Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Дело министра Мазиной: портные, десантники и саратовские рантье



"

Дело министра Мазиной: портные, десантники и саратовские рантье

Ну вот, теперь даже губернатор Саратовской области Валерий Радаев, наконец, обратил внимание на ту, скажем мягко, “неразбериху”, в какую за последнее время превратилась система госзакупок по линии регионального минздрава. Напомним, буквально на днях пресс-служба губернатора распространила сообщение о проведенном им совещании, где “рассматривались вопросы, связанные со следственными действиями в отношении сотрудников регионального министерства здравоохранения”. Поясним: неназванные сотрудники это, прежде всего, глава минздрава Наталья Мазина. Она проходит подозреваемой по делу о злоупотреблении полномочий, которое в свою очередь “выросло” из дела о поставках 18 фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных аппаратах УЗИ. Есть и ряд других уже возбужденных уголовных дел по поставкам в больницы и поликлиники дорогостоящего медицинского оборудования. В них Мазина напрямую не фигурирует (во всяком случае, пока), но, как неоднократно обращал внимание “ОМ”, без ведома министра, подписывающего и согласовывающего документы, как правило, на всех этапах, ни одна такая закупка пройти не могла в принципе.

При этом, не то, чтобы увольнение, но и даже временное, на время следствия, отстранение от министерской должности Натальи Мазиной, как показывают последние события, оказалось почему-то невозможным. На таком фоне поручение губернатора на совещании создать межведомственную комиссию и провести вдруг проверку, “тщательное рассмотрение всех документов по закупкам” выглядит шагом не только явно запоздалым, но и, скажем прямо, формальным. Особенно если учесть объемы закупок минздрава с одной стороны и те скромные пять дней, отведенные губернатором на “тщательную проверку” – с другой. Если же погрузиться в эту ситуацию чуть глубже, то сразу приходишь к еще более неутешительным выводам.

Кто потревожит “конкурсного управляющего” минздрава?

Взять, например, обыски, которые проводились 25 декабря перед самым возбуждением дела Мазиной. Как отмечалось, они проходили не только дома у министра, но и ее подчиненных, ответственных за проведение госзакупок. Первый среди таких подчиненных – начальник управления бюджетного учета и государственных закупок минздрава Юрий Потапов, бывший бухгалтер-ревизор ГУФСИН (исправительные колонии, тюрьмы…) превратившийся к сегодняшнему времени в полноценного, как его называют коллеги, “конкурсного управляющего минздрава”. В апреле прошлого года контрольно-аналитический комитет Саратовской области уже проверял исполнение в министерстве здравоохранения федерального закона о контрактной системе в сфере закупок. И признал тогда явным нарушением тот факт, что куратором закупок в министерстве является человек, который им быть не должен в принципе, поскольку соответствующие полномочия по всем правилам возлагаются на заместителей министра, но никак не начальника какого-то там управления. Однако, все в итоге осталось как прежде – предписание комитета было проигнорировано. Более того, даже после обысков и “дела Мазиной” не следствие, ни надзорные и контролирующие органы, Потапова толком не потревожили, даже чисто для соблюдения этикета не заявив, не попросив суд его отстранить от должности и ограничить доступ к документам, имеющим значения для расследования “закупочных” дел.

Логично, что по роду службы “конкурсному управляющему” Потапову приходится напрямую контактировать с еще одним “вундеркиндом” – Владимиром Ефимкиным, возглавляющим государственное агентство по централизации закупок – то есть ту самую структуру, через которую обязаны проходить торги всех министерств, комитетов и подведомственных организаций. И здесь тоже, казалось бы есть масса очевидных вопросов. По имеющимся данным, это агентство было создано в составе правительства еще в марте 2014 года и изначально его возглавлял тогдашний министр финансов Станислав Кошелев, однако, затем за неизвестные заслуги оно неожиданно было перепоручено (при том, что министр финансов остался тогда министром) Ефимкину, до этого руководившего – внимание! – кадровой службой прежнего комитета по закупкам…

Интересно получается и если посмотреть на всю систему в целом. Темой закупок и поставок дорогостоящего медицинского оборудования “ОМ”, как известно, занимается не первый год. И чем больше мы общались и общаемся с чиновниками самого минздрава, с участниками аукционов, тем больше укрепляемся в мысли, что случайностей в этой четко системе просто не бывает. С одной “неформальной” стороны, все сделано для того, чтобы замкнуть любые вопросы, связанные с проведением аукционов (затягивание или ускорение оформления документации, лоббирование и принятие тех или иных решений) в одних и тех же руках, и как следствие, наделение этих самых “рук” возможностью диктовать свои условия. С другой – ответственность за содеянное максимально “разбавляется” между всеми отделами и управлениями. Никто и ни за что в полном объеме не отвечает. А, например, ответственность за приемку оборудования возлагается вообще на главных врачей. Оно и понятно, с них гораздо легче потом спрашивать, чем с министров или профильных зампредов. Сразу приходит на ум известная поговорка о том, что в мутной воде рыбку проще ловить.

И да, считается, что основная заслуга в отработке этой системы принадлежит предшественнику Натальи Мазиной на должности министра – Владимиру Шульдякову, вернувшемуся после вышедших на федеральный уровень скандалов осенью 2018 года в кресло главврача Областной клинической больницы, но, по слухам, свои “министерские проекты”, так и не бросившему. Равно как и сохранившему “своих” людей в министерстве. Мазина работала при Шульдякове его замом, знает всю ситуацию и все процессы изнутри. И собственно, уже первое (или скорее, “нулевое”) заседание по делу Мазиной лишь еще раз доказало главный смысл существования всей “химеры” – замкнуть любое “подгорание” в случае чего именно на самом низовом звене цепочки – рядовых бюджетниках, руководителях поликлиник и больниц.

Перемена единственного слагаемого

А теперь посмотрим, что больницы и поликлиники имеют на выходе – вернее, “на входе”. В конце прошлого года ФАС после долгих разбирательств наконец обнаружила при поставках цифровых рентгеновских аппаратов в Саратовской области прямые признаки антиконкурентных договоренностей между ООО “СМС Технологии” и их привычным как бы конкурентом ЗАО НИПК “Электрон”. Региональный минздрав, по версии антимонопольного ведомства, участником этих конкурентных соглашений якобы не являлся. Но, напомним, что еще за несколько месяцев до того, контрольно-аналитический комитет обращал внимание в своем заключении на упорное нежелание чиновников министерства требовать с тех же “СМС Технологий” уплату штрафов за срыв крупных поставок на 16,5 млн, 24,8 млн и т.д. И все это время “СМС Технологии” продолжали оставаться триумфальным “поглотителем” 80-90% всех бюджетных контрактов по линии минздрава, чаще всего оказываясь единственным допущенным до конкурса участником.

Это те самые “СМС Технологии”, которые, например, в сентябре 2018 года поставили для детских поликлиник Саратова, Энгельса и Балаково 12 аппаратов УЗИ китайского производства (начальная цена аукциона 50,7 млн рублей) – и это оборудование было принято, несмотря на заявления о его несоответствии требованиям заказчика и полной “профнепригодности” (позже оказалось, что в другие регионы аналогичные аппараты поставлялись лишь однажды – в Волгоградской области для городской станции по борьбе с болезнями животных). За пару месяцев до этого, таким же образом “СМС Технологии” освоили 17 млн на поставках аппаратов искусственной вентиляции легких, по словам экспертов, чисто физически не позволяющих работать с детьми, имеющими серьезные заболевания бронхолегочной системы, как требовалось (подробнее о таком “эксклюзиве” в госзакупках и коррупции мы писали в статье от 24 октября 2018 года).

По данным из открытых источников, такое замечательное ООО “СМС Технологии” было создано еще в 2004 году Олегом Сипягиным, который с той поры является не только его владельцем и бенефициаром, но и бессменным директором. И все эти годы ООО было прописано по одному адресу: Саратов, Чернышевского, 88.

Смотрим дальше. Аппарат УЗИ стоимостью 2,2 млн рублей в клинический перинатальный центр Саратовской области по контракту от 10 мая 2018 года поставляло не ООО “СМС Технологии”, а другой поставщик – ООО “Илсада” (это данные официального сайта Госзакупок). Оно же тогда же, в мае было выбрано поставщиком лапароскопического инструмента для электрохирургических аппаратов в областную больницу Саратова почти на 2 млн рублей (вообще, если смотреть в целом, именно эта вотчина экс-министра Шульдякова – основной “клиент” “Илсады”). В декабре с этой же “Илсадой” заключили контракт на поставку в Саратовскую городскую поликлинику №9 аппарата УЗИ на 3,38 млн. рублей…

А вот находящиеся в открытом доступе, выходные данные ООО “Илсада” – владелец и директор Олег Сипягин, “прописано” ООО ровно там же, где и “СМС Технологии” (Саратов, Чернышевского, 88), совпадают даже их телефоны. Объективности ради отметим, что по тому же адресу зарегистрировано и несколько коммерческих структур, напрямую связанных с Анной Сипягиной, женой директора и владельца “СМС Технологий” и “Илсады”. Кроме того, по тем же открытым данным, там же на Чернышевского, 88 находятся сразу несколько религиозных организаций Христиан Веры Евангельской (так называемых “пятидесятников”), общественная организация “Союз десантников” и даже Главное следственное управление ГУ МВД по Саратовской области.

“А копни весь “чернозем” поглубже…”

Именно ООО “Стайер Медтехника”, единственным и бессменным бенефициаром которого была и есть Анна Сипягина, было поставщиком так называемого “золотого” томографа для областной клинической больницы в октябре 2019 года. На протяжении долгого времени “ОМ” пытался обратить внимание на то, что стоимость этого аппарата на порядок превышает цену аналогичных аппаратов, закупленных в других регионах (во Владимирской области в похожей ситуации сразу было возбуждено уголовное дело, при том, что местный томограф оказался даже дешевле “шульдяковского”). В феврале было возбуждено уголовное дело и в Саратове – пусть не по факту растраты бюджетных средств, а все по тому же злоупотреблению должностными полномочиями, но тем не менее.

Впрочем, внимание правоохранительных органов бизнес-активы Сипягиной привлекают не в первый раз. 22 мая 2017 года мировой судья судебного участка №9 Кировского района Светлана Трофимова призналаООО “Айболит-А” (Анна Сипягина является не только бессменным владельцем этой сети аптек, но и была до некоторого времени ее директором) виновным по ч.1 ст.19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и оштрафовала на 1 млн рублей. В деле фигурировали 2,5 тысячи рублей, которые предлагались представителю фонда защиты прав предпринимателей за несоставление акта о нарушениях и ненаправление его в уполномоченные органы государственной власти. Но для нас интереснее всего, что до 10 августа 2019 года ООО “Айболит-А” было запрещено участвовать в государственных закупках.

Но у Сипягиной в запасе оставалось еще ООО “Атолл” (ОКВЭД: розничная торговля очками, включая ремонт и сборку очков в специализированных магазинах – если верить официальному сайту компании, речь идет о сети оптик “Астра Оптика”). Почему-то именно с этим ООО в июле 2018 года был заключен контракт, по которому поставщик сдает в аренду “с переходом права собственности в конце срока аренды” (по факту – продает) Областному клиническому онкодиспансеру медицинское оборудование для создания иммунно-гистохимической лаборатории аж на 17 млн рублей. Вернее, почему именно с ней как раз ясно – именно сеть оптик оказалась единственным участником соответствующего аукциона (видимо, у Сипягиных это фамильный “дар”). Впрочем, ради объективности, отметим, что аренда оборудования медицинского и околомедицинского назначения (начиная от беговых дорожек и заканчивая электрокардиостимуляторами, реабилитационными комплексами для роботизированной терапии и УЗИ-системами экспертного класса)за бюджетные миллионы регулярно проводилась через “Атолл” и гораздо раньше, начиная с 2016 года.

“Темной лошадкой” на общем фоне выглядит сравнительно молодая медицинская компания “Аризона” (ОКВЭД: оптовая торговля фармацевтической продукцией). Поставки в августе прошлого года 14 инсуффляторов-аспираторов (специальное дыхательное оборудование для пациентов с ослабленным и отсутствующим кашлевым рефлексом) на 6,87 млн рублей; озонового стерилизатора для областного онкодиспансера (1,04 млн), аппаратов искусственной вентиляции легких (2,8 млн), системы ультразвуковой визуализации для Балаковского медцентра Федерального медико-биологического агентства (1,65 млн). Наконец, к 31 декабря “Аризона” закончила поставлять 200 инфузионных и инъекционных имплантируемых портов в онкодиспансер (4,3 млн) Плюс поставки разнообразных держателей электродов, дефибрилляторов, скальпелей и т.д.

По данным из открытых источников, компания была создана в сентябре 2017 года, А один из ее совладельцев (и бывший директор) Никита Милютин одновременно есть владелец ООО “Реалити групп” (ОКВЭД: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом), которая, судя по Госзакупкам, зарабатывает исключительно сдачей в аренду помещений управлению судебного департамента в Саратовской области. А в качестве индивидуального предпринимателя Милютин занимается производством прочей одежды и аксессуаров… Так что тут даже не сеть аптек или оптика.

Положа руку на сердце, какие вопросы здесь могут быть к качеству и “профпригодности” поставляемого оборудования? Кто об этом вообще задумывается? При такой-то “конкуренции”, такой открытости и доступности конкурсных процедур. Честь и хвала тому принципиальному и смелому следователю, кто сможет (и захочет) копнуть весь этот “чернозем” вглубь. Пока таких в Саратове, видимо, не нашлось.

https://om-saratov.ru/social_article/10-february-2020-i82637-delo-ministra-mazinoi-port