Темы недели: трагедия “Локомотивного”, мыльная опера набережной, комедия КПРФ
Локомотив не завелся
К логическому завершению подошла более чем двухлетняя судебная тяжба “ВЭБ-Лизинга” и “Энгельсского локомотивного завода”. Компания отсудила у нового предприятия деньги, выделенные на строительство завода — 6 млрд рублей. Кроме того, с 2013 по 2017 год набежали проценты и неустойка на 3 млрд. Любопытно, что иск с такими астрономическими требованиями финансисты подали к предприятию всего-то через 2 года после его открытия.
Особую странность ситуации придает то, что предприятие, по сути говоря, так и не заработало, не начав серийный выпуск двухсистемных (т. е. работающих на постоянном и переменном токе)двухсекционных локомотивов. Проектная мощность предприятия — 150 таких электровозов в год. Однако ЭЛЗ в результате выпустило только образцы для выставок и сертификации.
А ведь в 2013 году проект ЭЛЗ был одним из самых многообещающих и амбициозных. У него было все — государственное софинансирование (через ВЭБ), западные технологии (за них отвечала канадская Bombardier Transportation), опытный хозяин (предприниматель Станислав Гамзалов, владелец вполне успешных “Завода металлоконструкций” и “Балаково-Центролит”). Правда, с самого начала были вопросы по поводу сбыта локомотивов. Уже тогда оказалось, что РЖД они не нужны, но инвестор утверждал, что завод переориентируется на экспорт.
Открытие ЭЛЗ оказалось важным и в политическом плане. По сути говоря, это был первый крупный проект, привлеченный в регион при губернаторе Валерии Радаеве. На этапе строительства предприятием руководил нынешний председатель правительства области Александр Стрелюхин.
В результате завод застрял на этапе сертификации своей продукции. Министр промышленности области Андрей Архипов еще в августе прошлого года объяснял “СарБК”, что это вопрос крайне затратный и долгий и что предприятие по-прежнему планирует начать серийное производство. Да и сейчас он уверен, что крест на предпрятии ставить рано.
“Вопрос такой действительно есть. Он сейчас находится на контроле у руководства области. Стрелюхин Александр Михайлович лично контролирует ситуацию. Пока какой-то конкретики я сказать не могу, но вопросом и поиском выхода из ситуации мы занимаемся, предприятие занимается, варианты есть. Ситуация не безвыходная, как об этом могут где-то сообщать. Ищем решение. Думаю, в ближайшее время оно будет”, – сказал министр “СарБК” на этой неделе.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что Энгельсскому локомотивному заводу не удалось пробиться на рынок, который фактически делят между собой “Трансмашхолдинг” и “Синара-Транспортные машины”.
“Причем доминирует на нем именно “Трансмашхолдинг” в силу очень широкой продуктовой линейки, способной практически полностью удовлетворить запросы РЖД и любого перевозчика, и значительных объемов выпуска, – считает Хазанов. – Нельзя сбрасывать со счетов и то, что предлагаемые предприятием локомотивы могли оказаться дороже моделей, производимых в России, хотя могли работать и на постоянной, и переменной тяге, что было очень удобно – не надо было менять электровозы в зависимости от того, какой вид тяги использовался в конкретной местности. Однако в тендерах на закупку локомотивов в приоритет зачастую ставится именно цена, тогда как технические преимущества могут отходить на задний план.
Высокая стоимость электровозов могла быть обусловлена как значительными инвестициями, потраченными на создание производства, так и применением иностранных комплектующих, чья цена в немалой степени зависит от колебаний валютных курсов. В любом случае жаль, что Энгельсский локомотивный завод постигла столь незавидная участь”.
“ВЭБ-Лизинг” заявил о намерении обанкротить предприятие. А это значит, что, если каким-то чудом не удастся договориться с московскими финансистами, предприятие будет выставлено на продажу. Кто его купит и будут ли строить там “машины современного поколения” — еще большой вопрос.
Подрядчик уходит с пляжа
Новой набережной хронически не везет. С 2012 года этот проект региональной власти, затем взятый под крыло председателем Госдумы Вячеславом Володиным, создавал бессчетное количество проблем и даже уголовные дела (помните бывшего председателя комитета по капстроительству Александра Суркова?). Сколько лет власти торговались с лодочниками, переносили их базы, потом стойко не замечали проваливающегося участка между Ротондой и Провиантской. Еще в 2016 году Володин предложил сделать на новой набережной пляж. С реализацией этого плана тоже возникли сложности.
Не везло новой набережной и с подрядчиками. Их обвиняли в некачественной работе, “распиле” бюджетных средств. В какой-то момент саратовские компании перестали даже пробовать заявляться на конкурсы, а иногородние фирмы оказались, мягко говоря, не обрадованы отношением региональных властей. Так было, например, с “Судостроительно-судоремонтной корпорацией” из Нижнего Новгорода, которая застряла на набережной в 2015 году из-за того, что оттуда никак не могли перенести лодочные базы. В результате договор был расторгнут.
Между чиновниками и бизнесом осенью прошлого года произошло несколько бурных публичных пикировок. После чего работы все-таки сдвинулись в мертвой точки, на месте будущего пляжа начали намывать песок. И вот — новый скандал.
Теперь, судя по комментариям официальных лиц, “Тандем-Проект” хотят представить как недобросовестного подрядчика. Володин указал также на вину заказчиков из областного правительства: “Посмотрите, подрядчик при проведении торгов понизил стоимость работ почти на 70 миллионов, работы проводились ни шатко ни валко, из-за чего сроки уже на 4 месяца сдвинуты. В прошлом году отставание от графика было где-то до 2-х месяцев. Все это может привести к чему: либо к потере ресурсов, либо к снижению качества работ, потому что будут торопиться и делать все для того, чтобы завершить работы”.
Падение коммуниста
За коммунистами в областной думе становится все неинтереснее наблюдать. Если раньше они производили шум, который имел хоть какой-то результат (например, отставку министра занятости Натальи Соколовой), то с каждым разом эффекта все меньше, а шума все больше. А произошедшее на этой неделе иначе как “балаганом” и не назовешь.
А события 11 февраля можно с успехом ставить на сцене — правда, не драматического театра, а скорее, театра комедии или пантомимы. Выходя из зала заседаний, Николай Бондаренко упал с лестницы и накинулся на зампреда облдумы, единоросса Алексея Антонова с обвинениями в том, что тот его толкнул. А потом даже написал заявление в следственные органы, требуя привлечь Антонова по статье “побои”.
Политологи считают, что все это делается ради максимального присутствия в СМИ и в рамках борьбы за электорат. Александр Пантелеев увидел связь активизации коммунистов с внесением поправок в Конституцию.
“Это очень хайповый момент, хороший повод для политической активности. С помощью таких скандалов коммунисты хотят заработать политические очки, привлечь новых сторонников. Почему таким способом? А потому что возможности привлечь избирателей более рациональными способами у них нет, возможности протащить какие-то инициативы у них нет. Поэтому они крутятся, как могут”, – уточнил Пантелеев.
Его коллега по цеху Дмитрий Олейник назвал происходящее “спектаклем в нескольких актах, идущим на пользу почти всем исполнителям”.