КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Кто вставляет палки в колеса маршруток? Откровения пионера сферы перевозок Анатолия Безбородько



Недавно на одном из пассажирских автобусов Балакова прямо во время движения на маршруте отвалилось колесо. Состояние автотранспорта, основанная масса которого уже давно отработала свой моторесурс, ужасное.
Похоже, что ездить на общественном транспорте в городе становится просто опасно. Для того, чтобы понять ситуацию в сфере пассажироперевозок изнутри, мы вызвали на откровенный разговор директора автопредприятия «АРПО-транс» Анатолия Безбородько. Почему именно его? Потому что он работает на этом рынке с 1994 года и его по праву можно считать пионером пассажироперевозок.

- Расскажите чем живет сегодня перевозчик?
- Помню времена, когда у нас в администрации был отдел по транспорту, который занимался конкретно нашими проблемами. Сегодня такого отдела нет (был закрыт при Чепрасове из-за нестыковок в законодательстве – ред.), нас прикрепили к Управлению дорожного хозяйства и благоустройства. У них своих забот хватает, поэтому реально они транспортом не занимаются. Раньше мы собирались каждую неделю, обсуждали накопившиеся проблемы, а сейчас мы предоставлены сами себе. Раз в три года проходит конкурс, и нас эти три года практически не видят. Встречаемся только во время проверок и отчетов. То есть, когда нам хотят дать нагоняй. А чем мы живем и как, никого не интересует. За это время проблем накопилось очень много. Я говорю о них на всех площадках, на всех уровнях: и в министерстве, и в общественном совете, и в правительстве области. И в то время нас немножко слушали. Когда губернатором был Павел Ипатов, на транспорт в области выделялся 1 млрд 200 млн.руб. Из доклада нынешнего губернатора, я слышал его года три тому назад, сейчас выделяется 520 млн. Во что это вылилось? В те времена у нас транспорт обновлялся практически ежемесячно. Предприниматели знали, что они гарантированно получат положенные им деньги, поэтому брали в лизинг, в кредит автобусы.

- Речь о компенсации за перевозку льготных пассажиров?
- Да, но тогда и методика выплат этих компенсаций была другой. Нам платили деньги от количества, сделанных за день оборотов на маршруте. Поэтому у нас не было проблем с транспортом в вечернее время. Мы ездили до 12-ти ночи (экспресс-опрос в редакции Сути показал: никто из нас не помнит таких “золотых” времен, ну да ладно – ред.). Но когда функции выплат передали из минтранса в министерство соцразвития, то выплачивать компенсации стали за каждого конкретного пассажира. С одной стороны, это правильно. Но почему-то сумму оплаты за проезд льготника установили в размере 8 руб. То есть льготника оценили в пол человека. Более того, эту компенсацию с недавних пор приравняли к доходам и обложили их налогом. Теперь на каждом предприятии есть специальный человек, который отдельно ведет сбор и учет талонов, отчетность по этим талонам. А ведь этому человеку надо платить за работу! В результате до предпринимателя-перевозчика доходит только 5-6 руб. Этих денег хватает только на то, чтобы едва рассчитаться за долги и как-то протянуть месяц. Вот почему мы все находимся сегодня в таком плачевном состоянии.
Кстати, стоимость социального проездного билета у нас в Саратовской области – 150 руб. на человека — самая маленькая среди остальных регионов. У других это 190, 250, даже 400 руб.

Нас поставили на грань выживания
- Насколько я знаю, Вы неоднократно обращались по этим вопросам в правительство региона?
- И не только туда, я писал и в Общероссийский народный фронт. Эту информацию потом растиражировали многие СМИ. Если коротко, то при сегодняшней системе возврата компенсационных выплат, одни и те же 150 рублей, которые государство ежемесячно выплачивает льготникам на приобретение билетов, три раза на протяжении трех месяцев выдают гражданам. Система такая: льготник покупает проездные через Почту России. Если до 2016 года эти деньги сразу перечисляли на счет перевозчика, то теперь они идут в бюджет области. На следующий месяц эти же 150 руб. вновь выдаются гражданам и снова возвращаются в бюджет. И так на протяжении первых трех месяцев 2017 года, перевозчики не получили ничего. По моим подсчетам при реализации 25 тыс. штук билетов получается 3 млн. 750 тыс. руб. Помножим эту сумму на три месяца и получим 11 млн. 250 тыс. Этих денег хватило бы всем перевозчикам, чтобы нормально работать до окончательного расчета минсоцразвития.
Такая схема выплат, разработанная Минсоразвитием и Почтой России, поставила на грань разорения всех перевозчиков в регионе. У нас в Балакове было одно из самых сильных государственных транспортных предприятий. Но и оно сегодня переживает тяжелые времена.
- Согласно нормативным требованиям автобусы старше 10 лет не должны допускаться к эксплуатации на маршрутах. Но у нас по факту это постановление правительства сплошь и рядом нарушается?
- У нас все автобусы 2005-09 годов выпуска исчерпали свой моторесурс. Самые новые автобусы в городе на «Балаковоэлектротрансе», им два с половиной года. Но каждый из них прошел уже по 300 тысяч км – это очень много. Поэтому даже эти автобусы на издыхании. Не говоря уже о транспорте частников, которому за 10 лет. Он весь прогнил, практически это металлолом. Не хочется говорить о грустном, но каждый день, выходя в рейс, мы просто рискуем. А другого транспорта просто нет. Хочу сказать, что в таких условиях наши водители делают просто чудеса. Работать на таком транспорте, бешеном режиме, с 5-ти утра и до 11-ти вечера – значит проявлять чудеса выдержки. Лично я им очень благодарен.

За удовольствие надо платить
- Где же выход?
- Я могу поручиться головой, как когда-то говорил президент Ельцин, что если перевозчикам будут выплачивать за льготников не 8, а 17 рублей, то уже к новому году у нас в городе обновится 70% транспорта. Предприниматели увидят, что у них есть перспектива и они смогут купить автобусы в лизинг. Сейчас один из банков предлагает по госпрограмме скидку до 300 тыс. рублей при покупке транспорта. Вот тогда можно и требования к перевозчикам предъявлять. Так что выход только один: либо повышение компенсационных выплат льготникам хотя бы до 250 рублей, либо – чтобы не залезать в бюджет области – самим гражданам доплачивать разницу из своего кармана. Хочу сказать, что вот это и есть льгота. Граждане будут получать 50% льготных выплат, а 50% доплачивать сами.
- Но сотрудники управления соцзащиты уверяют, что количество перевозимых льготников очень незначительное, 20-25%, и что они не делают погоды.
- Нет, для нас льготники – очень важный контингент. У нас бабушки объезжают на проездном билете все рынки города, а молодежь в основном передвигается на личном транспорте. У нас небольшой город с небольшим грузопотоком. Поэтому нас эти выплаты спасают.

У кого густо, а у кого – пусто
- В последнее время на совещаниях в администрации района, обслуживаемый вашей компаний 22-ой маршрут, постоянно критикуют. Если верить результатам проверок Управления дорожного хозяйства, то вы злостно нарушаете условия договора. Автобусы не соблюдают интервал движения, не ездят после 8 вечера, а то и вовсе не выходят на маршрут. С вами грозятся разорвать контракт. В чем причина?
- Когда 3 года назад объявлялся конкурс на 22-й маршрут, у меня было 37 автобусов, сейчас осталось 16. Почему? Да потому что маршрут нерентабельный. Есть маршруты «хлебные», которые проходят по центральным улицам, а сеть вот такие, как этот. Представьте себе, в вечернее время он заходит в больничный городок, в котором уже никого нет. Далее идет на 60 лет СССР к ГЭС. Там тоже после 20-ти часов никого нет. И ему приходится делать круг в 33 км., перевозя 1-2 человека. И сравните с 10 маршрутом, где протяженность 16 км, и идет он по центральным улицам. Вот эти предприниматели с автобусами они ушли не от того, что организация у нас плохая, или я их не устраиваю. Они ушли от нерентабельности. И ушли туда, где есть выручка – на 10, 10А, 15-ый маршруты. А у нас они ничего не зарабатывают. Я вот подсчитал себестоимость общественного транспорта, посмотрите. «Грязная» выручка на маршруте составляет от 3700 до 4300 руб. Четыре тысячи – это очень хорошо! Каждый день надо заправить 100 литров газа, это 2250 руб. Надо заплатить водителю 1000 и кондуктору 500 руб. На обслуживание автобуса хотя бы 300 руб. И что остается? Ничего! Поэтому предприниматель ждет компенсации, как манны небесной. И когда он получает этих 20 тыс, как правило, тут же отдает за ремонт, за запчасти, и снова сидит без денег. Даже содержать автобус сложно, не говоря уже о том, чтобы купить новый.
- Получается, что кому-то просто повезло, а кому-то не очень с маршрутом?
- В свое время мы изменили движение 22-маршрута. С улицы Вокзальной мы стали поворачивать не на Саратовское шоссе, где с одной стороны нет жилых зданий, а на ул.Шевченко. Месяца три мы обкатывали этот маршрут, и все были довольны. Но потом г-н Поперечнев волевым решением вернул наш маршрут на старое направление. Мы создали конкуренцию для 10А маршрута и предприниматели, работающие на этом направлении, стали жаловаться в администрацию. Ну, и результат? Теперь 22-ой полупустой, а 10А переполненный!

Нерентабельными не рождаются…

- Так может быть, если после 20 часов у вас нерентабельные поездки, стоит пересмотреть что-то в договорах?
- Я уже встречался и с Гречухиным, и с Канатовым, и с Капитановым. Со мной уже хотели расторгнуть договор, но только желающих пойти на этот маршрут не находится. Я предлагаю такой выход: задействовать в вечернее время те автобусы, которые простаивают на конечной остановке в очереди по полтора часа. Мои автобусы все задействованы. Они постоянно кружатся. Поэтому к 20.00, сделав 6-7 оборотных круга, уже сжигают все топливо и водители выматываются физически. А на 10А маршруте 35 автобусов. И у них порядка 15 машин стоят на конечной остановке в ожидании своей очереди, чтобы выйти в рейс. Каждый из них сделал до 8 вечера 4-5 оборотных круга. Почему бы не установить распоряжением администрации вот для этих автобусов, которые простаивают дополнительные рейсы по 22-му маршруту в вечернее время? И им была бы дополнительная подработка, и город будет обеспечен транспортом. Конечно, руководитель «Транзита» Андрей Власенко на это не хочет идти. У него итак все хорошо. Хотя и 10А и 22 маршруты были когда-то общими маршрутами наших обеих компаний. Конкурс тогда срывался, мне предложили тогда временно взять на себя 22-ой маршрут, а 10А оставить за «Транзитом». Со временем нас планировали снова объединить. Но прежнее руководство района ушло, пришли новые люди. И «Арпо-транс» оказался у разбитого корыта. Я говорил с руководителем аппарата администрации Павлом Гречухином, и он проникся проблемой. Павел Борисович сказал, что было бы справедливо, чтобы те, кто обслуживает прибыльные маршруты взяли на себя и не рентабельные. Потому что сейчас у кого-то густо, а у кого-то пусто.

Анатолий Никифорович рассказал, что сегодня он просто физически не в состоянии выполнять договорные отношения и обеспечить бесперебойную работу транспорта на 22-ом маршруте. Потому что у него просто не хватает подвижного состава:
- Те предприниматели, которые ушли из нашей организации в «Транзит» и другие предприятия, по закону не имели права этого делать. У них был заключен контракт с «Арпо-трансом». Но они обратились к Владимиру Капитанову с жалобой на меня, что я их не отпускаю. Руководитель УДХБ их поддержал. С его подачи у нас и осталось 16 автобусов, а перевозчики ушли, кто куда хотел. А я оказался виноватым.
Все эти проблемы создала предыдущая администрация района, и теперь новое руководство пожинает плоды этих решений. И проверки УДХБ начались тоже в результате жалоб от населения на работу транспорта. Теперь мы работаем на износ, и жалоб практически нет. А что касается проверок, то зачем задействовать людей и платить им деньги, если все автобусы уже оборудованы системой ГЛОНАСС?
В конце года будет объявлен новый конкурс на заключение контрактов с перевозчиками. Анатолий Никифорович опасается, что подход к руководителям предприятий будет такой: работаешь хорошо – вот тебе лучший маршрут, работаешь плохо – получай нерентабельный маршрут. При этом некоторые руководители не вникают в то, что предпосылки «плохой» работы созданы неправильным планированием и ошибками, допущенными предыдущим руководствам. Поэтому разбираться надо в корне проблемы, а не искать крайних. Сейчас же, из Анатолия Безбородько, как уверяет он сам, пытаются назначить виновным.

Источник:  http://www.sutynews.ru/index.php?mode=articles&id=7369