Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Пузырь лопнул, брызги разлетаются



"
ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 39 (408) от 15.11.2016

экономика

Самый дорогой проект десятилетия – строительство аэропорта в Сабуровке – объявляется глупостью

Грандиозный и амбициозный проект по строительству нового аэропорта в Сабуровке сдувается. Инвесторы заявляют о неоправданной дороговизне и нерентабельности будущего объекта. Государство эту мысль поддерживает. Региональные чиновники растерянно разводят руками и нервно ищут виноватых. Всё идет к тому, что большой саратовской мечте – заполучить крутой современный аэропорт и тем более хаб – не суждено сбыться. Не сможем мы разлетаться из Саратова в разных направлениях на боингах так же свободно, как на поездах, и дешево, как на автобусах. Ни сегодня, ни завтра. Вероятно, вообще никогда.

На минувшей неделе было всего две новости о строительстве аэропорта «Центральный» в Сабуровке, и обе неутешительные.

Сначала 7 ноября прошло сообщение, что генеральный директор холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский считает необходимым переформатировать проект в связи с его значительно возросшей стоимостью из-за девальвации рубля. Он предложил рассмотреть вариант концессии, в котором государство взяло бы на себя больше половины расходов. Следом вышла новость от «Росавиации», где заявили, что создавать «грандиозный объект за 12 миллиардов рублей» вообще нецелесообразно из-за его низкой рентабельности.

Удивительно, конечно, но об успехе, целесообразности, необходимости этого проекта некоторое время назад заявляли те же лица. Они убеждали общественность, что, как только появится новый современный аэропорт, пассажиропоток будет расти как на дрожжах. К 2020 году – минимум 710 тысяч, а к 2024-му – более 865 тысяч человек. Тогда как эксперты отрасли упорно твердили об обратном и убеждали, что дело вовсе не в аэропорте, а в возможностях потенциальных пассажиров и формируемом ими спросе. Мол, и действующий аэропорт на Соколовой горе потребности населения удовлетворяет полностью и имеет потенциал для удовлетворения большего спроса, если такой появится. И странно, что у инвесторов и федеральных чиновников «прозрение» наступило только после практически 10 лет реализации и вложения десятка миллиардов пока только бюджетных рублей. Что это – вредительство, нелепый просчет или чья-то чрезвычайная глупость?

Всё, как мы любим: помпезно и бестолково

Да, всё верно: новый аэропорт «Центральный» Саратов ждет почти 10 лет. Уже        почти 10 лет! Проект был разработан в 2007 году, то есть затеян еще ипатовским правительством. Тогда региональные власти были увлечены привлечением инвесторов, реализацией крупных инвестпроектов, и чем крупнее проект удавалось привлечь, тем больше политических очков зарабатывало руководство региона. Ну, так им казалось. Инвестиционная деятельность могла быть еще активней, но многих потенциальных инвесторов якобы смущало отсутствие в регионе нормального аэропорта с высокой пропускной способностью, с возможностью принимать большегрузные машины и вот это всё. То есть новый современный аэропорт был нужен региональному правительству в первую очередь для повышения инвестиционной привлекательности Саратовской области. И только во вторую – для обеспечения безопасности населения.

Когда об этом строительстве заговорили всерьез, нам объясняли, что перенос аэропорта за черту города обсуждался еще в 1980-х и уже тогда, мол, было много причин. Самые главные – короткая взлетно-посадочная полоса без возможности удлинения, не позволяющая принимать современные самолеты, и плотная застройка вокруг действующего аэропорта на Соколовой горе, делающая объект потенциально опасным. В 80-х адекватного решения проблемы не нашли и дело было отложено. И вот теперь, дескать, за 30 лет вопрос перезрел, и откладывать его более недозволительно.

Если бы ставилась задача только выноса аэропорта из центра города, подальше от плотной жилой застройки, решить ее можно было бы и быстрее, и проще, и дешевле. Но нет. Региональным властям нужно было предъявить что-нибудь этакое, масштабное, чтобы во всю мощь. Отсюда мечты о хабе – надежды на то, что новый саратовский аэропорт в Сабуровке станет узловым, что в нем будет много стыковочных рейсов и люди будут пересаживаться здесь на другие самолеты и разлетаться дальше – по Европе, например.

Отсюда и решение строить не простенький терминал, а мощный аэропортовый комплекс с парковками, гостиницей, кафе и прочими наворотами. Отсюда и многие разговоры правительственных чиновников и карманных общественников о том, что саратовский авиа­перевозчик – ОАО «Саратовские авиалинии» – бессовестно монополизировал рынок и так же бессовестно задирает цены на билеты. В новом аэропорту всё должно было быть иначе – много перевозчиков, здоровая конкуренция и, как следствие, низкие цены на перелеты.

Слона наконец-то заметили

В реальности в новом аэропорту, даже если его когда-нибудь построили бы в том виде, о котором мечталось, ничего такого – конкуренции и дешевизны – не было бы. И эксперты много раз объясняли, почему. Одной из причин «почему нет» является, собственно, цена проекта. По оценкам областного правительства (на 2015 год), проект нового аэропорта стоит свыше 21 миллиарда рублей, где больше половины суммы приходится только на строительство взлетно-посадочной полосы и аэропортовой инфраструктуры. Наши саратовские авиаперевозчики популярно объясняли, что такие затраты обязательно захотят «отбить», а сделать это возможно только через тарифы.

«Потратив несколько миллиардов на строительство аэропортового комплекса, а затем ежегодно вкладывая миллионы/миллиарды в его содержание, инвестор, как всякий нормальный бизнесмен, начнет извлекать из своего объекта прибыль, что непременно отразится на стоимости тарифов и авиабилетов. Нынешние 5–6 тысяч за билет до Москвы на ЯК-42 могут показаться копейками по сравнению с перелетом в том же направлении на обещанном аэробусе», – так нам объясняли представители ОАО «Саратовские авиалинии» еще в 2013 году. Сегодня практически слово в слово то же самое говорят те, кто занимается строительством аэропорта в Сабуровке.

На минувшей неделе Евгений Чудновский, гендиректор «Аэропорты регионов» (ГК «Ренова»), буквальное следующее заявил агентству «Интерфакс»: «Мы сейчас сели и пересчитали, что же произойдет с тарифом, когда мы всё это построим. Мы поняли, что реализация проекта в первоначально задуманном формате убьет саму идею. Ожидаемый рост в несколько раз тарифов и цен на билеты ориентировочно на 30 процентов мы видим как проблему».

Остановиться, пока не поздно

Характерно, что внимательно обсчитывать проект инвесторы начали только перед тем, как пришла их очередь тратить деньги. До сих пор в строительство нового аэропорта вкладывалось только государство – деньгами федерального и регионального бюджетов.

За счет бюджетных средств в Сабуровке строились искусственная взлетно-посадочная полоса, гидротехнические сооружения, рулежные дорожки, перрон, водосточно-дренажная сеть, светосигнальная система, командно-диспетчерский пункт и прочее. В конце октября Росавиация отчиталась, что ИВВП была-таки достроена (причем сначала протяженностью в 2,7 км, потом удлинена до 3 км), возведены 13 мачт освещения, введен в строй новый радиолокационный комплекс. Сейчас завершается строительство перрона. Всё это объекты федеральной собственности, на возведение которых из федерального бюджета было вложено больше 7 млрд рублей.

Регион со своей стороны должен был обеспечить инженерную и транспортную инфраструктуры – построить подъездную дорогу к будущему аэропорту. Своих денег у Саратовской области не хватало, поэтому просили опять же у федерации (порядка миллиарда рублей). Проект строительства подъезда стоит свыше 4 млрд рублей (на первом этапе, а всего их три). Соответствующий тендер был проведен региональными властями только в октябре 2016 года.

Задачей частного инвестора, которым с 2013 года является УК «Аэропорты регионов» (ГК «Ренова»), стало строительство собственно здания аэропорта площадью 22 тыс. м² и пропускной способностью до миллиона пассажиров в год; грузового комплекса, здания и сооружения технического обслуживания воздушных судов, вспомогательных зданий производственного назначения, цеха бортового питания, офисного здания и бизнес-центра, гостиницы на 120–150 номеров. Всё это нужно было сдать в 2017 году. Комплекс именно этих сооружений, судя по всему, оценивается в 12 млрд рублей. И именно этих денег инвестору стало жаль. Потому что в перспективах отдачи вложений УК «Аэропорты регионов» вдруг сильно засомневалась. Инвесторов осенило, что вряд ли саратовцы с их скромными доходами начнут активно пользоваться гражданской авиацией (в первом полугодии пассажиропоток составил 194,2 тысячи человек). То есть потенциала роста пассажиропотока, о котором компания говорила на старте своего участия в проекте, она больше не видит.

Саратовские эксперты не видели его и раньше. Несколько лет назад, когда стройка в Сабуровке только начиналась и никакой девальвацией рубля еще не пахло, специалисты действующего саратовского аэропорта говорили, что рынок авиаперевозок, сложившийся в нашем регионе, не настолько велик, чтобы иметь два аэропорта или один, но больший, чем есть сейчас. Что этот проект экономически необоснован.

«Ни к чему совершенно что-то удлинять, расширять, увеличивать для того пассажиропотока, который мы имеем. Для обслуживания 300–400 пассажиров в сутки на традиционных направлениях, даже с учетом ежегодного увеличения пассажиропотока на 20–25 процентов в год, имеющегося аэропорта более чем достаточно», – говорили они.

И все-таки простенький терминал

Чтобы не «закапывать» деньги (инвестор, по его словам, уже вложил полмиллиарда рублей в реализацию своей части договора), УК «Аэропорты регионов» предложили государству разделить с ней ношу. На условиях концессии. Пусть, мол, государство вложит половину, а УК «Аэропорты регионов» – остальное (5–6 миллиардов рублей). При таком раскладе за счет тарифов будет возвращаться только эта часть вложений, и тарифы будут конкурентоспособными. Государство же не будет свои затраты отбивать тарифами, но получит по истечении срока концессии в собственность весь аэропорт, а не только его аэродром. В противном случае – если инвестору придется вложить все 12 миллиардов – аэропортовое обслуживание для авиакомпаний вырастет примерно на 1500 рублей на каждого пассажира, что очень много.

Эксперты не верят, что государство на это согласится. Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт», считает, что «в бюджете вряд ли найдутся такие деньги» (ИА «REGNUM»). Комментарий от Росавиации, опубликованный в прошлую среду, это предположение подтвердил. Настроение государства в нем уже хорошо просматривается. Росавиация поддерживает идею «сокращения расходов на строительство аэропортового комплекса», потому что «грандиозный аэровокзал за 12 млрд рублей будет иметь слишком низкую рентабельность». То есть государство в курсе, что пассажиропоток в Саратовском регионе не вырастет, и потому не намерено тратиться на крутой саратовский аэропорт с гостиницами и бизнес-центрами. Вместо этого в госкорпорации рассматривают возможность «строительства аэропортового комплекса терминального типа с возможностью наращивания мощностей в зависимости от роста пассажиропотока». Другими словами, государство в лице Росавиации предлагает саратовским властям обойтись «простеньким пассажирским терминалом». Тогда, мол, строительство будет значительно дешевле и не возникнет необходимости рассматривать вопрос о заморозке проекта.

Во всем виноват зампред

Если государство идею с концессией не рассматривает, а ГК «Ренова» на других условиях, надо понимать, ввязываться в проект уже не хочет, то на повестке дня снова вопрос о том, кто будет строить аэровокзал. Тот же самый вопрос, который волновал всех три-четыре года назад. Тогда, в условиях отсутствия частного инвестора, ответственность за пассажирский терминал и обслуживание аэропорта маячила перед регионом, у которого, как всем известно, нет денег и на первостепенные нужды. И еще тогда эксперты предрекали, что если инвестора не найдут, а регион не потянет, то грандиозный проект «сначала заморозят, потом свернут», а руководство Саратовской области может надолго оказаться в опале перед федеральными властями.

Сейчас Росавиация на перспективу заморозки только намекает. А вслух и четко говорит, что новый аэропорт за пределами Саратова региону все-таки нужен. О том, что добиться этого можно было раньше и малой кровью, гос­корпорация скромно умалчивает, заставляя нервничать региональную власть.

А власть и в самом деле нервничает. Чувствуя, видимо, что скоро полетят головы, правительство области решило найти виновных в провале самостоятельно. К закланию, судя по всему, готовят заместителя председателя правительства области Василия Разделкина, награжденного в свое время кураторством над аэропортовым проектом. Сразу за комментарием Росавиации в СМИ появилось сообщение, что областной общественный комитет по противодействию коррупции обратился к губернатору Валерию Радаеву с заявлением, что в грядущей «полной остановке строительства аэропорта в Сабуровке» виноват Разделкин и его «невозможность (или нежелание) работать с инвесторами». А в довесок Разделкина обвинили в том, что при его кураторстве региональной казне нанесен ущерб в особо крупных размерах (по информации ИА «REGNUM»).

Источник: http://fn-volga.ru/newspaperArticle/view/id/5901