Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Многоликое зло для страны



"
ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 37 (359) от 20.10.2015
Скандальные заявления банкиров и чиновников о настоящем и будущем

Андрей Костин, глава ВТБ (Внешторгбанка), и Андрей Костин, интернет-омбудсмен РФ (оказывается, есть у нас и такое), внезапно стали самыми обсуждаемыми людьми минувшей недели. А всё потому, что не постеснялись вслух высказать то, что думают (новый тренд это, видимо, в российской политике). Банкир заявил, что малый бизнес стране не нужен и кредитовать его бессмысленно. А защитник прав айтишников – что вкладывание денег в подготовку IT-специалистов есть настоящее вредительство стране.

Фурор, который неожиданно произвели эти умозаключения, кажется, смутил и самих их авторов. Но разъяснения Костиным и Мариничевым своих позиций, последовавшие затем, только подлили масла в огонь. Эксперты, признанные и доморощенные, препарировали каждое из прозвучавших выступлений и в некоторых словах даже нашли признаки разума.

Сказал бы такое кто-нибудь пониже рангом, никто бы и не заметил и не придал значения. Мало ли бредящих можно встретить по осени в таком депрессивно настроенном государстве, как наше? Но заявления о ненужности малого бизнеса и вредительстве стране через подготовку российских айтишников исходили не от случайных людей. Костин, например, хоть и не политик, но человек весьма влиятельный, близкий президенту, возглавляющий крупную государственную финансовую структуру, плотно встроенную в государственную же финансовую систему. А значит, его слова – это, извините, не пустой звук. Они не просто могут что-то говорить о настроениях властей, но и иметь какое-то воплощение, последствия. То есть совершенно не удивительно, что слова эти возбудили, в частности, бизнес-сообщество и многих в нём не на шутку напрягли.

С Дмитрием Мариничевым примерно та же история. Неважно даже, что до этого его выступления практически никто в России не знал о существовании самой такой должности, как интернет-омбудсмен, и о его функции – «защита прав предпринимателей при регулировании и контроле за функционированием интернета». Теперь-то очень многие знают. И опасаются. За будущее сферы высоких технологий, за интернет в том числе.

Сказанное было услышано

Резонансное заявление Костина, наделавшее столько шума, прозвучало во время форума «Россия зовёт!», организованном «ВТБ Капитал». Здесь традиционно собираются представители элиты госуправления и крупнейших компаний для обсуждения экономических проблем государства и решения частных имиджевых задач. Говорят, что жарких дискуссий там было много. Неожиданных изречений тоже. И одно из них, оперативно растиражированное СМИ, – как раз слова главы Внешторгбанка Андрея Костина.

Большинство информационных агентств и других федеральных СМИ не трудились приводить цитату из выступления главы ВТБ полностью, а просто пересказывали часть сказанного своими словами. Акцентируя внимание на том, что, по Костину, «малый и средний бизнес не востребованы, у них нет поля для деятельности, и кредитовать их смысла нет». Так, создавалось впечатление, будто бы Костин призывал вообще отказаться от кредитования малого и среднего бизнеса. При этом те же СМИ подчёркивали, что и Путин (президент РФ), и Медведев (премьер-министр) повсюду в последнее время говорят об обратном. О необходимости увеличить доступность кредитов для малого бизнеса и наращивании банками объёмов кредитования МСБ.

Но некоторые издания («Коммерсант», «Новая газета») цитировали Андрея Костина дословно: «Вот, мы тоже… Всегда говорим: банки больше должны кредитовать малый и средний бизнес. Но если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране в силу каких-то причин, если нет поля деятельности для них, то ну какой смысл больше кредитовать? Это будут невозвратные долги только. Поэтому, мне кажется, действительно идти надо от потребления. Есть потребление, есть спрос – будут деньги. Нет потребления, нет спроса – просто так дешевыми деньгами заливать экономику ради создания искусственного спроса – мы знаем, чем это всё заканчивается».

И в этом ракурсе получается, что глава второго по величине госбанка всего лишь усомнился в пользе от наращивания темпов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в нынешних условиях.

С эмоциями и без

Представители малого и среднего бизнеса, опрошенные практически всеми изданиями по горячим следам, ясное дело, говорили о заявлении Костина весьма эмоционально. В основном возмущённое «Так нельзя!» или «Да как же так можно?!» Блогеры в оценках были жёстче. Костина они называли неадекватным, сумасшедшим и даже «гэбэшным шулером».

Очищенные же от эмоций комментарии предпринимателей и экспертов сводились к тому, что Костин не прав. Что поддерживать малый бизнес необходимо уже потому, что он вообще-то должен составлять (и составляет в других странах) основу экономики. Что полный отказ от кредитования субъектов МСБ навредит в первую очередь ей. И что выдавать кредиты небольшим компаниям должны не только госструктуры, но и коммерческие банки.

Представители саратовских бизнес-объединений заявление Костина комментировали осторожно, честно признаваясь, что не понимают пока, как относиться к его словам и стоит ли воспринимать их очень уж серьёзно.

«Костин не является представителем власти. Хотя, конечно, подобного рода заявления со стороны крупного инфраструктурного государственного банка – это неприятно, непонятно и нехорошо, – отметил, в частности, Юрий Романов, возглавляющий региональное отделение «Опоры России». – Я не исключаю, что журналисты как-то неверно трактовали заявление Андрея Костина. Может быть, он совсем не то имел в виду. Сам я склонен считать, что это просто такая его личная позиция. Причём довольно размытая. Но логику в его словах увидеть можно. Крупным банкам, таким как ВТБ, конечно, выгодней и удобней работать с крупными заёмщиками. Мелкие компании пусть кредитуют маленькие банки».

Кроме того, Романов добавил, что в последнее время с получением кредитов в банках у малого и среднего бизнеса и без того серьёзные проблемы: «Малый и средний бизнес сегодня очень аккуратно кредитуется. Ставки выросли в разы, а снижались только на несколько незначительных процентов. То есть заявок на кредиты со стороны предпринимателей стало намного меньше, чем ещё год назад. С другой стороны, требования к заёмщикам из числа субъектов малого и среднего бизнеса со стороны кредитных организаций тоже значительно ужесточились».

Министру экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Владимиру Пожарову идея отказа в доступе к кредитным ресурсам малого и среднего предпринимательства тоже не нравится.

«К сожалению, в самом форуме «Россия зовёт!» мне принять участия не удалось, поэтому о словах руководителя ВТБ Андрея Леонидовича Костина могу судить только по публикациям журналистов и блогеров. Чтобы не получилось, как в известной присказке «Пастернака не читал, но осуждаю», я не буду комментировать оратора, а просто выскажу своё мнение по означенной проблеме, – отметил Пожаров. – На мой взгляд, малый и средний бизнес поддерживать, в том числе через упрощение доступа к кредитным ресурсам, необходимо всегда. Причины банальны и общеизвестны: малый бизнес – это и налоги, и самозанятость, и решение самых насущных проблем жителей любого населенного пункта, и один из локомотивов экономики. Но главное, как мне кажется, даже не в том, что не удержавшийся на плаву предприниматель лишит земляков булочек или не отремонтирует им холодильник, проблема будет гораздо глубже. Владельцы малого и среднего бизнеса несут ответственность сами, не прося дотаций, не только за себя, но и за своих работников. И если они опустят руки, то, когда упомянутое на форуме поле для деятельности сможет расшириться, возделывать его будет некому».

Гордимся ими, а не вредим

Дмитрий МариничевЧто касается Дмитрия Мариничева, интернет-омбудсмена при президенте РФ, то российскую общественность, особенно интернет-аудиторию, до глубины души тронуло его заявление о том, что Россия не должна обучать собственных программистов. Так как, по мнению Мариничева, молодые IT-специалисты наносят ущерб стране.

Но если в случае с Андреем Костиным можно винить журналистов за то, что выдернули фразу из контекста, превратили в лозунг, передёрнули слова и прочее, то в случае с интернет-омбудсменом винить некого. Хотя он и предпринимал попытки оправдаться.

Своим взглядом на перспективы России по развитию технологий и импортозамещению интернет-омбудсмен делился на встрече общественной палаты с научным сообществом.

Там он сообщил, что первенство в технологиях сегодня у США. У них и монопольное право на технологии по всему рынку. По словам Мариничева, что-либо импортозаместить в технологиях у России не получится. Потому что, несмотря на способность РФ производить свои микропроцессоры и другую электронику, для этого товара нет рынков сбыта.

«Опередить Соединенные Штаты в развитии технологий невозможно», – заявил чиновник. А раз так, то Россия не должна вкладывать средства в собственных программистов.

«Я честно и открыто говорю: если вы хотите навредить стране, то вы должны вкладываться в подготовку IT-специалистов на территории РФ. Большего вреда произвести невозможно», – сказал интернет-омбудсмен. И добавил, что обученные в России IT-специалисты будут стремиться уехать на Запад и работать там.

Атака на Мариничева со стороны российских интернет-пользователей, блогеров и экспертов началась после первых же публикаций его высказываний в СМИ. Тут тоже в выражениях не стеснялись. Было и про «воинственных дебилов», и про «мракобесие высшего порядка». Самым деликатным способом своё недоумение выразил разве что наш саратовский министр экономики и инвестиционной политики Владимир Пожаров.

Он сказал, что «подготовка специалистов в области программирования и вычислительной техники – это не блажь, а прямое требование национальной безопасности».

«О качестве отечественных айтишников я могу судить по выпускникам саратовского госуниверситета и политеха. Они регулярно становятся победителями и призерами самых разных соревнований, вплоть до профильных чемпионатов мира. Учитывая наличие мощной высшей школы по этим специальностям и сегодняшнюю международную обстановку, мне, как представителю власти, просто странно слышать такое мнение. На мой взгляд, оно не соответствует даже духу времени», – отметил Владимир Александрович.

Имел в виду не это

Мариничеву пришлось оправдываться – не перед министром Пожаровым, конечно, а вообще перед всеми возмутившимися. Он сделал это несколько раз: дал интервью «Медузе», написал открытое письмо читателям «Известий», пришёл в студию телеканала «Дождь» и отписался в «Фейсбуке».

Везде Дмитрий Мариничев говорил, что имел в виду на самом деле. Оказывается, интернет-омбудсмен всей своей чиновничьей душою болеет за российский IT-бизнес. И говоря о вредительстве России путём подготовки айтишников, имел в виду следующее: декларация о намерениях обучать IT-специалистов должна быть подкреплена решениями по мотивации создания бизнесов и их поддержки. А иначе это будет вредительство.

«Мы с пеной у рта доказываем в правительстве необходимость продления льгот для IT-компаний. Потому что их отмена приведет к исчезновению из экосистемы малых творческих коллектив, способных на создание инновационных продуктов. Потому что льгота дает реальное повышение занятости и повышение налоговых поступлений в бюджет. Потому что сегодня соседние страны вводят свои льготы для IT-бизнеса и активно сманивают IT-бизнес из России, предлагая сменить юрисдикцию…

Зачем нам тогда IT-специалисты в стране, если они не будут востребованы внутри страны? Я задаю этот вопрос, потому что не понимаю, почему при экспорте нефти компании берут к зачету НДС, а при экспорте высокотехнологичных услуг и сервисов такой возможности не имеют? Почему мы стимулируем компании, продающие наши ресурсы, но не стимулируем компании высоких технологий продавать свои решения за рубежом? Ведь при следовании декларируемому курсу импортозамещения государство должно поступать наоборот. Убрать возврат НДС с необработанного сырья (нефти) и возвращать его IT-компаниям».

И ещё: «Нам нужно ответить на один простой вопрос. Россия внутри глобального рынка или снаружи? Если снаружи, то импортозамещение должно быть тотальным. Начиная от электронного машиностроения. Разработки дизайна микропроцессоров. Их производства и последующего обучения специалистов. В этом варианте Россия будет против всех. И только в этом варианте наука получит конкретный госзаказ на решение потребностей государства. Финансирование. И обязательное применение технологий в промышленности и производстве с целью обеспечения нацбезопасности».

Правда, в этом варианте, по словам Мариничева, подготовка IT-специалистов должна вестись на базе собственных отечественных технологий (продуктов). А не иностранных. Иначе это тоже будет «зло для страны».


[кстати сказать]

Сомнения по поводу разумности

Стоит отметить, что за обсуждением того, что там на форуме сморозил Андрей Костин и как к этому относиться, как-то совсем затерялся сам повод заявления, ставшего скандальным. Из публикаций в СМИ практически невозможно понять, ради чего конкретно на форуме «Россия зовёт!» поднимался вопрос, спасёт ли малый бизнес дешёвое кредитование.

Есть подозрение, что обсуждение темы поддержки малого бизнеса было приурочено к началу работы кабмином над стратегией развития малого и среднего бизнеса до 2030 года, проект которой был в то же время внесён на рассмотрение российского правительства.

Если коротко, то, согласно проекту документа, реализацией стратегии после утверждения будет заниматься Минэкономики РФ и новая государственная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Стоимость долгосрочного плана по поддержке малого и среднего бизнеса (до 2030 года) оценивается почти в 820 млрд рублей (сумма ещё не согласована). 570 млрд рублей – это действующие программы Минэкономики, Минсельхоза, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Росмолодежи. Докапитализация МСП Банка составит до 2030 года 145 млрд рублей. На наращивание капитала Корпорации по развитию МСП с 2016-го по 2020 год просят 100 млрд рублей.

Предусматривается, что Корпорация по развитию МСП будет разрабатывать и внедрять всевозможные стандарты поддержки малого и среднего бизнеса на разных уровнях, в том числе путём кредитования.

Пока этот проект восторгов у экспертов не вызывает. Красноречивый Костин, возможно, относится к их числу. Но независимые эксперты тоже выражают сомнения по поводу разумности нового документа.

«Раздача бесплатной помощи бизнесу – малый он или крупный – это неправильно. Эта помощь не работает. Это не рыночный инструмент. Бизнес на то и бизнес, чтобы зарабатывать. Другое дело – выделять бюджетные деньги, чтобы банки снижали кредитные ставки или покрывали риски, которые несет малый бизнес», – говорят эксперты.

Чиновники поясняют, что документ в нынешнем его виде – это просто скелет, на который будут наращиваться детали.