КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Саратовский символизм из подручных материалов



Саратовский символизм из подручных материалов - Саратов Сегодня

Саратов – культурная столица Поволжья, что бы кто ни говорил. Столица символизма.
Символизм, если кто не в курсе, одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков. Новаторства саратовцам не занимать.

Консерватория в лучах солнца – это символично. И “КамАЗ”, провалившийся напротив Консерватории – тоже. А также Чернышевский в задумчивости между консерваторией, церковью и “Липками”. И канализационный люк, прикрытый картонкой, решение саратовских коммунальщиков «из подручных материалов». И саратовские эпические массовые мероприятия вроде январского велопробега или пляжного волейбола на асфальте, треснувшие памятники о любви к Саратову, уродливые граффити на стенах – все это символы. Кто бы еще объяснил: символы чего?

Взять, к примеру, массовую демонстрацию скорби, солидарности или поддержки. Массовые шествия, участники которых смутно представляют, зачем они здесь собрались (на фото с таких мероприятий отчетливо видно равнодушные усталые лица участников). Шарики, массово выпускаемые в общественных местах и засоряющие окружающую среду. Игрушки, сваливаемые в нескольких местах к трагедии с гибелью детей в «Зимней вишне». Потом непременно эти игрушки будут сняты непорядочными журналистами на свалке. А куда их еще девать, пыльные, грязные, помеченные собаками?

Если бы все по уму…

Как принято у русского народа поминать погибших? Правильно, раздавать конфеты детям. Ну и отправились бы волонтеры в детские дома и больницы, накупили бы сладостей и угостили б живых, чтобы те помянули погибших. И те же игрушки подарили бы им, а не бросили в саратовскую грязь с воткнутыми куда попало свечками.

Но если так начать рассуждать, по уму, то от многого привычного пришлось бы отказаться. От пожароопасного шоу летающих фонариков. Как и от привязывания венков к деревьям в местах ДТП. Погибших это не вернет. Живым, понесшим утрату, от этого не легче. Тогда зачем? Об этом, впрочем, еще 30 лет назад написали саратовские пииты:

Дети! За мир на солнечной планете
Мы скажем твердо «Нет ракете!»
И разойдемся по домам!

Получается, эти акции – просто символы причастности. Символы, как та картонка вместо крышки люка – из подручных материалов. Дешевая демонстрация «я тоже скорблю и радуюсь вместе с вами!», фальшь которой понимают все.

Вот недавно в очередной раз отмечали годовщину полета Юрия Гагарина. Да, повезло Саратову, что ветром парашют с его кораблем отнесло в сторону Саратова. А мог бы, как планировалось, и в Волгоградской области приземлиться. Заслуги Саратова в этом нет никакой. Может быть, потому и место приземления обустроено чисто символически, чтобы раз в год свозить туда немногочисленных туристов или школьников по разнарядке.

Гагаринские места в Саратове – это в первую очередь колледж (техникум), в котором он учился, поле, на котором поднимался в воздух, сам город, по аллеям и паркам которого ходил. И этот город должен выглядеть достойно. Поэтому вполне логично (и символично) выглядела бы капитальная уборка этих гагаринских мест к очередной дате полета в космос. Но нет, в Саратове так не делается. Надо взять первых попавшихся под руку волонтеров-художников, дать им в руки подручные изобразительные материалы и нарисовать нечто на Набережной космонавтов. В этом символе большой смысл. Это символ нищего телом и духом города, который не может найти адекватные кадры даже для элементарного проявления любви к городу и уважения к его гражданам.

Чистый благоустроенный город – разве это удивительно? А вот репостом фото нелепой карикатуры на потрескавшейся стене у проваливающейся набережной можно привлечь внимание к городу, космической гавани человечества. Мол, видите, в каких условиях творят наши креативщики? Дайте денег, кто сколько может, люди добрые.

Еще одним символом Саратова являются музеи, их разнообразие и текущее состояние.

В середине позапрошлого века Саратов был городом торговцев мукой, солью и рыбой. Радищевский музей, как позднее консерватория и университет, сделали саратовскую «провинцию» одним из культурных центров России. Безо всякой иронии культурной столицей Поволжья.

Это ничего, что сам музей сейчас переживает не лучшие времена. И, как выяснилось, на переоборудование помещений в недавно переданном музею зданию товарной биржи не хватает средств. Но сама идея открыть музей и сделать его символом города – разве плоха?

Конечно, хороша, – решили современные городские символисты и создали из подручных средств музей парламентаризма. С помещениями для учреждений культуры у нас вообще-то туго. Здания культурного назначения то сносят, то перепрофилируют, открывая вместо обещанных картинных галерей офисные центры и магазины. Поэтому в саратовской гордуме поступили мудро, открыв музей парламентаризма прямо в здании гордумы, которое само по себе представляет культурную ценность.

Музей парламентаризма планируется превратить в место, где, по словам инициаторов, «можно собраться и поговорить». Куда жители города будут приходить для «изучения истории местного самоуправления и совершенствования правосознания граждан». Вот на минувшей неделе его и открыли. Прямо в фойе, потому что других подходящих помещений в этом старом здании попросту нет.

Представили исторические документы из архивных и музейных фондов, фото и биографии глав города, информацию о почетных гражданах Саратова.

Создание «площадки с целью формирования правовой культуры и правового сознания граждан», как ее охарактеризовал председатель гордумы Виктор Малетин, начали с занесения в экспозицию экс-мэра Юрия Аксененко. И то верно, учить граждан правосознанию нужно на всех примерах, положительных и отрицательных. В том числе рассказывая о том, как бывший саратовский градоначальник в декабре 2009 года за злоупотребление служебным положением был приговорён к четырем годам лишения свободы. И о том, как экс-губернатор Дмитрий Аяцков назвал руководство областного центра бандой трехрублевых жуликов. Правда, потом извинился по решению суда: «нет, это не трехрублевые жулики».

Можно бы, конечно, спросить: как будет осуществляться доступ граждан к экспозиции? Вот просто так можно в выходной день приводить сюда детей и внуков? И что объяснять охране? Хочу показать детям место, где в разные годы принимались решения о разбазаривании и распиле? И сколько той охране платить за вход?

Впрочем, это тоже саратовский символизм – принятие решений, не обеспеченных грамотным исполнением. Главное – сделали, отчитались, пропиарились. А о дальнейшей судьбе сделанного из подручных материалов пусть думает кто-то другой.

Кстати, шумихи вокруг открытия этого музея было больше, чем вокруг установки мемориальной доски в память об Олеге Табакове. Ну потому, наверное, что Табаков – он всероссийский символ, а нам непременно саратовский нужен. Ничего, вот пройдет время, и какой-нибудь очередной трамвайный поэт Сева и танцор Вася соберут ватагу из ребят, раздобудут краски и кисти, и нарисуют нечто символично-авангардистское на доме, где жил Табаков. И Саратов снова попадет в историю.

Такой подход в Саратове везде. Продолжая музейную тему, стоит отметить отношение и к другому строящемуся объекту – музею истории России на Ильинской площади. Часть фасада будущего исторического музея напоминает торговый склад, да, может быть, он и станет в итоге очередным офисно-торговым центром? Ведь пока реализация проекта находится на контроле администрации президента и 295 млн рублей на создание исторического парка в Саратове выделяет бюджет Москвы, есть уверенность, что все будет построено и представлено в лучшем виде. А вот потом подручных материалов на наполнение экспозиции может и не найтись. Разве что раскулачить краеведческий музей…

Да и сколько он в таком виде простоит – неизвестно, поскольку в последние годы многое из того, что строится и восстанавливается – начинает быстро разрушаться. В силу естественных для Саратова причин. И естество это не связано с природными явлениями.

Бездумно потратить деньги, распилить, отнять, профукать, закрыть люки картонками, засыпать ямы гипсовыми котятами – это тоже символично для Саратова.

Источник: http://saroblnews.ru/vse-chto-zaslyjivaet-vnimaniia/i79585-saratovskii-simvolizm-iz-podruchnyx-materia