Предприятие МУПП «Саратовводоканал» передадут в концессию не позднее октября 2016 года — соответствующий конкурс объявлен постановлением главы городской администрации Валерием Сараевым. Согласно документу, имущество водоканала будет предоставлено в управление компании — победителю конкурса, сроком на 29 лет, до 2045 года. Инвестор обязуется произвести реконструкцию объектов системы, обновить и построить сети водоснабжения и водоотведения, создать автоматизированную систему мониторинга и оснастить предприятие спецтехникой и оборудованием. Объем вложений участники конкурса определяют самостоятельно, в мэрии стоимость модернизации оценивают в 30 млрд рублей. Валерий Сараев полон оптимизма и заявляет, что интерес к конкурсу уже проявлен рядом организаций. «Надо отметить, что была проделана огромная работа, связанная с инвентаризацией имущества предприятия, составлением финансово-экономической модели реализации соглашения, согласованием документации с надзорными органами. Теперь эта работа успешно завершилась, и мы выходим на этап проведения конкурсных процедур» — сказал Валерий Николаевич.
Между тем, в Саратове раздается немало скептических голосов, ставящих по сомнение целесообразность концессионного проекта.
Водные преграды
Под знаком передачи водоканала в концессию Саратов живет который год, но именно в наступившем сезоне проблема перешла в плоскость околополитическую: если Олег Грищенко, глава Саратова, призывал относиться к концессии максимально осторожно, по принципу «семь раз отмерь», то сити-менеджер Валерий Сараев сразу заявил себя убежденным поборником форсированных темпов передачи водоканала в частные руки, в чем заручился поддержкой губернатора Валерия Радаева. По мнению ряда наблюдателей, именно отношение к концессионному проекту определило стремительную и фактическую смену власти в областном центре минувшей осенью.
Валерий Сараев, получивший после новогодних каникул полноту муниципальной власти де-юре, взялся энергично пропагандировать идею концессии. Он сразу заявил, что не видит для Саратова иной альтернативы: или концессия, или банкротство МУПП «Саратовводоканал», то есть сценарий для города наихудший. В публичных выступлениях Валерий Николаевич даже озвучивал наиболее вероятного претендента — управляющую компанию «Лидер», уже реализующую подобный проект в Волгограде. Впрочем, в последнее время из заявлений Сараева конкретный «Лидер» исчезает, и остаются абстрактные «несколько компаний», проявивших интерес к концессионному конкурсу. Аналогично глава администрации перестает ссылаться на «волгоградский опыт». Ранее, в качестве возможных участников конкурса, также назвалась группа компаний «Росводоканал».
Рифы тарифов
Если плачевное состояние саратовских дорог угодило в национальный фольклор, то предскатастрофный уровень инфраструктуры водоканала — страшилка для местного применения.
Практически стопроцентный износ сетей, внушительный долг перед поставщиками ТЭР (впрочем, и долги компаний, управляющих жилфондом, перед «Водоканалом», измеряются астрономическими суммами, если точнее — 500 и 700 млн. соответственно). Повышенная и практически неконтролируемая аварийность — источники на предприятии говорит о двух сотнях авариях в зимние месяцы в среднем за сутки, при том, что оперативно устраняются 20−30, то есть десятая часть. С наступлением морозов количество аварий вырастет минимум на треть, а устранение их, по понятным причинам, проходит всё тяжелее. Саратовцам до сих пор памятна масштабная авария на ВК-3 пятилетней давности, оставившая без воды на несколько суток почти половину города. Крупная авария, случившаяся совсем недавно, в январе, была, впрочем, устранена достаточно оперативно.
По поводу состояния инженерной структуры водоканала иллюзий, похоже, не испытывает никто — ни городская власть, ни экспертное сообщество, ни предполагаемые концессионеры. А вот относительно радужности концессионных перспектив, мнения звучат разнообразные и подчас полярные.
— Прежде всего, необходимо знать условия концессии. Пока мы их не знаем, — размышляет главный редактор портала «СаратовБизнесКонсалтинг» Алексей Мурзов. — Меня, например, настораживает тот факт, что проблемы предприятия решаются без приглашения экспертного сообщества, общественности. Однако уже сегодня могу сказать, что любая компания, которая пойдет на концессию, однозначно будет заинтересована в получении максимальной выгоды. Какую выгоду сейчас можно получить от «Водоканала», имеющего огромные долги? Вопрос, думаю, риторический. Компания вынуждена будет латать дыры, поэтому концессия скорее всего приведет к увеличению тарифов. Говорить, насколько будет успешным этот проект в целом — преждевременно. В некоторых регионах такие проекты вывели аналогичные предприятия из кризиса. Между тем, проблема таких предприятий — это проблема всей сферы ЖКХ, проблема низкой платежеспособности населения, проблема долгов за ЖКУ. Вывести «Водоканал» из кризиса помогут дополнительные источники дохода. Но для этого нужно восстановить материально-техническую базу муниципального предприятия. Это позволит предприятию быть мобильным, способным без привлечения подрядчиков решать вопросы ремонта, строительства, подключения к сетям. Кстати, это власти могли сделать раньше — до кризиса, не прибегая к услугам инвесторов — заключает эксперт.
Председатель общественной палаты города Саратова, Борис Кузнецов уверен, что концессия — безусловное благо для жителей Саратова:
— Это более чем реальная перспектива для данного предприятия, которая поможет существенным образом изменить положение дел на саратовских водопроводных сетях. Данное соглашение поможет привлечь «длинные» деньги в экономику города на условиях государственно-частного партнерства. Тем более что подобное уже реализуется у наших соседей в Волгограде, и, насколько я знаю, в этом году концессионер уже вложил там 500 млн рублей в реконструкцию водопровода.
Что же касается повышения тарифов, нас не может не волновать данный вопрос. На встрече Валерия Сараева с общественниками, состоявшейся перед Новым годом, мы тоже поднимали данную проблему. По словам Валерия Николаевича, разрабатываемые параметры концессионного соглашения таковы, что они не предполагают резкого роста стоимости водоснабжения и водоотведения, а тариф будет индексироваться в пределах тех параметров, которые каждый год утверждает федеральное правительство и с учетом интересов горожан. А повышение эффективности работы предприятия будет обеспечено за счет сокращения водопотерь, внедрения энергосберегающих технологий и современных материалов, — оптимистично полагает глава городских «официальных» общественников.
Виртуальная очередь
Любопытно, что эксперты, независимо от собственного отношения к проекту, рассуждают о передаче «Саратовводоканала» в концессию как о деле, фактически решенном. Между тем, очередь из компаний, желающих поучаствовать в конкурсе и взвалить на себя столь тяжкое бремя, существует пока лишь в виртуальном пространстве да в заявлениях главы администрации. Ни одного комментария от потенциальных концессионеров пока в публичном пространстве не прозвучало. Поэтому на нынешнем этапе главный вопрос даже не о целесообразности концессионного проекта, а о его осуществимости в принципе. И ряд вопросов помельче: устраивают ли возможных концессионеров предложенные администрацией условия, и не придется ли вместо подписания итоговых документов, зайти на новый раунд переговоров? Ясно пока одно — одним постановлением мэрии об объявлении конкурса многолетние проблемы МУПП «Саратовводоканал» не решаются.
Источник: http://pfo.svpressa.ru/economy/article/2340/