Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



“Укрощение монополиста”, или О чем молчит минтранс



"

Автор: Денис Колыванов


Саратовская область под конец года отметилась очередным транспортным скандалом. Ряд компаний-перевозчиков, работающих под маркой “Властелин” и обеспечивающих имеющие особую социальную важность межмуниципальные маршруты, заявили о невозможности в сегодняшних условиях продолжать свою деятельность. И здесь не нужно быть особым специалистом, чтобы понять, к какому коллапсу это все может привести в ситуации, когда именно эти перевозчики, по сути, являются единственным связующим звеном между отдаленным поселком или селом и Саратовом.

Есть у сегодняшнего положения дел своя предыстория. В 2015 году даже те, кто раньше никогда не интересовался рынком перевозок, узнали о существовании таких транспортных компаний, как “Властелин” и “Ной 64″. Все оттого, что эти перевозчики вдруг пошли против системы и начали добиваться открытости и прозрачности конкурсных процедур на рынке в регионе. А их в ответ объявили “вне закона” и открыто пообещали создать им невыносимые условия, одновременно началась кампания по “выселению” перевозчиков-”революционеров” под крыло саратовского автовокзала (естественно, на условиях последнего). Дальнейшие события позволяли тогда предположить, что все это делалось в интересах на тот момент, пожалуй, главного монополиста-перевозчика в регионе – АО “Автокомбинат №2″, в лице его руководителя, депутата областной думы Андрея Беликова. Тем более, что тогда ходили слухи о возможной передаче Беликову того же автовокзала. Сами “Ной 64″ и “Властелин” неоднократно заявляли, что все это похоже на банальный отъем их бизнеса, но давление только усиливалось…

Официально “выдавливание” перевозчиков с Привокзальной площади на автовокзал проходило под знаком необходимости реконструкции этой самой площади. Об этом говорили на всех уровнях – подключилась и общественная палата. Достаточно напомнить о заявлениях члена палаты Евгения Лузановского (на тот момент еще и зятя Андрея Беликова и члена совета директоров “Автокомбината №2″) и повышенной активности председателя палаты Александра Ландо, рассылавшего соответствующие письма и требования от лица всей общественности региона. Один раз перевозчики попробовали “сходить” на автовокзал – после чего им пришлось написать заявление в правоохранительные органы. Из материалов уголовного дела в отношении замдиректора АО “Саравтовокзал” Матвея Валькова следует, что он в течение года вымогал у транспортной компании плату в размере 5% от выручки по нескольким маршрутам, угрожая в противном случае создать проблемы при работе на саратовском автовокзале. Сразу после возбуждения уголовного дела Вальков был уволен, а затем трудоустроен на аналогичную должность на “Автокомбинат №2″. В декабре 2017 года суд признал его виновным в коммерческом подкупе и взятке, сопряженной с вымогательством, и приговорил его к 8 годам строгого режима…

Прошла еще пара лет – в полной мере Привокзальную площадь так никто и не реконструировал (злополучный “пятачок”, который занимали “Ной 64″ и “Властелин”, вообще остался в прежнем виде). Зато в отношении Беликова и Ландо были возбуждены уголовные дела о мошенничестве. Причем (и СМИ об этом уже тоже писали) на следствии Беликов признался, что на протяжении нескольких лет платил за покровительство опытному общественнику Ландо по 150 тысяч рублей в месяц.

***
И вот, конец 2019 года и снова саратовский автовокзал.
Здесь важно понимать, что он, этот автовокзал, – единственный на всю область. Такие структуры антимонопольная служба чаще всего называет “предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке”. Закон четко оговаривает, что навязывать свои услуги такие, по сути, монополисты никому не имеют права.
__________________________________________________________________

Для справки:
По данным из открытых источников, АО “Саравтовокзал” является правопреемником ГУП “Фирма Автовокзал”, ликвидированного в 2011 году. 100%-й владелец и бенефициар АО – министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
В 2014-2016 годах АО возглавлял Владимир Бессонов. В апреле 2017 года на должность генерального директора “Саравтовокзал” пришел Кирилл Лаврентьев, бывший глава Балаково, руководитель Балаковского пассажирского автокомбината (ныне в стадии ликвидации) и компании-перевозчика ООО “Транскомсервис” (зарегистрировано тоже в Балаково). 

__________________________________________________________________

В июле-августе этого года министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, наконец, провело открытые конкурсы по определению перевозчиков на межмуниципальные маршруты, как того и требовал закон. Особым спросом эти конкурсы не пользовались – все-таки маршруты Саратов-Мокроус, Саратов-Красноармейск или Саратов-Балашов изначально не такие “престижные”, как внутригородские пассажирские перевозки по Саратову. В подавляющем большинстве случаев на эти конкурсы заявились лишь предприятия, работающие под брендом “Властелин” (ООО “ВПЛ Столица”, ООО “Билетный терминал” и т.д.). Они в итоге и забрали практически все маршруты.
В реестре этих маршрутов указано, что для всех них остановочным пунктом является именно саратовский автовокзал.

“Естественно, в первую очередь мы запросили у АО “Саравтовокзал” условия работы. Мы хотели знать, как, каким образом мы должны с вокзала уезжать. В идеале, по закону, единые для всех перевозчиков тарифы должны быть опубликованы в открытом доступе на сайте. Но ничего этого не было. Нам просто прислали договор. И для межрегиональных (например, Саратов-Москва), и для “межмуниципалок” условия в нем оговаривались единые, с единым тарифом – 20% от стоимости каждого билета. Хотя в конкурсной документации об этом не было ни слова, – рассказала “ОМ” представитель ООО “ВПЛ Столица” Гелена Алексеева. – На деле это означало следующее. “Саравтовокзал” помимо основных своих услуг (предоставление посадочной платформы, зал ожидания для пассажиров, туалет) может оказывать и дополнительные – продажа билетов через свои кассы, проведение предрейсового технического осмотра, медицинского осмотра водителей. Но эти услуги для перевозчиков не являются обязательными, это принципиально. Тем не менее все это “Саравтовокзал” заложил в общие для всех 20% от каждого билета. Мы сразу поняли, что это незаконно, что речь идет о незаконном обогащении автовокзала за счет перевозчиков, за наш счет. Получается, что за одни и те же услуги перевозчик, который занимается маршрутом Саратов-Москва, будет платить 20% с билета стоимостью 1,3-1,8 тысячи рублей, его коллега с маршрута Саратов-Балашов – 20% с 300 рублей. То есть фактически тариф абсолютно разный. Мы смотрели судебную практику. Оказывается, Саратовская область – единственный регион, где ситуация обстоит подобным образом. В остальных – давно вмешалась антимонопольная служба, есть решения судов, вплоть до Верховного, о том, что предприятию, занимающему доминирующее положение на рынке, подобные действия по ущемлению прав иных хозяйствующих субъектов запрещены. Например, автовокзал Москвы – там установлен четкий тариф с каждого пассажира 13 рублей, плюс за конкретные услуги конкретная стоимость. Там говорят – скажите, какие услуги вам нужны, и мы их будем оказывать. Если вам это не надо – мы это оказывать не будем. Хотите, продавайте билеты у нас – тогда это будет стоить вот столько. А происходящее на саратовском автовокзале – это просто монополист незаконно диктует свои условия, а остальным некуда деваться.

Поэтому договор в том виде, который нами получен, мы подписывать не стали. Составили протокол разногласий, где еще раз напомнили автовокзалу, что закон вообще-то допускает продажу билетов на межмуниципальных маршрутах в любых кассовых пунктах – в том числе и в самом транспортном средстве водителем или кондуктором, с использованием интернет-ресурсов или с помощью безналичного расчета. Когда мы участвовали в конкурсе, то наличие оборудования для безналичной оплаты было основанием для получения дополнительных баллов. Но для чего? Почему условия конкурса и условия договора от саратовского автовокзала противоречат друг другу?

Пока идут все наши разбирательства, и продолжается вынужденная переписка, в рейсы мы отправляться все равно обязаны. С 9 ноября наши автобусы уходят от шлагбаума автовокзала (дальше на территорию нас не пускают) с пустыми салонами. Как перевозчики мы при этом несем огромные убытки”.

***
Обо всей этой странной и, кажется, безвыходной ситуации представители компаний, работающих под маркой “Властелин”, уведомили региональный минтранс и УФАС. Судя по молчанию со стороны профильного министерства, оно снова предпочло не вмешиваться в ситуацию с “Саравтовокзалом”. То, что в обязанности минтранса вообще-то входит не только “забота” о подведомственном себе предприятии, но и развитие всего транспортного комплекса, оставим пока за кадром.

Тем временем, 17 ноября АО “Саравтовокзал” направил перевозчикам новый вариант договора.
“Из него следует – раз не хотите продавать билеты у нас и платить за это, значит, будет еще дороже. Теперь нам в договоре ставят другой комплекс услуг, он назван “обслуживанием рейса”. Туда входит, например, информирование водителей о погодно-климатических условиях – но зачем нам это? Водители и так могут все узнать. Еще – контроль со стороны автовокзала правильности заполнения нами разрешительной документации. На основании чего? Саратовский автовокзал – это такой же хозяйствующий субъект, как и мы. С тем, что он, оказывается, примеряет на себя полномочия органов власти в части контрольных функций, мы сталкивались неоднократно. Но это совсем не означает, что от этого такой подход становится менее абсурдным или более законным. Проставление отметок в путевые листы – это тоже незаконно, такие отметки у нас проставляет сам перевозчик, - продолжает Алексеева. -Но автовокзал настаивает – либо с этим комплексом услуг, либо никак. Но подождите, нам не нужен за наши деньги весь этот комплекс услуг – дайте нам выбрать, что нам нужно. То, что нам пытаются всучить, – просто набор абсолютно не нужных функциональных вещей. Сначала перевозчик делает это все самостоятельно, а потом это же все снова будет делать автовокзал. А нам придется платить за это огромные суммы (согласно приложению к новому договору, тариф на один рейс с саратовского автовокзала транспортного средства малого класса превышает 1 тысячу рублей. – “ОМ”.). И это не только наша беда, не только беда компаний, работающих под товарным знаком “Властелин”. Просто мы стали возражать, а все остальные молча это проглатывают и ездят.

Есть здесь и еще одна проблема. Межмуниципальные маршруты строятся таким образом, что перевозчик сначала должен разыскать автостанцию, скажем, в Мокроусе, и только потом именно с нее отправиться в Саратов. На самом деле, эти автостанции в районах есть только на бумаге. Где они находятся, подчас не знают даже жители. Либо станции полностью разрушены и отсутствуют – как в Красноармейске, Ровном. Либо как в Степном – она есть, но все входы и выходы там заколочены. Либо саратовский автовокзал уже давно сдает помещения этих станций под магазин “Цветы”, “Продукты”, похоронные агентства. В Балашове автостанция по факту расположена на первом этаже жилой девятиэтажки. Нам напрямую говорят – без проблем, высаживайте пассажиров у себя, у своих касс. Но 20% все равно платите автовокзалу. Доходит до полного абсурда”.

Всплывающая подсказка
Автостанция в Озинках

Всплывающая подсказка
Красноармейск

Всплывающая подсказка
Степное

Ситуация получается очень любопытная. С одной стороны, формально все автостанции в районах области занесены в реестр остановочных пунктов, и на этом основании саратовский автовокзал смело продолжает брать деньги за пользование как своей инфраструктурой, так и этими автостанциями, даже там, где их по факту нет. С другой – за тем, являются ли автостанции в Саратовской области автостанциями, должен следить такой контролирующий орган, как территориальный отдел госавтодорнадзора по Саратовской области Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора. Но он, судя по всему, занят чем-то более важным – сами перевозчики, напомним, заявляют, что вместо выполнения своих прямых обязанностей ведомство бросило все силы на борьбу с ними как с борцами против системы.

“Естественно, мы снова составили протокол разногласий, написали жалобу в прокуратуру, ФАС. Но снова тишина. Ждали реакции и принятия мер, но ожидание явно затянулось. Хотя ситуация, безусловно, сложная и, давайте честно, социально опасная”,
 - говорит представитель “ВПЛ Столица”.

Как известно, 2 декабря перевозчики, работающие под брендом “Властелин”, обратились с открытым заявлением о невозможности продолжения своей деятельности в сложившихся в регионе условиях. Внятного ответа со стороны министерства транспорта по этому поводу пока так и не прозвучало.

Просим считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру Саратовской области, Саратовское УФАС и Нижне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора. 

https://om-saratov.ru/social_article/05-december-2019-i80565-ukroshchenie-monopolista-i