Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Инвесторы во спасение. Какие заводы Саратовской области могут выжить



"

Саратовская промышленность вошла в такой устойчивый отрицательный крен, что траурные новости о предприятиях приобрели уже привычные периодичность и безнадежность. И в этой череде сообщений о банкротствах и закрытиях стало не принято обсуждать истории с позитивными тенденциями. Да и число их настолько невелико, что теряется в депрессивной массе. Редкий эксперт назовет больше трех предприятий, которые оказались в глубоком кризисе, но выбираются или смогли выбраться и продолжают движение вверх. Мы попытались перечислить все значимые проекты сегодняшнего дня.

РМК – Саратовский завод резервуарных металлоконструкций
Еще несколько лет назад лежащие на боку собратья-производства могли бы завидовать благополучной судьбе и запасу прочности завода РМК. Флагман, передовик саратовской промышленности советского периода прошел без потерь лихие 90-е и прочие кризисы современной мировой и российской экономики. К началу 2010-х предприятие являлось поставщиком “Роснефти”, “Лукойла”, “Транснефти”, экспортировало продукцию в 33 страны мира и зарабатывало миллиарды. Погубил процветающее производство, как сегодня говорят, “неэффективный менеджмент” с использованием “несбалансированной кредитно-финансовой политики” (общая кредиторская задолженность предприятия достигла 1,2 млрд руб.). В ноябре 2016 года руководство завода подало в арбитражный суд заявление о невозможности исполнять долговые обязательства.

Фото business-vector.info

 

Спасительная в этой ситуации процедура банкротства (была ведена в январе 2017 г.) тоже оказалась под сомнительным руководством. Первый конкурсный управляющий взял из кассы больше 3 млн руб. и принадлежащий заводу автомобиль Toyota Land Cruiser 200, но из всех необходимых и важных мероприятий провел только инвентаризацию имущества и включил сведения об этом в Единый федеральный реестр. Смена управляющего стала еще одним сложным периодом. Александра Маевского (был дисквалифицирован по решению областного арбитражного суда) сменил профессионал Александр Конев. Но не все кредиторы согласились с этой кандидатурой, результатом разногласий стало обращение в судебные инстанции. Впрочем, окружной арбитражный суд подтвердил, что областной арбитраж абсолютно законно назначил на пост Александра Конева. Более того, на сегодняшний день вклад нынешнего управляющего в спасение завода оценили даже противники.

Не с первой попытки удалось заводу РМК обрести и своего инвестора. Сначала здесь ждали компанию “Таманьнефтегаз”. Но, как говорится, не срослось. В конце 2017 на предприятие пришла самарская группа компаний “Регион”. В новостных сообщениях утверждалось, что она обеспечила производство заказами и была намерена сохранить предприятие. Однако в последствии инвестор “не нашел общего языка с собственником” (так объясняли в региональном минпроме), а в кулуарах высказывались подозрения, что “Регион” намеренно ухудшал ситуацию, так как в группу компаний входил конкурент РМК – “Самарский резервуарный завод”. Из этих отношений АО РМК вышел с с серьезными потерями – ГК до сих пор должна заводу 20 млн руб. за поставленную продукцию.

Сегодня областные власти положительно оценивают деятельность нового инвестора РМК (зашел на завод в феврале 2018 г.). Это местный устойчивый бизнес – ООО ”Технолог-Гидромаш”. Сама компания предпочитает термин “компания-донор”.

Генеральный директор завода РМК Михаил Савран рассказывает, что у руководства “Технолог-Гидромаш” есть твердое решение о приобретении залогового имущества завода на торгах по рыночной цене. “Сегодня можно сказать, что “Технолог-Гидромаш” работает серьезно и ответственно – вкладывает деньги и помогает заводу выжить, обеспечивая заказами. Поддерживает функционирование предприятия на должном уровне. За последние годы многие здесь крутились, но спасовали перед проблемами и трудностями, а они оказывают ощутимую помощь и работают на перспективу”,  – говорит Михаил Савран.

Поддержка ”Технолог-Гидромаша” уже позволила установить штатный 5-дневный режим работы завода, загрузить производство заказами и приступить к формированию портфеля заказов на 2019 год. На заводе сохранено 300 рабочих мест, а в дальнейшем планируется создать еще 150. Сейчас АО РМК вышло на мощность в 400-600 тонн готовой продукции и может перерабатывать до 25 тыс. тонн металла ежегодно, как было ранее.

Михаил Савран подчеркивает, что ”Технолог-Гидромаш” погасил долги завода по текущей заработной плате (26 млн руб.) и продолжает выплачивать ее без задержек (средняя по заводу – 32 тыс. руб.). Выплачиваются долги за поставку электроэнергии, газа. Кроме того, компания взяла на себя проведение лицензирования, аттестации персонала и оборудования, приобрела для коллектива спецодежду, средства индивидуальной защиты. Постепенно восстанавливаются подъездные железнодорожные и автомобильные пути, проводится ремонт помещений.

Сделано очень многое, но пока безоговорочную победу над кризисом праздновать рано. Интересы кредиторов, увы, никто не отменял. Основные кредиторы (залогодержатели) завода – ООО “Сбербанк Капитал”, ГК “Агентство по страхованию вкладов” и АО “ЮниКредит Банк”. Они не хотят отпускать ситуацию, чтобы извлечь из нее максимальную прибыль. Каким образом? Остановить предприятие и продать его.
“Мы очень этого опасаемся, потому что до сих пор потенциального покупателя, который бы купил действующее производство и оставил бы здесь людей, нет. А значит, придется продавать его по частям. Банки пойдут на все”, – считает Савран.

“Именно поэтому, осознавая сложность ситуации, мы попросили помощи у депутата Госдумы Николая Панкова, – поясняет гендиректор компании-инвестора “Технолог-Гидромаш” Игорь Лизнев. – Чтобы вступить в диалог с банками и договориться о сотрудничестве и нормальном завершении конкурсного производства без прекращения производственной деятельности, сохранив коллектив завода РМК и рабочие места”.

Но и здесь возникает проблемный вопрос, который заключается в чрезвычайно завышенных аппетитах банков. Депутат Госдумы Евгений Примаков, который также пристально следит за ситуацией, говорит: “Для того, чтобы предприятие выжило, нужно, чтобы они снизили свои запросы. В сегодняшних кризисных условиях заводу тяжеловато платить такую могучую аренду. Это не подъемно. Вопрос в том, что мы хотим – обанкротить предприятие, распродать и выдать кредиторам денег или мы хотим, чтобы предприятие работало, люди получали зарплату, выплачивались налоги, а потом завод рассчитывался с кредиторами. Я за второй вариант. У нас всегда есть осторожная надежда и осторожный оптимизм. Будем просить кредиторов по возможности умерить свои аппетиты. Очень много предприятий закрылось и ушло из Саратовской области. И потерять еще одно, недопустимо”.

Недавно ситуация обсуждалась на специальном совещании в региональной прокуратуре под председательством прокурора области Сергея Филипенко. На встрече присутствовал депутат Госдумы Николай Панков, его слова можно считать подведением промежуточных итогов в этой истории: “Главное, что надо сделать сегодня – защитить трудовой коллектив РМК, сохранить предприятие. Компания “Технолог-Гидромаш” делает многое, чтобы продолжалось производство резервуарных металлоконструкций, аналогичное которому в стране сохранилось только в Новокузнецке. Но для вывода из кризиса нужно координировать действия всех ответственных структур.

Ситуация сложная не только на РМК, случаи банкротства участились. Наша позиция с прокурором Филипенко – защитить интересы работников РМК, “Тролзы” и других заводов. Надо своевременно отслеживать ситуацию на предприятиях, подключаться к решению острых вопросов до того, как произойдет банкротство, и люди потеряют рабочие места и зарплаты”.

Когда материал готовился к публикации, стало известно о встрече основного кредитора – ООО “Сбербанк Капитал” с компанией “Технолог-Гидромаш”. Она была организована по просьбе депутата Госдумы Николая Панкова и при его деятельном участии. “Результаты переговоров пока не дают повода для полного успокоения, – рассказали в компании, – Но тема для переговоров есть, как и взаимный интерес. У нас появилась надежда на решение вопроса”.

Волжский дизель имени Маминых
Это предприятие имеет еще более почтенный возраст  – в этом году “Волжскому дизелю” (в 1899 году – “Специальный завод нефтяных двигателей”) исполнится 120 лет. Мамины – это братья Яков и Иван, которые стояли у истоков создания первых русских двигателей. До революции балаковские дизели экспонировались на  российских и международных выставках в Брюсселе, Милане, Париже и Лондоне, где получали высшие награды, в том числе золотую медаль “Гран – При”. А в 30-е годы прошлого столетия Яков Мамин изобрел двухтактный дизельный двигатель с наддувом, он был запатентован в США, Англии, Германии и Швеции. Здесь же был успешно разработан и изготовлен первый в России газопоршневой двигатель железнодорожного применения, работающий на природном газе (тепловозный газопоршневой двигатель-генератор ГДГ-800Т), он был успешно испытан на Свердловской железной дороге.

Фото flotprom.ru

 

Как и завод резервуарных металлоконструкций, балаковское предприятие без потерь преодолело испытание 90-х годов. В начале 2000-х его демонстрировали перед высокими делегациями, как образцовое производство.

Проблемы, как и у завода РМК, начались в середине нынешнего десятилетия “в связи с неэффективным управлением, низкой загрузкой производственных мощностей”, как говорится в официальных сводках.

Конкурсное управления (завершающая стадия процедуры банкротства) было запущено на заводе в октябре 2016 года. В нем участвовали ОАО “Волжский дизель имени Маминых”, ЗАО “Волжский дизель имени Маминых” и ЗАО “Волжский литейный завод”. Основными кредиторами были АО “АЛЬФА-БАНК”, ООО “СБК-Ритейл”, АО “Газпромбанк”, АО «АКБ “Новикомбанк”.

Инвестором обанкроченной производственной площадки стал “Егоршинский радиозавод” (г. Артёмовский, Свердловская область). А на должность генерального директора новый собственник пригласил Анатолия Пяткова, который был хорошо знаком с производством, а его, в свою очередь, хорошо знал коллектив. “Но прежний коллектив был тогда за воротами,  – вспоминает гендиректор. – Я принимал предприятие, которого не было. Как говорят в народе, это была избушка на клюшке. Здесь были номинальные юрист, главбух, охрана и законсервированный производственный комплекс. Мы начали принимать людей, запускать оборудование, заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями. И если год назад на предприятии было 10 человек, то сегодня здесь работают уже почти 400. Нас ждали – накануне по округе прошел слух о том, что кто-то заинтересовался производством и, конечно, люди были счастливы выйти на работу”.

Анатолий Пятков рассказывает, что комплекс оборудования на законсервированной площадке  (900 единиц – высокотехнологичные металлообрабатывающие установки, литейное производство изделий из чугуна, стали и цветных металлов, участки термообработки и гальванических покрытий) позволял запустить полный цикл производства, потребовалось только отладить технику, провести профилактические работы.

Отсутствовал и вопрос с долгами. “Мы не покупали то предприятие, которые здесь работало. Здесь появилась новая компания, которая пришла без долгов, и она никак не связана с теми предприятиями, которые работали здесь до нас. Новое предприятие воспользовалось технологической площадкой. У нас не долгов и нет займов. Предприятие работает на тех деньгах, которые предоставил собственник в качестве оборотных средств”.

В министерстве промышленности и энергетики Саратовской области утверждают, что на сегодняшний день производство полностью восстановлено.

Инвестор был заинтересован в производстве профильной продукции, поэтому предприятие как и прежде, специализируется на выпуске дизелей и силовых агрегатов для оборудования, которое используется в различных отраслях хозяйственной деятельности (тепловозы, буровые установки, большегрузные самосвалы, речные и морские суда, электроагрегаты и др.), дизельных и газовых электростанций блок-контейнерного и стационарного исполнений для объектов малой энергетики единичной мощностью от 30 до 4000 кВт. На заводе внедрена и сертифицирована система менеджмента качества по ИСО 9001-2000 при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании продукции.

Саратовский завод тяжелых зуборезных станков
Первый заместитель министра промышленности и энергетики Саратовской области Владимир Белгородский отмечает, что абсолютно все предприятия из списка “выживших” столкнулись с кризисной ситуацией из-за неэффективного управления: ”Все проблемы этих предприятий связаны не с какими-то объективными процессами, а с решениями неэффективного собственника или неэффективным менеджментом. На заводе РМК сложная ситуация возникла из-за несбалансированной кредитно-финансовой политики. И на “Волжском дизеле Маминых” были крайне неэффективные московско-питерские собственники, которые сейчас где-то в Лондоне живут. Они вытянули из завода все, что можно, взяли кредиты и ушли в банкротство. Новые собственники являются выходцами из оборонки. Они завод подняли, возродили. И решение проблем этих предприятий сходится в одном и самом важном пункте  – поиске эффективных инвесторов и собственников. Так, на заводе зуборезных станков сначала “Мебельная фабрика Мария” сохранила оборудование, а затем сюда зашел инвестор в лице группы предприятий энгельсского приборостроительного объединения “Сигнал”, который приобрел полный комплекс оборудования и часть производственных площадей”, – рассказал замминистра.

Фото prostanki.com

 

Сейчас, по информации ведомства, на территории бывшего завода тяжелых зуборезных станков реализуется проект возрождения российского производства станков для обработки и контроля конических и гипоидных зубчатых колёс, которые применяются в авиа-, судостроении, автотранспортной промышленности и других отраслях.

Если быть более точными, то ООО “Саратовский завод тяжелых зуборезных станков”, которое вошло в группу предприятий ООО ЭПО “Сигнал”, было образовано в августе 2016 года. А в октябре Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил льготный займ импортозамещающему проекту на производство зуборезных станков (100 млн руб.) Проектом предусмотрено создание центра разработки, производства, модернизации и ремонта зубообрабатывающих станков. Предприятию было предложено проектировать, изготавливать, ремонтировать и модернизировать отечественные и импортные станки, производить широкую номенклатуру зубчатых передач, наладить выпуск нового поколения многокоординатных станков для производства цилиндрических зубчатых передач.

Стоит отметить, что в России оборудование такого типа не производится, стоимость импортных аналогов продукта в среднем выше в 1,8-2 раза.

Сегодня “Саратовский завод тяжелых зуборезных станков” размещен в производственном корпусе площадью 4000 кв.м. и имеет 200 единиц технологического оборудования. На предприятии работает более 80.человек. По итогам работы в 2018 году объем производства вырос более чем в 2 раза, в планах на 2019 год – увеличение выпуска готовой продукции на 30%.

АИТ – Завод автономных источников тока
ПАО “Завод автономных источников тока” был создан в тридцатые годы прошлого века как первый в СССР завод по производству щелочных аккумуляторов. Позже на заводе выпускали щелочные никель-кадмиевые аккумуляторы, батареи для использования на железных дорогах, в нефтяной отрасли и на предприятиях городского электротранспорта. А еще здесь была освоена комплексная поставка систем автономного энергообеспечения на базе необслуживаемых аккумуляторных батарей.

Фото СарБК

 

Проблемы последних лет на “АИТ”, как считают эксперты, возникли из-за того, что производство было ориентировано на монопотребителя (80% продукции выпускалось для “РЖД”, но основной потребитель предпочитал импортные аналоги), из-за кассового разрыва, который был вызван задержками оплаты за поставки.

Иск о банкротстве ПАО “ЗАИТ” был подан в 2016 году АКБ “Инвестторгбанк”, наблюдение было введено в июле 2017 года, а в марте 2018-го кредиторы приняли решение о начале конкурсного производства.

Сегодня в деловых разговорах об этой производственной площадке принято уточнять о том, какое предприятие имеется в виду – ПАО “Завод АИТ” (зарегистрировано в Карачаево-Черкессии и находится в процедуре конкурсного производства)  или ООО “Завод АИТ” (зарегистрировано в Саратове). Успехи и планы последнего и позволили саратовскому производству войти в оптимистичный перечень возрожденных площадок.

ООО “Завод АИТ” было организовано в 2016 году с приходом на завод эффективного инвестора  – одного из московских предприятий группы компаний ООО “Локомотивные технологии”, которое тесно взаимодействует с “РЖД”. По данным на начало года, новое предприятие нарастило выпуск электрооборудования в 1,4 раза и выпустило инновационные литий-ионные аккумуляторы. Аналитики саратовского издания “Бизнес-вектор” считают, что  ради аккумуляторов с самыми передовыми техническими характеристиками и был начат довольно рискованный маневр с появлением новой промплощадки на территории банкрота. Авторство разработки сверхплоских литий-ионных батарей, по мнению “БВ”, принадлежит ООО “Научный центр “Автономные источники тока”. Помимо изделия разработана и технология полного цикла производства с учетом ресайклинга планируемой мощностью более 100 мВт*ч в год. Сам НЦ “АИТ” создал предприятие стоимостью порядка 600 млн рублей, стал резидентом Сколково и получил крупный грант на свои разработки. Разработчики анонсировали “беспрецедентное для мирового рынка” качество продукта, рынком новых аккумуляторов называли РЖД, Россети, МО РФ, Роскосмос, Росатом, газовую и нефтеперерабатывающую промышленность, сообщает ресурс.

В минпроме утверждают о возрождении площадки без всяких оговорок. По словам Владимира Белгородского, завод производит сейчас до 9 миллионов ампер-часов аккумуляторов в месяц. “Это очень хороший показатель. Задолженность по зарплате погашена полностью. Завод работает в штатном режиме, развивается и имеет хорошие перспективы по техническому перевооружению”.

АО “НПП “Контакт”
Одно из крупнейших предприятий электронной промышленности страны (запущено в 1959 году), которое выпускает мощные вакуумные электронные приборы для радиовещания, телевидения, дальней космической и спутниковой связи, радиолокации, ускорительной техники.

Фото echosar.ru

 

Сложная ситуация на заводе сохраняется уже несколько лет, предприятие получило ни один иск о банкротстве. Но до сих пор проблемы с кредиторами удалось решать, так сказать, мирным путем. И об остановке производства речь не шла. Более того, на предприятии разрабатывается новая инновационная продукция, идет подготовка к его выпуску.

Оптимистичные оценки развития производства основываются опять же на появлении крупного инвестора. Первый заместитель министра промышленности области уточняет: “На предприятие вошла холдинговая компания “Российская электроника”. Сейчас разработана стратегическая программа вывода предприятия из кризиса. Надеемся, что “Росэлектроника” как мощный холдинг, вытащит “Контакт” из этой ситуации. Конечно, необходима оптимизация, в первую очередь, производственных площадей. Ведь там крайне неэффективно используются производственные площади. Объемы упали, людей сейчас на порядок меньше, чем в советские годы, а площади те же. Их надо содержать, охранять, отапливать, освещать. Инвестор планирует создать на предприятии площадку особой экономической зоны технико-внедренческого типа. В этом случае излишние площади уйдут под этот проект и “Контакт” сможет ужаться. Подчеркиваю, ужаться не по численности сотрудников, а по площадям. Также оптимизируются затраты на теплоснабжение, электроснабжение. Плюс к тому – “Контакт” будет оказывать услуги в рамках этого проекта”.

В качестве заключения
Владимир Белгородский замечает: “Все предприятия, о которых мы говорили, кроме АО “НПП “Контакт”, являются частными. И если у собственника есть желание сохранить предприятие, то мы включаемся в процесс и ведем поиски инвестора. Если же нет желания, то мы используем другие способы – работаем с арбитражным управляющим и опять же пытаемся привлечь нового эффективного собственника и инвестора. Что же касается работы на опережение, о которой говорил Николай Панков, то мы так и поступаем. Сейчас, к примеру, проблемы испытывает “Энгельсская мебельная фабрика” и мы работаем над тем, чтобы туда зашел инвестор и сохранил производство. Другое дело, что процесс поиска инвестора очень не простой, довольно продолжительный”.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-06-17/7207.html