Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



УК «Клещ». Как управляющие организации высасывают деньги из городской казны



"

История вопроса.

В начале 90-х годов многоквартирные дома в Саратове преимущественно находились на балансе крупных предприятий. Среди основных гигантов здесь можно было выделить «Тантал», «Контакт», «Рубин» и «Техстекло». Но с переходом крыночным реформам был запущен механизм малоприятных изменений в жилищном фонде: ведомственное жилье стало передаваться в муниципалитеты. Параллельно, начиная с 1996-го года, создавались так называемые МУ ДЕЗы (дирекции единого заказчика) структуры, призванные упорядочить систему контроля над жилфондом. Разумеется, будущий балансодержатель по идее обязывался заботиться о благосостоянии помещений. Однако стоит учесть, что к муниципалам перекочевывало именно неотремонтированное жилье. Практически без ремонта оно оставалось и в эпоху ДЕЗов. Популярный тогда лозунг «Халявы не будет!» лучше всего отображал всю плачевность ситуации. И этой горечью были пронизаны как сердца, так и умы каждого здравомыслящего человека. Все знали: дела обстоят не лучшим образом. Но кто бы мог подумать, что дальше будет еще хуже? И это случилось.

Сергей Папуша знает тайны "Операции "Клещ"
Сергей Папуша знает тайны “Операции “Клещ”

В декабре 2004 года государство принимает решение снять с себя ответственность за обслуживание и содержание жилого фонда, а уже в мае 2005-го вступает в силу новый Жилищный кодекс РФ. Согласно ему создаются товарищества собственников жилья (ТСЖ) и частные управляющие компании (УК). Им-то ДЕЗы по договорам передачи и отдают жилые здания. Разумеется, отдают тоже без ремонта. А вот в 2009 году наблюдаются действительно странные, можно даже сказать, паранормальные явления: к указанным выше договорам приклеиваются так называемые «дополнительные соглашения». Причем уже указывается, что эти «дополнительные соглашения» якобы заключены одновременно с договорами о передаче жилья из муниципалитета в УК и ТСЖ. В этих документах также предусматривается, что МУ ДЕЗы принимают на себя обязательства произвести ремонт жилого фонда. Начинается эпоха нескончаемых исков со стороны ТСЖ и УК к ДЕЗам, но заявители нередко изменяли порядок и способ судебных решений. Проще говоря, новые управленцы делали акцент на то, что ремонт им как бы и не нужен, и взыскивали с ответчика вместо ремонтных работ деньги. А поскольку ДЕЗы в те нелегкие времена судебных тяжб находились в состоянии ликвидации и самостоятельно не имели возможности отвечать по своим обязательствам, Фемида отклоняла встречные иски мэрии о признании «дополнительных соглашений» недействительными. Но управляющие компании и здесь не упускали своего: они выступали с дополнительными исками по наращиванию взыскиваемых сумм, а именно: взыскивались проценты на невыплаченные вовремя средства, применялся коэффициент удорожания, складывающийся за счет разницы в стоимости ремонтных работ и материалов с момента заключения «дополнительных соглашений» и до момента фактического взыскания.

Немало об этой афере века мог бы рассказать и Алексей Линев
Немало об этой афере века мог бы рассказать и Алексей Линев

Скажем еще пару слов о «дополнительных соглашениях», ибо именно они вызывают массу вопросов. В частности, по информации мэрии, экземпляры соглашений хранились только у взыскателей, в делах же ДЕЗов эти документы отсутствовали. Печати, проставленные на соглашениях, не соответствовали образцам печатей, применяемых в указанный период в соответствующих учреждениях. Администрация Ленинского района в свое время даже нанимала специалиста-почерковеда. Согласно его заключениям, «подпись директора ДЕЗа в соглашениях с ТСЖ выполнена другим лицом». По данному факту глава районной управы обратился в правоохранительные органы, но результат оказался нулевым. Дело не возбудили, а подлинники были благополучно «утеряны» прокуратурой Ленинского района. В облпрокуратуру и МВД региона жаловался и глава города, но получил от адресата лишь формальные отписки.

Мэрия в осаде "клещей!
Мэрия в осаде “клещей!

Так, по сути, и начался «мародерский период» в истории Саратова. В чем он заключался? Итак, некогда могущественные предприятия оборонного и не только оборонного комплекса, расположенные на территории Саратова, «устали содержать ими же возведенное жилье и все, что в то время полупрезрительно называли социалкой» (а это и дома культуры, и детские сады, и ясли, и дома творчества юных, и поликлиники, и т.д.).

Государство: "Кто желает сыграть со мной в азартную игру?"
Государство: “Кто желает сыграть со мной в азартную игру?”

Правительство РФ принимает решение помочь мечущимся в конвульсиях рыночных реформ предприятиям. С этой целью им было предложено произвести капитальный ремонт ведомственного жилья и передать его на баланс муниципалитетов. Напомним, на дворе стояли 90-е. У предприятий не было денег, чтобы провести капитальный ремонт жилого фонда. Руководители этих предприятий буквально продавили передачу обременительной «социалки» на баланс муниципалитетов. Вопрос о том, кто будет ремонтировать жилье, повис в воздухе. В воздухе же повис и вопрос о многомиллиардных суммах, которые все те же предприятия должны были направить на капремонт ведомственного жилья. Повис до поры до времени, т.е. до тех пор, пока не появились организации, которые сочли себя вправе требовать десятки и сотни миллионов рублей, но уже не с государства и не с ведомственных предприятий, а с муниципалитетов.

О цифрах.

«Новые мародеры», пользуясь сомнительными «дополнительными соглашениями», продолжают высасывать из бюджета города неимоверные суммы. В настоящее время по данной категории дел взыскано 888,5 млн рублей (исполнено на 570 млн). На рассмотрении находятся дела на 536 млн рублей. Муниципалитет борется с нападками управленцев как может. В ряде разбирательств мэрии даже улыбается удача. Недавно, к примеру, в Высшем арбитражном суде РФ городской власти удалось отменить решения нижестоящих судов по делам, связанным с взысканием «удорожания» стоимости ремонта. Таким образом, необоснованное взыскание с казны Саратова порядка 500 млн рублей удалось остановить. Тем не менее это лишь капля в огромном море. От описанных выше проблем страдает практически весь областной центр, но хуже всего дела обстоят в Ленинском и Октябрьском районах. Остановимся на них подробнее.

Они знают все тайны судебных  тяжб
Они знают все тайны судебных тяжб

По Ленинскому району за последние четыре года в арбитраже было рассмотрено 24 дела о взыскании с бюджета Саратова почти 629 млн рублей. Согласитесь, сумма немалая. Как же она сформировалась? А очень просто: управляющие компании жаловались Фемиде на то, что дома им были переданы МУ ДЕЗами в обшарпанном виде, с дырами в крышах, трещинами на стенах, и требовали провести ремонтные работы. Потом же без зазрений совести ссылались на «дополнительные условия приема-передачи домов» и просили в суде вместо реального ремонта деньги. На сегодняшний день удовлетворено 12 «просьб» на сумму 315,7 млн рублей. По 5 делам о взыскании отказано, еще 5 дел на 303 миллиона находятся на рассмотрении в первой инстанции арбитража. Среди «чрезмерно требовательных» истцов особенно выделяются ООО «Управляющая Компания Ленинского района», СТСЖ «Волга» и ИП Мирошин А.К.

Десять процентов от иска берут только лохи
Десять процентов от иска берут только лохи

Кстати, о Мирошине, сыне Константина. Как-то в передаче «Нестандартный разговор» (http://www.tvsar.ru) он рассказал о своей адвокатской практике, затронув тему судов УК с муниципалитетом. На вопрос корреспондента о том, сколько процентов получил за это выигранное дело Александр Мирошин (речь шла о взыскании долга в сумме около 300 млн рублей), последовала недолгая пауза, после чего корреспондент предположил, что не менее 10%. На что Мирошин лишь улыбнулся, сообщив, что его гонорар составил гораздо большую сумму.

Мы здесь рассказали об этой истории только потому, что в нашем понимании деньги, которые некоторым УК удается выбить у муниципалитета в ходе судебных процессов, должны идти на ремонт и только на ремонт. Но практика показывает, что эти деньги идут куда угодно, но только не по назначению.

Налетай, подешевело!
Налетай, подешевело!

Но пойдем дальше и мы. Итак, общая сумма исков АТСЖ Ленинского района к МУ ДЕЗам о взыскании убытков, которые образовались из-за удорожания работ по капитальному ремонту жилых домов, превышает 466,6 млн рублей.

Ситуация по Октябрьскому району примерно такая же: на 5 октября 2013 года в суде зарегистрировано12 делопроизводств, где теперешние управленцы требуют с городской казны в целом 223,3 млн рублей. Управляющим компаниям удалось взыскать с муниципалитета 209,2 млн от этой суммы по таким юридическим пунктам, как «ремонтные работы», «взыскания по субсидиарной ответственности», «возмещение расходов по ремонту» и «проценты за долги».

Уже только эти формулировки наглядно свидетельствуют, что все деньги до копеечки должны быть направлены на ремонт вконец изношенного жилья, ведь это жилье не ремонтировали ни ведомственные предприятия, когда передавали их на баланс МУ ДЕЗов, ни сами МУ ДЕЗы, когда жилфонд переходил под крыло ТСЖ и УК…

Деньги получили – про ремонт забыли

Логично предположить, что если управляющие организации изымают у МУ ДЕЗов огромные суммы на ремонт, то этот самый ремонт обязательно должен выполняться. Увы, это не так. Как ремонта не было, так его и нет. И никакая логика здесь не работает, потому что ее здесь тоже нет. Убедимся в этом на конкретных примерах.

1-й проезд Строителей, дом 2. Найдите 10 признаков капитального ремонта
1-й проезд Строителей, дом 2. Найдите 10 признаков капитального ремонта

Еще в далеком 2008 году АТСЖ Ленинского района Саратова просит Арбитражный суд региона обязать МУ «ДЕЗ по Ленинскому району Саратова» отремонтировать жилые дома по следующим адресам: Антонова, д.8,10; Рижская, д.20; 1-ый проезд Строителей, д.2, 3, 4, 8, 10, 12; проспект Строителей, д.8а, 16а, 12, 14, 36, 38, 40, 42/2; Электронная, д.6. После ряда судебных споров АТСЖ требует с ответчика 7,5 млн рублей, мотивируя свою позицию тем, что «работы не были выполнены вовремя». Двенадцатый арбитражный апелляционный суд требование удовлетворяет. Это решение МУ ДЕЗ пытается оспорить в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа, однако Фемида встает на сторону АТСЖ. Что ж, раз уж бюджетные деньги перекочевали в ассоциацию собственников, то по идее-то можно полюбоваться и «отреставрированными» жилыми помещениями. Смотрим судебные документы. В них черным по белому написано, что в доме №2 на 1-м проезде Строителей следовало «произвести работы по капитальному ремонту мягкой кровли над всеми подъездами, а также выполнить отмостку всех подъездов».

Проспект Строителей дом 40, найдите десять признаков капитального ремонта
Проспект Строителей дом 40, найдите десять признаков капитального ремонта

«Какой еще ремонт? Это вы, наверно, шутите, – удивились жители указанного выше дома, беседуя с корреспондентом «Времени NET», – года два-три назад стены в подъезде покрасили, и все. Больше ничего не ремонтировали».

Примерно такая же реакция на вопрос «Когда в вашем доме проводился ремонт?» последовала от жильцов кирпичной пятиэтажки №40 на проспекте Строителей. Местные пенсионеры, правда, припомнили, что «лет десять назад на здании в некоторых местах залатали кровлю». А еще, по их словам, тоже довольно давно с внешней стороны, где на первых этажах расположены магазины, на стены нанесли «косметический слой», чтоб коммерсанты клиентов не теряли. Вот, собственно, и все работы. В делопроизводстве (от 2008 года!) же указано, что крыши и подъезды нуждаются в капремонте. Где он?

В аналогичном состоянии и соседние упомянутые выше дома (№№36, 38, 42), на капитальный ремонт которых АТСЖ Ленинского района тоже выбила средства.

Ул. Уфимцева, дом 4. Неужели в ремонт этого дома УК вложили десятки миллионов рублей?
Ул. Уфимцева, дом 4. Неужели в ремонт этого дома УК вложили десятки миллионов рублей?

В поселке Солнечный ситуация чуть лучше. Жители десятиэтажного дома №4 на улице Уфимцева рассказали, что еще в 2010 году «мастер замазал несколько щелей в плитах рядом с крышей». Также они отметили, что в подъездах побелили стены. Ремонт высшего класса просто! А на него и на приведение в порядок соседних домов под номерами 2 и 3 должно было уйти (то есть «ушло», в этом мы ничуть не сомневаемся) более 4,4 млн рублей. Такую сумму ассоциация собственников через суды приняла от МУ ДЕЗа посредством «дополнительных соглашений». Тем же способом ленинская АТСЖ отсудила у муниципалитета 5,8 млн рублей на ремонт жилых строений № 1 и 1а на Топольчанской и девятиэтажки №2 на Чехова. Жильцы последней ни о каком ремонте не припомнили.

Ул. Чехова, дом 2. Что-то не похоже, что этот дом покрыли мраморной плиткой
Ул. Чехова, дом 2. Что-то не похоже, что этот дом покрыли мраморной плиткой

Что же получается? Управляющие организации критикуют МУ ДЕЗы за то, что те в свое время не ремонтировали жилые дома, а сами поступают точно так же, не упуская при этом шанса еще и «отхватить» из городской казны? Повторимся, УК, действуя согласно абсурдной, но эффективной схеме, смогли опустошить город на 570 миллионов рублей. И это лишь часть от общей суммы взысканий, равной 888 миллионам. Также не стоит забывать про то, что на рассмотрении в арбитраже находятся десятки других дел, по которым окончательные решения еще не вынесены. Так что страшно подумать, сколько город еще может потерять. Но неприятнее всего для муниципалитета даже не объем взыскиваемых нынешними управленцами сумм, а истинное направление этого капитала. Если бы отсуженные деньги реально шли на ремонт жилых помещений, в коммунальном секторе Саратова вряд ли накопилось бы столько проблем. Но все сложилось как сложилось: систему ЖКХ довели до глубочайшего кризиса. Формировался он, что интересно, с момента, когда в стране запустили рыночные реформы. С тех пор, как мы уже отмечали, ремонтом домов не занимались ни крупные ведомства-балансодержатели, ни ДЕЗы, ни теперешние управленцы. Еще одним доказательством этого бездействия можно считать принятие программы по переселению граждан из аварийного жилфонда в рамках 185-го федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Первоначально Программа была рассчитана на период с 2013 по 2015 годы; за этот срок городу нужно будет расселить жильцов из 250 ветхих домов. На эти мероприятия должно уйти более 5 миллиардов рублей. 2 миллиарда дадут из федеральной казны, остальные 3 с лишним миллиарда нужно будет добывать самостоятельно. Как это сделать при нынешней недофинансированности регионального и городского бюджетов — вопрос интересный.

Саратов, ты нам должен. Черная метка муниципалитету от УК "Клещ"
Саратов, ты нам должен. Черная метка муниципалитету от УК “Клещ”

К сожалению, ответа на него пока нет. Никто также не знает, какие городские программы в принципе возможно свернуть, чтобы погасить «раздутую» задолженность перед управляющими компаниями. Урезать дорожный фонд? Он и так еле дышит. Из «социалки» позаимствовать? Тоже не вариант: направление-то приоритетное. В итоге тупик.

Как ни крути, а действия всех этих «новых управленцев» напоминают собой действия мародеров. Мародеры, как известно, пользуясь стихийными бедствиями, войнами, общественными беспорядками и т.д., занимаются грабежом. Наши «новые мародеры» действуют более изощренно. Мало того что они пытаются взыскать долг, к возникновению которого муниципалитет не имеет прямого отношения, так они еще пользуются ситуацией, когда муниципальная казна и без того истощена, внешние долги продолжают расти, город стоит на пороге банкротства. Если это не мародерство, то как, скажите, эти деяния еще можно назвать?

Новые мародеры
Новые мародеры

Что касается судебной практики, то суд исходит из того, что согласно закону деньги на капитальный ремонт жилого фонда должны были выделить еще предприятия, на балансе которых и состоял этот самый фонд. Мы знаем, что предприятия этим вопросом не озаботились, а, стало быть, вся ответственность перешла к новому балансодержателю. И никто уже не помнит, как муниципалам выкручивали руки, требуя в срочном порядке принять ведомственный жилфонд, обещая в недалеком будущем как-нибудь компенсировать их колоссальные и неизбежные расходы.

Своеобразной компенсацией стала программа по переселению граждан из аварийного жилфонда в рамках 185-го федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», но это лишь капля в море.

Не будут возвращать деньги, отключим город
Не будут возвращать деньги, отключим город

«Новым мародерам» не нужны деньги на ремонт или деньги на компенсацию их усилий по ремонту. Не нужны хотя бы потому, что нынешняя система оплаты за жилье предусматривает соответствующие статьи расходов, чего раньше не было, а если и было, то в незначительных количествах. Но даже если они и «отожмут» эти деньги у муниципалитета, их все равно не хватит на ремонт. Они пойдут на ораву адвокатов, на откаты правосудию, на компенсации нервных трат разного рода руководителей…

Почему мы в этом так уверены? Да потому, что никто не сможет доказать, что мародеры-управленцы направили выигранные в судах суммы на ремонт подведомственного жилья, ибо на бумаге у них будет все в ажуре, а на деле точно так же, как и двадцать лет назад.

Сережа, без вашего комитета уже не обойтись!
Сережа, без вашего комитета уже не обойтись!

Наконец, есть и еще один аспект данной проблемы. Выдавливание многомиллионных сумм из городской казны неизбежно приведет к деградации города, которому придется отказаться от целого ряда программ, компенсируя алчность мародеров. Но последним, судя по всему, все равно. Пусть этот город уйдет в тартарары, лишь бы мы получили свои деньги…

"Люди в синем" уже спешат на помощь. Только вот к кому?
“Люди в синем” уже спешат на помощь. Только вот к кому?

Настораживает в этом вопросе и позиция региональной прокуратуры. «Люди в синем» частенько напоминают мэрии о необходимости исполнять судебные решения по предоставлению жилья нуждающимся, однако, почему-то помалкивают о проверках относительно соответствия объемов выполненных управленцами работ на отсуженные суммы. На сайте региональной прокуратуры нам, увы, не удалось найти ни одного отчета о подобных ревизиях. Ни для кого не секрет, что при подобных стагнационных обстоятельствах хитрые всегда ищут крайнего, дабы самим выйти из воды сухими. Крайним в рассматриваемой нами истории оказался муниципалитет, именно на него повесили ответственность за бездействие предыдущих управленцев и заставили выплачивать те деньги, которых в городской казне нет и никогда не было.

Больше надеяться не на кого...
Больше надеяться не на кого…

Источник: http://vremenynet.ru/headings/?SECTION_ID=3&ELEMENT_ID=498