Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



В бессильной злобе



"

Радость по поводу ввода в строй международного аэропорта “Гагарин” под Саратовом то и дело омрачают разного рода зубоскалы и так называемые фрики. С энергией, достойной лучшего применения, они изыскивают всякие недостатки, недоделки и конфузные примеры, пытаясь показать, что даже эта величественная затея может не стоить выеденного яйца. С обывательской точки зрения (а такая точка зрения все чаще проявляется властью) злопыхатели просто истекают завистью. Как писала в свое время газета “Правда” – в бессильной злобе наши недруги осуждают реальные достижения советских людей. Вы только посмотрите, как буквально расцвел саратовский губернатор Валерий Радаев! Как он помолодел, приободрился. Да и как тут не похорошеть, если без его непосредственного участия не может ни взлететь, ни приземлиться ни один самолет 

Первый регулярные рейсы принял новый саратовский аэропорт Гагарин - второй в истории современной России
Первый регулярные рейсы принял новый саратовский аэропорт Гагарин – второй в истории современной России

Скажем прямо: открытие нового аэропорта – событие грандиозное. Можно даже сказать, беспрецедентное для Саратовской области. За последние, как минимум лет двадцать, ничего подобного на территории губернии не возникало. Аэропорт даже и сравнить не с чем. Не было ничего более масштабного ни при Дмитрии Аяцкове, ни при Павле Ипатове и вот только Валерию Радаеву несказанно повезло.

После долгих и тусклых лет правления, на фоне деградации региона вдруг появляется современное сооружение. Тут невольно начнешь не только радоваться содеянному, но и пиарить себя почем зря. В этом смысле Валерий Радаев весьма преуспел. Но дело не в губернаторской радости и даже не в том, что благодарные потомки будут рассказывать о том, что аэропорт “Гагарин” был построен в “эпоху правления губернатора Радаева”. Дело в том, как уже буквально завтра будет жить и, главное, развиваться, этот проект. А вот в этом направлении мрачнеет тишина.

Ввод в строй нового аэропорта запоздал лет на пятнадцать. Вы только представьте себе, что он вступил бы в строй не в 2019, а в  2004 году. Кстати, кажется именно в этом году активно муссировался грандиозный проект губернатора Дмитрия Аяцкова о строительстве аэропорта на Зеленом острове, о возведении исполинского бизнес-центра прямо посреди Волги. Фантастические картинки будущего Саратова опубликовали многие СМИ. Правда, дальше маниловских мечтаний дело не пошло.

Если бы новый аэропорт все-таки удалось запустить в строй именно в 2004 году, то на его долю выпали бы те самые “тучные годы”, когда россияне и в том числе жители Саратовской области успешно богатели, стали активно посещать заморские страны, брать кредиты и все больше летать не только самолетами “Аэрофлота”.

Фантастический город на Волге остался в мечтах
Фантастический город на Волге остался в мечтах

Благоприятная экономическая конъюнктура, несомненно, сказалась бы на развитии проекта, а сам аэропорт стал бы стремительно окупаться. Даже пресловутый экономический кризис 2008-2009 гг. вряд ли бы сильно отразился на этой замечательной воздушной гавани. Надо полагать, что к 2014 году, когда в РФ начался не утихающий до сих пор кризис, аэропорт “Гагарин” уже был бы если и не в абсолютных лидерах, то не в числе аутсайдеров, ведь с момента его пуска в строй прошло бы 10 лет, вполне достаточных для того, чтобы состояться, как транспортный и логистический кластер.

Другое дело опоздание на эти самые 15 лет. Сегодня в РФ стоят далеко не лучшие времена. Гарантированные бывшим министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, двадцать лет стагнации еще только начались. Доходы падают, санкции, подобно коварной анаконде, затягивают кольца на теле Родины, россияне нищают, экономический рост колеблется в рамках статистической погрешности. В этих условиях, конечно, можно (и нужно!) создавать инфраструктурные объекты, но ждать, когда они выйдут на проектную мощность в части окупаемости, придется долго. По крайней мере до того момента, когда экономика начнет расти, а население – богатеть. К сожалению, никаких других способов заставить инфраструктурные объекты приносить прибыль еще не придумали.

Прощай наш старый и добрый "Центральный"...
Прощай наш старый и добрый “Центральный”…

Первые трудности, с которыми столкнулся новый объект как раз связаны с экономическими проблемами. Рынок авиаперевозок в РФ сегодня более или менее конкурентен. Перевозчики борются за клиентов, прежде всего, посредством цен на свои услуги. И здесь учитывается все, в том числе и стоимость обслуживания полетов. При этом рассчитывать на долговременные и щедрые дотации со стороны государства не приходится. В течение какого-то периода времени они возможны, но не будут постоянными. Создать же выгодные условия для перевозчиков не то, что нет желания (оно-то как раз есть!) да вот инвестиции должны окупиться и здесь уже никуда не деться от той самой рентабельности. Тем более, что аэропорт “Гагарин” создавался на основе государственно-частного партнерства и при первоначальной стоимости проекта в 10 млрд руб. в конечном итоге обошелся в 20 с лишним миллиардов рублей.

В общем и целом аэропорту повезло в том, что его удалось построить и запустить в строй, но ему не повезло с экономической конъюнктурой. И от ее жёстких условий уже не спрятаться не скрыться. Убытки рано или поздно напомнят о себе. Понять радость наших благодетелей можно, ведь им в коем то веке удалось создать что-то величественное в рамках одного отдельно взятого региона, но и им придется понять, что дешево и сердито не получится. Экономические реалии будут заявлять о себе даже и не завтра, они уже заявили о себе вчера.

Первый делом самолеты...
Первый делом самолеты…

Можно устраивать забеги по взлетно-посадочной полосе, можно совершать первые перелеты, запускать девушек в кокошниках и без, до посинения резать ленточки, но при этом важно понять, что транспортный кластер, даже суперсовременного уровня, может работать только в комплексе не сам по себе, а в комплексе с целым рядом не зависящих от него условий. Например, от уровня деловой активности в регионе, от того, как динамично развивается этот регион, как растет благосостояние его жителей, как развиваются здесь отрасли реального сектора экономики и, например, такой кластер, как туризм. Насколько открыта экономика для внешних партнеров, насколько развиты здесь банковские, финансовые, цифровые отрасли и т.д.

На фоне таких условий Саратовская область выглядит, мягко говоря, бледно. Бедный, деградирующий регион, который покидают жители, коллапс реального сектора, отсталость аграрной отрасли, но при этом на территории введен в строй новейший аэропорт. Насколько эффективно он будет функционировать, кого и как будет обслуживать? Сумеет ли он обеспечить перевозку не менее 1 млн пассажиров в год, особенно, если значительная часть таких пассажиров придется на жителей области?  Не воспользуются ли жители такого региона возможностью купить билет в один конец и улететь в поисках лучшей доли? Удастся ли создать выгодные условия для большинства авиаперевозчиков? Какими в конечном итоге будут тарифы?

Это лишь малая часть вопросов, которые ставим здесь не мы, а ставит сама жизнь, суровые экономические реалии, которых не обойти, даже если постоянно делать хорошую мину при плохой игре. Будущее воздушной гавани все равно придется решать, при этом право решать будет явно не по силам региональной власти. Здесь нужно будет подключать такие силы и такое лобби, чтобы сдвинуть с места уже не проблему окупаемости аэропорта, а проблему развития региона.

Как нам представляется, именно новый аэропорт должен стать если и не решающим, то весьма важным инструментом для начала такого развития. Только в этом направлении можно говорить о будущем. А пока придется внимательно прислушиваться к критикам и зубоскалам. Они, конечно, будут заходиться в бессильной злобе, но надо обращать внимания не на злобу, а на реальность. В противном случае новый транспортный кластер так и останется одиноким и не востребованным.

Источник: http://vremenynet.ru/headings/?SECTION_ID=17&ELEMENT_ID=18503