Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Лавры бакалавра, магия магистра и конец специалистам



"

В вузах страны в разгаре приемная кампания. Выпускники одиннадцатых классов приносят свои результаты ЕГЭ, претендуя на места обучения по четырехлетним программам бакалавриата. Кое-где, к несказанной радости родителей абитуриентов, еще сохранился специалитет. Есть и другая категория абитуриентов. Бакалавры, которых работодатели считают «недоучками», подают документы в магистратуру (вот им, увы, предстоит преодолеть вступительные испытания или собеседование).

Гульмира Амангалиева

Эффективность второй ступени, впрочем, также вызывает у некоторых скепсис. Но главный вопрос остается открытым: помогут ли полученные «корочки» сегодняшним абитуриентам завтра получить работу? Стоит ли сожалеть об утратах отечественной высшей школы? Об этом мы спросили экспертов гуманитарного и технического профиля. Свои мнения высказали и выпускники вузов разных лет, получившие дипломы разного «достоинства».

БОЛОНИЗАЦИЯ ВСЕЯ РУСИ

Выиграла ли Россия, подписав декларацию о единообразии высшего образования?

О российском высшем образовании и Болонском процессе сегодня говорят много: активно обсуждают плюсы и минусы, спорят о том, так ли необходимо России было равняться на другие европейские страны. Преобразования в системе образования не могут пройти незамеченными, так как затрагивают очень большой пласт населения. «Газета недели в Саратове» попробовала разобраться, а что же, собственно, привнесли эти образовательные новшества в российскую систему образования, которая стала преемницей советской, по праву считающейся самой лучшей в мире.

Вячеслав Коротин

Отправной точкой реформирования образовательной системы в Европе можно считать 1999 год. Именно тогда в итальянском городе Болонья несколько европейских государств подписали Болонскую декларацию. Пример заразителен, и уже буквально через несколько лет похвастаться подписанной декларацией могли лидеры 47 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

Весь смысл европейского процесса образования, по сути, сводится к единой двухуровневой системе: бакалавриат и магистратура. Низшая ступень – бакалавриат. Для того чтобы стать бакалавром, в России нужно учиться четыре года. После получения диплома бакалавра выпускник может уже считать себя человеком с высшим образованием. Но если тяга к знаниям велика, то можно обучение продолжить в магистратуре. Это еще два года исправного посещения университета, сдачи зачетов и экзаменов, практики и в итоге – защиты магистерской диссертации.

Есть важное «но». Получить степень магистра не обязательно по профилю оконченного бакалавриата. Новоиспеченный бакалавр может поступать в магистратуру по самым разным специальностям. С одной стороны, это вроде бы несомненный плюс. Потребности в специалистах быстро меняются, а магистратура позволяет на эти запросы оперативно отвечать. Поступать и оканчивать магистратуру можно на протяжении жизни неоднократно. Было бы желание и деньги. А с другой – окончил человек, скажем, мехмат или физфак, а в магистратуру поступил на литературоведение или филологию. Это говорит о том, что либо этот выпускник мехмата тот еще на дуде игрец. Либо о непродуманности системы. Почему-то верится больше в последнее положение.

Болонская система строится на унификации выпускных документов, подтверждающих уровень образования выпускников. Все выпускники вузов стран-участников Болонского процесса по окончании обучения должны получить европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра. Приложение заполняется на двух языках: страны базового вуза и на одном из распространенных европейских языков (как правило, английском). Это очень важная часть всей болонской системы, так как именно она должна обеспечить юридическое равенство и признание дипломов во всех странах, подписавших Болонскую декларацию. Но это условие – одна сторона медали. На другой – вероятность «утечки» мозгов. Ни для кого не секрет, что уровень зарплат высококвалифицированных специалистов в России и в Европе отличаются в разы. В 90-е годы и без болонского процесса из России уехало несколько десятков тысяч российских ученых.

До подписания Россией Болонской декларации добрая половина населения страны слов таких – бакалавр и магистр – не слыхивала. После школы поступаешь в университет, учишься там пять лет, а потом прямиком на работу. Теперь с учебой в университете можно завязать на четвертом году. Получается, что багаж знаний нынешних выпускников меньше, чем тех, кто успел стать специалистом? Ведь вузы не стремятся создавать с нуля образовательные программы, рассчитанные на четырехлетнее обучение. Намного проще обкорнать старые, рассчитанные на пять лет.

Дело в том, что диплом бакалавра дает достаточно широкое образование без настоящей специализации. За границей существует специальная система дообучения выпускников-бакалавров. В Европе она осуществляется прямо в фирмах и на предприятиях. В России же такого почти нет.

Но кое-где сохранилась традиционная пятилетка, или специалитет. Дипломы специалистов продолжат выдаваться там, где есть специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства. Это, к примеру, военные и некоторые инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранили и медицинские вузы. Кроме того, от специалитета не собираются отказываться многие творческие вузы. Можно сделать вывод, что специалитет еще существует на тех направлениях подготовки, где необходима профессиональная и углубленная специализация. Связано это с тем, что бакалавриат просто-напросто не подразумевает изучение профессиональных и специализированных дисциплин в достаточном объеме.

47 +

Не все довольны, но все присоединяются

Болонскую декларацию официально подписало 47 государств, однако количество стран мира, перешедших на двухуровневую модель высшего образования, намного больше. Отличительной особенностью высшего образования некоторых стран являются если не верность вековым традициям, то плавность и системность образовательных реформ.

Гульмира Амангалиева

Классический вариант системы высшего образования европейских стран, подписавших Болонскую декларацию, включает 3-4-годичную подготовку бакалавров по большинству направлений (за исключением медиков, которые учатся 5-6 лет) и 1-2-летнюю подготовку магистров. Несколько выделяется среди европейских стран Франция. Там в силу исторических и языковых особенностей «бакалавриат» означает аттестат о среднем школьном образовании. Тем не менее, во французской образовательной системе существует понятие «лисанс», что соответствует бакалавриату в других странах. Лисанс проходят за три года, а далее, как обычно, следует двухлетняя магистратура.

США не просто наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нем. Еще с 1992 года при содействии ЮНЕСКО занялись вопросом обеспечения взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Считается, что в Штатах система образования более гибкая, чем на европейском континенте, из-за возможности для студентов из широкого спектра курсов и формировать свою уникальную программу обучения. Знания оцениваются более разнопланово с помощью системы зачетных единиц (credits). В США бакалавриат, как правило, делится на две ступени: после двух лет обучения студент становится кандидатом в бакалавры, а затем, отучившись еще два-три года, получает степень бакалавра наук или бакалавра искусств. По некоторым направлениям получение в колледже степени кандидата в бакалавры является конечной целью, после чего можно отправиться в самостоятельное плавание по рынку труда. Большинство же направлений бакалавриата являются «переводными» и соответствуют первым двум годам обучения в бакалавриате. Далее можно стать академическим магистром либо углубиться в какую-то профессию: получить степень MBA (магистр делового администрирования), MSW (магистр социальной работы), MEd (магистр образования), MFA (магистр изящных искусств). По такому же принципу разделяются и докторские степени: за изучение академических дисциплин присуждается PhD (доктор философии), а за погружение в конкретные профессиональные области – DBA, EdD и т.д.

Такая крупнейшая экономика мира, как Китай, тоже имеет двухуровневую систему высшего образования. Даже несмотря на то, что Китай не подписывал Болонскую декларацию, бакалавриат и магистратура здесь появились еще в 1980 году. На тот момент уже было специализированное краткосрочное обучение, длившееся 2-3 года, – для него, по сути, появилось только новое название «бакалавриат». Реформы высшего образования шли планомерно, в ногу с модернизацией всей экономики в целом. Постепенно образование становилось массовым, доступным, отчасти коммерциализировалось. Одновременно повышалось качество обучения, увеличивалась автономия вузов. Здесь китайцы, как и во всем, используют свой главный принцип – модернизация без «вестернизации»: реформирование с учетом исторического опыта и национальной специфики.

На постсоветском пространстве проявляется большое стремление присоединиться к европейскому образовательному сообществу. Казахстан стал первым центрально-азиатским государством, которое присоединилось к Болонской декларации в 2010 году. О присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении ее в европейское пространство высшего образования было объявлено 14 мая 2015 года. Грузия, Азербайджан, Украина сделали это еще в 2005 году. На очереди – остальные страны СНГ.

Так или иначе, весь мир оказался втянут в Болонский процесс или стремится это сделать. Однако в тех странах, которые его инициировали, далеко не все довольны результатами проведенных реформ. Итогом «болонизации» считают фрагментацию знаний (из-за ориентации на узких специалистов) в ущерб формированию навыков критического и аналитического мышления, путаницу программ и общее снижение качества массового образования. Показательным является появление работ с названиями «Черная книга Болонского процесса» (2005), «Кошмар Гумбольдта», «Губительные последствия университетской «модернизации» в Европе» (2008).


[кстати сказать]

Владимир ХасинВладимир Хасин, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и историографии СГУ им. Н.Г. Чернышевского:

ТЯЖЕЛОЕ И БОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ «В ПРОМЕЖУТКЕ»

– Cложно однозначно ответить, было ли советское образование лучше или хуже нынешнего российского. Более актуальный вопрос – насколько оно адекватно тем условиям, которые существуют у нас в стране. Классическая западная двухуровневая система образования рассчитана на механизм спроса. Студент покупает образование как некий товар, для того чтобы это вложение принесло ему в будущем доход. Главным заказчиком для высших учебных заведений там является рынок, который требует наличия у выпускника определенных компетенций. У нас же, при нашей достаточно продвинутой образовательной модели, основным заказчиком по-прежнему является государство, оно и формирует определенный набор требований в федеральных государственных образовательных стандартах, во многом соотносясь с субъективным представлением чиновника об идеале, не подкрепляясь объективными реалиями.

Готова ли российская экономика к произошедшим изменениям в образовательной среде? Насколько полученные таким образом знания конвертируемы в карьерный рост? Советская консервативная система образования, на первый взгляд, более адекватна нынешним реалиям патерналистского государства. В СССР основным заказчиком образовательных услуг являлось именно государство, и при плановой экономике четко понималось место, которое в ней займет будущий специалист. От плановой экономики мы ушли, но к реальным рыночным моделям формирования образовательного сегмента так и не пришли. И это состояние «в промежутке» очень тяжелое и болезненное.

Следует также отметить, что количество людей, получающих высшее образование, сегодня значительно превышает аналогичные показатели в советское время. Поэтому вполне резонно провести некую дифференциацию внутри разношерстной группы людей, имеющих высшую квалификацию (на специалистов первой и второй ступени). Однако способна ли современная российская образовательная система обеспечить качественное двухуровневое образование? Как результат мы имеем некоторую образовательную незавершенность в бакалавриате и не всегда высокий качественный стандарт магистерского образования.

«СТУДЕНЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОКРАТИЛИ»

Сергей, специалист, 28 лет:

ПОКА В СТРАНЕ БАРДАК, БАКАЛАВРИАТ ПРОСТО НАХОДКА

– Я учился именно в тот момент, когда эта западная система только-только начинала у нас приживаться. Мы были вроде бы последними выпускниками-специалистами. Тогда мы радовались этому, так как считали, что бакалавр значит недоучка, которого потенциальный работодатель не захочет видеть даже на пороге своей фирмы. Сейчас так смешно становится, когда про это вспоминаешь. Знаете, все это фигня. Живем же в России!

Вы думаете, при трудоустройстве мне понадобился мой диплом специалиста? Ничего подобного! Следовательно, зачем учиться на год дольше, если эта корочка, по большему счету, нужна только тебе и твоим родителям? Зачем лишний год сидеть на шее у родителей или где-то подрабатывать, судорожно думая, а как бы успеть и на работе, и в универе? Пока у нас в стране будет такой бардак, бакалавриат просто находка. Ты вроде и с высшим образованием, и вроде времени много не потратил на эту профанацию. Интересно, нельзя ли сделать так, чтобы вообще года два-три учиться? Может, еще какую-нибудь конвенцию подпишем?

Ирина, бакалавр, 23 года:

МАГИСТРАТУРА – ЭТО ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ДЛИТСЯ ДВА ГОДА

– Все прелести новой системы я и мои одногруппники почувствовали на себе. В нас за четыре года постарались впихнуть столько знаний, сколько обычно дают за пять лет. Естественно, всему есть предел. Очень многое нам давали для самостоятельного изучения. А потом преподы требовали с нас это в виде каких-то коллоквиумов, зачетов, рефератов. Зачастую даже не давали никакого материала. Просто называли тему, а по каким источникам ее изучать – ищи сам. Хорошо, что интернет успел прийти практически в каждый дом.

Особенно тяжким выдался последний, четвертый, курс. Весной мы и диплом писали, и практику проходили, и сессию еще одну сдавали. Теперь у меня диплом бакалавра на руках, продолжаю обучение в магистратуре. Бакалавриат не дал мне ощущения какой-то законченности. Хотя и магистратура, чувствую, мне этого не подарит.

Магистратура – это цирковое представление, которое длится два года. Никаких толком знаний ты не получишь, хорошим специалистом не станешь. По сути, два года ты ходишь в университет только ради диплома. Мне повезло, я поступила на бюджетную очную магистратуру. Зачастую преподаватели забывают про наши пары, а если и приходят, то ненадолго. Никому не хочется тратить на нас время. Все всё прекрасно понимают. Хотя вспоминаю, как на общем собрании перед поступлением в магистратуру декан факультета рассказывал нам о плюсах и открывающихся перспективах.

Нам честно сказали, что отношение к бакалаврам у работодателей двоякое. Большинство относится к ним как к недоучкам. А вот магистр – совершенно другое дело. Только нынешняя магистратура не готовит профессионалов. Так, пародия…

Анна ХрусталеваАнна Хрусталева, кандидат филологических наук, доцент:

Я ЗА РАЗВИТИЕ МОЕЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ, А УЖ КАКИМ ПУТЕМ, ПУСКАЙ ЭТО РЕШАЮТ КОМПЕТЕНТНЫЕ ЛЮДИ

– В моей области меня вполне устраивал специалитет, поскольку литературоведение предполагает получение обширных знаний еще до спецификации, сужения научного поиска. С другой стороны, есть масса высококвалифицированных ученых, которые прошли через рассматриваемую систему подготовки магистров и бакалавров, и никак это не повлияло отрицательно на конечный результат. В любом случае, я за развитие моей области знания, а уж каким путем, пускай это решают компетентные люди.

Андрей БодягинАндрей Бодягин, председатель Саратовской областной организации Российского Союза Молодежи:

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУЩЕСТВЕННО ПРИБАВИЛОСЬ

– Как и все новое, эти изменения имеют свои плюсы и свои минусы. К минусам можно отнести неопределенность статуса выпускника бакалавриата в глазах работодателя. Непонятно, то ли это человек с высшим образованием, то ли с незаконченным высшим. Также увеличивается срок полного обучения (вместе с магистратурой), а это, соответственно, дополнительные экзамены и все, что с ними связано – нервы, переживания и т.д. К плюсам же можно отнести уменьшение срока обучения на первой ступени, особенно при понимании, что выбрал не ту специальность, возможность перевода в магистратуру вузов других городов или стран. Это дает намного больше возможностей как для продолжения образования, так для профессионального и карьерного роста. Так или иначе, возможностей для развития профессионализма с принятием этих нововведений существенно прибавилось.

Екатерина КузнецоваЕкатерина Кузнецова, учитель истории и обществознания:

КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ В ВЫБРАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ШКОЛЬНИК ДОЛЖЕН УСПЕТЬ ПОЛУЧИТЬ ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ

– На мой взгляд, переход к двухступенчатой системе образования на школе никак не отразился. Основная задача школьных учителей-предметников – подготовить учеников к сдаче сначала ОГЭ, а потом и ЕГЭ. Обществознание входит в число самых популярных предметов среди тех, которые обучающиеся выбирают самостоятельно. Сегодня выпускники девятых классов, которые желают продолжить обучение, должны выбрать профильное направление. Это было раньше, но разделение было скорее условным. Теперь же к этому выбору относятся более серьезно и ученики, и их родители, и учителя. Думаю, это отчасти связано с сокращением обучения в университете. Как можно больше знаний в выбранном направлении школьник должен успеть получить за школьной партой.

Марина, бакалавр, 23 года:

ПО ИХ МНЕНИЮ, БАКАЛАВР – НЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– Получив диплом бакалавра на руки, я тут же отправилась на поиски работы. Устроилась в одну из школ Саратовской области. Но с меня в этой самой школе потребовали справку из университета о том, что я могу преподавать в школе. И это после того, как я получила педагогическое образование! Им мой диплом бакалавра доверия не внушил. По их мнению, бакалавр – не высшее образование. Я устала доказывать обратное. Как же было сложно доказать, что с незаконченным высшим образованием не дают диплом. Помню, как распечатывала закон об образовании и выдержки из него зачитывала перед администрацией. У меня тетя педагог. Преподает уже достаточно долго иностранный язык. В университете она училась пять лет, и при приеме на работу ее такими дебильными просьбами никто не мучил. Потому что она специалист!

Игорь, специалист, 25 лет:

ВСЕ ВЕРНЕТСЯ К СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

– Мы в такое время и в таком государстве, в котором может все измениться в любой момент. Сегодня мы с Европой дружим и равняемся не нее, а завтра Европа для нас уже загнивающий Запад. Поэтому магистратура, бакалавриат, на мой взгляд, это веяние времени. Ветер перемен скоро подует назад, и все вернется к советской системе образования, которая не знала ни про магистров, ни про бакалавров. Лучше переучиться год, чем недоучиться.

Мой родной брат в сентябре пойдет в четвертый класс. У него нелады с русским языком, с математикой. По русскому языку родители наняли ему репетитора. Репетитором оказалась женщина в возрасте, которая не один десяток лет проработала в советской школе. Она настояла на том, что заниматься с братом будет по советским учебникам. Я аж прослезился, когда она притащила те учебники. Я их в последний раз видел на чердаке у бабушки в деревне, когда еще ребенком был. Не хочу перехваливать репетитора, но вроде бы у брата наметился прогресс. Тут и опыт преподавателя играет роль, и напор родителей, и, наверное, программа, построенная на советских учебниках.

О том, что я не бакалавр, а специалист, ни капельки не жалею. У меня была настоящая студенческая жизнь, о которой я часто вспоминаю. На первом-втором курсе мы участвовали во всяких мероприятиях, пели, плясали, куда-то бегали, ездили. С третьего курса я стал подрабатывать, а в конце четвертого – полноценно работать. Получив диплом, я не бросился на поиски работы. А что сейчас? Вчерашний школьник вроде бы только-только поступил, а тут уже и защита диплома не за горами. Где время на то, чтобы сделать свои студенческие годы яркими и незабываемыми? Где время на то, чтобы развить свои таланты? Обучение в университете – это не только же лекции, зачеты и семинары. Теперь студенческую жизнь сократили. Зачем? Для чего? Что взамен?

Опрос подготовил Вячеслав Коротин


[кстати сказать]

Игорь ОвчинниковИгорь Овчинников, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ им. Ю.А. Гагарина:

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВУЗЫ ПЛАНОМЕРНО ПРЕВРАЩАЮТСЯ В КОМБИНАТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СРЕДНЕНЬКИХ, ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КАК СКАЗАТЬ, НО НЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

– За рубежом старую российскую систему высшего инженерно-технического образования, которую можно назвать советской системой высшего образования, уважают за ее проектный метод обучения. В этом случае последние три года обучения в вузе студент готовит ряд самостоятельных курсовых проектов по разработке, возведению или эксплуатации инженерных сооружений. В ходе этой работы студент интегрирует информацию, полученную при изучении разных дисциплин, и учится принимать самостоятельные обоснованные технические решения. В последнее время в наших вузах имеет место тенденция уменьшить количество таких курсовых проектов и свести обучение к решению отдельных задач. В результате выпускники последних лет по уровню подготовки значительно отстают от выпускников советской системы инженерного образования.

Существенным минусом нашего бакалавриата является, на мой взгляд, недостаточное внимание к техническим дисциплинам. Российское министерство образования и науки планомерно превращает инженерные вузы в комбинаты по подготовке средненьких, даже не знаю, как сказать, но не специалистов. В нашем техническом университете – то ли в силу непонятных указаний министерства, то ли в силу особого понимания учебно– методическим отделом того, чему надо учить технических специалистов, – бакалавры строительного профиля изучают по четыре дисциплины «исторического характера», а прочностных дисциплин, от которых зависит надежность работы любого сооружения, гораздо меньше. Мало того, строительству мостов и тоннелей учит кафедра, преподаватели которой не знают этих предметов и учат тому, что знают, то есть строительству зданий, хотя до этого студентам ничего не рассказывали о конструкциях зданий. И это не мое мнение, а мнение потребителей нашей продукции, то есть руководителей предприятий, получающих наших выпускников.

Другая проблема высшего образования, которую я вижу, связана с преподавательскими кадрами. Преподавательский состав в инженерных вузах можно разделить на две группы: одна состоит из опытных преподавателей в возрасте, которые знакомы с производством и умеют обучать студентов; вторая группа состоит из преподавателей лет на 30-40 моложе, которые имеют ученые степени и звания, но не имеют опыта работы и его негде почерпнуть. Поэтому они обучают студентов по книгам, а передать свой уникальный опыт не могут. Их бы послать на курсы повышения квалификации, но не те, которые проводятся в вузах, на которых обучают преподаванию инженерных дисциплин те, кто сам ничего не запроектировал и не построил, да и не знает, как это надо делать. Послать молодого преподавателя на стажировку за рубеж мы не можем, нет денег, а отправить на стажировку на предприятия опасно, там зарплата даже молодого специалиста превышает 30 тысяч, а в вузе зарплата квалифицированного доцента составляет 16-18 тысяч рублей, и потому умного преподавателя могут переманить – и тогда учить студентов будет вообще некому. Кстати, в советское время заработная плата доцента вуза составляла 320 рублей, в то время как заработная плата руководителя крупного предприятия не превышала 280 рублей, а у инженеров и того меньше. Потому в советское время в вузы на преподавательские должности шли самые подготовленные и квалифицированные специалисты, ибо только они могли выдержать конкурс на замещение должности преподавателя вуза. Так что, я полагаю, без существенного повышения заработной платы преподавателей, что позволит приглашать в вузы специалистов высокого уровня, проблему не решить.