КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Будут деньги – будут рейсы. Эксперты о перспективах прямых туристических перелетов из Саратова



“Хорошо, что хотя бы это появилось”

Кому из саратовских отпускников неведомы метания между аэропортами Волгограда, Самары, Воронежа и Москвы? Подсчеты разницы в ценах на зарубежные туры, кропотливый выбор времени вылета и, собственно, тягостная и вовсе не прекрасная прелюдия к путешествию по дороге в другой город. Вылет из Саратова, даже из неказистого (а в последние полгода, говорят, и вовсе запущенного – с протекающей крышей и тазиками на полу) аэропорта всегда получался куда более удобным. Если бы не цена… Она всегда с треском проигрывала соседним регионам.

Но в последние годы саратовцы по сути лишились и этого выбора. Если в 2013-14 годах из скромного саратовского аэропорта ежедневно вылетали 2 международных рейса и можно было отправиться в Турцию, Италию, Испанию, Болгарию, Чехию, Грецию, Израиль и Германию, то прошедшим летом из Саратова за рубеж поднималось 2 борта в неделю и только на турецкое побережье Средиземного моря.

Анализировать причины сейчас нет смысла — среди них и экономическая политика компании “Саравиа”, и катастрофа с саратовским самолетом в феврале прошлого года во время рейса Москва-Орск с последовавшим на ним лишением компании допусков к полетам.

В общем, новый аэропорт ждали. Впрочем, порой оно выглядело так, как зять ждет тещу в гости. Она может, конечно, пирожков напечь и с внуками поиграть, но быть уверенным, что выходные не испортит, нельзя. Как рассказывают игроки туристического рынка, перед открытием “Гагарина” многие клиенты опасались, что дату старта его работы вновь перенесут и сомневались, что новая площадка запустится без сбоев и объявит доступные цены.

“Я никогда не сомневался, что этот большой и серьезный проект успешно завершится, – говорит директор туристического агентства “Лагуна-тур” Дмитрий Анпилогов. – Я люблю аллегории. Так вот. В начале 90-х годов у меня была дача под Энгельсом. И там начали строить новый мост через Волгу. Я тогда задавался вопросом о том, зачем вкладывать такие бешеные деньги. Ведь есть мост Саратов-Энгельс, который вполне справляется в загрузкой. Прошло 20 лет. И я думаю, что было бы, если бы нового моста не было — сегодня пробки возникают и там, и здесь. Так вот, новый аэропорт — это, скорее всего, вложение в будущее. В удобство и комфорт наших детей и внуков. Надеюсь, что и мы в полной мере этим воспользуемся”.

То есть, какие-то существенные изменения вскоре после открытия новой летной площадки, по мнению турэкспертов, ждать бессмысленно.

Фото gsv.aero

 

Директор туристической компании “Style tour” Галина Ефимова тоже упоминает о скептическом отношении саратовцев к мгновенному обвалу цен на перелеты и падению “авиационного саратовского занавеса”. “Я слышала эти разговоры , ну и что дальше? Вы думаете в Домодедово все благополучно? Я вас уверяю, что совсем нет. Ругать проект с самого старта — это самое простое , что можно сделать. Слава богу, что у нас хотя бы это появилось. А со временем все встанет на свои места. Взлетно-посадочная полоса нашего аэропорта позволяет принимать дальнемагистральные самолеты. А то, что ему присвоили не самый высокий уровень безопасности, так господин Нерадько (глава Росавиации — СарБК) обещал, что они будут работать над данным вопросом”.

“Для того, чтобы самолеты летали, в регионе должны быть деньги”

Итак, какие прогнозы дают представители саратовского туристического рынка относительно направлений и цен на перелеты из Саратова.

Сегодня из аэропорта “Гагарин” можно пересечь границу страны только с приземлением в турецкой Антальи. С 7 ноября в расписании Саратова появится прямой еженедельный рейс в Дубай (авиакомпания Royal Flight). Уже идет бронирование вылетов, выкупаются туры на новогодние каникулы. Это же направление, по словам участников рынка, будет продублировано зимой еще одним оператором (“Анекс Тур”). Весной возможности саратовцев должна пополнить Греция (Салоники).

Дмитрий Анпилогов считает, что зимой логично было бы открыть полеты в Израиль и Прагу. “Прага интересна с точки зрения логистики. Это недорогая европейская страна и через нее удобно летать не только в страны Европы. Это своеобразный авиационный хаб. Вполне возможно, что среди направлений появится и Стамбул. Он хорош в любое время года, к тому же турецкие авиалинии летают по всему миру”, – предполагает эксперт.

Оптимальным зимним направлением для россиян мог бы вновь стать Египет, но эта страна по-прежнему закрыта для отечественных путешественников.

Руководитель туристического агентства “Best-Tour” Кристина Пономарева считает, что востребованными в Саратове в зимние месяцы стали бы туры в Таиланд, а начиная с весенних месяцев – на Кипр.

Директор сети турагентств “TUI Саратов” Наталья Власова полагает, что при определенных обстоятельствах в зимнее время в “Гагарине” могут появиться рейсы в Индию и направления, связанные с отдыхом на горнолыжных курортах (зимняя Италия, Сочи). А летом кроме Турции могут быть востребованы Испания, Италия, Болгария.

Фото gsv.aero

 

В турсфере замечают, что новая взлетная площадка вовсе не является определяющим условием для обширного числа направлений. “Это рынок. Если будет спрос, то появится больше предложений и снизится цена. Все сводится к платежеспособности населения. И дело здесь не в аэропорте. Аэропорт — это возможность приема больших самолетов. Но для того, чтобы эти самолеты летали, в регионе нужны деньги. А за последние 5 лет, не побоюсь этого слова, доходы саратовцев резко упали. Где-где, а у нас в туризме все это очень хорошо заметно. Наш бизнес – это лакмусовая бумажка экономической ситуации в регионе. Если у человека не хватает на что-то денег, то он в первую очередь отказывается от отдыха”,- заявляет Дмитрий Анпилогов.

В туристическом агентстве “Зеленый попугай” подтверждают, что запросы клиентов с каждым годом становятся все скромнее. Те, кто раньше летал в Доминикану, теперь выбирают Турцию. Снижается и звездность отелей — все больше туристов отказываются от формата пяти звезд и соглашаются на “четверку” или вовсе “тройку”. Кристина Пономарева замечает, что многие из тех, кто летал к морю 2-3 раза в год, теперь ограничиваются одним путешествием.

Добавим, что в Саратовской области очень многие жители и не мечтают об отпуске на мировых и даже отечественных курортах…

Но тем не менее, представители сферы видят способы увеличить саратовский турпоток. Например, предлагается обращаться к соседними регионами и использовать воронежский опыт. Руководство обновленного аэропорта Воронежа на определенное время вводило бесплатный трансфер до самолета из близлежащих областей. Незадолго до открытия нового аэропорта в Саратове, эту программу по нашему направлению закрыли (дорога теперь стоит 1300 руб. в оба конца).

“Мы сейчас работаем с Пензой. Это большой областной город и у него нет такого прекрасного аэропорта, как у нас. К тому же, он расположен всего в двухсот километрах от Саратова. Команде нашего аэропорта есть смысл работать с этим соседним регионом, тем более, что “Гагарин” расположен в сторону Пензы от Саратова”, – рассказывают в “Лагуне-тур”.

Наталья Власова допускает, что успешной может быть работа не только с пензенскими, но и с волгоградскими туристами (если у нас появятся направления, которых там нет). Тем более, что на аэропорт Волгограда часто опускаются туманы, так как он расположен в небольшой низине.

При этом в турфирме “Зеленый попугай” сомневаются, что при нынешних саратовских тарифах удастся привлечь пассажиров из других регионов. “Они решат, что выгоднее улетать из своего родного города или из Москвы”.

Опять в Волгоград

Впрочем, воронежцы, скорее всего, поторопились с закрытием специальной программы трансфера до стойки регистрации. Аэропорт “Гагарин” пока выступает с весьма скромным предложением по направлениям. Да и ценники заставят нас продолжать серфинг по предложениям из соседних аэропортов.

“СарБК” писало, что цены на рейсы из саратовского аэропорта не могут быть низкими. На это есть две причины. Во-первых, инвестор хочет как можно быстрее “отбить” вложенные в строительство комплекса средства (холдинг Виктора Вексельберга вложил в него 8,2 млрд руб., общая стоимость проекта — 22 млрд руб.). Поэтому тарифы на услуги аэропорта для авиакомпаний в несколько раз выше, чем в старом аэропорту. Эти затраты авиакомпании закладывают, в том числе, в стоимость билетов. И пока число самолетов на взлетно-посадочной полосе “Гагарина” не велико, стоимость обслуживания снижаться, судя по всему, не будет. Более того, председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков ожидает, что цены на рейсы из нового аэропорта повысятся, как это было в недавно построенном ростовском аэропорту. Но поскольку цены на авиаперелеты из Саратова (из-за отсутствия конкуренции) всегда были высокими, то пассажиры не заметят существенной разницы, заявляет он. Эксперт считает, что инвестор окупит строительство не раньше, чем через 10 лет.

Фото gsv.aero

 

У аэропорта “Гагарин” есть на это свой ответ. “Это уникальная ситуация, когда реализованная инвестиционная программа по развитию аэропорта и связанный с этим рост тарифов не ведут к увеличению стоимости выполнения рейсов для авиакомпаний. И даже наоборот, новый аэропорт Саратова позволил не только обеспечить высокий уровень комфорта для пассажиров, но и дал авиакомпаниям возможность использовать более вместительные и эффективные самолеты. Это позволяет авиакомпаниям выполнять рейсы на среднемагистральных самолетах в “Гагарин” более чем на 20% дешевле, чем на региональных самолетах в старый аэропорт”, – говорится в одном из распространенных сообщений.

Именно использование более вместительных самолетов, считают в новом аэропорту, может стать причиной “отдельного снижения частоты полетов”. Здесь уверяют, что это не ведет к сокращению доступной пассажирам кресельной емкости.

Но авиакомпания S7 сократила число рейсов между Саратовом и Москвой (с четырех до двух) именно из-за высоких тарифов в новом аэропорту. “С учетом недавно опубликованного расписания конкурентов мы провели оценку экономики в зимний период и приняли решение, что больше двух рейсов в день летать коммерчески нецелесообразно. По прежним аэропортовым тарифам мы летали бы в 2 раза чаще”, – сказали ТАСС в пресс-службе авиакомпании. По данным авиакомпании, в Саратове, где живет более 850 тыс. человек, выполняется 7 рейсов в день, а в сопоставимых по численности Перми, Волгограде, Краснодаре, Тюмени и других городах – 10-20. В S7 уточняют, что тарифы нового аэропорта оказались в среднем в 3 раза выше, чем в старом.

Вторая причина высоких цен — серьезные расходы на топливо. Впрочем, исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев ожидает, что “Газпромнефтегаз” “сделает выгоду с каждой тонны топлива” в новом аэропорту на 15 тыс. руб. по сравнению со старым. В “Гагарине” заявляют, что тонна авиатоплива в новом “аэропорту стоит на 24% дешевле, чем в старом.

К слову, цены на авиабилеты в первом полугодии в России в целом подорожали на 7%.

Так или иначе, большинство участников рынка не заметили существенного снижения цен на перелеты в связи с открытием нового аэропорта . Но все они полны оптимизма (надо оговориться, что ожидание лучшего — это профессиональное правило в турсфере. Другие прогнозы здесь дают крайне редко). Галина Ефимова уверена, что стоимость перелетов из Саратова со временем снизится. “Лепить билеты, которые сегодня стоят 12, 18, 25 тысяч рублей… Не будет такого. Мало ли, что я хочу сразу отбить вложенные в стройку деньги. Это не означает, что платежеспособность саратовцев настолько высока, что люди ринутся покупать билеты по такой цене. Нет, конечно”.

Кристина Пономарева считает, что на все процессы балансирования спроса и предложения (и некоторого снижения цен) уйдет 2-3 года.

Дмитрий Анпилогов предполагает: “Я думаю, что на следующий год к нам придет масса туроператоров, чтобы отправить саратовцев в ту же Турцию, поэтому начнется некая ценовая война. И цены станут ниже совершенно однозначно”.

Фото gsv.aero

 

Снижение цен увидела только Кристина Пономарева. По ее словам, стоимость отдыха в Турции во время осенних каникул для семьи с вылетом из Волгограда стоит 105-110 тыс. руб. А с вылетом из Саратова на аналогичный вариант потребуется 135 тыс. руб. ”Раньше разница между турами из Волгограда и Саратова составляла от 30 до 70 тысяч рублей”. К слову, эксперты замечают, что в более доступном взлете из Волгограда нет никакого “волшебства”. Он находится на 400 км ближе к Турции, поэтому и перелет дешевле. К тому же там работает конкуренция между операторами (а значит и между авиакомпаниями), не смотря на то, что аэропорт предлагает всего 4-5 направлений. В самарском аэропорту число направлений, к слову, выглядит действительно завидным. И именно вылет из Самары (Москва вне конкуренции) чаще всего выбирают саратовские путешественники.

“К тому же, к нам пришла авиакомпания Победа, – продолжает Кристина Пономарева. – Она предлагает бюджетные перелеты. Билеты до Москвы можно купить за 2 200 рублей, а затем с ней же отправиться в Европу. Мы сейчас с туристами бронировали акционные билеты в Санкт-Петербург на декабрь за 1 499 рублей. И если там сделать пересадку на самолет в какую-нибудь европейскую страну, то общая стоимость билетов туда и обратно на человека не превысит 6-7 тысяч рублей. Конечно, это с условием раннего бронирования и акционных тарифов, но саратовцы уже начинают осваивать новые возможности. При определенных обстоятельствах можно слетать с лоукостером в Италию или Францию с пересадкой в Москве и потратить на весь тур 40-50 тысяч рублей”.

В “Гагарине” появилась седьмая авиакомпания

Есть мнение, что число направлений прирастает в новом аэропорту довольно активно, заметно увеличивается перечень авиакомпаний. Так, на днях были открыты продажи билетов на новый рейс из московского “Домодедово” в аэропорт “Гагарин”, который предлагает авиакомпания “ИрАэро” (запускается с 11 сентября). К нам будут летать самолеты “Сухой Суперджет-100″ улучшенной модификации SSJ100-95LR (Long Range) – с увеличенной дальностью полёта и рассчитанные на 103 посадочных места в салоне экономкласса.

 

На сегодняшний день из Саратова можно вылететь во все аэропорты московского авиационного узла (“Аэрофлот”, Pegas Fly и NordWind приземляются в “Шереметьево”, S7 – в Домодедово, “Победа” и “РусЛайн”  - во Внуково). Суточная кресельная емкость на направлении Саратов-Москва сейчас превышает 1000 мест. Уже на стартовом этапе она обогнала показатель старого аэропорта на 10%, а в зимний период, считают в руководстве “Гагарина”, разница составит более 40%.

Здесь подытоживают – “ИрАэро” является седьмой авиакомпанией, которая приступит к выполнению регулярных рейсов по маршруту Москва-Саратов-Москва. Также сообщается о переговорах с авиакомпанией “Уральские авиалинии” об открытии новых региональных маршрутов. Сегодня рейсы выполняются с Симферополь, с 29 октября стартуют полеты в Санкт-Петербург, обсуждается расширение полетов в Сочи (сейчас полеты выполняются два раза в неделю).

Наталья Власова именно наращивание числа направлений в “Гагарине” видит одним из условий развития саратовской чартерной программы: “Чем больше в новом аэропорту будет направлений, тем, при условии их востребованности, операторы будут больше заинтересованы в больших объемах. И тогда, как я понимаю, могут возникнуть договоренности о снижении цены за объемы. И в этом случае, наверное, цена, устроит всех — оператора, который будет ставить эти рейсы, аэропорт, который будет выполнять эти программы, и туристов, которым будет нравится летать из Саратова. Это самые интересные вещи, которые необходимы нашему аэропорту. То есть, требуется увеличить полетную программу”.

Кристина Пономарева допускает, что новые туроператоры вместе с авиакомпаниями могут появится в Саратове после коллективных обращений к ним игроков местного туристического рынка.

https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-09-10/7301.html