КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Хамон корейке не товарищ



Хамон корейке  не товарищ
Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове №08 (1017) 15.02.2017

За ввоз санкционных продуктов саратовцы расплатятся рублём?

Инициативы федеральных министерств и ведомств уже не вызывают у простых граждан ничего, кроме иронии. Свежий анекдот в тему: «Раньше граждане боялись, что им подкинут наркотики, теперь — пармезан». Но всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Новый законопроект федерального Роспотребнадзора предлагает по всей строгости закона карать тех, кто перевозит и хранит санкционные продукты. Доказывать, что ты везёшь итальянскую «прошутто» или голландский «маасдам» для личных нужд, придётся силовым структурам. Впрочем, производителям отечественного провианта тоже несладко: предложение о «светофорной» маркировке продовольствия очень понравилось властям. И, вероятно, в скором времени покупателей ждут витрины с более дорогими, но разноцветными товарами. В продовольственных инициативах разбирался «МК» в Саратове».

Замещение и наказание

Роспотребнадзор разработал поправки к Кодексу об административных правонарушениях, которые предусматривают штрафы за перевозку, хранение и продажу товаров, запрещённых к ввозу в Россию. Как указывается в законопроекте, «реализация, хранение, транспортирование товаров, запрещённых к ввозу на территорию Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой». Штраф за хранение и перевозку запрещённых товаров для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составит 30-50 тыс. руб., для юридических лиц — 70-100 тыс. руб.

Заместитель главы Минпромторга Виктор ЕВТУХОВ пояснил одному из информационных агентств, что Роспотребнадзор отправлял данный законопроект на согласование в министерство, и ведомство его согласовало. По его словам, штрафы будут применяться за запрещённые товары, которые попали в торговлю.

Правда, как только общественность и правозащитники подняли волну возмущения, Роспотребнадзор уточнил, что, мол, для граждан ответственность подразумевается только в том случае, если санкционные продукты ввозятся для сбыта. Как доказать свою непричастность к сбыту? Очень просто. Ввози на территорию РФ не более 5 кг «санкционки», и вопросов к тебе не будет. Однако зачастую туристы тащат из Европы гораздо больше запрещённого провианта — в подарок, родне, начальству, но если поправки превратятся в полноценный документ, придётся поумерить свои аппетиты.

Тем не менее Общественная палата РФ планирует «нулевые» чтения для нового законопроекта, поскольку считают поправки «сырыми» и пока не понимают правоприменительной практики.

Отдать на съедение

Саратовские эксперты тоже имеют к законопроекту свои вопросы.

Комментарий эксперта

Надежда САТАРОВА, председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей, член Общественной палаты Саратовской области:

— На мой взгляд, в законопроекте требуется указать количество и вес санкционных продуктов, которые можно провезти и не попасть под штрафные санкции. Вес каждого продукта должен быть расписан: скажем, сыра можно ввозить 5 кг, колбасы 3 кг и так далее. Всё это нужно указать чётко и понятно для граждан: что подразумевает собой понятие «реализация», какое количество санкционных продуктов? Ведь зачастую люди из поездок везут продукты себе, своей семье, друзьям. Как тут доказать, что это не для реализации? Это опасный и скользкий момент, как мне кажется, и если законопроект рано или поздно превратится в официальный документ, в нём должно всё быть подробно и чётко расписано.

По мнению Михаила ПЕТРИЧЕНКО, бизнес-омбудсмена Саратовской области, новый законопроект Роспотребнадзора вряд ли затронет обычных граждан, хотя в целом он довольно неоднозначен.

— Могут возникать правовые коллизии: скажем, транспортная компания иногда не знает, что за товар везёт, кто его изготовитель, — говорит Михаил Петрович. — В накладных написано одно, а в реальности товар имеет совершенно другого производителя. И при досмотре в этом случае могут возникнуть неприятности. С хранением может быть то же самое: по накладным привозят один товар, а при проверке оказывается, что он санкционный. Но в самом законопроекте я не нашёл, как этот вопрос будет регулироваться в рамках законодательства, как решать подобные нюансы. Что же касается продавцов, тех, кто реализует, то законопроект просто ужесточает наказание за продажу санкционного товара и вводит существенные штрафы. Что, на мой взгляд, правильно: если есть запрет, его нельзя нарушать. Но хочу отметить, что в нашем обществе существует проблема: пока законопроект обсуждается, им никто не интересуется до тех пор, пока он не вступил в силу и не стал законодательным актом. И вот тогда уже предприниматели начинают разбираться, возмущаться, да только уже поздно. Думаю, причина в менталитете: предпринимателям нужно быть более любо­знательными, активнее интересоваться предложениями, законопроектами, выступать с инициативой, если что-то не нравится.

А у вас молоко убежало

Осенью 2016 г. федеральный Роспотребнадзор предложил «светофорную» маркировку продовольствия. Провиант с высоким содержанием сахара, соли или заменителей вместо натуральных компонентов предложено отмечать красным цветом. Дабы покупатели знали, что подобная еда не является полезной для здоровья. Относительно полезную — жёлтым цветом, натуральную — зелёным. Как сообщила глава ведомства Анна ПОПОВА, «во всех странах, где это есть, это в самом деле работает не только потому, что людям будет проще выбирать, но и потому, что производитель старается, понимая, что это очень серьёзный маркетинговый ход, сократить количество продуктов, которые должны выпускаться с красной маркировкой», — отметила Попова.

По словам главы Роспотребнадзора, данное предложение включено в подготавливаемый ведомством план реализации стратегии повышения качества пищевых продуктов, который утверждён правительством.

Обсудив новшество, на несколько месяцев о нём забыли: мало ли предложений поступает от различных министерств и ведомств? Но на прошлой неделе в интервью федеральному изданию бывший глава кремлёвской администрации, а ныне спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей ИВАНОВ сообщил, что власти обсуждают идею маркировки продуктов цветом. Правда, подразумевается не добровольная, а обязательная маркировка продуктов, и всё это, конечно (а вы сомневались?), исключительно в целях заботы о здоровье граждан.

Но эксперты сомневаются, что разно­цветные полосы на товаре послужат стимулом для улучшения его качества.

Комментарий эксперта

Сергей ЖУКОВ, председатель гильдии торговых организаций при Торгово-промышленной палате Саратовской области:

— Продукты должны быть на разный кошелёк, и совсем не обязательно все их маркировать. За рубежом есть специальные «зелёные» полки, на которых лежат экологически чистые, полезные, но более дорогие продукты. Если мы пойдём по этому пути, который принят во всём цивилизованном мире, то, на мой взгляд, это правильно. Если же производителей заставят маркировать цветом все продовольственные товары, то в итоге мы получим такую же фальсификацию, которая имеется сейчас. Замаркируют всё зелёным — и полезное, и не очень. Опять же, что значит маркировать, на основании чего решать, какой провиант полезный, а какой нет? В этом случае должны быть ГОСТы, как в советские времена, и производители будут им следовать. Тогда не понадобится никакая «светофорная» маркировка. Пока не будет единого подхода к изготовлению продуктов,  продолжится та же вакханалия, которую можно наблюдать сейчас. К примеру, у нас разработан молочный технический регламент, но он фактически не работает. Производители изготавливают продукцию из сухого молока, но где вы видели, чтобы на упаковке было написано: «молочный продукт»? Везде одно «молоко», хотя сейчас нет цельного молока. То же самое со спредами — растительно-жировыми продуктами, на которых пишут «масло». Если не работает даже техрегламент, не будет толку и от цветовой маркировки. 

Сергей Жуков указывает на ещё один немаловажный момент. Уровень покупательской способности в России низкий, а производитель в свою очередь гонится за кошельком покупателя.

— Соответственно, чтобы удешевить товар, ему нужно пойти на ухудшение качества, — говорит Сергей Евгеньевич. — Не бывает так, чтобы было хорошее качество продукта и низкая цена. И что же, большая часть товаров будет с красной маркировкой? Но даже в этом случае любая маркировка — это удорожание продукта. Её нужно приобрести, наклеить, считывать в магазине.

С «пальмы» не слезли

Похожего мнения придерживается Татьяна РАЗБОРОВА, председатель проф­союза «Торговое единство». Как считает эксперт, у каждого потребителя должно быть право выбора, какой купить товар в соответствии с его кошельком. И к чему тут маркировка?

— Большинство из нас ходят в магазины, где цены доступны, обходя стороной магазины премиум-класса с экологическими чистыми, полезными, но очень дорогими продуктами, — высказывает своё мнение Татьяна Михайловна. — И «светофорная» маркировка ничего не изменит в этой ситуации. Она бессмысленна. К сожалению, подобные инициативы часто предлагают только с одной целью: каждый хочет показать себя, выделиться, не имея при этом ни малейшего понятия о реальном положении дел, профессионального понятия.

Комментарий эксперта

Татьяна РАЗБОРОВА, председатель Саратовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое единство»:

— Идея с цветовой маркировкой товара, на мой взгляд, совершенно бессмысленная. Должны существовать единые стандарты для всех производителей, выпускают ли они молочную, колбасную или хлебобулочную продукцию. Это может быть государственный стандарт или технический регламент, который установлен государством, и каждый товар должен ему соответствовать. Если мы будем просто маркировать — красным, жёлтым, зелёным, то, на мой взгляд, качество продукции от этого не улучшится, поскольку на предприятиях разработаны свои технические условия и они им следуют. Как можно говорить, что эта продукция опасна для здоровья, если она изготавливается в соответствии с определёнными ТУ? Если же продукты будут соответствовать единому стандарту, скажем: тут должно быть 5 граммов соли, здесь количество сахара не может превышать 20 граммов, в этом провианте одна сотая процента пальмового масла, — то в этом случае не потребуется никакой маркировки. 

Есть и ещё один момент, на который власть имущие почему-то не обратили внимания. Как считает экс-министр экономики и инвестиционной политики Саратовской области  Александр СТЕПАНОВ, если изменения и нужны, то только в отношении зелёной упаковки.

— Давайте договоримся с предпринимателями, чтобы зелёным маркировали только действительно натуральный, полезный провиант, и с магазинами — дабы они реализовывали вовремя и не было просрочки, перебивания даты на упаковке и проч., — считает Александр Алексеевич. — В этом случае мы хоть как-то приблизимся к европейскому опыту, ведь об этом говорят разработчики этой инициативы.

Комментарий эксперта

Александр СТЕПАНОВ, доцент Поволжского института управления 

РАНХиГС, член Общественной палаты Саратовской области:

— Сегодня разрыв в доходах граждан очень высок, и, на мой взгляд, крайне неэтично маркировать продукты цветом. Получается, что те покупатели, которые зарабатывают только на недорогие продукты — а именно такие будут маркироваться красным, поскольку дешёвое не бывает экологически чистым, — будут чувствовать себя некомфортно. 

Но властям вовсе не до «комфорта» граждан, чьих доходов порой хватает только на провиант, маркированный красным и жёлтым. Можно предположить, что в основе «светофорного» новшества лежит вовсе не забота о здоровье потребителей, ведь те, кто покупают дешёвые сосиски, прекрасно понимают, что в них нет мяса, а в спреде молочная основа заменена растительной. Главная задача чиновников — получить дополнительный доход с производителей. Так, может, стоит сказать об этом честно?

Источник: https://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2017/02/15/hamon-koreike–ne-tovarisch/