Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Сельская зачистка



"
Сельская зачистка
 

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове №09 (1018) 22.02.2017

Как живут малокомплектные школы Саратовской губернии

Известный афоризм «Двум правилам должен следовать каждый сановник: всегда сдерживать свои чувства и никогда не сдерживать своих обещаний» как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию в российском образовании. Уж сколько раз федеральные чиновники твердили, что не дадут малокомплектные школы в обиду и не позволят их закрывать, однако слова пока не подкрепляются делом. Сельские школы «оптимизируются» согласно образовательным дорожным картам, и до 2018 г. в стране планируется закрыть 3639 сельских школ и детских садов. Более того, чиновники — в том числе региональные, пеняют на некачественное образование в сельских школах. Мол, что может дать ученикам учитель, который преподаёт биологию, химию и географию, а уж преподаватель ОБЖ и физкультуры в одном лице — просто позор российского образования! «МК» в Саратове» узнал, с какими сложностями сегодня сталкиваются маленькие сельские школы региона.

 

Нормативно-подушевая ликвидация

В начале февраля этого года в Госдуму РФ был подан законопроект, запрещающий закрытие малокомплектных школ в глубинке без согласия жителей. Кроме того, в документе отдельно прописано, что без согласия сельского схода невозможно будет закрыть не только школу, но и её филиал. Автор проекта, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Олег СМОЛИН указал, что массовое закрытие сельских школ началось в 2006 г., когда образовательные учреждения перешли на нормативно-подушевое финансирование. «Ликвидация» продолжается и по сей день.

Но Государственная дума на пленарном заседании отклонила данный законопроект. Причём уже не в первый раз. В декабре прошлого года депутаты зарубили такую же инициативу без объяснения причин.

Впрочем, они и так известны. Разговоры чиновников о том, что в крупных школах более качественное образование, не могут служить поводом для закрытия мелких школ, поскольку право на образование имеют не только городские дети, но и жители маленьких сёл. В реальности, школьное образование привязано к рублю, и укрупнение обеспечивает сокращение расходов. Всё просто.

Тем не менее в регионах по старинке пытаются поиграть в подмену понятий. Год назад министерство образования Саратовской области озвучило информацию: выпускники малокомплектных школ показывают «стабильно невысокие результаты во время ЕГЭ». И, дабы исправить положение, ведомство собирается создавать сеть межмуниципальных сетевых школ и площадку для стажировки педагогов. Но если следовать этой логике, нужно и городские школы объединить в сеть: ведь большинство двоечников, выпущенных из школы с «волчьим билетом» вместо аттестата, обучались в городских образовательных учреждениях.

 

«Англичанка» из Дебальцево

Небольшая школа в селе Камышки Александровогайского района разрушает стереотипы о качестве образования в сельских школах. Сайт образовательного учреждения был признан лучшим в Саратовской области в номинации «Самый информативный сайт», а ученики школы в Камышках освещают деятельность школы и села в школьной газете «Вектор», которая даже получила благодарственное письмо Общественной палаты Саратовской области. Тем не менее директор школы Сергей ХАРЬКОВ, один из финалистов федерального конкурса «Лучший директор школы-2014», рассказывает, что у малокомплектных школ немало проблем.

— Вопрос с кадрами довольно острый, преподаватели не хотят ехать в сельскую местность, — говорит Сергей Петрович. — У нас не было учителя английского языка, и я не смог решить этот вопрос за счёт педагогических кадров Саратовской области. Учитель нашёлся в Донецкой области: сначала она жила в Дебальцево, потом по программе переселения соотечественников попала в Томск, а оттуда уже к нам. Благо у нас была муниципальная квартира. Этот преподаватель работает у нас второй год.

Что же касается образования в малокомплектных школах, то здесь директор имеет своё мнение.

Комментарий эксперта

Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области:

— Нельзя говорить, что качество образования в сельских школах хуже, чем в городских. Конечно, сельской школе сложнее готовить детей к ЕГЭ: у нас нет профильных классов, нет репетиторства. Учителя школы бесплатно консультируют учеников. Кроме того, один выпуск совсем не похож на другой: в прошлом году у нас были слабые ученики, в вузы поступило всего 40% выпускников, хотя обычно этот показатель 80-100%. Дети разные, есть мотивированные на получение полного среднего, а потом и высшего образования, есть те, которых устраивают техникумы. В отношении оптимизации, в рамках которой закрываются малокомплектные школы, могу сказать следующее. Она идёт не первый год и в нашем районе коснулась лишь школ с малым количеством детей. Сегодня мы видим, к чему это приводит: если школа закрывается, жители, у которых есть дети, покидают насиженные места и уезжают туда, где их дети могут учиться. В результате в селе останутся одни старики. Школа позволяет населённому пункту развиваться, есть молодёжь, а значит — имеются перспективы. Нет школы — нет села.

В отношении законопроекта, защищающего сельские школы, который не в первый раз дружно отвергают депутаты Госдумы РФ, Сергей Харьков говорит следующее:

— Было бы неплохо, если бы Государственная дума внесла в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» поправки несколько иного плана: чтобы филиалы школ не могли закрываться без согласия жителей. Поскольку на моей памяти чаще всего закрывались школы, которые были филиалами. То есть сначала малокомплектная школа становилась филиалом, а потом закрывалась вовсе.

 

Сирота идёт на помощь

История о сельчанах, которые ради спасения малокомплектной школы взяли из детских домов детишек-сирот, известна лишь в Аткарском районе. Несколько лет назад в Проскудино, что расположилось в 40 км от Аткарска, местные чиновники решили закрыть новую, недавно отстроенную малокомплектную школу, несмотря на возражение родителей и учителей. Причина банальна и вполне оправданна «оптимизацией»: мало детей. Если в 1998 г. в школу поступили 102 ребёнка, то спустя семь лет — всего 49. Жаловаться во все инстанции, устраивать акции протеста, по примеру педагогов из других сёл губернии, не стали. Пошли другим путём, которым не ходила ещё ни одна сельская школа в России — жители Проскудино решили взять под опеку детдомовских ребятишек. Получается двойная польза: селу — приток молодёжи, школе — жизнь и развитие. Ребят находили в разных учреждениях: в Красноармейском, Балашовском, Аткарском детских домах, даже в Саратове. Ребятишек брала сначала одна семья, потом — другая. Женщины в Проскудино внимательно приглядывались, как живут дети в приёмных семьях. Всё-таки отогреть ребёнка-сироту не всем под силу. А потом решались и ехали по детским домам. Как рассказывает директор школы Светлана ЗОНОВА, сегодня в школе осталось всего 36 детишек. Ещё меньше, чем было в те времена, когда школа подлежала закрытию. По словам директора, за эти годы село «воспитало» 42 ребёнка из интернатов, сейчас детишки выросли и под опекой у сельчан осталось всего 18 ребят. Да и население Проскудино, некогда крупного, в полтысячи человек, существенно уменьшилось за последние 7-8 лет. Если в

2010 г. в селе проживали 500 человек, то сегодня немногим больше 350. Село вымирает, признаёт директор.

Комментарий эксперта

Светлана ЗОНОВА, директор средней общеобразовательной школы 

с. Проскудино Аткарского района Саратовской области:

— Я считаю, что сельские школы не нужно оптимизировать, они сами закроются. Мы постепенно сойдём «на нет» без постановления местных чиновников и в итоге исчезнем совсем. Сначала пропадут 10-11-е классы, и мы станем основной общеобразовательной школой, потом не будет детей в основной школе, останутся только младшие классы. А через какое-то время не останется и малышей, поскольку жители покидают село, уезжают на заработки и берут с собой всю семью. Если раньше на селе была работа — семьи держались, теперь всё чаще уезжают в районы, в областной центр. И учащихся у нас становится всё меньше. 

Как рассказала Светлана Зонова, в этом году школа выпускает одиннадцатиклассников, но скорее всего это будет в последний раз.

— Почему? Есть две причины, — говорит Светлана Павловна. — Если раньше малокомплектной школе было позволительно открыть 10-11-е классы при двух учениках, то сейчас это уже невозможно. Требуется большее количество детей. Как-то у нас было четыре школьника, желающих получить полное среднее образование, но нам не разрешили открыть старшие классы. И ребята были вынуждены поступать в другие учебные учреждения. Вторая причина: всё меньше детей настроены на получение образования и дальнейшее поступление в вузы.

 

Сколько вешать в баллах?

Несколько лет назад корреспондент «МК» в Саратове» беседовала с директором малокомплектной школы в селе Междуречье Вольского района. Тогда, в 2010 г., проблемы сельской школы были похожи на нынешние: учителей не хватало, посему некоторые ставки совмещались, тем не менее междуреченские выпускники поступали в академию права, медицинский университет и другие вузы. Сегодня школа живёт, даёт знания ученикам и не сдаётся.

Как рассказывает директор школы Виктор САДОВ, на данный момент в образовательном учреждении обучаются 38 детей. С кадрами проблема практически решена, не хватает лишь учителя иностранного языка, который внезапно уволился и уехал в город.

— Даю объявления, но как только учителя узнают, что работа в селе, — отказываются,  — сетует Виктор Михайлович.

Директор высказывает свою точку зрения о причинах низких баллов ЕГЭ у выпускников малокомплектных школ.

Комментарий эксперта

Виктор САДОВ, директор  основной общеобразовательной школы села Междуречье Вольского района Саратовской области:

— Не думаю, что качество образования в малокомплектных сельских школах хуже, чем в городских. Проблема в другом: когда в классе 20 учеников, то три выпускника, получивших за Единый государственный экзамен не очень высокие баллы, не портят общей картины успеваемости. Совсем другое дело, если в классе 6 учеников и половина из них получают не высокие баллы, — показатели сразу падают вполовину. Что, конечно, не является «плюсом» для школы. На самом деле класс, в котором 6-8 человек учащихся, — это фактически индивидуальное обучение, ведь ни один ученик не остаётся без внимания.

Слова Виктора Садова подтверждает и Татьяна ГОРБУНОВА, директор основной общеобразовательной школы села Георгиевка Марксовского района Саратовской области. Как рассказала Татьяна Степановна, сегодня в школе обучаются 49 человек, все  девятиклассники успешно сдают ОГЭ (аналог ЕГЭ в 9-х классах). Подготовка индивидуальная — учителя занимаются бесплатно с учениками, ведь репетиторства на селе нет. В отношении кадров — в школе работает молодой специалист в начальных классах, и пока нехватки педагогов школа не испытывает.

— Мне кажется, совершенно не важно, где находится школа — в селе или городе, — говорит Татьяна Степановна, — главное, чтобы с детьми работали профессиональные преподаватели, заинтересованные в хорошем результате.

А теперь немного цифр. В 2009 г. в Саратовской области было закрыто 57 сельских учебных заведений, официальная причина — «рост неэффективных бюджетных расходов в образовании». В 2010-м в губернии работала 721 сельская школа, из них малокомплектных с численностью до 120 человек — 588. В 2011-2012 гг. сельских школ осталось 657, из них 509 — малокомплектные. В 2015-2016 гг. — 601 сельская школа и 93 филиала сельских школ, из них 471 школа — малокомплектная. Как говорится, без комментариев.

Источник: https://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2017/02/22/selskaya-zachistka/