Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Ради этих откатов, выпьем за Саратов!



"

Как область годами пыталась создать свой бренд под насмешки местных жителей

Виды Саратова

Виды Саратова (Фото: Александр Карелин/ ТАСС)

Власти Саратова и области последние годы одержимы идеей продвижения местной марки качества в России и мире, сжатия регионального имиджа до набора узнаваемых символов. В здешней истории, культуре, природе, экономике всего понемногу — немного Чернышевского, немного космонавтики, немного военно-промышленных гигантов, немного средне-русских красот с березками. Перепробовали все. Вполне возможно, что для кого-то эта тенденция стала надежной кормушкой, поэтому окружению губернатора выгодно поддерживать его увлечения. За последние годы, проект брендирования прошел путь от культа Юрия Гагарина до международного сетевого флешмоба «Выпьем за Саратов» под лозунгом «Ретивит, если накатил». В какой-то степени навязчивость этой кампании выдает провинциальные комплексы местного чиновничества — выделиться особо нечем. И население это хорошо понимает, воспринимая «показуху» властей со здоровым скепсисом. Словно в насмешку, социологи всякий раз помещают область посередине любого всероссийского рейтинга, будь то срез учительских зарплат, индекс Оливье или политическая устойчивость губернаторов. Но может быть именно квинтэссенция российской жизни, сгустившаяся в городе на Волге, и есть секрет его узнаваемости. А его настоящий бренд — люди, вынужденные существовать в условиях относительной бедности, многолетней разрухи, бесправия, чиновничьего безразличия и мздоимства. Впрочем, и все перечисленное народная молва склонна преувеличивать.

Тихая космическая гавань

Термин «Засратов», которым частенько саратовцы именуют малую родину, исчез из лексикона молодежи. Такое утверждение прозвучало в начале февраля на заседании в администрации города, посвященное созданию позитивного имиджа областного центра. Высказывание мгновенно растиражировали СМИ, как доказательство того, что нелицеприятная кличка прочно поселилась еще и в лексиконе чиновников. Кстати, на совещании в очередной раз обсуждалась перспектива сделать Юрия Гагарина главной визитной карточкой города.

Первый космонавт прожил в Саратове четыре года, будучи студентом индустриального техникума. Здесь он и начал осваивать авиацию, в клубе который теперь носит его имя (как и техникум. где он учился). Со второй половины нулевых годов, Гагарин стал символом Саратова, по крайней мере сами саратовцы так думают.

«Ради этих закатов поднимусь в небо Саратова», — такую фразу-лозунг вкладывает бесхитростная реклама в уста космонавта. Который, само собой, как все советско-российские космонавты, поднимался в небо Байконура, а в Саратовской области лишь приземлился, причем по случайности из-за сбоя в системе торможения. В наши дни неисправность стала счастливой для правительства региона. На этом месте построен довольно впечатляющий мемориал, правда, нормальную дорогу к нему по большому счету сделали только в прошлом году. К точке, куда Гагарин спустился на парашюте, побывав на орбите, правительство региона официально прикрепило ярлык «Саратовская область — первая космическая гавань Земли».

В прошлом году на улице Сакко и Ванцетти открыли мемориальную доску посвященную Михаилу Булгакову. Удивительно, что на расстоянии более трех метров, фигура на барельефе подозрительно напоминает Юрия Алексеевича. «В Саратове что не ваяй, все равно получается Гагарин», — ехидно прокомментировал один из журналистов.

Масштабная фигура Юрия Алексеевича не вызывает словесных усобиц, а значит, идеальна для героизации. Кроме того, он символизирует не только личное мужество, но и научный подвиг из разряда тех, что так не хватает в современной России.

Тут надо добавить, что Саратов далеко не единственный поволжский город, претендующий на ассоциации с Гагариным, причем, в отличие от Саратова, в Самаре гагаринский культ подкреплен серьезными средствами. Как уже писала «СП», губернатору Самарской области Николаю Меркушкину представили проект первой очереди «Гагарин-центра». Планируется построить семь корпусов с учебными, научными и лабораторными помещениями. «Необходимо уже завершать подготовительные работы, проектирование „Гагарин-центра“ и выходить на строительство», — поставил задачу глава региона.

Ключик не подошел

В 2014 году лютую ненависть сетевого сообщества вызвал разработанный известным столичным дизайнером Артемием Лебедевым туристический логотип города. Символика включала фразу «Люблю бывать в Саратове», в которой буква «в» заменена на розовый ключик, одновременно напоминающий сердце. Разработанный бесплатно логотип был с помпой презентован в мэрии. В случае его принятия видимо предполагалось, что студия Лебедева будет получать авторские отчисления.

Саратовский маркетолог, заведующий кафедрой массовых коммуникаций и лингвистики политехнического университета Сергей Лелюхин не оценил работу известного дизайнера. «Артемий Лебедев неизменен в своей стилистике минимализма. С одной стороны, это правильно, с другой — хотелось бы уже чего-то нового. Второе, моего уровня образования и погруженности в тему не хватило, чтобы разгадать предложенный автором ребус, и думаю, что массовый потребитель тоже не воспримет. Потом, то, что представлено как бинокль, больше напоминает наручники — это ужасно. Непонятно, что хотел автор: создать скандал или внести вклад в город», — говорит Лелюхин.

На следующий день после презентации в интернете-появилась петиция с требованием не принимать предложенный Лебедевым логотип. «Та общественная реакция, которая возникла в Интернете в связи с публикацией данного логотипа, указывает на полное непринятие обществом этого «ключа к сердцу Саратова. Судя по комментариям в СМИ и в социальных сетях, данный логотип вызывает у жителей города только негативные ассоциации», — писали авторы петиции.

Вскоре появилась и петиция в поддержку предложенного символа. Краевед Денис Жабкин заявил в СМИ, что наоборот, очень доволен работой дизайнера. «Среднестатистический житель Саратова ненавидит свой город. Постоянно обливает его грязью, любые события, которые в нем происходят, считает отрицательными, живет и мечтает, как бы уехать в Москву или какой другой город. Мне такой менталитет не совсем понятен. Так что от презентации туристического логотипа города от Тёмы ничего, кроме воплей, „какой ужас“, „какой кошмар“ я и не ожидал услышать. Причем, как обычно, увидев лишь элемент логотипа „бинокль-ключ“, растиражированный на сайтах еще и в перевернутом виде, понеслись крики о том, что „надо проводить конкурсы на логотип“, „опять куча денег выброшена на ветер“, „Лебедев назвал наш город помойкой“ и более нелицеприятные», — говорил Жабкин.

Губернатор Валерий Радаев попробовал остудить дискуссию: «Споры вокруг логотипа связаны с истинной любовью горожан к своему городу. Объединить воедино уникальное историческое наследие: памятники архитектуры, культурные традиции с судьбами известных всему миру личностей — задача сложная», — заявил губернатор. По словам Радаева, свой логотип необходим не только областному центру, но и всему региону, потому что «туристические маршруты расходятся далеко за пределы Саратова». На том тема и заглохла.

После неудачи в Саратове дизайнер решил брать за разработку символики городов деньги вперед. Со следующего клиента — администрации Старой Руссы он сразу попросил 350 тысяч рублей.

От Лоха слышу

С приходом в 2012 году Валерия Радаева на пост губернатора, его навязчивой идеей стало привлечение в область туристов, а заодно стимулирование местных жителей посещать достопримечательности региона. Из всех чудес саратовщины были выбраны три — горнолыжный курорт Хвалынский, живописный обрыв Волги известный как Утес Степана Разина и село со скромным названием Лох. В Лохе есть старинная водяная мельница, а рядом — пещера, где некогда жил известный разбойник. Мельница была отреставрирована в прошлом году, в том числе на деньги губернатора.

Своим подчиненным Радаев регулярно поручает искать инвесторов для развития туристической инфраструктуры указанных объектов. Если в Хвалынске с этим особых проблем нет — лыжная база там оборудована на солидном уровне, то в селе Лох разваливаются дома и деревенская школа, а село Белогорское, стоящее у Утеса Степана Разина и вовсе практически вымерло, а большинство домов превратились в ветхие гнилушки. При этом, правительство постоянно отчитывается о росте туристического потока, который якобы давно превысил полмиллиона человек в год. Большинству наблюдателей эти цифры кажутся не связанными с реальностью.

Отдельно стоит рассказать об объекте религиозного туризма под названием Вавилов Дол, овраге у села Горелый Гай, где по легенде во времена Петра был схрон разбойничьего атамана Вавилы. Разбойник якобы был схвачен солдатами, ослеплён и брошен в горящем лесу умирать. Спасаясь от огня, слепец вышел к дикому оврагу, на место своих будущих духовных подвигов. Близ ручья Вавила вырыл пещеру и оставшуюся жизнь посвятил покаянию, плачу и молитвам. Прослышав об отшельнике, к нему начали приходить искатели строгой жизни. Пещер становилось всё больше, и монахи соединили их галереями. Так возник пещерный монастырь. Существует поверье, что подземный монастырь тайно действует до сих пор, но населяют его исключительно святые бессмертные монахи. Рядом построена церковь, а к святому оврагу ежегодно предпринимается крестный ход. Официальная информация епархии гласит, что в подземном монастыре до 30-х годов прошлого века были кельи, чьи обитатели репрессированы Советской властью и стали мучениками. Однако и здесь закрался подвох. Журналист Александр Крутов выяснил, что слухи о святости этого места распространила чуждая православию тоталитарная секта, действительно осевшая в этих краях и осужденная в 1929 году. Последователи эсхатологического религиозного направления обвинялись в воровстве и даже систематической педофилии.

Ретвит, если накатил

Сколько денег уходит на популяризацию саратовского бренда подсчитать невозможно. Но судя по всему, суммы существенные, ведь только на имидж самого губернатора в 2013 год из бюджета было потрачено под 100 миллионов рублей. Последняя инициатива — масштабное празднование странной даты — 80-летия образования Саратовской области. Этот праздник Валерий Радаев, видимо по привычке, снова назвал «региональным брендом».

Правда, совсем недавно губернатору повезло создать почти феноменальный по охвату информационный резонанс совершенно бесплатно. Как уже писал наш портал, новость про то, что в Саратовской области планируют производить iPhone 7, появилась на сайте американского СМИ — специализированного сайта appleapple.top. Это один из крупнейших ресурсов, описывающих деятельность компании Apple, производящей данные аппараты. С предложением собирать айфоны на базе известного своими холодильниками марки «Саратов» предприятия СЭПО выступил 18 февраля губернатор Валерий Радаев. Потом пресс-служба губернатора заявила что СМИ слушком буквально поняли употребленную Радаевым метафору, но было поздно.

К вечеру того же дня резонанс вокруг этого заявления перелился за пределы региона. К 21:00—23:00 часам новость об инновационном предложении саратовского губернатора попала в ТОП-5 практически всех крупнейших поисковиков страны. В частности, на Яндексе новость лидировала и в 2 часа ночи. О Радаеве писали и в Забайкалье, и в далекой Калифорнии.

Самым же позитивным эпизодом саратовского самобрендирования, стал флешмоб под названием «Выпьем за Саратов» прошедший 20 февраля по всему миру в социальной сети Twitter.

Как сообщил портал «Новости Саратова», в акции приняли участи люди из множества городов России, а также мира. Стартом флешмоба послужил твит пользователя с ником «Сталингулаг»: «Предлагаю выпить за славный город Саратов. Ретвит если накатил».

Как пишет сам инициатор флешмоба «все началось с невинного предложения выпить за Саратов», и тут люди от Владивостока до Лос-Анджелеса начали присылать свои фото с алкоголем. Жители Парижа, Москвы, Минска, Киева, Ташкента, Грозного, Ростова, Полтавы, Риги, Праги, Львова, Харькова, Санкт-Петербурга, конечно же Саратова, присылали фотографии в течение всего дня.

«Простое, искреннее желание накатить за Саратов объединило всё, что, казалось, больше никогда не найдёт точек соприкосновения. Львов и Москва. Харьков и Петербург. Минск и Воронеж. Майами и Воркута. Грозный и Париж. Надо чаще вспоминать, что в первую очередь мы — Люди, а уже только потом мы жители городов и граждане государств», — пишет Сталингулаг в своем итоговом посте в instagram.

«Не приму участие в акции, т.к. каждый день напиваюсь за Саратов и ничего не происходит», — прокомментировал в своей сосцести местный андерграундный музыкант известный как Виталик Злоба.

Немного подпортило картину и то, что по условиям флешмоба фотографироваться тостуя за Саратов надо было не чокаясь.

Источник: http://pfo.svpressa.ru/society/article/1878/