Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Кто ж его поставит…



"

В Саратове разгорается скандал с памятником основателям города

Сергей Курихин у памятника саратовскому городовому

Сергей Курихин у памятника саратовскому городовому (Фото: Из архива ИА «Свободные новости»)

 

В Саратове разгорается очередной скандал вокруг установки памятника основателям города — князю Григорию Засекину и стрелецкому голове Федору Турову. Ранее с идеей установки монумента выступил местный олигарх, медиа-магнат и областной депутат-застройщик Сергей Курихин. Как утверждают подконтрольные саратовскому политику СМИ, памятник основателям Саратова был изготовлен на средства Курихина еще в середине 2014 года. «Каждый из двух бронзовых исполинов весит более 500 килограммов, высота элементов скульптурной композиции превышает 2,5 метра», — бодро рапортует аффилированное меценату ИА «Взгляд-инфо».

В Саратове появятся скульптуры основателей города – князю Григорию Засекину и стрелецкому воеводе Федору Турову

Исполины в ожидании

Планировалось, что монумент основателям Саратова будет установлен к 425-летию города, которое отмечалось осенью 2015 года, однако из-за неопределённости с локацией и, вероятно, каких-то иных, скрытых от общественности причин, этого не произошло. Но пока «бронзовые исполины» ждут своего часа, общественность не перестаёт ломать копья относительно художественного уровня скульптур, места их расположения, а также механизмов обсуждения и принятия решений по установке новых памятников в Саратове.

Так, ещё в сентябре 2015 года в саратовской мэрии состоялось закрытое от горожан и независимых СМИ заседание городской общественной палаты, на котором, как сообщалось в аффилированных с Курихиным изданиях, с участием «архитекторов и общественников», а также главы регионального комитета общественных связей и национальной политики Бориса Шинчука была «единодушно поддержана идея установки памятника на улице Октябрьской, на смотровой площадке набережной», где ранее располагалось кафе «Буратино». Речь фактически идёт о площади Константина Федина, на которой уже располагается памятник писателю, выполненный известным советским скульптором Александром Кибальниковым. Интересно, что с подачи курихинских медиа, в Саратове аккуратно педалируется идея переноса скульптуры писателя, видимо, для «расчистки» территории под «подарок» Сергея Курихина городу (ранее он уже профинансировал изготовление и установку монумента городовому, который поставили также на площади Федина). Как следует из другого сообщения ИА «Взгляд-инфо», решение установить монумент Турова и Засекина на площади Федина «уже одобрено на заседании городского градостроительного совета» и в настоящее время «обсуждаются детали композиции».

Наиболее горячим сторонником и лоббистом скорейшей установки в Саратове «курихинского» монумента долгое время выступает глава городской общественной палаты Борис Кузнецов. После состоявшегося 26 января заседания Градостроительного совета Саратовской области, на котором в очередной раз обсуждался вопрос о памятнике, Кузнецов заявил, что установку изваяний Турова и Засекина, не состоявшуюся к 425-летию Саратова, необходимо приурочить к 80-летию учреждения Саратовской области, которое будет отмечаться в этом году.

После заявлений Кузнецова, своё мнение относительно памятника основателям Саратова высказал профессор, доктор медицинских наук, член Союза художников и Ассоциации искусствоведов и критиков искусства Алексей Трубецков. В соцсети Facebook учёный и арт-активист высказал резко критическое замечание в адрес изваяний, изготовленных по инициативе Сергея Курихина.

«Пусть все знают автора этого позора. Понятно, что у нас есть ещё хуже, но хочется узнать заранее. Вообще, давно нужно начать обсуждение того, какие „памятники“ нужно переплавить или убрать куда подальше», — написал Трубецков. «Судя по фоткам работа просто очень пошлая. Это не образы, а какие-то портреты костюмов. Которые тоже сомнительны. Понятно, что никто не сможет сравнить схожесть с прототипами… Эту фигню, при должной проверке, можно поставить в краеведческом музее с подписью „Типичный русский костюм…“. А зачем это превращать в памятник я не понимаю», — добавил он.

«Совершенно безобразная ситуация»

Алексея Трубецкова поддержала Татьяна Сыромятникова, заведующая отделом экспозиции саратовского музея Константина Федина (музей располагается в непосредственной близости от памятника писателю и планируемой локации для размещения скульптур Засекина и Турова).

«Это совершенно безобразная ситуация, схожая со строительством курихинского дома на усадьбе музея Федина, когда прессуют не только музейщиков, а не гнушаются бесчестными грязными методами (не буду вдаваться в подробности). Идут через все и всех. Не говоря уже о неуважительном отношении к памяти Федина, Кибальникова, о том, что Федин — это имя, неразрывно связанное с Саратовом, и уж Саратову он свой долг отдал сполна, а его дочь передала безвозмездно в Саратов автографы Гоголя, Достоевского, Некрасова, Пастернака, Ахматовой, Ремизова, Замятина и др., огромный бесценный архив — много всего на что семья могла бы безбедно жить многие годы. Кроме того, место на площади Федина меньше всего подходит для скульптурной композиции Турова и Засекина», — написала Сыромятникова.

В своей реплике в соцсети она косвенно затронула тему отношения бизнес-структур олигарха и единоросса Сергея Курихина и литературного музея, расположенного в центре города. Дело в том, что на протяжении определённого периода влиятельный саратовский застройщик подбирался к скверу возле литературного музея. Как и ряд других участков в Саратове, для бизнесмена-девелопера данный сквер был интересен не как публичное пространство и зелёная зона, а как кусок земли в центре города, который можно застроить. Ещё в октябре 2010 года депутаты саратовской гордумы направили тогдашнему премьеру Владимиру Путину и генпрокурору Юрию Чайке обращение, в котором «выразили обеспокоенность» ситуацией, связанной «с сохранением в целостности территории государственного музея имени Константина Федина». В тот период областной комитет по управлению имуществом объявил запрос котировок «на оказание услуг по определению рыночной стоимости права собственности земельного участка площадью 1009 кв. м», расположенного на территории музея-усадьбы Федина. «Таким образом, правительство области, по сути, готовит продажу участка музейной территории», — говорилось в обращении депутатов. Тогда же местные власти успокоили горожан, заявив, что на участке построят выставочный зал или фондохранилище музея. Однако в реальности вскоре земля под сквером оказалась в частных руках, а уже в течение 2013 года саратовская общественность подняла тревогу после того как стало известно о планах строительства рядом с музеем 6-этажного здания и картинной галереи. Пока участок под 6-этажный дом, располагающийся в непосредственной близости со зданием музея (памятником культурного наследия регионального значения), к счастью, остаётся нетронутым. Зато уже в конце 2013 года аффилированное с Курихиным ЗАО «Сарград» начало строительство «частной галереи» в музейном сквере.

Уже на следующий день после критической реплики в соцсети, в ленте финансируемого Курихиным ИА «Взгляд-инфо» появился «покаянный» комментарий Сыромятниковой, а её прежний пост в Facebook был удалён. «Это мое частное мнение, которое я высказала в одной из групп сети Facebook. (…) Я просто рядовой сотрудник музея. У меня есть мое личное, частное мнение по этому поводу. (…) Меня лично никто не прессует и никто не прессовал. И никто мне не угрожает. Я вообще вдалеке от этой ситуации», — пояснила работница музея.

Не исключено, что такой поворот событий может быть связан с особой ролью Сергея Курихина в Саратовской области, — некоторые наблюдатели считают его теневым кукловодом региональной политики, а публичная критика этой персоны (особенно со стороны сотрудников государственных и муниципальных учреждений) в подавляющем большинстве региональных СМИ не допускается.

Исходя из этого можно предположить, что на Татьяну Сыромятникову могли оказать давление по линии регионального министерства культуры, в подчинении которого находится музей Федина. В сети по поводу смены риторики Сыромятниковой с критической на оправдательную уже шутят, сравнивая ситуацию с «самобичеванием» жителей Чечни Адама Дикаева и Айшат Инаевой, осмелившихся раскритиковать региональное руководство, но после этого подвергшихся обструкции…

Метафизика места

Не исключено, что установка памятника Григорию Засекину и Федору Турову, подаваемая в курихинских медиа-активах как «подарок городу», изначально замышлялась долгоиграющим «позитивным» отвлечением общественного внимания от неоднозначного бэкграунда депутата-миллионера и его проектов застройки исторического центра, вызвавших явно не позитивную реакцию со стороны жителей Саратова. Однако «волны позитива» не случилось: как и планы коммерческой застройки Саратова, проект монументальных объектов вызывает вопросы у представителей экспертного сообщества. Происходит это, очевидно, из-за того, что Сергей Курихин не привык обсуждать свои идеи с широким кругом горожан, предпочитая действовать либо кулуарно, либо, когда встречает противодействие — подключать «дубину» информационных войн и административных механизмов.

Однако не всегда проверенная тактика действует. Так, в октябре прошлого года известный саратовский скульптор Андрей Щербаков в интервью ИА «Свободные новости» выразил недоумение по поводу кулуарного решения вопроса, а также высказался за широкое общественное обсуждение установки памятника основателям Саратова.

Касательно существующего варианта монументов, проталкиваемых структурами олигарха Курихина, Щербаков отметил: «…какие-то есть две фигуры. Но дело в том, что никто ничего толком не знает и не видел этих скульптур — только фотографии, которые не дают представления обо всей композиции в привязке к местности. Нигде официально этот проект не был показан. Что он собой будет представлять, на каком месте он будет?.. Ведь поначалу, перед тем как делать проект памятника, нужно знать, куда он будет поставлен (…) Я считаю, что если люди, имеющие деньги, хотят сделать какой-то подарок городу, то в первую очередь нужно обращаться в соответствующие инстанции — в ту же архитектуру (Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова, — прим. авт.), которая, например, определяет приоритетное направление, что именно нужно и в каких местах. Потом объявляется конкурс и выбирается лучший проект, в который и вкладываются спонсорские деньги. Я считаю, что так должно решаться».

Кроме того, Щербаков отметил, что делал эскизы памятника основателям Саратова и считает, что лучшим местом для установки является не смотровая площадка на набережной, а Предмостовая площадь — место въезда в город возле надписи «Саратов». За последнее время назывались и другие площадки для монумента. К примеру, автор многочисленных книг по истории города и его храмов, протоиерей Михаил Беликов считает, что памятник Засекину и Турову должен располагаться в ядре исторического центра Саратова, на Музейной площади, между речным вокзалом и гостиницей «Словакия». А саратовский националист Павел Галактионов считает наиболее подходящим местом для установки памятника Алексеевское городище — археологический памятник федерального значения, расположенный в Волжском районе Саратова. «Как без родника не родится река, так и без Алексеевского городища Саратов не был бы Саратовом. Именно на этом месте 1500 лет назад Саратов сформировался как городище, т.е. место постоянного проживания людей огороженное валом и рвом», — сообщает Галактионов. «Стоит отметить, что до сих пор нет единого мнения о месте куда прибыли Туров и Засекин для постановки крепости, а ныне существующий Саратов начал строится с ул. Валовой и Музейной площади не в 1590 году, т.е. не 425 лет назад, а в 1675 году, т.е. 340 лет назад. Таким образом, нынешнему большому Саратову 340 лет и ни Туров, ни Засекин его не закладывали», — продолжает он.

Имя князя Засекина напрямую связано со строительством многих волжских городов. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград). Саратов был основан 2(12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном. К слову, в соседних с Саратовом региональных столицах — Волгограде и Самаре — уже установлены памятники Засекину. В Волгограде памятник первому воеводе города-крепости Царицын был установлен 4 ноября 2009 года, а в Самаре — 12 сентября 2014-го.

Разговоры об установке подобного монумента в Саратове ведутся как минимум с середины 1990-х годов. Одним из первых, кто заговорил о необходимости памятника основателям города, был политолог Дмитрий Олейник, который полагает Саратов единственным крупным городом Поволжья, в котором никак не увековечена память его основателей.

«Памятник основателям вполне способен стать базисом, местом, соединяющим всех настоящих саратовцев — прошлых, сегодняшних и будущих. Почему в соседних городах это понимают — и действуют, а у нас… Может, тоже понимают, но делать ничего не хотят? Ну не стыдно быть хуже Волгограда и Самары? Понятно, там миллионщики, там экономика — а мы так, бывшая столица Поволжья, безродный город, не способный хранить память даже о тех, кто его основал», — отмечает Олейник в одной из своих заметок.— Скоро двадцать лет, как я предлагаю установить памятник Засекину и Турову, такой вот грустный юбилей. Если у города нет истории, нет памяти, то нет и будущего, а история наша начинается с основателей нашего города”.

В завершение стоит отметить, что, несмотря на скепсис ряда экспертов к «подарку» Сергея Курихина по ряду технических и художественных вопросов, в Саратове нет априорных противников увековечивания памяти основателей города.

Источник: http://pfo.svpressa.ru/society/article/1519/