КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Урок с кошельком



Урок с кошельком

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове №51 (1060) 13.12.2017

 

Учителя школ Саратовской области готовятся  к снижению зарплат.

Особенно педагогам: вместо запланированного майскими указами президента роста заработных плат в 2018 г. в школах ждут сокращения стимулирующих выплат, которые пойдут на увеличение МРОТа. Если, конечно, региональные власти не пожелают помочь и вытянуть образовательные учреждения из финансовой ямы. Ситуацию с зарплатами школьных учителей разбирал «МК» в Саратове».

Худшее, конечно, впереди

Нынешним летом на прямую линию президента Владимира ПУТИНА пробилась молодая учительница начальных классов из Иркутской области. Педагог пожаловалась, что получает зарплату 16,5 тыс. руб. в месяц и не знает, как существовать на эти деньги. Президента удивила столь низкая зарплата, и российский лидер посоветовал губернатору Иркутской области и министру образования обратить на этот случай самое пристальное внимание.

Вероятно, президенту стоит дать такие же ценные указания и губернатору Саратовской области, поскольку заработная плата школьного учителя в 16,5 тыс. не редкость для нашего региона. Особенно проблема видна в небольших районах области, где численность детей меньше, чем в городских школах, и заработки, соответственно, ниже.

Для общественников зарплаты педагогов, не соответствующие майским указам, давно не в новинку. Как сообщил одному из федеральных СМИ сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ, ситуация с заработной платой учителей за последний год резко ухудшилась в большинстве регионов России. «Мы постоянно получаем информацию о том, что уменьшается или фактически вообще отсутствует стимулирующая часть фонда оплаты труда учителей. В ряде регионов нормативы подушевого финансирования сократились либо их собираются сокращать», — посетовал Луховицкий.

В нашем регионе даже Саратовстат обнаружил снижение зарплат работников бюджетной сферы. Местный орган статистики обнародовал данные о средней заработной плате бюджетников Саратовской области в январе — сентябре этого года. Как оказалось, по сравнению с периодом январь — июнь доходы большинства из них снизились. Незначительно, но упали зарплаты в медицинских учреждениях, существеннее снизились заработки в сфере образования: средняя заработная плата воспитателя детского сада в регионе понизилась с 20 до 19 тыс. в месяц. Лидером по этому показателю стал Александровогайский район (21,7 тыс.), антилидером — Краснопартизанский (16,6). Для тех воспитателей детсадов, кто удивится такому падению зарплат и станет рассматривать собственную расчётку, напомним: средняя заработная плата очень «лукавый» показатель, поскольку состоит из оплаты труда как обычных сотрудников, так и администрации учреждения.

Наиболее резко, по данным Саратовстата, снизились доходы школьных учителей: с 26 до 23,3 тыс. руб. Здесь тоже лучше всего обстоят дела в Александровогайском районе (29,1 тыс.), хуже всего — в Краснопартизанском (18,3). Однако неожиданное снижение зарплат бюджетников, особенно в сфере образования, — лишь первая ласточка грядущих неприятностей. Впрочем, обо всём по порядку.

 

Наказание МРОТом

Начнём с того, откуда берутся высокие зарплаты в школах региона. А в том, что они есть, никто не сомневается: учителя некоторых общеобразовательных учреждений умудряются заработать не средние 24 тыс. руб., а гораздо больше.

Как рассказала Галина ПОПОВА, заместитель председателя Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, в основном высокие зарплаты в школах получают те учителя, которые набирают как можно больше часов.

— Пример: для того, чтобы получить 30 тысяч рублей в месяц, школьный педагог должен отработать 36 часов в неделю, — говорит Галина Николаевна. — То есть шесть часов в день он стоит у доски — это нормальная ситуация?! Получается, что педагог работает на две ставки, так как ставка учителя — 18 часов. Правда, это понятие сегодня нивелировалось, последние несколько лет у нас действует другая система оплаты труда. Единой ставки не существует, для каждого педагога базовая часть зарплаты считается отдельно, по сложной формуле, где учитываются стоимость ученико-часа, количество учеников, категория, стаж работы, надбавки за классное руководство и прочее. При таком положении дел педагоги вынуждены гнаться за нагрузкой, чтобы увеличить свой заработок. Конечно, сначала новая оплата труда позволила увеличить заработную плату учителя в два раза, но постепенно произошла стагнация зарплаты. Педагогам несколько лет её не индексировали. Мы постоянно говорим о том, чтобы педагогам установили базовую ставку, то есть достойную оплату труда за эти 18 часов в неделю. Но пока никаких изменений нет.

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день школы и профсоюзы считают повышение МРОТа с 1 января 2018 г. Казалось бы, жить да радоваться! Ведь МРОТ увеличится на 21% и составит 9489 руб. (сегодня его размер 7800 руб.). А значит, и зарплаты бюджетников должны вырасти. На самом деле, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Суть в том, что в школах фонд оплаты единый для всех работников — как для педагогов, так и для обслуживающего персонала. И если увеличение минимального размера оплаты труда не подкрепляется бюджетными деньгами, то администрации учебных заведений приходится урезать стимулирующую часть зарплаты учителей, дабы увеличить его техническому персоналу. То есть доплачивать размер МРОТа из собственных средств, которых и так почти не осталось.

Комментарий эксперта

Галина Попова, заместитель председателя Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:

— Уже дважды образовательным учреждениям приходилось повышать МРОТ за счёт внутренних ресурсов, поскольку финансовых средств им на это не выделяли. Школы могли выкрутиться благодаря экономии по учреждению, которая формируется путём экономии фонда оплаты труда (больничные листы, которые возмещает фонд социального страхования, отпуска без сохранения заработной платы и т. д.). Либо взять недостающие средства из стимулирующей части заработной платы. То есть довести МРОТ до установленного законом минимума, вместо того чтобы заплатить «стимулирующие» учителям. В основном крупные городские школы использовали внутренние ресурсы, а малокомплектные были вынуждены сокращать «стимулирующие». Сейчас ситуация стала ещё острее: МРОТ поднимается весьма существенно, дополнительных денег пока никто не выделяет, соответственно, увеличение «минималки» в очередной раз ложится на учебные учреждения. Беда в том, что у многих ресурсы полностью исчерпаны и на увеличение денег нет. Без дополнительных вливаний из бюджета новый МРОТ образовательным учреждениям не потянуть.

Вопрос «вливаний» крайне болезненный для региональных властей. Саратовские чиновники на заседании рабочей группы комиссии по бюджету городской думы честно признались: для повышения МРОТа бюджетникам областного центра не хватает более 25 млн руб. Вопросы «кто виноват?» и «что делать?» пока не замутнили светлые головы чиновников: было озвучена версия, что зарплата учителей может вырасти в апреле. Почему в апреле? Да кто его знает. Мол, точной даты, когда зарплата должна вырасти, не установлено, главное, чтобы это произошло в 2018 г. Хочется верить, что ближе к новогодним праздникам местные власти всё же решат, как выкрутиться из столь щекотливой ситуации и не нарушить законодательство.