КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Одиночество в среднем профессиональном образовании



Одиночество в среднем профессиональном образовании

Саратов, какое время суток ни выбрать, всегда полон молодыми людьми – сильными и энергичными. И если мы этого не замечаем, то только по привычке. Особенно хорошо это видно на примере моногородов, где в середине дня можно снять научно-фантастический фильм о секретном вирусе, который быстро и незаметно усыпил всё население. На улице ни души – жизнь сместилась к гигантской фабрике – сердцу города.

Статистика
Саратов отличается от других городов количеством студентов. По данным из открытых источников, на 2018 год в Саратове 18 средних специальных учебных заведений (ссузов) с 6 681 местом и 10 вузов с 12 237 местами. Причем статистика на сайтах разная – это зависит от параметров отбора. Вот среднее профессиональное образование (СПО): на учебу берут после 9-го или 11-го класса? Самостоятельное оно или относится к университету? Частное или коммерческое?
Но если брать данные по всей области, то в отчёте министерства образования за 2017 год (этот ещё не закончился) читаем: в ССУЗах обучают 52,7, в ВУЗах – 75,5 и всего – 128,2 тыс. человек. Сравниваем с 2015 годом и видим общее сокращение на 13,7 тыс. обучающихся. Уточняем и видим, что уменьшение произошло за счёт вузов: студентов стало на 15,3 тыс. меньше, а значит учеников СПО только прибавилось.
Количество призванных на военную службу при этом увеличивается. Так, в 2017 году комиссариат Саратовской области перевыполнил план на 17%. Статистика не врет, но могут врать люди, которые её интерпретируют. Кто-то свяжет эти цифры с упадком образования, другие же увидят в этом положительные сдвиги. Выбор правды оставляем за читателями “ОМ”.

Мышление старших
“Помоги тупому ученику” – расшифровывал как-то аббревиатуру школьный учитель физкультуры. Такое отношение к среднему профессиональному образованию (СПО) закреплено и формально – в отличие от вузов, в колледже могут преподавать люди, которые, как и автор статьи, не защищали кандидатские диссертации. Говорят, сюда идут студенты, которые не смогут сдать ЕГЭ, и СПО – последняя тропка, по которой они всё-таки имеют шанс попасть в университет по упрощенной системе приема.

Мышление младших
Однако ученики часто смотрят на образование не так, как “взрослые”. Некоторые и правда “растут, как трава”: кого-то родители отдают в колледж, чтобы хоть куда-то деть; кому-то трудно выдать дочь замуж, если у неё нет образования; кто-то делает как “принято”, но есть и студенты, что выбирают СПО сознательно.
Ребята не видят образование необходимым и воспринимают его, скорее, как ритуал, который нужно пройти: так уж сложилось, что без образования не устроишься на работу. В результате колледж выбирают, чтобы сэкономить на 10-м и 11-м классах и со средним образованием сразу “выйти в люди” – уже можно. Да и по задумке, в колледжах дают минимум теории при максимуме практики: “может, и правда чему-то научат?”.
А ещё студенты, которые продолжают образование в университетах, даже получают фору – если вчерашние школьники учат предметы с нуля, то ученики СПО имеют образовательный задел.

Взаимодействие взглядов
Поэтому в колледж часто стремятся люди смышленые и хитрые. Но так как удачные условия складываются на неблагоприятной почве, получается, что в СПО никто ничего не ждёт: ни ребята от образования, ни преподаватели от учеников, а исключения с обеих сторон поглощает общее настроение.

Всплывающая подсказка

Жажда активности и пути реализации
В это время ребята ещё формируются: открыты для нового, имеют время и энергию; ищут активности для социализации и признания. Раньше это были улицы: молодые желали вырваться из “системы” и становились панками, хиппи и прочими неформалами. Сегодня ситуация обратная – в социальных сетях студенты чаще указывают на общественные достижения – будь то членство в профсоюзе, успехи в КВН или участие в велопараде.
Медиаэпоха требует отчетности и активности, но если преступной жизнью в социальных сетях не похвастаешься, то “приходится” искать другие сообщества – более правильные и авторитетные, будь то спорт или кружки.

Творческая жизнь
И в учебных заведениях всё это ребята находят, причем первым тоже нужна такая активность для собственных отчетов, которых так много, что общественной жизни иногда кажется слишком уж много: “Ракеты в космос, мы, видимо, тоже песнями и плясками пускать будем” – ворчат преподаватели, когда самых активных студентов снова снимают с пар.

Научная жизнь
Научной работы меньше и высокомерное отношение к ученикам колледжей играет здесь не последнюю скрипку. Но и здесь студенты не теряются: их – то приглашают на особую практику в столицы, то они побеждают на всероссийских конкурсах… причем после учебы без особого труда поступают в университеты Санкт-Петербурга и находят работу в Москве. Это мы говорим только о тех примерах, которые наблюдали лично.

Всплывающая подсказка

Проблема №1: регулярная случайность
Правда, всё это напоминает “регулярную случайность”, когда достижения – это заслуга не системы образования, а успехи отдельных преподавателей или учеников. Люди активны, хотят влиться в коллектив и внести свою лепту. Но оказывается, что никакого сообщества нет и вливаться некуда. Поэтому с каждой группой, а иногда и одним учеником приходится начинать сначала. Это мало того, что получается не всегда, так ещё и затратно как по времени, так и по энергии. Если же какое-то взаимодействие начинается вне учебного заведения – это пресекают вплоть до полиции, ведь всё должно работать на отчётность.
Из-за того, что такого сообщества нет, ребята заканчивают колледж и, хотя и выбиваются в люди, – оказываются потеряны, сами по себе. Нам же кажется, что вместе с дипломом человек не должен терять почву под ногами. Он уже может обладать связями, с которыми найдёт себя дальше. Причем это касается каждого из сообщества, даже если эти связи состоят из одних лишь ровесников “без имени и звания”. Важно понимать, что на таких группах завязаны вопросы утечки мозгов, экономики региона и настроений в общем.

Проблема № 2: инфляция деятельности
Без сообществ в учебных заведениях работа теряет ценность. Ведь как работает “храм науки”? Люди собираются вокруг общих интересов, “своей темы”, работают над ней, развивают, завлекают новых людей, а “уходя” из сообщества – связи сохраняют и помогают уже с нового места, то есть по сути – остаются. Но когда “своей темы” нет – такая жизнь кажется тяжелой обязанностью или вовсе дополнительной нагрузкой, а когда на это ложится ещё и бумажная волокита, то становится наказанием.
Если творческая и научная жизнь течёт не естественным путём, а потому что “сказали” – нельзя перенять флаг и некого продолжить. Можно лишь добиться личных локальных успехов, если преуспеешь в отчетности. Да и эти успехи – больше стимул, нежели мотивация: обязанность, а не желание.

Выводы и предложения
Таким образом, сегодня среднее профессиональное образование – это не точка сборки слабых, а место, где человек получает узкие навыки и знания. Но для учебного заведения этого недостаточно.
Никакая специализация не должна замыкаться на себе, потому что жизнь всегда сложнее. Большая работа требует слаженных действий, где будут участвовать инженеры, техники, маркетологи, управляющие, бухгалтеры, экономисты, журналисты и другие профессионалы. Тогда мы будем делать не детали, а оборудование, торговать не ресурсами, а продуктами.
Учебные заведения должны создавать профессионалов, а ещё связывать их между собой. Для первого важно не относиться к студентам СПО как к людям второго сорта, а для второго – постоянно вовлекать их в совместную деятельность: через полевые работы, конференции с возможностью объединения проектов; от работодателей искать интереса не к отдельным людям, а к командам и их проектам.

Заключение
Говорят, что один в поле не воин. Современный человек чувствует себя брошенным, в отрыве от традиций: ему не с кем и не за кем идти. Даже если он что-то делает, то не понимает зачем и для кого. Зачастую он уезжает, так как считает, что вдалеке будет иначе. Иногда так и получается, но не потому, что он прав, а потому, что таких же связей он не завёл здесь. Хотя мог.
В 2017 году в Саратов с проектом новой набережной приезжал архитектурный критик Григорий Ревзин. Он никак не мог понять: “У вас город, в котором очень много студентов и вузов. По уровню образования – это просто потрясающий город. А по гражданской активности – вообще ничего, болото какое-то. Университетские города должны быть очень креативными и активно развиваться, но вы ведете себя как моногород. Не понимаю, в чем тут дело, наверное, надо проводить антропологическое исследование”. Тогда его собеседник пеняла на власти, но архитектурный критик верно замечал, что “Володин – не завод и один человек не может определять судьбу города”.
Если у человека есть любимое дело, он знает, как работать и кто ему в этом поможет, – необходимость уезжать отпадёт: всё уже здесь. Когда в образовании научатся создавать связи, и прежде всего горизонтальные, тогда Саратов из места, где собрались люди, постепенно превратится в город, а “гардарики”, наконец, образуют страну – Россию.

Источник: https://om-saratov.ru/social_article/10-august-2018-i64471-odinochestvo-v-srednem-profe