«Тогда мы идем к вам…»
Но не решена главная проблема. Аккаунты органов власти в соцсетях в мировой практике принято создавать не ради клонирования пресс-релизов, а для того, чтобы законодательный орган разъяснял свои законопроекты, исполнительная власть – оповещала о городских событиях, обещала и отчитывалась о выполнении обещаний, а обе ветви – вели прямой и открытый диалог с гражданами, не боясь зубастой интернет-аудитории.
Как заявил в беседе с корреспондентом “Интерфакса” председатель думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, контент аккаунтов федерального парламента в каждой сети будет разным: “В инстаграм – парламент в лицах, фейсбук – мнения и оценки экспертов, ВКонтакте – разъяснения законов”.
По словам Левина, для этого в думском управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ завели специальный отдел. У Госдумы уже есть официальный аккаунт в Твиттере с почти миллионом подписчиков. Учитывая, что та часть избирателей, на активность которой политики в наибольшей мере возлагают свои надежды, прописалась в “Одноклассниках”, можно ожидать совершенно асимметричных шагов. Настораживает только заявление Левина, что «содержание будет генерироваться не специалистами по продвижению контента в интернете, а профессиональными журналистами». Дело в том, что именно специалисты знают, как эффективно донести новость до целевой аудитории, привлечь подписчиков в аккаунт, организовать живое общение.
Ведь именно кадры, профессиональные кадры решают все. Не каждый политик так остр и точен в высказываниях, как представитель МИД Мария Захарова – в сети Facebook на нее подписано более 300 тысяч человек, а на аккаунт МИД России в Твиттер – 1,25 миллиона.
Не каждый политик настолько открыт для народа, как мэр Риги Нил Ушаков, которые не боится публиковать на своей страничке добрые шутки и остроты про самого себя.
Для саратовской администрации пересмотр своего позиционирования в соцсетях актуализировался после недавнего совещания в мэрии.
На мероприятии шла речь о привлечении саратовских школьников в летний период к городским спортивным и культурным мероприятиям. Выдвигались разные предложения. Загрузить детей чем угодно, как советовал когда-то Аркадий Райкин: «чтоб они домой на карачках приходили, чтобы у них на другие художества сил не оставалось». Незнакомые с возможностями «электронного чтения» обращали внимание на низкую посещаемость библиотек с бумажными книгами и предлагали вручать детям списки обязательной к прочтению литературы.
Кто-то и вовсе предлагал запретить Интернет или хотя бы соцсети, чтобы дети шли на улицу и учились жизни там, как это делали в советские годы подростки Поливановки, Агафоновки, Пролетарки, Комсомольского поселка и ГПКиО имени Горького.
Впрочем, что касается интернет-запретов, то президент России Владимир Путин на прошедшем в Санкт-Петербурге четвертом медиафоруме Общероссийского народного фронта на этот счет выразился однозначно: существующих ограничений в работе Интернета достаточно.
В итоге здравый смысл участников совещания возобладал: поскольку школьники проводят много времени в соцсетях, то власть сама должна идти в соцсети, как в известном рекламном слогане «Тогда мы идем к вам!». И глава Саратова Валерий Сараев поставил перед профильными подразделениями задачу: осваивать электронные медиаресурсы, чтобы анонсы событий проходили и через них.
Уже упоминавшийся канал в сети Telegram, надо полагать, первая ласточка, пусть и не на ту целевую аудиторию рассчитанная.
Теперь дело за грамотным обеспечением кадрами. Это, между прочим, та еще проблема.
Интернет предполагает интерактив, обратную связь, реакцию. Аудитория Интернета – разная, часто – злобная, стремящаяся оскорблять и спамить какую-нибудь чушь. Не секрет, что существуют целые команды троллей, которые особенно активны в сферах политики. С ними надо что-то делать. Отражать информационные атаки, блокировать наиболее отмороженых…
Что же касается подростковой аудитории Интернета, которую собираются просвещать информацией о деятельности администрации, то нужно учитывать другую составляющую «кадрового вопроса»: адресованный детям контент должен быть написан не канцелярским языком, а живым великорусским – грамотно, понятными современной молодой публике оборотами, и речь здесь вовсе не о жаргоне. Когда-то властная пресса имела богатый опыт такого общения. Саратовцы помнят не только Комсомольскую и Пионерскую «Правды», но и, в частности, саратовскую «Зарю молодежи», у которой даже после отмены обязательной подписки тираж превышал 40 тысяч человек в неделю. Все потому, что писали там люди живым языком даже о таких официозных вещах, как пленумы обкома ВЛКСМ.
В любом случае инициативу можно только поприветствовать и ждать продолжения. Не только от администрации Саратова, но и от других органов власти и привластных структур гражданского общества. А, может быть не только ждать, но и помогать им – пиаром, живым общением, или, по советской традиции – хотя бы советами.