Когда исчезнут ямы на дорогах?
Мы постараемся ответить на этот вопрос и объяснить процесс и необходимость весеннего ямочного ремонта. Автомобильная дорога с точки зрения строительной механики, это балка на упругом основании, принимающая на себя силовое воздействие, и здесь главное- правильно рассредоточить это воздействие и передать грунту с минимальной нагрузкой на единицу площади.
Основной конструктив балки на упругом основании называется дорожной одеждой и состоит из основания (одно-, двух- или трехслойного) и дорожного покрытия (одно-, или двухслойного). Между дорожной одеждой и земляным полотном укладывается подстилающий слой, состоящий из песка с большим коэффициентом фильтрации.
Для рассредоточения нагрузки, передаваемой от колеса на грунт, слои дорожной одежды проектируются таким образом, чтобы прочностные характеристики последующего слоя были ниже предыдущего.
В зимний период температура всех слоев дорожной одежды остается ниже ноля градусов и никаких движений влаги не происходит.
Однако, уже с самых первых дней весны дорожная одежда в дневные часы начинает нагреваться сверху вниз, создавая конденсат во внутренних порах ее верхних слоев, а в ночные часы ее заморозка приводит к возникновению микротрещин.
При этом, нижние слои дорожной одежды продолжают оставаться замороженными, тем самым блокируют движение влаги вниз. Этот эффект и является основным разрушающим фактором. Под воздействием нагрузки влажность выдавливается вверх, нарушая неподвижность верхних слоев дорожной одежды.
Именно с этим связана необходимость ограничения движения грузового транспорта в весенние месяцы, и этим объясняется факт того, что именно весной интенсивность разрушения максимальна.
При интенсивности движения свыше 700 автомобилей в сутки, за пять – семь дней сетка трещин, площадью 0,25 кв.м. превращается в выбоину того же размера, а через десять дней ее развитие может прогрессировать вдоль полосы наката до полутора, двух метров в длину.
Понятно, что яма наполняется водой и способствует ускорению разрушительных процессов.
Бездействие дорожных служб в этот период может привести к полному разрушению дорожной одежды, и потере автомобильной дороги в целом.
В такой ситуации, единственный доступный способ сохранения дорожной одежды и стабилизации разрушительных процессов – это заливание асфальтобетоном появившихся выбоин. Эта мера временная, но исключительно необходимая.
Как правило, такие мероприятия проводятся в условиях непогоды, повышенной влажности и асфальтобетон укладывается на сырую поверхность, что недопустимо с точки зрения п. 10.16 СП 78.13330.2012 “Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85″.
Однако, затраты на временное заполнение выбоин, несоразмерно малы по отношению к возможным последствиям, вызванным отказом от стабилизации разрушительных процессов.
Сегодня применяются и другие, новые технологии ямочного ремонта дорог с применением “литого” асфальтобетона, который зарекомендовал себя самым лучшим образом. Об этой технологии мы расскажем в следующем выпуске.
Напомним, что в конце марта, на заседании актива Волжского района Саратова, глава города Валерий Сараев сообщил, что в этом году будут отремонтированы 70 дорог. К работам приступят уже в мае.
“Перед нами стоит задача за 4 года справиться с ремонтом всех дорог”, – сообщил Сараев. Сегодня требуют ремонта 1,5 тыс. дворовых территорий.
Сараев пообещал на активе, что в ближайшее время начнется массовый ямочный ремонт: “При наступлении температур выше 6 градусов будем еще активнее работать, другой вид асфальта применять”.
Как мы можем видеть, по всему городу Саратову такие работы уже идут полным ходом.
Источник: http://www.rsar.ru/index.php/novosti/item/1056-kogda-ischeznut-yamy-na-dorogakh