Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



ФСБ прессует студента, журналиста бьют лопатой, прокуратура пачками блокирует сайты.



"

За что Саратовская область попала в «красную зону» несвободы интернета?

ФСБ прессует студента, журналиста бьют лопатой, прокуратура пачками блокирует сайты.  За что Саратовская область попала в «красную зону» несвободы интернета?

Международная правозащитная группа «Агора» совместно с общественной организацией «Роскомсвобода» опубликовали доклад «Свобода интернета 2019: план «Крепость». Аналитики отмечают, что по сравнению с 2018 годом наиболее заметно ухудшилась ситуация в Архангельской, Волгоградской, Калининградской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тамбовской областях, а также в Башкортостане, Ингушетии, Карелии, Мордовии, Северной Осетии и Удмуртии. В указанных регионах общее количество инцидентов увеличилось в 4 и более раза.

В «красной зоне» несвободы интернета находится 43 российских региона. Что на два больше, чем год назад. Саратовская область не покидала «красную зону» уже пять лет.

Очень активная прокуратура

Между тем сводная таблица ограничений свободы Сети по Саратовской области насчитывает всего 17 эпизодов. Большая часть из них – девять – это «запрет информации». Так в докладе маркируются случаи, когда прокуратура – по решению суда – блокирует доступ к страницам с сомнительным контентом. Например, под блокировку попадают страницы, где вам расскажут, как обхитрить счетчик на воду или на газ, где можно купить липовый диплом, медсправку или автомобильные права. Вносятся в реестр Роскомнадзора подобные сайты целыми «стопками» – по 20 или даже 120 штук сразу.

Станислав Селезнёв
адвокат, правовой аналитик международной правозащитной организации «Агора»

– Надо понимать, что мы не даем оценку правомерности или неправомерности вмешательства правоохранителей в работу интернета. Мы показываем факт контроля властей за пространством Сети. Показываем, как именно этот контроль проявляется. Например, в Саратовской области большая часть вмешательств – это блокировка сайтов прокуратурой по решению судов. В вашем регионе в этом смысле прокуратура одна из самых активных в России. В некоторых регионах прокуратура и суды блокировками сайтов не занимаются в принципе.

Но если посмотреть в сводную таблицу, можно увидеть, что в других регионах вмешательство в работу Сети происходит по-другому: возбуждаются уголовные дела, люди получают реальные сроки, за онлайн-активность пользователи подвергаются насилию.

Насилие в нашей классификации считается наиболее тяжелым и опасным вмешательством в деятельность, связанную с интернетом. При этом как определить, скольких заблокированных сайтов стоит сломанная рука журналиста? Невозможно посчитать, правда? Поэтому мы таких коэффициентов вводить не стали. А стали учитывать все случаи вмешательства.

При этом ваш регион все равно попал «красную зону» по уровню вмешательства и опасности для работы в Сети, поскольку был случай насилия по отношению к журналисту онлайн-издания.

Лопатой по камере

Случай насилия в отношении сотрудника СМИ зафиксирован в докладе всего один. Но именно он держит наш регион в «красной зоне». Это нападение коммунальщика на оператора «Свободных», на нашего оператора Андрея Крахмалева.

Зима год назад в Саратове выдалась суровая: снег, сосульки, сходы лавин с крыш, текущие потолки в половине саратовских квартир, коммунальщики, пробивающие крыши ледорубами. Выезды на протечки крыш стали рутиной. 28 февраля съемочная бригада «Свободных» выезжала к ветерану труда: коммунальщики, по словам героя сюжета, пробили крышу ломом, когда чистили её от льда. В таком сюжете герой не может быть один. В обязанности корреспондента входит пообщаться не только с тем, кто обвиняет, но и с тем, кого обвиняют. В этом случае – с сотрудниками коммунальных служб.

В итоге один из коммунальщиков замахнулся на журналистов лопатой, ударил по камере, которую держал Крахмалев. Повредил ему руку.

Как ФСБ хотела себе бесплатного СММщика найти

Довольно интересный случай, который обошли вниманием СМИ Саратова, попал в категорию «прочее». История студента саратовского университета по имени Михаил о том, как его прессовали ФСБшники. Она была опубликована на ОВД-инфо в феврале прошлого года.

Студент Михаил, администрирующий в сети «Вконтакте» паблик «Пережитое» (о гражданской войне в России) заинтересовал правоохранительные органы из-за своих анархистских взглядов. Кажется, в конце 2018 года проверяли каждого, кто или придерживался анархистских взглядов, или как-то упоминал Михаила Жлобицкого, погибшего в Архангельске при взрыве, который сам же устроил в местном отделении ФСБ. В случае с саратовским студентом проверка вылилась в настойчивое предложение сотрудничества с органами. Для того чтобы заставить Михаила публиковать в ВК материалы об истории и работе ФСБ, вести для них паблик, представители «из органов» давили на студента через работодателя и вуз.

«До 16 января от полиции никаких вестей, ничего. Молчали. Потом я сидел на парах, это был первый день сессии. Мне написал Владимир, сказал, что нужно встретиться минут на пять. Я сказал: «Хорошо, сейчас подойду». Вышел к нему. Он сказал, что из министерства образования им дали указ на популяризацию истории, и якобы полицейские, которые курируют вузы, ищут таких студентов, чтобы эти студенты потом выступили перед одиннадцатиклассниками, учениками школ и лицеев. Он говорит: «Мне тебя порекомендовали на кафедре истории, и я бы хотел, чтобы ты выступил». Я сказал, что подумаю, посоветовался с адвокатом и на следующий день сказал, что отказываюсь, потому что стесняюсь. Владимир ответил: «Хорошо, я уговаривать тебя не буду, просто давай еще раз встретимся и обсудим». На следующий день Владимир опять попросил меня встретиться. В этот раз у него была просьба, чтобы я выложил в «Пережитом» — моем паблике — текст исторически-патриотической направленности. Текст могу охарактеризовать как коктейль из всяких известных дат в нашей истории. Начиная от походов Ивана Грозного и различных царей, там восхваляют и Николая II, и большевиков. То есть какая-то каша из знаменательных событий. Основной посыл — как хорошо учить историю как хобби, текст примерно такой».

В конце концов, путем манипуляций и игры в хорошего и плохого копа, сотрудникам органов удалось уломать парня сотрудничать, о чем он также рассказал журналистам.

«Это чувство, которое я никогда не испытывал. Что-то вроде грусти, только еще давящее чувство угнетенности после всех этих вещей. Когда представляешь, чем всё это может обернуться в худшем случае, мысль такая промелькивала, насколько проще просто умереть. Непонятно, чего ожидать, ощущение, что ты всегда под надзором».

Неуважение к власти: аккуратнее ругайтесь с соседями

Административное давление – это вторая по частоте причина вмешательства в свободу интернета в Саратовской области. В основном под суд попадают пользователи отечественных социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». Из четырех зафиксированных случаев только один касается непосредственно неуважения к власти.

В декабре энгельсский районный суд признал местного жителя в неуважении к власти за комментарий, оскорбляющий Владимира Путина. «В решении суда сказано, что житель Энгельса разместил в паблике «Саратов Онлайн» во «ВКонтакте» «ряд текстовых сообщений, которые по своей смысловой нагрузке имеют лингвистические и психологические признаки публичного оскорбления в адрес президента России Путина В.В. в грубой непристойной форме с использованием ненормативной лексики, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность». Что за слова и выражения пользователь употреблял, осталось загадкой. Однако мужчина вину свою признал. А суд оштрафовал его на 30 тысяч рублей.

Другие случаи касаются «экстремизма»: «сотрудники Центра по противодействию экстремизму нашли на странице пользователя Алексеева пост «Немножечко расистских шуток вам в ленту», а также комментарии с обсуждением политики России в 90-е годы и ситуации на Донбассе».

Отдельного внимания удостоились споры между соседями в социальных сетях с обилием нецензурной брани. После того, как спор виртуальный утихает, одна сторона тащит вторую в суд за непристойное поведение в публичном месте, за оскорбление общества.

Станислав Селезнёв
адвокат, правовой аналитик международной правозащитной организации «Агора»

– Статья о неуважении к власти относительно новая. Она действует с 28 марта 2019 года. На сегодняшний день нами зафиксировано 80 дел, связанных с применением этого закона.

Что интересно, в отличие от практики применения других норм, дела о неуважении к власти минимум в трети случаев прекращаются. Потому что либо отсутствует факт неуважительного высказывания, либо объект, на который направлено высказывание, не относится к органам, представляющим власть в Российской Федерации, либо слишком долго собираются материалы и дело прекращается в связи с истечением срока давности.

Среди прочих по этой статье возбуждались дела за переписку в вайбере, за высказывания в социальных сетях о соседях.

Огромное количество ошибок, приводящих к закрытию дел, говорит о том, что правоприменители пока не научились работать с этой статьей. И большая ее проблема – сама формулировка статьи расплывчата и неконкретна. Ни граждане не понимают, оштрафуют их или нет за высказывание, ни сами правоприменители не могут обосновать применение нормы.

Но самоцензура, конечно, включается. Мы не телепаты. Посчитать количество неопубликованных мнений из-за работы статьи о неуважении к власти мы не можем. Но исходя из того, что штрафы по этой статье серьезные – и 30, и 50, и 70 тысяч рублей, что в полтора-два-три раза выше средней зарплаты по стране, люди стали следить за тем, чтобы как можно аккуратнее выражать свое мнение.

Еще на что я бы обратил внимание в связи со статьей о неуважении к власти. Закон применяется не в отношении активистов, ведущих политическую деятельность. Он применяется совершенно рандомно, к людям, проживающим в небольших деревнях.

В России сейчас действует государственная программа по обеспечению связи и интернетом удаленных регионов. И это хорошо, и правильно. Но вместе с доступностью интернета в регионы приходит и ответственность за высказывания. То, что раньше легко говорилось на кухне, теперь пишется в интернете. А высказывание в социальной сети автоматически делает человека таким же доступным для органов, как и СМИ. И влечет сходную ответственность.

Пользователи-иноагенты: новые вызовы законодательства

С 1 февраля в России действует закон о «физических лицах – иностранных агентах». За последние недели ни Роскомнадзор, ни Минюст, ни МИД не отчитывались о практическом применении этого закона.

В докладе «Агоры» и «Роскомсвободы» принятие этого закона было названо одним из ключевых моментов прошедшего года. Новый закон может ограничивать свободу интернета и высказываний в интернете так же, как это делает закон о неуважении к власти.

Станислав Селезнёв
адвокат, правовой аналитик международной правозащитной организации «Агора»

– До фактического наступления последствий мы не готовы как-то комментировать влияние этого закона на жизнь Рунета. Не хотим вести пропаганду ужасов. В докладах мы фиксируем уже сложившуюся практику ограничения свободы интернета. Пока закон об иностранных агентах – физических лицах нам такой практики не дал. Но, руководствуясь самой формулировкой нормы, которая выглядит максимально расплывчато, позволяет максимально расширительную ее трактовку. Мы ожидаем точечного применения этого закона. И тут тоже можно провести аналогию с законом о неуважении к власти. Под его действие вполне попадает практически половина населения нашей страны. Но применяют его к конкретным людям по решению того или иного чиновника. С точки зрения юридической техники и теории права такая норма, разумеется, не может существовать: неконкретная норма не может влечь за собой санкцию. Но, тем не менее, закон о неуважении к власти существует, санкции влечет.

https://fn-volga.ru/news/view/id/139186