Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Жажда ремонта или подайте на концессию



"

Жажда ремонта или подайте на концессию

С миру по нитке – нищему рубаха. И не только нищему. А если до нитки – и не только рубаха. С чего нас вдруг на фольклор потянуло? Навеяло, знаете ли, ответами городской мэрии и саратовского филиала ПАО “Т Плюс” на редакционные запросы “Общественного мнения” (полный текст см. ниже). Суть нашего любопытства заключалась в выяснении перспективы передачи теплосетей Саратова в 25-летнюю концессию компании “Т Плюс”. Переговоры, предметно начатые на эту тему еще летом прошлого года, ведутся незаслуженно тихо, чуть ли ни шепотом, тогда как касается это каждого жителя Саратова.

Для тех, кто не в теме: саратовский филиал теплоснабжающей компании ПАО “Т Плюс” заявил о желании заключить с администрацией Саратова концессионное соглашение. Это форма договора, предусматривающая передачу государственного имущества (в данном случае городских теплосетей) на определенный срок частному инвестору (“Т Плюс”), который должен осуществить реконструкцию переданного имущества в обмен на право получать доход от его использования.
В Саратове в концессию уже переданы сети водоснабжения (слегка обновленные тарифы уже получили). Теперь черед дошел до системы отопления.
Разговоры о возможной концессии теплосетей идут в Саратове уже не первый год. Сопровождают их бесконечные порывы, вскрышные работы на свежеуложенном асфальте, затыкание дыр незамысловатыми деревянными чопиками и так далее через запятую. Причина всех бед, разумеется, в отсутствии денег. У собственника сетей, то есть муниципалитета, их хронически нет, а тепловикам вкладывать свои в чужое добро попросту нет резона. Точнее, резон есть (нет дыр – нет теплопотерь, а значит и убытков), но при действующих тарифах существенного обогащения компании это не принесет. Поэтому с завидным постоянством “Т Плюс” заявляет о своем желании и готовности реконструировать теплосети Саратова в рамках концессионного соглашения.
Телодвижения в эту сторону наблюдались в Саратове еще в 2016 году. Концессионные соглашения в это время принимались в соседнем Волгограде, Ижевске, готовились в Кирове и т.д. Саратовский филиал ПАО “Т Плюс” предложил тогда реконструировать даже бесхозные сети города. Однако в коридорах власти благородный порыв тепловиков не поддержали. Не исключено, что роль в этом сыграли предстоящие выборы губернатора (скачок цен за коммуналку не входит в стандартный набор политагитации). Так или иначе, а дальше создания в мэрии рабочей группы дело тогда не пошло.
В марте 2018-го тепловики снова завели разговор о концессии, а летом уже официально вышли с инициативой к городской администрации. На этот раз дело закрутилось основательно. В конце ноября мэр города Михаил Исаев провел совместный брифинг с главой саратовского филиала ПАО “Т Плюс” Александром Шудеговым. Журналистам в красках расписали, в каком бедственном положении находятся городские теплосети, и как скоро всё наладится, если их передать в концессию тепловикам.
“Мы столкнулись с тем, что коммуникации, которые от крупных магистралей подходят к нашим домам, имеют износ от 60 до 100%. Количество аварий в этом году показало, что к теплосетям нужен совершенно иной подход. Мы получили от компании инициативную концессию, в которой содержится большое количество объектов, в ремонт она готова инвестировать. Это позволит городу избавиться от пика аварийных ситуаций. Есть точки, в которых мы находимся в дискуссии. Мы ищем ту финансовую модель, которая позволит отстоять интересы города. В рамках дискуссии мы должны выйти на итоговое соглашение, которое устроит обе стороны”, – сказал тогда Михаил Исаев. С тех пор ни одна из сторон не обронила на эту тему ни слова, что и сподвигло нас направить им редакционные запросы.
Срок проведения переговоров продлен до 25 февраля, сообщила в своем ответе мэрия. Значит ли это, что уже 26-го числа стороны перейдут от слов к делу? Скорее нет, чем да. По необходимости “администрация может этот срок перенести”, указано в сообщении. Впрочем, это лишь наши домыслы. Уяснить что-то конкретно из “наиталантливейшего” по своей краткости ответа чиновников весьма сложно. Посоревноваться с ним в информационной скудности может разве что ответ самих тепловиков, которым мы нарочно отправили совершенно идентичный запрос. Поразительно, насколько разнятся данные в ответах на запросы-близнецы. Вот, к примеру, администрация сообщает, что протяженность тепловых сетей на территории Саратова составляет 713,7 км, из них 5,8 км бесхозных (износ магистральных сетей – 46,5 %, внутриквартальных – 60-70%). А саратовский филиал “Т Плюс” насчитал 1 026 км тепловых сетей с изношенностью 65%, из которых 521,2 км принадлежит муниципалитету. Данные разнятся в сотни километров! И это на пороге концессии (!), да еще и при том, что между тепловиками и диспетчерской ЕДДС “действует соглашение об обмене информацией”.
Понятно, что обмениваются они в основном “аварийными” сообщениями, но все равно смешно. В этом контексте слова мэра Исаева, озвученные на том же ноябрьском брифинге с тепловиками, окончательно превращаются в анекдот: ”Мы все-таки разобрались, сколько у нас сетей, кто балансодержатель, их состояние, сколько бесхозного хозяйства. Есть и линейные объекты, и котельные, и мы представляем, какое финансирование необходимо, чтобы это все исправить”.
Справедливости ради, добавим, что есть в ответах и совпадения. К примеру, и те, и другие совершенно безошибочно посчитали 4 теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-2, ТЭЦ-5, ТЭЦ-1 и СарГРЭС), находящиеся в эксплуатации “Т Плюс”. Кроме них, компания эксплуатирует 102 из 223-х котельных города. Остальные распределяются между ещё 24 теплоснабжающими организациями, которые также имеют тариф на тепловую энергию, поставляемую населению. Кстати, о судьбе этих организаций в случае передачи теплосетей в концессию “Т Плюс” не упоминается. Но судя по словам мэра на вышеупомянутом брифинге, без работы они не останутся.
“Мы в том числе дискутируем, на что компания готова пойти, сколько взять сетей. Если не берет, то кто будет содержать эту линию, эту котельную. Мы поставили для себя задачу со временем навести порядок в этом хозяйстве”.
Желание навести порядок хоть и запоздалое, но вполне объяснимое. По информации прокуратуры Саратова, куда мы также направили запрос, по итогам вхождения в этот отопительный сезон глава города Михаил Исаев на пару с коллегами по цеху был оштрафован на 500 рублей (ст. 7,23 КоАП РФ). Основанием для внесения череды прокурорских представлений послужило “несвоевременное вхождение в новый отопительный период при отсутствии системной работы структурных подразделений органа местного самоуправления, ненадлежащей реализации контрольных полномочий и необеспечение согласованности действий ресурсоснабжающих организаций”. Не остались без внимания прокуратуры и руководители самих ресурсоснабжающих оргнаизаций города – филиал ПАО “Т Плюс” и ООО “ТЭГК”. С начала отопительного периода (11 октября 2018 г.) на работу тепловиков в прокуратуру поступило 156 жалоб, что на два десятка больше, чем в прошлом году. Эксперты и сами тепловики прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации, если не заняться реконструкцией сетей. И единственным способом это сделать выставляется исключительно концессия.
Почему тепловики настаивают именно на такой форме сотрудничества? В качестве ответа приведем вам слова директора кировского филиала ПАО “Т Плюс” Сергея Береснева (мы подглядели их в статье, размещенной на официальном сайте компании), который разъясняет суть концессии: “Концессионер, то есть инвестор, приходит в город и говорит: я хочу поправить ваши сети, я вложу в это столько-то своих денежных средств, а вы разложите сроки и объемы, как мне эти деньги будут возвращаться. То есть смысл этого инструмента – сейчас что-то поправить, а возвращать по чуть-чуть многие годы”.
Возвращать, разумеется с процентами, удовлетворяющими растущие с учетом инфляции и простого человеческого “хочу” потребности компании. А иначе зачем все это?! Не смешите.
А теперь самый интересный вопрос. Где взять деньги, чтобы вернуть их инвестору? Вопрос до боли риторический, но мы все-таки на него ответим. Уместнее всего было бы привести здесь официальный ответ от городской администрации, чтобы не фантазировать, но именно этот пункт нашего запроса в мэрии почему-то проигнорировали… О том, что за реконструкцию изношенных муниципальных сетей платить придется самим потребителям, власти предпочли промолчать.
Ответ руководства саратовского филиала ПАО “Т Плюс” на этот вопрос тоже умиляет. Инициатор концессии, который собственно и предлагает повысить тариф на тепло, отвечает нам следующее: “Что касается изменения тарифов, этот вопрос находится в ответственности регулирующего органа – Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области”. Ну разве не прелесть? А главное правда. Тариф действительно устанавливает комитет. Более того, нынешнее законодательство разрешает даже превысить тарифный “потолок” в случае реализации утвержденных инвестиционных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг. Но для этого должен дать добро губернатор. Гадать на кофейной гуще и предполагать аппетиты саратовского инвестора и степень лояльности к ним местной власти мы не станем. 25 февраля снова направим редакционные запросы в обе стороны и будем следить за развитием событий.

P.S. Надо понимать, что такой способ налаживания коммунального хозяйства, как концессия, возник не вчера и не с бухты-барахты. Федеральный закон “О концессионных соглашениях” был принят еще в 2005 году. Сопоставьте с этой датой информацию о том, что теплосети по всей стране лет 15, а то и больше, капитально не ремонтировались, и деньги на эти цели не выделялись. И все становится ясно. По крайне мере, мне ясно (делаем юридический акцент, что это мнение-суждение автора), что концессия – это механизм запущенный сверху в начале нулевых, чтобы мягенько так, без давления отремонтировать государственную собственность за счет населения. Для этого надо всего-ничего – создать на уровне закона комфортные условия для коммерсантов. Остальное сделает время и коррозия металла. Стало быть, концессия – неизбежность. Вопрос только в том, “какая финансовая модель” устроит обе стороны.

Источник: https://om-saratov.ru/economy_article/15-february-2019-i70494-jajda-remonta-ili-podaite