Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Безнадежная пристань: блеск обещаний и нищета речных пассажирских перевозок в Саратове



"
Безнадежная пристань: блеск обещаний и нищета речных пассажирских перевозок в Саратове

Причал в Широком Буераке. Фото автора / © ИА “Версия-Саратов”
7

260

Минувшим летом в картину светлого будущего под названием “Расцвет нового международного аэропорта в Сабуровке” добавили свежую краску волжской волны. Причастные к строительству авиа-узла лица предложили соорудить рядом с будущим аэропортом причал на Волге для пассажирских судов. Тогда туристы смогут, мол, прямо с самолётов пересаживаться на корабли, чтобы неистово наслаждаться красотами великой русской реки.

Идею, конечно, сразу поддержали представители областной власти. Уже в будущем году расходы на компенсацию речных перевозок в регионе должны вырасти аж в шесть раз. Что нас ждет — реальное возрождение пассажирских маршрутов на Волге или расцвет показательных вояжей?

До недавнего времени речные пассажирские перевозки в Саратове совсем не интересовали тех, кто мог влиять на их развитие. Иной вывод сделать сложно, глядя на то, как устроен в нашем регионе в последние десятилетия этот сегмент общественного транспорта.

Во времена СССР граждане активно передвигались на рейсовых судах по Волге и в пределах нашей области, и в соседние регионы. Теперь уже который год в Саратове летом действуют лишь два пассажирских маршрута.

Расписание.JPG

Один корабль рано утром идет от Набережной Космонавтов на энгельсскую сторону до Шумейки, другой — вниз по Волге до Сосновки. Потом оба возвращаются. Это происходит трижды в неделю. Кроме того, летом ежедневно дважды в день курсирует корабль по маршруту Хвалынск — Духовницкое. Вот и все местные регулярные перевозки.

Неверно было бы считать, что такое на Волге происходит повсеместно. В соседнем Волгограде, к примеру, судя по доступному в интернете расписанию на минувшее лето, интенсивность речных пассажирских перевозок в черте города и окрестностях во много раз выше. Маршрутов больше, а корабли ежедневно отправляются в точки назначения и обратно по много раз, особенно в выходные.

У советских собственная гордость

Если за соответствием нормам безопасности флота со стороны государства и владельцев контроль и надзор еще остается, то на состояние местных причалов, похоже, всем плевать. А инфраструктура, созданная во времена СССР, тем временем серьезно деградировала.

В прошлом году мы сделали специальный запрос в областное министерство транспорта и дорожного хозяйства по теме речных перевозок. Вопросы касались, в том числе, состояния причалов на тех дачных маршрутах по Волге, которые еще действуют. На бумаге в ответе ведомства пристани выглядят намного приличнее, чем в реальности.

Первая остановка после Саратова по маршруту на Шумейку находится в центре Энгельса.

Фото 1.JPG

Министерство характеризует ее как “бескомандный свайный металлический причал”.

Фото 2.JPG

Фото 3.JPG

Эта пристань по факту является лучшей на маршруте до Шумейки. Хотя бы потому, что далее причалов для рейсовых судов нет вообще.

Фото 5.JPG

В том числе, отсутствует пристань и на остановке “Дачное”, где пассажиры минувшим летом сходили по трапу с корабля прямо на песок.

Фото 6.JPG

Фото 7.JPG

Куда делся из “Дачного” оборудованный пассажирский дебаркадер длиной 20 метров, о котором агентству сообщило год назад в запросе министерство, не известно.

На конечной остановке маршрута “Шумейка” пристань тоже отсутствует.

Фото 8.JPG

“Москва-62″ просто подъезжает вплотную к берегу, как в Шалово и Дачном, и пассажиры сходят по трапу.

Фото 9.jpg

При этом у многочисленных роскошных коттеджей Шумейки свои причалы есть.

Фото 10.JPG

На их фоне пассажирский корабль, простецки стоящий у берега, смотрится по-сиротски.

Фото 11.JPG

Ищет пристань свою твой усталый корабль

Перечень причалов на маршруте “Саратов — Сосновка”, который прислали в редакцию из министерства, настраивал на более оптимистичный лад. По данным ведомства, каждая остановка дачных речных трамваев на этом пути (Широкий Буерак, Пудовкино, Синенькие и Сосновка) оборудована бескомандным причалом длиной 42,5 метра, которые представляют собой “пассажирский понтон проекта Р24″.

В реальности все гораздо суровее. В лучших случаях “понтоны проекта Р24″ – это не совсем еще сгнившие металлические конструкции.

Фото 12.JPG

Фото 13.JPG

Фото 14.JPG

В Широком Буераке, к примеру, конструкция выглядит так, будто прямо на глазах может развалиться или сползти в воду.

Фото 15.JPG

У человека, который прибывает туда впервые, она вряд ли вызовет ощущение безопасности.

Фото 16.JPG

Но бывалые дачники к этому металлическому арт-объекту давно привыкли.

Пассажиры и местные жители, как это принято в нашей стране, вносят мощный вклад в превращение в подобие заброшенных свалок всего, что попадается у них на пути.

Фото 18.JPG

В любом случае, из-за отсутствия выбора люди продолжают пользоваться и такими причалами. Население у нас вообще терпеливое и нетребовательное.

Фото 19.JPG

Вся эта металлическая рухлядь и остановки без причалов выглядят особенно убого на фоне многочисленных частных пристаней, которые появились в окрестностях Саратова и Энгельса за годы развития нового русского капитализма.

Фото 20.JPG

У семи нянек

“Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 мая 2012 года не регламентируется запрет на посадку-высадку пассажиров при помощи трапа, при условии, что пассажирское судно оборудовано специальным трапом в соответствии с Правилами Российского речного регистра и прошло соответствующую сертификацию.

Перевозчику предписано обеспечить организованное осуществление посадки и высадки пассажиров. Для безопасности посадки (высадки) пассажиров выход пассажиров к месту посадки-высадки должен быть ограничен специальными ограждениями. Ответственные лица из числа вахтенной службы судна обязаны постоянно находиться у трапа судна и осуществлять контроль за посадкой-высадкой пассажиров”, – указано в ответе министерства.

Из этих двух абзацев можно сделать вывод, что ответственность перевозчика заканчивается в тот момент, когда пассажир покидает специальный трап. Но кто понесет ответственность, если пассажир (особенно из числа пенсионеров), сойдя с трапа, не дай Бог, сломает шею на прогнившем “понтоне проекта Р24″? Или поранится о торчащее железо “бескомандного причала”, попав ногой в дыру в покрытии? Как скоро приедет “скорая помощь” и сможет ли она вообще оперативно добраться в случае ЧП на причале?

Эти вопросы, судя по всему, в Саратове никого не интересуют. На остановках, куда сейчас прибывают речные трамваи, нет ни навесов, чтобы было куда спрятаться в случае дождя, ни туалетов. Комфорт, мол, никто никому не обещал.

21.JPG

“В соответствие с договором о транспортном обслуживании населения Саратовской области водным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения в навигацию 2015, 2016 и 2017 годов перевозчик — ЗАО “ПРУ” (“Пассажирское речное управление” – авт.) – обеспечивает безопасную высадку-посадку пассажиров, принимает участие в мероприятиях по оборудованию причальными сооружениями остановочных пунктов на маршрутах регулярного сообщения, а также обеспечивает содержание судовых ходов для работы на маршрутах регулярного сообщения (габариты, траление, судоходная обстановка), путем заключения соответствующих договоров с ФБУ “Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей” – Саратовский район водных путей”, – написали редакции из министерства.

Вопрос: кому жители Саратовской области должны предъявлять претензии за состояние причалов – властям или перевозчику? Если чиновникам, то какого уровня — муниципального или областного? А может, Саратовскому району водных путей?

Как расшифровать выражение “перевозчик принимает участие в мероприятиях по оборудованию причальными сооружениями остановочных пунктов на маршрутах регулярного сообщения”? Как то, что именно к ЗАО “ПРУ” должны быть все претензии? Или “принимать участие в мероприятиях” и “восстановить причалы до нормативного состояния” – это совершенно разные вещи?

Ни чиновники, ни так называемая общественность не считают нужным обсуждать эти вопросы в последние годы. Состояние местных причалов представляется тем более возмутительным, если учесть количество разных государственных структур, которые у нас формально пекутся о благе пассажиров речного флота – при явной скудости, собственно, общедоступных маршрутов.

Подводная лодка в степях Правобережья

Такое положение дел предоставляет всем желающим хорошие возможности для того, чтобы любая новая инициатива воспринималась как “возрождение” и “прорыв”.

Три года назад, осенью 2014-го, одно конструкторское бюро выступило с инициативой доставки саратовских болельщиков на матчи чемпионата мира по футболу в соседние города по Волге с помощью экранопланов. Никакого продолжения у этой истории не было, но об идее написали большинство СМИ.

Чиновники весной прошлого года анонсировали появление нового речного маршрута Саратов — Балаково. Эта новость тоже сразу попала на ленты местных информационных агентств. Но маршрут так никто и не открыл.

В этом году градус обещаний решили повысить. В середине июня Валерию Радаеву, который тогда имел статус исполняющего обязанности губернатора, в Вольске показали скоростное судно. Руководитель министерства транспорта и дорожного хозяйства области Николай Чуриков рассказал, что этот корабль будет использоваться на новых водных маршрутах – “Саратов-Хвалынск” и “Саратов-Красноармейск”. Обещали, что уже в августе теплоход выйдет на маршрут “Саратов-Балаково-Хвалынск”.

Министру, конечно, следовало прибавить к своим заявлениям модную фразу: “Но это не точно”. Потому что маршрут до Хвалынска так и не открыли. Зато саратовцы в комментариях под новостями на сайтах просто умирали от смеха и вспоминали знаменитую идею Радаева собирать “айфоны” на саратовском заводе по производству холодильников. Дело в том, что Чуриков и его коллеги запамятовали, что город Красноармейск Саратовской области расположен в… 17 километрах от Волги. Губернатор подчиненного почему-то не поправил.

“Там что, канал отроют сквозь холмы правобережья? :)))) Хотя к выборам и не такие басни еще услышим”. “Теплоходы в Красноармейск будем скидывать с дирижаблей”. “Да, теплоход в Красноармейск это круто!!! Ждём с нетерпением открытия Волго-Красноармейского канала”. “Метеоры доставят “Буками”. “Вот это приход! Чего они там курят?” – изощрялись саратовцы в форумах.

Попытки исправить ситуацию и пояснить, каким же будет маршрут из Саратова вниз по Волге, никто из правительства, увы, так пока и не предпринял.

“Но мы должны передавать свои ощущения”

В ближайшие годы состояние причалов на дачных маршрутах в окрестностях Саратова, скорее всего, не изменится.

Почему? “Государственной программой Саратовской области “Развитие транспортной системы до 2020 года”, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года №641-П, мероприятия по модернизации и ремонту действующих причалов в акватории реки Волга на территории Саратовской области не предусмотрены”, – написали нам в ответ на запрос.

Попытка найти расходы на реконструкцию причалов в свежайшем проекте трехлетнего бюджета (на 2018-2020 годы) успехом не увенчалась. Зато выяснилось, что областной бюджет на 2018 год предполагает рост расходов на “обеспечение перевозок пассажиров речным транспортном в пригородном сообщении” аж в 6 раз.

В 2017 году на эти цели запланировано потратить 8 миллионов рублей. Все они должны быть перечислены на “возмещение недополученных доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения”. То есть, на субсидии перевозчикам.

В проекте трехлетнего бюджета на речные маршруты в 2018 году намереваются израсходовать 47 млн 222 тысячи рублей, в 2019-м – 48 млн 63 тысячи рублей, в 2020-м – 48 млн 936 тысяч рублей. Эти внезапно выросшие объемы предназначены, как и в 2017 году, для возмещения недополученных доходов перевозчикам. Про реновацию причалов и другой инфраструктуры упоминаний пока нет.

Что означает рост финансирования речных перевозок в шесть раз? Нам стоит ждать увеличение числа пассажирских маршрутов и количества кораблей? Или речь идет, скорее, про образцово-показательные вояжи на скоростных судах для создания красивых ТВ-сюжетов и пиара в новостях?

Пока особых успехов не получается даже с пиаром. В конце сентября губернатор со свитой и шестью десятками студентов погрузились на судно “Восход” на подводных крыльях, чтобы домчаться на нем в Вольск. “Вот, насколько вы сами все поймете, уловите – настолько передайте коллегам. Иначе внутренний туризм сложно развивать. Когда просто один раз прикоснешься – забываешь об этом. Но мы должны передавать свои ощущения”, – говорил в своей неповторимой манере губернатор студентам.

До пункта назначения делегация не добралась. Когда корабль шел мимо нового моста, главе региона сообщили, что судно не может “встать на крыло” из-за сильного течения и большой волны.

Сколько может стоить билет на путешествие на скоростном судне до Вольска, Балаково и Хвалынска и как много денег из казны придется истратить, чтобы компенсировать расходы перевозчика в каждой конкретной поездке, чиновники пока не сообщали.

Показуха — наше всё?

Еще одной точкой “вектора развития” саратовских пассажирских перевозок на Волге может стать, как ни странно, новый международный аэропорт в Сабуровке.

“Мы очень хотим найти решение для создания речной инфраструктуры. Этот аэропорт – уникальная площадка, от него видна Волга. Мы очень надеемся, что впишем речную логистическую часть в будущую инфраструктуру. И пассажирам будет удобно приезжать по реке. Это возможность получить активно развивающийся туристический маршрут. Уверен, что многие пассажиры будут прилетать в Саратов, чтобы сразу сесть на теплоход”, – заявил побывавший в Саратове в июне глава совета директоров группы компаний “Ренова” (инвестор аэропорта) Виктор Вексельберг.

22.JPG

Хорошо, конечно, если компания возьмет на себя еще и строительство речного причала в Сабуровке. Хотя необходимость для нее в таких затратах, несмотря на заявление Вексельберга, пока не очевидна. Вряд ли инвестору, который планирует зарабатывать на обслуживании авиа-перевозок, может быть интересен бизнес-проект в сфере местного речного транспорта. Не тот масштаб.

Вероятнее всего, изыскать деньги на пристань придется в местной казне. События последних двух лет в Саратове показывают, что мотивы принятия чиновниками и депутатами тех или иных решений могут вообще никак не соотноситься с потребностями населения. Повсеместно текущие по Саратову сточные воды, разрушенные тротуары, ветхие трамваи, древние импортные автобусы, отсутствие развязок и другие реальные проблемы не помешали чиновникам и радетелям за народное счастье вложить кучу денег в новые пешеходные зоны.

Похожий сценарий может быть реализован и на реке. Власть найдет деньги, чтобы отгрохать образцово-показательный речной вокзал в Сабуровке. Может быть, упорствуя со своим маршрутом “до Красноармейска”, чиновники даже выкроят средства, чтобы устроить новую пристань в селе Ахмат на берегу Волги. Это ближайшая к Красноармейску пристань из тех, что действовали во времена СССР. Оттуда уже станут каким-нибудь способом доставлять туристов в Красноармейск.

А дачники Саратова и старыми ржавыми причалами попользуются.

Чай, не баре.

Источник: http://nversia.ru/news/view/id/118035