Когда слуга становится хамом
В последние годы участились случаи неадекватного поведения со стороны депутатов и чиновников различного уровня по отношению к гражданам избирателям и налогоплательщикам. Первоначально пренебрежительное отношение избранников всех уровней переросло в откровенное хамство, грубость с элементами ненормативной лексики. Многие из этих случаев оскорбительного поведения записаны на видео и размещены в социальных сетях, но даже это не останавливает зарвавшихся “слуг народа”. Почему это стало возможным? Чем объяснить такое неуважительное отношение к тем, кому обязаны служить депутаты и чиновники и что нам с этим делать?
Никто не вкладывал в это понятие иронического смысла |
Примерами такого рода поведения переполнены социальные сети, канал Youtube, СМИ, блоги и т.д. Здесь нет необходимости приводить такие случаи, просто потому, что они настолько очевидны, что не нуждаются в доказательствах. Склонность к хамству и откровенным оскорблениям оказалась свойственна губернаторам, мэрам, депутатам различного уровня, чиновникам, представителям силовых структур. Вести себя по отношения к своим согражданам, избирателям, налогоплательщикам, как к какому-то быдлу – это уже даже не тренд, а норма жизни.
Особенно усилилось такое отношение к рядовым гражданам в последние пять-шесть лет и продолжает нарастать. Случаи настолько вопиющие, что просто оторопь берет.
Если вы полагаете, что такое выражение, как “слуга народа” – это сугубо советское изобретение, то вы ошибаетесь. Оно зародилось еще в эпоху античности. Древнегреческий оратор и публицист Исократ (436—338 до н. э.) в своем сочинении «Ареопагитик» (ок. 354 до н. э.) писал: «Народ должен назначать представителей власти, (…) а люди, располагающие достаточным досугом, должны посвятить себя заботам об общественных делах как слуги народа».
Однако популярным это выражение стало благодаря тов. Сталину, который, выступая на предвыборном собрании в Большом театре (11 декабря 1937 г.) сказал: «Депутат должен знать, что он слуга народа». Не знаю, читал ли Иосиф Виссарионович сочинения Исократа, но понятие “депутат слуга народа” позже неоднократно использовалось на предвыборных плакатах советского времени.
В годы СССР, когда Красная армия далеко изгнала из пределов нашей Родины всех буржуинов депутат, как слуга народа, не рассматривался, как некий эвфемизм. Напротив, он имел непосредственный и идейный смысл. Дело в том, что адепты коммунистической идеологии считали буржуазный парламентаризм и самих парламентариев, как лиц, стоявших на службе у капиталистов. Советский парламент был противоположностью буржуазного, а советский же парламентарий должен был служить только одному господину – Его Величеству Народу. Обратите внимание, ни партии, ни правительству. ни каким-либо иным группам, а именно народу, верховенство которого никем не оспаривалось. Конечно, сегодня можно говорить, что в советской системе парламентаризм был тесно связан с господствующей партией – ВКП(б)-КПСС, но хамское поведение, как советских депутатов, так и чиновников по отношению к гражданам – исключалось, а случаи такого поведения жестоко карались.
Лаврентий, напомни этим депутатам, что они слуги народа |
Когда в России произошла смена общественного строя, а развитой социализм сменился недоразвитым капитализмом, сбылось пророчество коммунистов, которые утверждали, что в капиталистической системе парламент стоит на страже интересов буржуазии и не имеет ничего общего с народным представительством.
Произошло это далеко не сразу. Понятие “депутат – слуга народа” еще долго кочевало в идеологическом пространстве, пока его не перестали использовать. Сегодня скажи депутату, что он “слуга народа” , так он лишь рассмеется вам в лицо. Понятие постепенно ушло из обихода и сегодня если и применяется, то исключительно в ироническом смысле, а выражению “слуга народа” предшествует управляющее понятие – “так называемый”.
В этом смысле девальвация понятия депутата, как слуги, объясняется сменой общественного строя и возникновением новых производственных отношений. Происходило это, как мы уже отметили, постепенно, по мере укрепления основ нового строя. Если судить по тому, что подобного рода хамское отношение к избирателю-налогоплательщику стало особенно заметным в последнее время, то можно констатировать, что в РФ окончательно укрепился капиталистический строй, а парламент стал инструментом в руках олигархической буржуазии.
Образец хамского поведения |
Но не только смена общественных отношений повлияла на девальвацию понятия “слуга народа”. Этому способствовало и глубокое, поэтапное переформатирование избирательного законодательства.
Многие из нас хорошо помнят, каким была избирательная система в 90-е годы прошлого века. Несмотря на все ее несовершенства, с точки зрения демократии – она была беспрецедентная не только для советского периода истории России, но и для всего времени, в течение которого действовали элементы народной демократии.
Выборы в 90-х годах невозможно сравнить с тем, что у нас выборами называют сегодня. Те выборы отличались глубокой состязательностью кандидатов, а путь к власти в большинстве случаев лежал исключительно через сердца и умонастроения избирателей, симпатии которых нужно было еще завоевать.
Обострению конкурентной борьбы на тех выборах способствовали и такие демократические элементы любой избирательной кампании, как порог явки и графа “против всех кандидатов”. Результаты выборов оценивалась не по итогам тех, кто пришел на избирательный участок, а по тому, сколько из числа зарегистрированных и имеющих право голоса избирателей пришли на выборы. На муниципальном уровне этот порог составлял не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей, а на выборах федеральных – не менее 50%. Было немало случаев, когда выборы объявлялись несостоявшимися по причине низкой явки, а то и потому, что голоса, поданные “против всех” кандидатов превышает число голосов, поданных “за” кандидатов.
Актуальный чиновничий лозунг |
Отмена порога явки, графы “против всех” самым пагубным образом сказались на качестве депутатов. Ситуация была усугублена и использованием мажоритарной системы выборов (выборов по партийным спискам) при отмене порога явки. Отныне партия могла не печалиться по поводу количества избирателей, явившихся на избирательные участки: сколько бы их не пришло выборы объявлялись состоявшимися.
Мало того, что это повлияло на реальную представительность депутатов, избранных по одномандатным округам и депутатов, избранных по партийным спискам, ведь за депутата или партию могло проголосовать менее 15-20% избирателей, имеющих право голоса, так это привело к ликвидации зависимости избранников от избирателей.
Отпала необходимость сражаться за голоса. Резко снизился накал избирательных кампаний, состязательность пропаганда и агитация. При такой системе появилась возможность вообще не париться по поводу выборов. Агитацию вообще можно не проводить: хоть кто-то, да придет на избирательные участки, а это значит, что выборы будут признаны состоявшимися.
Наиболее ярким свидетельство работы такого механизма стали последние выборы депутатов Государственной Думы, когда явка, по официальным данным в целом составила чуть более 40%, а по неофициальным, едва превысила планку в 20%. Что теперь говорить о легитимности таких избранников, если из 100% избирателей за них проголосовало не более 15-20%.
Еще одним факторов, повлиявшим на отрыв избранников от тех, кому они должны служить, стало введение института “наделения полномочиями”. Эта система в первую очередь коснулась губернаторов и членов Совета Федерации. Возникла антиконституционная парадигма, когда любой гражданин РФ обладающий активным и пассивным правом не может быть избран губернатором или членом Совета Федерации.
Как бы там ни было, а “наделение полномочиями” привело к появлению неадекватных сенаторов и губернаторов. Это связано с тем, что их назначение на должность не зависит от воли избирателя. При таких условиях, чиновник и депутат не обязаны служить избирателю, но исключительно лицу, неделившему их полномочиями.
За хамство придется отвечать! |
Автор этих строк еще помнит, как в конце 90-х, даже в самом начале 2000-х годов популярными были депутатские отчеты и сбор наказов избирателей. Сегодня эти понятия практически исчезли из обихода. Прошли времена, когда депутат публиковал обширный отчет о той работе, которую на благо избирателей он проводил в стенах парламента или отчеты об исполнении наказов, данных ему избирателями. Что уже говорить о парламентских партиях, для которых подобного рода отчеты перестали иметь какое-либо значение.
Учитывая все эти факторы, теперь, мы надеемся, вам стали понятны причины глубокого отрыва депутатов от избирателей и девальвации звания “слуги народа”. Эти же причины помогут нам объяснить и то хамское отношение к гражданам, которое позволяют себе депутаты, губернаторы и прочие чиновники. Перестав зависеть от избирателя, они не только перестают ему служить, но и начинают ему хамить. В целом это ведет ни к чему иному, как к глубокому подрыву основ власти, к росту недоверия и напряженности. И такое положение вещей не поможет долго продолжаться.
Если не будут возвращены демократические нормы на выборы, то мы не сможет ни повлиять на качество избранников, ни на их отношение к избирателю, ни на их отношение к своим обязанностям, ни на участие широких слоев населения в деле обустройства и развития своей страны.