – объясняет юрист. – Землепользователь, считающий, что кадастровая стоимость его участка завышена, имеет право обратиться к оценщику, который даст свое заключение. Но если стоимость участка после этого заключения упадет на 30% и более, по закону необходимо проводить дополнительную экспертизу. С данными которой человек пойдет либо в комиссию при Росреестре, либо сразу в суд. Поэтому в общей сложности 35-40 тысяч рублей, а иногда и под 50 тысяч выходит”. 

Олег Галкин вновь не согласен: “Сама оценка может стоить в зависимости от участка 5 тысяч рублей, а экспертный отчет порядка 10 тысяч рублей“.

Действительно, мелочь – начинаем считать от 15 тысяч. Разве это серьезные расходы для тех, кто экономит на продуктах и выращивает овощи на своем приусадебном участке? Напомним, по последним данным, в 2015 году с сокращением заработной платы столкнулись 62% россиян. Две трети наших сограждан экономят на еде. И в Саратовской области сокращаются доходы жителей, закрываются производства, людей переводят на неполную рабочую неделю. Но высокому чиновнику, похоже, наши доходы и расходы виднее.

Понимаю, что повышение налога – мера для правительства вынужденная. Напряженный бюджет, неблагоприятная экономическая обстановка, необходимость выполнения социальных обязательств. Но… К сожалению, прогноз развития ситуации с налогами не самый радужный, аккуратно подбирает слова бизнесомбудсмен Максим Фатеев. Возможно, вынуждены будут уйти со своих дачных участков  те люди, для которых овощи с огорода составляли едва ли не основную часть их продуктовой корзины. В итоге возможно увеличение количества малоимущих, которые быстро пополнят ряды заявителей на социальные пособия, субсидии, другую материальную помощь от государства, и кто-то из них уже вряд ли промолчит при очередном отказе в господдержке“.

 

А кто пересчитывать будет?

По действующему законодательству, государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет с момента проведения последней оценки. Как уже было сказано, в Саратовской области такая оценка  проводилась в 2012 году. Заказчиком последних работ выступала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и  картографии (Росреестр). Оценку земельных участков проводил Самарский филиал ФГУП “Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ”.

Эксперты предполагают, что оценка сторонней организацией, которая даже не заходила в регион, осуществлялась формально и не определяет в большинстве случаев истинную стоимость земли.

Когда делали переоценку, она проходила достаточно формально за счет определенной организации, которая даже не приезжала. Был определенный срок, когда можно было оспорить или обжаловать кадастровую стоимость. Эта работа прошла, и на сегодняшний день можно обращаться в суд. Но только сейчас начали люди получать платежки на оплату налога. Грубо говоря, раньше платежки были основаны на данных БТИ. Все ждали и думали, что авось это не случится. А оно авось и случилось“, – рассказывает депутат облдумы, сопредседатель регионального отделения ОНФ Алексей Мазепов.

По информации министра по делам территориальных образований Саратовской области Людмилы Жуковской, если для некоторых жителей сумма земельного налога увеличилась с 200 рублей в год до двух тысяч, то для плательщиков – юридических лиц, например, Озинского района общая сумма налога снизилась с 2,7 до 1,5 млн рублей в год, по Дергачевскому – с 10,3 до 7,7. Поэтому в целом поступления земельного налога не увеличились.

Действующими федеральными нормативными правовыми актами предусмотрены процедуры пересмотра кадастровой стоимости, однако права органов местного самоуправления на участие в таких процедурах, как в защиту интересов жителей, так и в защиту интересов местного бюджета, крайне ограничены“, – комментирует Жуковская.

Как уже было сказано, закон обязывает проводить оценку не реже одного раза в пять лет, но можно и чаще. Особенно если предыдущие данные не соответствуют рыночной ситуации. Однако у области на новые исследования банально нет денег.

Мы понимаем, что любая оценка это не панацея, и нет универсальной оценки земельных участков”, – заявляет вице-президент ТПП Саратовской области Светлана Баринова.

Так может быть, пора менять саму систему оценки и работать в этом направлении, а не обращаться по привычке к кошельку граждан?

 

Помогать или изымать?

Предприниматели также столкнулись с новым порядком исчисления налога на имущество, который теперь рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (раньше он определялся по балансовой стоимости). Об этом “Взгляд-инфо” подробно рассказал в статье “Кризисная мера“. Причем, в отличие от других регионов, в Саратовской области налог будет рассчитываться сразу по максимально возможной по закону ставке в 2% – как это делается в городах федерального значения.

Это мина замедленного действия, которая заложена больше года назад и о которой мы говорили в Госдуме неоднократно, – признает депутат Государственной думы Антон Ищенко.Эти законы были приняты фактически без всестороннего общественного обсуждения, без серьезного анализа экспертов. Дело в том, что все непопулярные законы и поправки к ним стараются принимать во втором чтении, чтобы избежать публичности. Власть, к сожалению, идет не по тому пути. Вместо того, чтобы создавать условия для предпринимателей, оказывать меры господдержки, налоговыми льготами поддержать в трудный момент малый и средний бизнес и население, чиновники идут по пути изъятия и без того скудных доходов“.

На минувшей неделе представители предпринимательского сообщества региона обратились с коллективным письмом к губернатору области Валерию Радаеву. Бизнесмены просят не торопиться вводить единый для всех предприятий региона налог на имущество, а подумать о дифференцированном подходе.

В ответ на это Олег Галкин обвинил предпринимателей в истерии и спекуляции.

На минувшей неделе представители предпринимательского сообщества региона обратились с коллективным письмом к губернатору области Валерию Радаеву. Бизнесмены просят не торопиться вводить единый для всех предприятий региона налог на имущество, а подумать о дифференцированном подходе. В ответ на это Олег Галкин обвинил предпринимателей в истерии и спекуляции.

Мы не увеличиваем имущественный налог для промышленных предприятий. Этот налог распространяется на объекты, которые занимаются под офисы и торговые помещения. Я думаю, как раз эти предприятия и педалируют тему. Промышленных предприятий этот налог может коснуться только в том случае, если они сдают помещения в аренду. Мы пока видим семь таких  предприятий. По “Нефтемаш-Сапкону” ситуация непонятна: сдают они в аренду или нет? Этот вопрос будет решен в результате физического посещения этого объекта“, – пообещал руководитель КУИ. Чиновник также отметил, что закон еще не принят, а только будет рассматриваться депутатами облдумы. И не исключено, что в так называемую “поправку Галкина” могут быть внесены изменения, которые приведут к тому, что промышленные предприятия вообще исчезнут из этого перечня. Сам список еще не утвержден.

По тому же предприятию “Нефтемаш-Сапкон” в абсолютных выражениях речь идет о 200 тысяч рублей в год. Думаю, это для крупного промышленного предприятия не очень большая сумма. Нельзя говорить, что этот налог губит промышленность“, – считает Галкин.

 

Инвестиционная непривлекательность

Зато, по оценкам главы КУИ, доходы областного бюджета за счет этих поправок вырастут на 160 миллионов рублей. Много это или мало? Есть ли смысл из-за такой суммы сейчас будоражить людей? Мы больше получим  или потеряем?

Бюджет у нас действительно в дефиците, и правительство с этой точки зрения можно понять, – говорит Светлана Баринова. – Но давайте не опрометью кидаться, а подходить очень взвешенно. Предприниматели, которые на сегодняшний день приходят к нам со своими насущными проблемами, говорят: ситуация в экономике региона складывается таким образом, что рентабельнее и целесообразнее уйти работать в другую область“.

Естественно, подобные меры не способствуют и тому, чтобы бизнес приходил в регион и, соответственно, увеличивалась налогооблагаемая база. Все чаще создается впечатление, что областные чиновники имеют довольно далекие представления о принципах инвестиционной привлекательности.

Председатель областной ОП Александр Ландо убеждает КУИ свести все риски к минимуму. И напоминает чиновникам, что у нас есть неиспользуемые резервы – нелегальный бизнес. 35 миллиардов рублей идут мимо бюджета. По мнению Ландо, было бы гораздо разумнее добавить их в доходную часть, перевести из теневой сферы в правовое поле.

Новые налоги надо обсуждать с бизнесом и гражданами другого пути нет,повторил собеседник ИА “Взгляд-инфо”. – Когда лошадь нагружают слишком тяжелой ношей, она падает. Нам нужно, чтобы бизнес не упал от этих нововведений, он и так несет большие налоговые траты. Все мы помним социальный налог, когда тысячи малых предприятий были вынуждены закрываться. Нам сегодня это не нужно. Тот сук, на котором сидим, пилить нельзя – упадешь!”.

 

И напоследок

Если вам кажется, что вы не предприниматель и не владелец дачного участка, а потому волноваться нечего, вынуждены огорчить и вас. Еще одна новость: у физических лиц с 2016 года также может измениться налог на имущество. Под действие закона попадут все собственники многоквартирных домов.

Так что очередная свистопляска еще предстоит“, прогнозирует Баринова.

Источник: http://www.vzsar.ru/special/2015/09/09/iz-pod-zemli-dostanyt.html