Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Законы П-2



"
ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 3 (372) от 02.02.2016
политика

Российская пропаганда основывается на жаргонной полурусской-полуанглоязычной формулировке: «Пипл всё схавает!»

Мы живем в такое время, когда пропаганда практически полностью заменила собой информацию. Можно с уверенностью говорить, что все события последнего времени, взгляды практически всего населения – результат воздействия пропаганды. Российская пропаганда играет в обществе такую роль, что сама уже становится предметом исследований.

«Коль на корабле аврал, виноват в том либерал»

В январе этому явлению было посвящено несколько серьезных работ. Коротко остановимся на них, отмечая главное. Известный журналист Олег Кашин увидел серьезное, принципиальное отличие российской пропаганды от того же явления советских времен. «Советская пропаганда, – пишет Кашин, упор делала на успехах «социалистического строительства». И только вторым планом проходили такие темы, как неминуемый закат капитализма, поголовная безработица в странах капитала, торжествующий расизм и так далее.

«Современная российская пропаганда не может жить без международного контекста – точка отсчета всей системы координат, в которой существует программа «Время» и прочие учреждения того же рода, находится где-то далеко на Западе… Госдолг США, геи в Европе, ветераны СС в Прибалтике, ну и с некоторых пор беженцы и исламизация. Весь мир в пучине кризиса, всем плохо, у всех мрачные перспективы, и Россия на этом фоне держится очень даже ничего», – вот лейтмотив путинской пропаганды. По сути, тотальное использование пропагандистского приема, называемого«какнасчётизм» (Whataboutism), определенного обозревателем журнала Economist Эдвардом Лукасом. Об этом приеме мы писали в прошлом номере нашей газеты. Повторим суть: это применение в пропаганде известного анекдота, в котором советский человек в ответ на любое замечание американца отвечает: «Зато у вас негров вешают».

Одновременно надо отметить перестановку акцентов. Прежде – во времена агитпропа – было примерно так: «У нас всё замечательно, у них всё плохо». Сейчас иначе. «У них всё очень плохо, у нас – снег». Реально многие новостные выпуски главных каналов не содержат никакой другой информации о России, кроме прогноза погоды.

«Они сами-то в это верят?!» – такой вопрос может возникнуть у непредубежденного зрителя эскапад Киселева или новостей от Ираиды Зейналовой. Однозначного ответа нет. Публицист Андрей Архангельский, например, считает, что российская пропаганда становится жертвой себя самой. Он пишет: «Либералы давно являются универсальным объяснением всех бед русской истории… «Либералы и их друзья на Западе», либералы теперь «давят», либералы атакуют. Пугающие начинают сами бояться того, чем пугали. Адорно (немецкий философ Теодор Адорно. – Д. К.) описывал этот эффект в своей «Авторитарной личности»: пропаганда становится жертвой самовнушения. Боится собственных же демонов».

Итогом этой борьбы с собственными же страхами, по Архангельскому, стало то, что слов «либерал» проникает в широкие массы зрителей, пусть пока и в негативном значении. К тому же всё больше людей задают вопрос: «Кто же эти могущественные либералы, которые, несмотря на героические усилия власти, обвалили нефть и рубль, сделали жизнь еще хуже?» Этих ли целей добивается пропаганда? Ну а если обратиться к законам пропаганды Клайда Миллера, то это типичный случайName-calling –«навешивание ярлыков».

Призрак В. И. Ленина

Понятно, что в стране, где всё построено на пропаганде, где пропаганда создает врагов и множит собственные успехи, первые лица государства не могут оставаться в стороне от процесса. Речь идет не о громких заявлениях начальников, оставляющих аудиторию в состоянии полного недоумения. Согласитесь, странно слышать, когда глава президентской администрации Сергей Иванов говорит том, что российский опыт борьбы с коррупцией должен изучаться другими странами. Когда министр иностранных дел Сергей Лавров заявляет о том, что Россия не нарушала Будапештский меморандум по Украине; когда секретарь Совета безопасности Николай Патрушев утверждает, что мировое сообщество признало присоединение Крыма.

Попробуем проанализировать иную ситуацию. Но прежде необходимо сделать одно уточнение. В этой главке и в последующих речь пойдет о заявлениях и явлениях, имевших место достаточно давно. Дело в том, что наша цель – не следовать за событием, тут же освещая его. Нет, мы хотим на примере конкретных ситуаций проследить в действии законы пропаганды.

Многие новостные выпуски главных каналов не содержат никакой другой информации о России, кроме прогноза погоды.

Итак, в Москве идет заседание совета по науке при президенте Российской Федерации. Глава Курчатовского института Михаил Ковальчук развивает мысль о том, что в стране необходима организация неких «мыслительных центров – организаций, которые должны управлять течением мысли в конкретных направлениях», – говорит Ковальчук, а потом приводит цитату из поэмы Бориса Пастернака о Ленине: «Он управлял теченьем мысли и только потому – страной».

В ответ Владимир Путин неожиданно резко высказывается совсем на другую тему. Президент стал говорить о Ленине.

«Управлять течением мысли – это правильно, нужно только, чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича. А то в конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там».

Немного придя в себя, аналитики стали гадать, к чему это сказано, отчего в Кремле появился призрак вождя мировой революции. Один из вариантов был такой: в стране кризис, протестные настроения растут, растут и симпатии электората к левым партиям, это может сказаться на результатах осенних выборов. И таким странным образом Владимир Путин начал кампанию против левой идеологии, конкретно против КПРФ и кумира коммунистов – Владимира Ленина.

Могут иметь основания такие предположения? По всей видимости, да. Но на наш взгляд, всё куда проще. Владимир Путин осознанно или интуитивно применил один из приемов пропаганды, а конкретно Card stacking – «туз в рукаве». В прошлом номере в аннотации к этому закону было сказано: «Вполне вероятно, что «тузом» может быть громкое заявление, напрямую не относящееся к теме, но отвлекающее внимание аудитории».

Смотрите, заявление Владимира Путина об «атомной бомбе» от Ленина обсуждали несколько дней. И никто не вспоминал заседание совета по науке, что же там, собственно, говорилось. Никто уже не цитировал президента РАН Владимира Фортова о том, что наша академическая наука отстает от иранской. Никто даже не поинтересовался, будут ли создаваться «организации по управлению мыслями», говоря о которых, Михаил Ковальчук столь неудачно вспомнил Пастернака.

Бедная Лиза

Квинтэссенцией российской пропаганды стала длящаяся уже полмесяца история о бедной Лизе – русской девочке из Германии, якобы изнасилованной понаехавшими в ФРГ мигрантами. Цель пропагандистских усилий ясна – показать, как гибнет под натиском мигрантов старая Европа.

В ход идут все средства, все приемы хороши, все законы пропаганды использованы. Но торжествует один, о котором не догадывался ни Клайд Миллер, ни другие исследователи пропаганды. Это чисто российский закон, основанный на полном пренебрежении к зрителям, слушателям и читателям. Даже можно уверенно сказать, что в основе этого российского ноу-хау лежит презрение к потребителям пропагандисткой продукции. Это как официанты радуются в подсобке ресторана тому, что подали на стол несвежие блюда, а клиенты не заметили. Звучит этот основной закон российской пропаганды так: «Пипл всё схавает!»

Посмотрим, как же отнеслись пропагандисты к свои клиентам в деле бедной Лизы. Понятно, что ни корреспондента Первого канала Ивана Благого, ни других совсем не интересует судьба девочки, иначе бы они не стали выносить на всеобщее обозрение интимные моменты из жизни подростка. Но что там «слезинка ребенка», когда этими как бы журналистами получена боевая задача. Они стремятся перещеголять друг друга в смаковании грязных (и не существовавших) подробностей. Насильников было трое, четверо, семеро. Наконец, появляется толпа насильников (РЕН ТВ).

Полиция Германии ничего не делает – встревожен Первый канал, и на экранах появляется фото здоровых спокойных мужиков в форменных накидках с надписью Polis. Но позвольте, немцы так не пишут, немцы пишут Polizei, а это, скорее всего, шведы. Плевать, пипл всё схавает.

Переехавшие в Германию русские встревожены и собираются вернуться в Россию: на экране появляются многочисленные «встревоженные и собирающиеся переехать». Ресурс The Insider провел свое исследование проблемы. И вот что выяснил Роман Доброхотов. Наиболее предприимчивые русские немцы открыли свой маленький бизнес: за определенную плату (от 20 до 500 евро) рассказывать российским телеканалам, как трудно им живется в Германии и как тянет их на Родину. The Insider даже договорился о съемках сюжета с некоей Натальей, которая под псевдонимом Виктория Шмидт за 500 евро рассказывает российским телеканалам о своей трудной жизни. Помнится, подобное было в ходу во время освещения войны на Украине – профессиональные беженки, свидетельницы распятия мальчика и прочее.

За всеми этими криками как-то в стороне остается проблема с мигрантами в России. А она есть. Например, Бутырский межрайонный прокурор Москвы заявил, что около 70 процентов изнасилований на подконтрольной ему территории совершается мигрантами.

К чему привело пропагандистское рвение? Пока только к обострению российско-германских отношений. Сначала последовало заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о российской обеспокоенности судьбой девочки и о том, что Германия пытается «политкорректно залакировать действительность ради целей внутренней политики». На это глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сделал необычно резкое заявление, указав, что нет никаких оснований «для политической пропаганды и вмешательства в и без того сложную внутригерманскую дискуссию о мигрантах и разжигании ее». Против корреспондента Первого канала Ивана Благого в ФРГ может быть возбуждено уголовное дело, и ему грозит до пяти лет лишения свободы. Что же, à la guerre comme à la guerre – на войне как на войне. Бывают и жертвы. Не одной же бедной Лизе страдать.

Знатные нефтетрейдеры

Мы уже упоминали в предыдущей статье сайт Pravda.Ru. Скажем так, налицо несовпадение названия и содержания. Именно здесь мы часто видим любимый прием российской пропаганды – закон Миллера Transfer device – «перенос». Смысл в том, чтобы отослать читателя к некоему первоисточнику информации. Поиск источника при этом должен быть максимально затруднен, а сам источник должен выглядеть как можно более авторитетным. В нашем случае – обязательно западным, что дает основания начинать любой текст со слов «Как сообщают западные СМИ».

Рассмотрим с этой точки зрения одну информацию на «Правде.Ру». На этот раз речь пойдет об экономике. Понятно, что многие наши беды в том, что экономика тесно привязана к нефтяным торгам. И вот найден рецепт исцеления. Извините за относительно большую цитату.

«DWN: Нефть поможет России порвать с США и долларом

В России может быть создан собственный маркерный сорт нефти для продажи сырья на международных рынках. По данным немецких СМИ, он может стать прямым конкурентом западным котировкам марок Brent и WTI, которые рассчитываются исключительно в долларах. Если подобное произойдёт, это станет ударом не только по американской валюте, но и по мировому влиянию США.

Пока для определения цены российской нефти используется котировка марки Brent, указывает Deutsche Wirtschafts Nachrichten. Создание российского «бенчмарка» станет ударом не только по американской валюте, но и по мировому влиянию США, пишет немецкое издание. По словам экспертов, это разрушит несущую колонну, на которой держится американское господство: до тех пор, пока все расчёты идут через Brent и WTI, спрос на доллары не будет спадать».

Для начала попробуем понять, что же предлагают «Правда.Ру», некое немецкое издание и неназванные эксперты. Предлагают они простую вещь – «отвязать» цену российской нефти марки Urals от котировок сортов нефти Brent и WTI. Дело в том, что цена Urals образуется так: цена Brent с коэффициентом 0,89. То есть если баррель Brent стоит 32 доллара, то бочка отечественной нефти будет стоить примерно 28,50. Так вот, высокоумная коллегия предлагает считать цену на нашу нефть отдельно, и от этого всё у нас получится, а Штаты рухнут. Но всё дело в том, что цена нефти не зависит от наших желаний, как ее ни считай – в рублях, долларах, юанях. Цена зависит от плотности, содержания серы и других факторов. Будет расти Brent, будет расти и Urals. И наоборот. Вот и весь секрет.

Но кто же предложил нам столь ценный рецепт экономического блицкрига? Deutsche Wirtschafts Nachrichten. Это немецкий интернет-портал, очень часто цитируемый нашими СМИ, ибо пишет он исключительно приятные вещи. О скором развале Евросоюза, о крахе Украины и даже о прозрении Джорджа Сороса. Новости там такие, что даже возникает подозрение, что это наши пропагандисты их пишут, чтобы потом их же и цитировать, тем паче что вход на Deutsche Wirtschafts Nachrichten свободный. Зато цитировать его можно с солидной такой ссылкой: «Как сообщают западные СМИ», «Немецкие издания пишут» и так далее.

На этот раз всё, но обещаем: если наша пропаганда изобретет что-то особенное, то мы постараемся показать вам, как это на самом деле делается.

Источник: http://fn-volga.ru/newspaperArticle/view/id/4813