Саратовские областные чиновники похерили поручение из майских президентских указов?
В целом Саратовская область, согласно отчетам, выглядит неплохо на фоне большинства регионов. Наибольшей проблемой, как известно, является выполнение программы переселения из ветхого жилья. Но есть проблемы и помельче. И одна из них как раз касается оценки работы муниципальных властей населением, что задумывалось как способ получения в форме обратной связи некоего среза общественного мнения относительно эффективности работы муниципальных глав, в том числе для последующего принятия кадровых решений. У нас в регионе все пошло по поговорке «хотели как лучше, а получилось как всегда». И в результате оценку деятельности местным начальникам дают сотрудники правоохранительных органов, о чем мы все узнаем из сообщений об очередном уголовном деле или коррупционном задержании, либо местные чиновники сами уходят в результате громкого скандала, как это случилось недавно в Пугачевском районе.
Как известно, за работу с муниципалитетами в областном правительстве отвечает специальное подразделение, которое при Аяцкове было в статусе управления, а теперь именуется министерством по делам территориальных образований области. Именно этому ведомству было поручено изначально проводить эти опросы. Первый из них появился весной 2014 года и вызвал недоумение как подходами к оценке, так и полученными результатами: опрос был проведен поспешно в течение недели на официальном портале облправительства, в состав экспертной комиссии вошли чиновники и депутаты, в числе «передовиков» по тем или иным направлениям оказывались районы, в которых эти направления порой были едва ли не самыми проблемными. Однако критика нашего информагентства и других СМИ действия на чиновников не возымела, и сомнительные опросы продолжились. Впрочем, если на протяжении последних трех лет чиновники, хоть и без должной эффективности, но выполняли президентское поручение (в начале мая на официальном портале облправительства проводилось голосование и размещались результаты опроса за 2015 и 2016 годы), то в нынешнем году по состоянию на 10 мая итогов опроса нет, хотя крайний срок их публикации – 1 мая.
О причинах этого можно только догадываться. Было ли это неисполнение президентских поручений и губернаторских постановлений, что несущественно в таких мелочах как онлайн-опросы, но может развиться до того, что в состоянии привести к провалу целых государственных программ, непосредственно касающихся многих жителей региона. Либо это банальная чиновничья нерасторопность, учитывая тот факт, что интернет-опрос с «минтеррора» перепоручили сразу двум ведомствам – комитету общественных связей и национальной политики и комитету по информатизации (ныне влился в состав минэкономики).
Есть, правда, и третий вариант, состоящий в том, что опрос попросту провалился. Дело в том, что если ранее интернет–опрос на региональном правительственном сайте позволял, как предполагаем, «накручивать» голоса и корректировать нужным образом итоги опроса, то после того, как по требованию федерального правительства установили обязательную идентификацию участника голосования через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), сделать это стало невозможно. А реальное голосование с учетом расположения баннера с опросом в «подвале» сайта, невысокой посещаемости официального портала, утратой анонимности опроса и нежеланием ради участия в нем использовать или заводить свою учетную запись в ЕСИА – ничтожно мало. В пользу этого варианта говорит то, что опрос до сих пор открыт, хотя должен был завершиться еще в конце апреля.
Будем надеяться, что результаты опроса, пусть с большим опозданием, но все же появятся, и нам вновь представится возможность сравнить их с тем, какие проблемы поднимают региональные СМИ в отдельных районах, насколько эти проблемы увязываются с деятельностью местных властей, а также сопоставить с растущей активностью правоохранительных органов.