Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Местного самоуправления в Саратове больше нет



"

Те, кто мечтает о грядущем возрождении России, должен в список своих мечт добавить пункт о возрождении системы местного самоуправления (МСУ). Я не знаю, сколько еще должно пройти лет, но обязательно наступит тот день, когда мы либо попытаемся возродить МСУ, либо откажемся от него, как от института. Но сегодня уже очевидно, что местное самоуправление в Саратове разрушено до основания. Что стало тому причин, почему это произошло и что нам делать дальше?

Какой муниципалитет, такой и муниципальный транспорт
Какой муниципалитет, такой и муниципальный транспорт

После того, как в Саратове из-за обесточки остановился муниципальный электротранспорт, в ряде СМИ, да и в социальных сетях, выдвигались версии о заговоре. Дескать, городская представительная власть, с недавних пор испытывающая недовольство действиями власти исполнительной, таким образом попыталась подорвать позиции нынешнего главы администрации.

Саратовская городская дума, почти пять лет пребывавшая в состоянии анабиоза, неожиданно проснулась, вспомнив, что она все-таки власть.

С трудом отходя от продолжительной спячки, депутаты возмущались поведением главы администрации города Саратова Валерием Сараевым.

«Появился такой стиль управления у них — мы проломим кулаком, мы нахрапом, — гневался один депутат. — Так больше не пойдет».

«Ситуация серьезная, — вторил ему другой, — решение кроется в некомпетентности. Глава дорожного комитета не компетентен во многих вопросах, Сергей Пилипенко тоже некомпетентен. Мы наблюдаем хамское отношение со стороны мэрии. Целесообразно поставить вопрос об отставке руководства мэрии в полном составе и введении экстренного управления».

«Я согласен, – оживлялся третий, — на две или три рабочие группы администрация не явилась вообще. Ни на обсуждение по Саратовводоканалу, ни по ЖКХ вообще, ни по СГЭТ… С Водостоком такая же тема» (ОМ).

В ходе пробуждения сознания депутаты предложили руководству саратовской мэрии в полном составе уйти в отставку.

Эти трамваи ходили еще во времена СССР. И ходят до сих пор, но уже порядком устали...
Эти трамваи ходили еще во времена СССР. И ходят до сих пор, но уже порядком устали…

Позицию депутатов поддержал и глава города Олег Грищенко, который заявил о необходимости «поставить вопрос о компетентности исполнительной власти», расценив ее отношение к проблеме муниципального электротранспорта как «преступную халатность».

«Все системы жизнеобеспечения города, снабжающие саратовцев водой, электричеством, отоплением, а также транспортная инфраструктура должны функционировать без перебоев! Это основная задача исполнительной власти и, если она с ней не справляется, то жители вправе спросить, почему эти чиновники все еще занимают свои кресла?» — сказал Олег Грищенко (Взгляд-инфо).

Все это можно было расценить, как попытки городской представительной власти снять с себя ответственность, чтобы переложить ее на плечи власти исполнительной. Все это можно было расценить и как недостаток опыта нового главы администрации и сколоченной им «с миру по нитке» команды. Но на самом деле суть проблемы лежит гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд.

В 2006 году жители Саратова в последний раз выбирали депутатов городской думы в условиях реальной конкуренции. Годом позже в условиях реальной конкуренции уже от их имени депутаты утвердили кандидата на должность сити-менеджера. Дума, избранная в условиях состязания идей и взглядов — была живой, активной, деятельной. С тех пор прошло десять лет, в промежутке которых в 2011 году уже в условиях, когда конкурентность была фактически «помножена на ноль», была избрана нынешняя дума. Тем, кому в 2006 году было 10 лет, сегодня уже 20. Выросло целое поколение, которое не знает, что такое борьба идей и взглядов, программ и принципов.

Наша так и не сбывшаяся мечта. Неужели она навсегда так и останется мечтой?
Наша так и не сбывшаяся мечта. Неужели она навсегда так и останется мечтой?

Мало того, в 2012 году на всей территории Саратовской области был объявлен «режим тишины». Политические, идейные, смысловые процессы первоначально замедлились, а затем и впали в состояние анабиоза. Никогда еще за всю новейшую историю Саратовского края в воздухе не пахло такой политической и социальной мертвечиной, какой пахнет сегодня.

Мы сейчас не станем перечислять причины, которые легли в основу социальной и политической анемии, о них было сказано в свое время. Все желающие могут перелистать подшивку газеты «Время. События. Мнения. Тенденции» за 2012-2013 гг., чтобы лишний раз убедиться в том, что «нет пророка в своем отечестве».

Ликвидация конкуренции взглядов, идей, смыслов, постепенно, но неуклонно привела к стагнации всех процессов. Исчезли такие понятия, как «политическая дискуссия», «алтернатива», «оппозиция». Обычно в таких условиях к власти приходит диктатура, которая монополизирует в своих руках все нити управления, но в том-то и проблема, что у нас не сложилась и диктатура. Она проявит себя чуть позже, в этаком карикатурном виде, о чем мы расскажем чуть ниже.

Представительный орган власти МО “Город Саратов» ушел в себя. Причин тому было не мало, но главной был все тот же «финансовый вопрос». Когда нечего стало делить, не стало и активности. Скудость ресурсов незамедлительно отразилась и на разуме. Он стал скудоумным. Невдомек было нашим депутатам, что в основе хронического недофинансирования областного центра лежит не только нынешнее законодательство, которое изымает львиную часть налогов и сборов, собранных на территории МО и распределяет их не в пользу МО, но и идейный коллапс, который не позволяет представительной власти начать борьбу за отстаивание прав муниципалитета на достойное существование.

Оказывается, что анемия идей и смыслов, конкуренции и оппозиции напрямую связаны с возникновением недофинансирования!

Помните, как в бытность губернатором Саратовской области Павла Ипатова с ним за деньги боролась городская дума во главе с Олегом Грищенко? Вспомнили? Так вот это и есть пример отстаивания права муниципалитета на достойное существование. Нет идей, нет «движухи», нет лидеров, вожаков, оппозиционеров — нет и финансирования, а главное, при сохранении этих условий, его и не будет! Теперь, я надеюсь, вам понятен глубинный смысл «режима тишины»?

В какой век ведет эта дорога?
В какой век ведет эта дорога?

Оказывается, господа, местное самоуправление — это борьба. Утомительная, непростая, сложная, местами рискованная, но борьба. Право муниципалитета надо отстаивать, за финансирование надо бороться, надо добиваться изменений в законе в том числе и на федеральном уровне! Для этого население города и избирает своих представителей — депутатов, а не для того, чтобы они, проливая крокодиловы слезы, латали тришкин кафтан муниципального бюджета. Не для того, чтобы на шее у города сидела группа нытиков, которая стеная по поводу отсутствия денег в городской казне, напоминает собой пресловутых ежиков, которые ругались и плакали, но продолжали лезть на кактус.

Таким образом добровольный или принудительный (это уже не столь важно) отказ от борьбы за право муниципалитета бороться за свои права — стал первым, да, пожалуй и главным, признаком смерти местного самоуправления. Власть не оправдала ожидания населения не потому, что население выбрало не тех, а потому, что в условиях отсутствия конкуренции идей, программ, взглядов и смыслов, население их попросту не выбирало. Для того, чтобы выбирать, согласитесь, нужен выбор. Если его нет, то и выбирать не из чего.

Еще одним признаком гибели местного самоуправления стал катастрофический разрыв представительной власти города с городским населением. Никогда еще за всю историю новейшего времени между жителями города Саратова и представительной властью не было такой глубокой и широкой пропасти. И разрыв этот состоит не в том, что «народные избранники» не общаются со своими избирателями, или даже не оказывают им какую-то посильную помощь. Дело в том, что избиратели не считают эту власть своей! Они ей не доверяют, а стало быть, эта власть лишена поддержки большинства населения. Той самой поддержки, которая необходима для того, чтобы избранные населением депутаты могли отстаивать право муниципалитета на достойную жизнь.

На это хозяйство уже невозможно смотреть без слез...
На это хозяйство уже невозможно смотреть без слез…

В основе авторитета власти лежит доверие. Если постоянно его не подкреплять, то, в конечном итоге, оно сойдет на нет. Что, собственно, и произошло с представительной властью города.

Когда из недр этой власти раздаются лишь взвывы и всхлипы по поводу недофинансирования, а для того, чтобы такое положение дел хоть как-то изменилось ничего не предпринимается, то население утрачивает надежду на то, что эта власть что-то может изменить. Население готово уповать на кого угодно, в том числе и на авантюристов и проходимцев, но только не на ту власть, которая не оправдала его надежд.

Утратив даже те остатки авторитета и доверия, которые у нее были, городское собрание утратило и власть. С ним перестали считаться. Наиболее ярко, я бы даже сказал — выпукло, это проявилось с приходом на пост главы администрации Валерия Сараева. Вы обратили внимание на то, что так называемое «избрание» Сараева на пост главы администрации больше походило на назначение? При этом большинство депутатов одобрила кандидатуру назначаемого.

Поскольку городская дума не сопротивлялась назначению, глава администрации с самого начала перестал с ней считаться. Он был обязан своим постом кому угодно, но только не представителям населения города Саратова.

Поэтому, когда случился так называемый транспортный коллапс, депутаты стали возмущаться, говоря о том, что «появился такой стиль управления у них — мы проломим кулаком, мы нахрапом, что «мы наблюдаем хамское отношение со стороны мэрии», что представители администрации перестали ходить на заседание рабочих групп, комитетов, что она же не принимает участие в обсуждении вопросов, связанных с проблемами Водоканала, ЖКХ СГЭТ и т.д.

Городская администрация и городская дума: символ отношений
Городская администрация и городская дума: символ отношений

Но не вы ли пели дифирамбы Валерию Николаевичу? Не вы ли раздавали ему баснословные авансы, уверяя всех, в том числе и самих себя в том, что Валерий Николаевич справится, что «ён сможет»?

Дело ведь не в том, что возник транспортный коллапс. Принципиально иные отношения между исполнительной властью и администрацией стали складываться буквально на следующий день после избрания Валерия Сараева главой администрации. Они начались уже после того, как городская администрация перекрыла вход в городскую думу, прямо намекнув на то, что «мы теперь будем править без вас».

Никогда ранее ни один глава администрации не позволял себе такое пренебрежительное отношение к городской думе! Этот позволил. И поступил он так не потому, что «характер у него такой». У Валерия Сараева нет ни харизмы, ни опыта работы с представительным органом власти, ни тем более опыта работы в самом представительном органе власти. Но не это оказало влияние на его отношение к городской думе.

С органом, вышедшем из доверия, органом, потерявшим свой авторитет можно не считаться. Вера в этот постулат оказалась настолько устойчивой, что Сараев, вероятно, даже и не задумывается над тем, что депутаты городской думы вправе отстранить его от должности! Видимо это его не страшит, поскольку он твердо знает, что не дума принимала решение о его назначении, стало быть, и не ей принимать решение о его отстранении от должности. И это, господа, есть еще один признак смерти местного самоуправления. Он заключается в расколе между властью представительной и властью исполнительной не по принципиальным вопросам, а в силу управленческой практики.

Ён сможет
Ён сможет

Ведь, как мы отмечали выше, в условиях отсутствия конкуренции, оппозиции и в режиме тишины, власть, как правило монополизируется в руках диктатора. Поскольку открытая диктатура в наших условиях невозможна, она и является нам в этаком карикатурном виде, когда глава городской администрации не считает необходимым считаться с представительной властью.

Конечно, ничего, кроме карикатурности из этого не выходит, зато это наглядно подтверждает наш тезис об утрате городской думой авторитета, влияния и доверия.

В иных условиях, когда избранники пользуются доверием и поддержкой горожан, ничего подобного никогда бы не случилось. Когда же горожане сами по себе, а депутаты сами по себе — возникает риск карикатурной диктатуры.

Ну, а когда на смену местному самоуправления приходит диктатор, наступает конец местного самоуправления. Особенно красиво это было показано в замечательном фильме Марка Захарова «Убить дракона».

Таким образом, та система местного самоуправления, которая сложилась на данный момент, перестала работать. Она изжила себя, доказав свою неэффективность. Не замечать этого уже нельзя. Нынешняя городская дума нуждается уже не в новых выборах. При сохранении существующей модели никаких изменений к лучшему не произойдет, даже если депутатский корпус обновится на 50 и более процентов. Есть риск что к власти придет то самое поколение, которое сформировалось в условиях отсутствия конкуренции идей, программ, оппозиции и смыслов. Если это произойдет, то лучше уж сразу перейти к диктатуре, упразднив представительные органы власти, чем продолжить дальнейшую деградацию всего и вся.

Повторяю: простая реинкарнацией нынешней модели МСУ — это путь в никуда. Но неужели надо смириться со смертью МСУ, или у нас есть еще какой-то выход?

Выход несомненно есть, но он настолько инновационный, что кому-то это может показаться фантастикой. Однако в современных условиях это, на наш взгляд, единственно возможный и оптимальный путь реформы местного самоуправления. О том, каким нам видится этот путь, мы расскажем в продолжении темы.

Это все, что останется после тебя... Это все, что останется нам...
Это все, что останется после тебя… Это все, что останется нам…

Источник: http://vremenynet.ru/headings/?SECTION_ID=10&ELEMENT_ID=3000