Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Дело о 30 миллионах. Как экс-депутат от «Единой России» обманул саратовский банк



"

Подделавший подпись при получении многомиллионного банковского кредита экс-депутат не признан судом мошенником

В Ленинском районом суде города Саратова сейчас рассматривается интересное дело о мошенничестве в сфере кредитования. Предприниматель обманным путём получил кредит в банке и не вернул деньги. Представители банка уверены, что и не собирался возвращать.  Более того, схема, по которой были похищены деньги банка, следствием была раскрыта и даже практически доказана в суде. Но по странному стечению обстоятельств, на последних заседаниях дело вдруг начало разваливаться, а виновник истории может отделаться, что называется, лёгким испугом.

Сюрприз от уважаемого человека

Примечательна эта история тем, что в центре её оказался не простой фермер, а бывший депутат Собрания Воскресенского муниципального района и действующий член партии «Единая Россия» Сулейман Читаев. То есть, казалось бы, уважаемый человек, в прошлом облечённый властью, заслуживший доверие односельчан. И, безусловно, имеющий хорошие связи во властных и околовластных кругах.

Последние десять лет Сулейман Читаев продолжал дело своего погибшего отца – известного в Воскресенском районе фермера Хизри Читаева – занимался выращиванием и переработкой подсолнечника, а также оптовой продажей подсолнечного масла и жмыха.

Семья Читаевых давно занималась выращиваем подсолнечника

Именно на развитие своего производства Сулейман Читаев в апреле 2014 года взял кредит в «Газнефтьбанке» в размере 30 миллионов рублей. При этом поручителем по кредиту выступила мать Сулеймана – Мария Читаева.

Как рассказывали на суде представители «Газнефтьбанка», и в частности глава правления Алексей Ведменский, никаких подозрений заёмщик у них не вызывал. С его стороны во время заключения кредитного договора нареканий к банку тоже не было. Бизнесмен и его мать подписали все необходимые бумаги и начали пользоваться деньгами. Около 6 миллионов рублей Читаев забрал наличными сразу, остальные снял со счёта в течение следующих двух месяцев. С самого начала предприниматель не спешил возвращать кредит: в течение семи месяцев (до ноября 2014 года) он выплачивал банку только сумму по процентам, а не основной долг, но потом и эти платежи прекратились.

Служба безопасности банка пыталась связаться с Читаевым, как только образовалась задолженность, но тот, как говорят представители кредитной организации, на контакт не шёл.

Сулейман Читаев закрывает лицо в суде

Только после того, как «безопасники» прислали письмо поручителю – Марии Читаевой, Сулейман Хизриевич явился в банк. Как оказалось, не для того, чтобы урегулировать вопрос с задолженностью. И не для того, чтобы договориться с банком о реструктуризации кредита или перекредитовании, как это обычно бывает с заёмщиками, оказавшимися в сложном финансовом положении. Вовсе нет. «Ждите сюрприза», – только и пообещал Сулейманов «Газнефтьбанку». И сюрприз не заставил себя долго ждать.

Стройная многоходовка

В январе 2015 года Сулейман Читаев инициировал дело о банкротстве своего КФХ и практически одновременно с этим обратился в арбитражный суд с требованием признать недействительным договор поручительства по кредиту в «Газнефтьбанке». Подпись Марии Читаевой в договоре поручительства оказалась поддельной, что было доказано экспертизой. Более того, Сулейман Читаев не скрывал ни в том суде, ни в этом, что подделал подпись матери сам. Причём в её присутствии. Но зачем?

Вопросов к деловой репутации Сулеймана Читаева у банка не было, равно как и сомнений в благонадёжности его как заёмщика, Мария Читаева в качестве поручителя банк вполне устраивала. Так зачем подделывать подпись поручителя при его наличии и в его присутствии, если не для того, чтобы потом опротестовать сам документ?

По мнению главы правления «Газнефтьбанка» Алексея Ведменского, семья Читаевых всё спланировала с самого начала: подделать подписи, чтобы оградить своё имущество от возможного взыскания в счёт непогашенного кредита. Так как при недействительном договоре поручительства кредит на 30 миллионов рублей, оформленный Сулейманом Читаевым в «Газнефтьбанке», оказался ничем не обеспеченным.

Не случайный персонаж

Необеспеченный кредит и банкротство предприятия заёмщика – не единственный сюрприз от Сулеймана Читаева «Газнефтьбанку». Приоритетным кредитором в деле о банкротстве КФХ Читаева оказывается некто Алексей Щербак и его компания «САНОЙЛ». Выяснилось, что буквально в конце 2014 года, то есть прямо перед началом процедуры банкротства крестьянско-фермерского хозяйства, Щербак продал Читаеву «много бочек» подсолнечного масла на 40 миллионов рублей. И опять же, спрашивается, зачем? Ведь Сулейман Читаев подсолнечное масло производит сам и сам его продаёт.

Кстати, Алексей Щербак в этой истории персонаж не случайный. Как выяснилось в суде, с Сулейманом Читаевым его давно и многое связывает. Фирма «САНОЙЛ», например, зарегистрирована в помещении, принадлежащем Марии Читаевой. Оба предпринимателя обслуживаются в одной и той же бухгалтерской фирме – ООО «Гроссбух». Её директор  Марина Кораблёва в суде это подтвердила. Более того, счета за бухгалтерские услуги обеих фирм оплачивает один Читаев. Щербак же имел доступ к счетам Читаева. Например, снял с расчётного счёта Сулеймана Читаева в «Россельхозбанке» 10 миллионов рублей. И было это как раз в тот период, когда Читаев начал пользоваться кредитом «Газнефтьбанка».

Учитывая всё вышесказанное, сложно поверить, что сделка с поставкой подсолнечного масла на 40 миллионов рублей была простым стечением обстоятельств. Да и была ли сделка?! Бухгалтер Читаева и Щербака Марина Кораблёва сообщила в суде, что крупная поставка масла не была отражена в балансовых документах предприятий. Но даже если допустить, что предприниматели договорились устно, то это всё равно незаконно. Обязательства по уплате налогов никто не отменял.

Не работал и не платил

В ходе предварительного следствия вскрылась и другие странности в делах семьи Читаевых. По показаниям сотрудников КФХ Сулеймана Читаева, хозяйство не работало  практически весь 2014 год. По словам одного из свидетелей, «того объёма семечки, который вырастил сам Читаев, было недостаточно для переработки, а закупать семечку он не мог, так как был всем должен». Кроме того, по показаниям сотрудников КФХ Читаева, основную часть семян подсолнечника, которые собирали на полях КФХ, якобы забирали за долги. А фермеры, у которых Читаев раньше сам покупал подсолнечник, отказывались с ним работать из-за того, что тот не оплачивает поставленный товар.

Сотрудники рассказывали следователям и о том, что в КФХ им задерживали заработную плату, кого-то Читаев уволил без расчёта, кому-то не отдал не только заработанные деньги, но и трудовую книжку. Большая часть этих свидетелей, правда, в суде от своих прежних показаний отказалась. Люди путано объясняли, что расчёт им всё-таки выдали и причин жаловаться на своего бывшего работодателя у них уже нет.

Давление по случаю

Не исключено, конечно, что обвиняемый в мошенничестве с кредитом предприниматель (или кто-то из его окружения) успел до суда «побеседовать» со свидетелями и обо всём «договориться». В суде рассмотрели пару эпизодов, связанных с оказанием давления на лиц, от которых так или иначе зависела судьба дел семьи Читаевых.

Сотрудница регистрационной палаты по фамилии Аксёнова рассказала, что 16 апреля 2014 года обслуживала сделку по регистрации договора залога между «Газнефтьбанком» и семьёй Читаевых. По её словам, когда её вызвали в Воскресенский районный суд для дачи показаний по указанному договору, к ней подошёл неизвестный (позже Аксёнова опознала в нём Алексея Щербака) и попросил не появляться в суде, не давать показания или сказать, что она не видела, как происходило подписание залоговых документов в палате.

КФХ Читаева работает в Воскресенском районе

Директор Саратовского независимого управления судебной экспертизы «Судэкс» Сергей Поспелов рассказал суду о давлении на его подчиненных. По его словам, когда была назначена почерковедческая экспертиза всех договоров, с экспертом, которому было поручено проведение анализа подписей, связалась адвокат Читаевых и просила о встрече. В результате специалист взял самоотвод, а дело тайно было передано другому эксперту управления, который и провел исследование.

Деловой подход

Кстати, бывших деловых партнёров Сулеймана Читаева тоже приглашали в суд. Их показания помогли охарактеризовать манеру ведения бизнеса предпринимателя, подозреваемого в мошенничестве в сфере кредитования.

Так, фермер Анатолий Черняк рассказал, что в апреле 2014 года искал покупателя на свой подсолнечник и что Сулейман Читаев сам на него вышел. Предприниматели договорились о сделке по поставке 300 тонн семян подсолнечника.

«Я поставил ему 192 тонны продукции, за что он перечислил мне 30 апреля 2014 года 1 миллион 560 тысяч рублей, а 8 мая 2015 – один миллион ровно», – рассказал Черняк. Однако потом Читаев перестал отвечать на телефонные звонки и обещанный объём подсолнечника так и не выбрал.

Для Черняка история на этом не закончилась. В 2016 году он узнал, что от имени Читаева на него подали в суд за то, что он якобы не исполнил свои обязательства – недопоставил 108 тонн семян подсолнечника: «С меня требовали 5 миллионов рублей. После разбирательства суд занял мою сторону и отказал истцам в их требованиях. Они не успокоились и сейчас подали жалобу в 12-й апелляционный суд».

Читаев в суде факт сделки не отрицал, но заявил, что отношения к иску в отношении Черняка не имеет, так как в связи с банкротством КФХ всеми делами там заведует арбитражный управляющий. Однако объяснить, почему конкурсный управляющий Светлана Копа не в курсе добросовестности Черняка, Читаев не смог.

Сотрудник лизинговой компании Андрей Лифанов рассказал, что Читаев заключил с фирмой семилетний договор лизинга на покупку газовой сушилки для зерна. При этом ежемесячные платежи он перестал платить 31 октября 2014 года. И теперь лизинговая компания не может ни изъять оборудование, ни получить оставшийся долг.

Ещё один свидетель – фермер из Базарно-Карабулакского района Александр Веденеев – рассказал, что однажды совершал сделку с Сулейманом Читаевым и доставил ему на переработку 90 тонн семян подсолнечника. Но так и не смог получить оплату за предоставленный товар. Деньги от Читаева Веденеев получил много месяцев позже оговоренного срока, но Читаев всё равно остался должен около 50 тысяч рублей.

С фермером Вертяновым вышла похожая история с той лишь разницей, что Вертянов за свой подсолнечник денег так и не получил.

«Была договорённость о поставках примерно 100 тонн семян подсолнечника. Автомобилями МАЗ, принадлежащими хозяйству, эта семечка поставлялась на маслозавод. Фуры приходили в Чардым, их там встречали, взвешивался груз, передавались товарно-транспортные накладные, сдавался анализ в лабораторию. Это был тот завод, где вел свою деятельность Читаев Сулейман Хизриевич», – рассказывал в суде представитель Вертянова Осман Османов. По его словам, всего была поставлена примерно половина оговоренного количества товара, на сумму в 550 тысяч рублей. После того как Вертянов предложил Читаеву оплатить хотя бы поставленные партии, тот перестал отвечать на телефонные звонки.

После обращения фермера в полицию появилась надежда, что Читаев рассчитается по долгам. Во всяком случае, он выразил такое намерение, даже попросил реквизиты для перевода денег. Учитывая готовность Читаева платить, уголовное дело возбуждать не стали. Однако деньги на счета Вертянова так и не поступили. Обманутый фермер обратился в арбитражный суд, но там Сулейман Читаев уже заявил, что никакой сделки не было, никаких семян он не получал, а значит, и платить никому не должен. В связи с этим и тем, что товарные накладные лично Читаевым не подписывались, в удовлетворении иска было отказано.

Фиктивный директор, однодневка реальная

В суде же рассказали и о других уловках, которыми пользовался Сулейман Читаев в ведении своих дел. Следователи обнаружили некую фирму, услугами которой предприниматель, как предполагается, пользовался для вывода части средств, полученных в кредит от «Газнефтьбанка».

Через ООО «Волгоагропродукт» Сулейман Читаев провёл ни много ни мало треть полученного кредита – 11 миллионов рублей (с учётом обналиченных сразу 6 миллионов и снятых Щербаком 10 миллионов рублей набирается 27 млн рублей из 30 выданных «Газнефтьбанком»).

Адвокаты Читаева рассказывали в суде, что через эту фирму производилась оплата приобретаемого Читаевым подсолнечника и что все деньги  были потрачены на расчёты с поставщиками. Это очередная странность в рассматриваемом деле. Раньше Сулейман Читаев работал со своими поставщиками напрямую, а тут вдруг ему потребовалась фирма-прокладка. Почему?

Адвокаты Читаева.JPG

Для выяснения важности роли ООО «Волгоагропродукт» как звена в цепи взаимодействия Читаева с партнёрами-поставщиками в суд пригласили директора фирмы Андрея Корочкина, но тот сознался, что директором был фиктивным, сам никому никакую семечку не продавал и вообще не в курсе подписания каких-либо договоров.

«Я никогда не был полноценным директором, но числился в этой фирме. Ко мне подошли на улице три человека, имен которых я не знаю, и предложили мне заработать. Я ездил с ними периодически в банк и за каждую такую поездку получал одну тысячу рублей», – рассказал Корочкин суду.

Не пойман – не вор, и пойман – не вор

Исходя из описанной в суде истории, довольно сложно усомниться в отсутствии у Сулеймана Читаева корыстного умысла при оформлении 30-миллионного кредита в банке. Не сомневалось в наличии этого умысла и следствие, и гособвинение. До последнего момента.

Буквально в понедельник, 13 марта, Сулейман Читаев вдруг заявил суду, что отвергает обвинения в крупном мошенничестве, но готов признать факт незаконного получения кредита и подделку подписей. А гособвинение не стало настаивать, фактически поддержав позицию подсудимых и потребовав смягчить обвинение.

«Я получил кредит и намеревался отдать все деньги. Я отдавал их в течение семи месяцев, но перестал платить в связи с тяжелой экономической обстановкой на моем предприятии. Я оказался не в состоянии платить, – пояснил суду Читаев. – Я признаю, что незаконно получил кредит. При оформлении, когда мне дали анкеты для заполнения, я скрыл от банка и не указал всех своих кредиторов. Я знал, что в случае если я укажу всех кредиторов, то деньги мне не выдадут. И плюс еще я расписался за свою мать».

Мария Читаева следом за сыном тоже отвергла обвинения в крупном мошенничестве, признав за собой вину только в незаконном получении кредита. При этом подсудимые отказались от дальнейшего допроса, сославшись на 51 статью Конституции РФ, дающую право не свидетельствовать против себя и своих близких.

Уже на следующем заседании суда, 15 марта, помощник прокурора Николай Прохоров выступил с ходатайством о переквалификации деяний подсудимых с части 4 статьи 159.1 УК РФ «Мошенничество в сфере кредитования» (предусматривает наказание в виде реального лишения свободы на срок до 10 лет), объяснив этот шаг недостаточностью собранных доказательств. Внезапная лояльность прокуроров к людям, мошенничество которых они так упорно доказывали, по меньшей мере удивляет.

Судья Оксана Кулумбекова тоже вдруг неожиданно с прокурором согласилась. Более того, отказала потерпевшей стороне в предоставлении других доказательств вины Читаевых. Не разрешила, в частности, провести допрос в качестве свидетеля специалиста по финансовому мониторингу и противодействию отмыванию денежных средств Ольги Кузнецовой. По мнению потерпевшей стороны, Кузнецова могла бы дать квалифицированную оценку характеру деятельности «Волгоагропродукта» – фирмы, через которую Читаев вывел 11 миллионов рублей.

Теперь Сулейман Читаев обвиняется по части 1 статьи 176 УК РФ (Получение индивидуальным предпринимателем кредита путем предоставления банку заведомо ложных сведений о финансовом состоянии индивидуального предпринимателя, причинившее крупный ущерб). Действия его матери, подсудимой Марии Читаевой, суд квалифицировал по части 5 статьи 33, части 1 статьи 176 УК РФ (Пособничество в незаконном получении кредита).

Максимальное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 176 УК РФ, составляет пять лет лишения свободы, минимальное – штраф до двухсот тысяч рублей. И если Сулейман Читаев в конечном итоге отделается штрафом, это будет совсем не удивительно. А если учесть, что он уже официально банкрот, то и брать с него, получается, нечего. Взятки гладки, что называется.

Источник: https://fn-volga.ru/article/view/id/332