Пиар примадонны минкульта за счет «культурного общака»? Откуда мадам Гаранина берет деньги на внебюджетные прелести?
Один, казалось бы, ничего не значащий вопрос депутата облдумы Вадима Рогожина министерству культуры области вызвал панику, негодование и испуг во властных кругах. Напомним, вопрос на заседании комитета по культуре областной думы звучал так: «Из каких источников была оплачена и насколько была целесообразна публикация о деятельности минкультуры в федеральной газете «Взгляд.ру». Последующая дискуссия вызвала неожиданный резонанс, а значит, вопрос попал в уязвимое место.
В министерстве культуры Саратовской области не смогли объяснить, за чей счет было оплачено интервью с главой ведомства Татьяной Гараниной в федеральном СМИ
«Федеральное издание само проявило интерес к саратовским проектам в сфере культуры», — заявила в ответ заместитель министра Светлана Каляева и добавила: «На информационное освещение министерство не выделяло средств в этом году». Высказавшиеся депутаты, естественно, в бесплатность публикации не поверили. По подаче, по стилю, по жанру (это расширенный официозный пресс-релиз), очевидно, что рассказ министра не вписывается в формат издания, а значит, мог быть размещен на коммерческой основе. Читатель сам может оценить это, ознакомившись с этой заметкой. Подобные публикации в подобных изданиях, по оценкам специалистов этой сферы, могут стоить 200-300 тысяч рублей.
Минкульт поспешила оправдать первый замминистра информации и печати области Светлана Бакал.
«Могу ответственно заявить, что запрос от московского сетевого издания «Взгляд.ру» поступил по телефону в министерство информации и печати области. Корреспондент, сославшись на редакционное задание, попросил помощи в подготовке материала о системе работы региона с одаренными детьми. Журналист просил помочь ему взять комментарий руководителя регионального министерства культуры. Чтобы понять задачу, пришлось уточнить, в связи с чем возникла идея написать именно об этом, на что корреспондент сослался на победу нашей саратовской юной художницы Варвары Волковой, которая заняла первое место на международном конкурсе детского рисунка в Минске.
Так что, вопреки конспирологической версии, поясняю, что информацию министерство культуры предоставило федеральному изданию в соответствии с законом о СМИ, отвечая на редакционный запрос», – пояснила исполнительная чиновница.
Но оправдания не получилось. Мало кто верит, что федеральное СМИ вдруг само проявило интерес к достижениям заурядного регионального минкульта. И если бы дело было только в информации о победе юной художницы, то заметка была бы короткой и написанной в формате, принятом во «Взгляде». А не был бы опубликован пресс-релиз, явно подготовленный пресс-службой минкульта. Поэтому схема могла быть такой: редакция, отрабатывая заказ, запросила у министерств самим подготовить материал, и не став даже переписывать, разместила на своем сайте.
***
На скандал с публикацией пиар-текста о министре культуры Саратовской области Татьяны Гараниной оперативно отреагировал с иронией депутат Госдумы Николай Панков. В своем телеграм-канале «Пара слов» он прокомментировал так: «Пусть министры областные оплачивают свои статьи в федеральных СМИ. Им же пиариться надо. А мы им будем федеральные деньги на строительство отправлять. Хорошо, хоть депутаты областной думы спросят чиновников, кто оплатил».
***
Вполне вероятно, что оплата материала прошла из внебюджетных средств. По нашей информации, при министерстве существует некий негласный спецфонд (да не один), из которого и производятся разного рода оплаты, не подпадающие под бюджетное финансирование. Формально из этих фондов должны финансироваться костюмы, декорации и прочие затраты на поддержку театров и творческих коллективов. Но только ли на эти нужды тратятся деньги спецфондов?
В культурной среде давно ходят небезосновательные разговоры о том, что существует некий, назовем его — «культурный общак», в который собираются средства спонсоров, процент с кассовых сборов и «пожертвования» руководителей состоятельных учреждений культуры. Из них идет оплата банкетов, пиара и других прелестей и удовольствий, которыми пользуются и наслаждаются чиновники.
Такие же общаки, как говорят работники учреждений соцсферы, существуют и в других ведомствах. Об этом широко не распространяются, и это, без сомнения, опровергнут высокопоставленные чиновники. Мы до выяснения условно так же будем считать, что это наветы. Но это вряд ли убедит тех, кто знаком с этой системой.
В случае же минкульта, если выше названый спецфонд существует и формируется из пожертвований спонсоров и меценатов, то пионер-мадам Гараниной стоило бы тратить эти средства на финансовую поддержку районных и сельских домов культуры, а не на пустышку. В районных и сельских творческих коллективах даже 10-20 тысячам будут несказанно рады, а от 50 тысяч – счастливы. Этих, сравнительно скудных средств, им так не хватает на пошив костюмов, оплаты проезда на концерты и фестивали, на исходные материалы, из которых создаются произведения мастеров.
Но для министра, конечно же, лучше прославить культуру области в лице себя, заплатив сотни тысяч рублей? Кстати, публикация в «Взгляде» вышла не в прайм-тайм – поздним вечером пятницы — самое нечитабельное время. Постеснялись публиковать такое днем? Мало заплатили, кто-то недоплатил и нагрелся на посредничестве или, и впрямь, прошло на бесплатной основе по чьей-то просьбе?
P.S. «Четвертая Власть» намерена дальше проводить журналистское расследование о существующих спецфондах и общаках и на что из них тратятся деньги.
Источник: http://www.4vsar.ru/articles/skandaly/103914.html