Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Диктатура профанов



"

Хрестоматийный случай манипулирования властью на примере бургерной Тимати

Материал подготовили Юлия КЛИМЕНКО и Елена БАЛАЯН

Бытует мнение, что Black Star Burger раскручивает целая армия маркетологов. Это не более чем миф. Мы раскручиваем свой ресторан при помощи сарафанного радио, при помощи социальных сетей, при помощи нашей репутации, а именно – реакции на отзывы“, - утверждают представители сети, совладельцем которой является известный российский рэп-исполнитель Тимати.

Так случилось, что в Саратове именно этот хваленый “сарафанный маркетинг” подложил большую свинью как самому бренду, так и местному владельцу франшизы предпринимателю Сергею Каваляну. И теперь в умах возмущенных граждан бургерная Тимати на Чапаева, 67 ассоциируется с “актом вандализма” в отношении объекта культурного наследия (ОКН). Единственное утешение для рестораторов – заведение получило широчайшую известность у горожан, ни копейки не потратив на пиар.

Черный вторник

Во вторник, 29 октября 2019 года, пользователей соцсетей потрясло страшное известие. Как оказалось, в самом центре Саратова, буквально напротив нового ТЮЗа, начали перекрашивать в черный цвет привычно розовое здание бывшего магазина “Семейный”. На опубликованном очевидцем события фото строение действительно выглядело жутковато. Между тем, мнения сетевых комментаторов разделились: одни горевали по утраченному розовому, другие (как в шутку, так и всерьез) приветствовали новый строгий стиль.

Впрочем, на следующий день выяснилось, что общественные градозащитники несколько поторопились с оценками и выводами. Местные СМИ и соцсети оповестили, что напугавшая горожан чернота – это всего лишь грунтовка, на которую уже нанесли серую краску. И опять не было единодушия в комментаторских кругах, снова добрым и не очень словом поминали былое розовое, продолжая навязывать друг другу и всем остальным свои цветовые предпочтения.

Возмущенные ревнители старины незамедлительно пожаловались на “вредителей” в региональное управление по охране объектов культурного наследия. Выехав на место, его сотрудники удостоверились в том, что особняк 1890-х годов постройки действительно приобрел новый вид. Они также установили, что собственник недвижимости, являющейся выявленным объектом культурного наследия, не согласовал апгрейд здания в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения чиновников в Кировский районный суд Саратова, который оштрафовал домовладельца на 15 тысяч рублей за допущенное им нарушение.

Это нарушение типичное. Процентов 85-90 из тех нарушений, которые у нас происходят, – это именно аналогичные случаи, когда правообладатель (либо арендатор, либо собственник) проводит в объекте культурного наследия какие-то работы, не согласовывая их в установленном порядке с органом охраны объектов культурного наследия. Соответственно реакция была также стандартной – был составлен протокол, лицо было привлечено к административной ответственности, ему выдано предписание об устранении нарушения. Насколько нам известно, сейчас собственник озаботился тем, чтобы сделать проектную документацию, как того и требует законодательство“, – прокомментировал нашему изданию ситуацию начальник управления по охране объектов культурного наследия Саратовской области Владимир Мухин.

 

Будни охлократии

Но сколько бы ни называл эксперт этот случай типичным, его слова тонут в потоке “компетентных” суждений доморощенных специалистов широкого профиля. Не в чести нынче мнения профессионалов, особенно – идущие вразрез с настроениями толпы. В результате банальная история с бургерной подается чуть ли не как вселенская катастрофа, каждый эпизод которой подробно освещается в СМИ.

Любое предусмотренное процедурой телодвижение чиновников в отношении собственника посеревшего ОКН – от подачи искового заявления до решения суда – тут же подхватывается информагентствами и обрастает комментариями читателей.

Казалось бы, надо радоваться – народные контролеры зорко бдят, не позволяя безнаказанно уродовать исторический облик города. Вот только в их поле зрения попадает далеко не все заслуживающее внимания.

Спрашивается, куда было обращено недреманное око общественности, когда неустановленные лица изуродовали объект культурного наследия, построенный в 30-х годах XIX века дом Ю.Ф. Паль на Театральной, 9? Тогда, напомним, фасад исторического здания, облицованный глазурованной плиткой, был замазан белой краской.

Где были наши знаменитые краеведы, когда на проспекте Кирова, 9, в арке памятника архитектуры регионального значения сооружали кофейню? Отчего СМИ и градозащитников не встревожили самовольно размещенные козырьки и вывески на зданиях гостиницы “Европа”, коммерческого Азово-Донского банка (Горького, 43) и особняке К.Ф. Мюфке (Железнодорожная, 23)? Почему кондиционеры на фасаде бургерной гражданские активисты заметили, а на ОКН “Особняк Шишкина, 1912 год” (Дзержинского, 8) – нет?

Такая избирательность, полагаю, объясняется банальным желанием поймать хайп на горячей теме или громком имени. Принадлежи бренд Black Star Burger не Тимати, а какому-нибудь ноунейму, вряд ли поднялась бы такая шумиха.

Мне кажется, что, наверное, это связано с именем известного человека. Потому что сказать, что сам по себе этот объект является уникальным, мы не можем. Сказать о том, что это уникальное нарушение или редкое нарушение, мы не можем. Наверное, все-таки привлекает чье-то имя к данному месту и люди начинают обсуждать. Кто-то, может быть, пиарится, кто-то охватывает эту тему и начинает обсуждать, чтобы быть в каком-то в этом общении, в этом круге… Поэтому, я думаю, что ситуация здесь абсолютно типичная и связана только с именем этого заведения”,  - считает Владимир Мухин.

Он также напомнил, что дом на Чапаева, 67 перекрашивался чуть ли не каждые пять лет, успев побывать “и синим, и голубым, и розовым, и красным, и желтым“. Причем, по словам чиновника, в прежние годы никаких разрешений на изменение облика ОКН не выдавалось.

Если говорить о цвете дома, мы с вами, если буквально за угол завернем, посмотрим соседний дом – он точно такой же по цвету. Говорить об историчности цвета этого дома, наверное, смысла сейчас уже нет, потому что как минимум каждые пять лет цвет этого дома, к сожалению, менялся. <…> На сегодняшний день он в таком цвете. Проектные решения пока мы не видели, но предполагаем, что, скорее всего, в таком цвете оно нам поступит“, -  пояснил эксперт.

Все реклама, кроме некролога

Надо сказать, что губернатор Саратовской области Валерий Радаев(вероятно, сам того не подозревая) тоже внес лепту в промоушн бургерной.

Оглядывая окрестности во время декабрьской инспекционной прогулки по улице Чапаева, глава региона вдруг с удивлением обнаружил изменения в облике исторического здания. “Зачем перекрасили? Кто перекрасил? Разберитесь“, – приказал губернатор сопровождавшему его замглавы администрации Саратова Антону Корнееву (цитата по ИА “Свободные новости”).

И эти пять слов, походя брошенные Радаевым, тоже ушли в народ, став своего рода оправданием неадекватного ажиотажа.

Следует отметить, что открытие ресторана сети Black Star Burger практически не освещалось местными изданиями. И это неудивительно – кому захочется оплачивать рекламу в СМИ, капитально подмочившим репутацию заведения и его владельцев.

Последним, кстати, чисто по-человечески можно посочувствовать. Люди потратили немалые средства на покупку франшизы (цена варьируется от 7,5 тысячи до 45 тысяч долларов), ремонт здания в соответствии с требованиями владельцев сети, приобретение оборудования и аренду. Однако все осталось незамеченным для наших активистов-верхоглядов, зато на типичное нарушение они накинулись словно коршуны.

Да, закон действительно был нарушен, и виновные обязательно понесут ответственность. Мало того, в отведенные сроки они должны разработать проектную документацию и представить ее на согласование в региональное управление по охране объектов культурного наследия. Но даже после всей этой процедуры, как говорилось выше, здание сохранит свой нынешний серый цвет. Так ради чего тогда было сломано столько копий? Похоже, вовсе не для сохранения исторического облика города.

Да, много было разговоров и шума вокруг этой бургерной. Кто-то говорил: “Ай-яй-яй, какое безобразие – в черный цвет!” Кто-то сказал: “Не трогайте бургерную, пусть развивается бизнес”. Мы давали неоднократно комментарии, сейчас могу сказать то же самое. Мы не против ни бизнеса, ни бургерной, мы за то, чтобы был порядок и единый закон для всех. Хотите что-то сделать в объекте культурного наследия, милости просим, разработайте проектную документацию и согласуйте ее в установленном порядке“, – резюмировал Владимир Мухин.

Край недобитых инвесторов

Для Саратова эта история столь же типична, как и привлекшее внимание публики нарушение. Заявления о всемерной поддержке предпринимательства и лояльном отношении к инвесторам буквально не сходят с уст чиновников всех рангов. На практике же регион славится самым сильным в стране административным давлением на бизнес.

Видимо, дело отнюдь не в суровости законов, к которым так любит апеллировать местное начальство, а в отношении власти к частной инициативе. Такое впечатление, что наши чиновники напрочь не желают идти на конструктивный диалог с предпринимателями. А в результате бизнес загнан в жесткие рамки, выживать в которых становится с каждым днем все труднее и труднее.

Иногда инвесторов  - тех из них, которые еще на что-то надеются и чего-то хотят – буквально бьют по рукам, отбивая всякую охоту связываться с закостенелой системой. Вереница барьеров и красных маячков, сигналов “не влезай, убьет!” и персональных чиновничьих заморочек – и есть тот набор условий, в которых приходится существовать саратовскому бизнесу. Ну, кто, скажите, после этого захочет делать Саратов зоной опережающего развития?! Может быть, только горстка безумных камикадзе…

О какой стратегии развития можно говорить, если правила игры постоянно меняются, и то, что еще вчера было нормой, сегодня оказывается под запретом? При этом сам процесс принятия решений отличается крайней непрозрачностью.

Хуже всего то, что, помимо административных барьеров, предпринимателям то и дело приходится сталкиваться с самопровозглашенными общественными контролерами.

Как ни странно, но у “народных представителей” с чиновниками гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. В частности — черно-белое восприятие действительности, в которой, по их мнению, все должно быть жестко отрегулировано, причем в строгом соответствии с их и только их представлениями о прекрасном.

Причем в подавляющем большинстве случаев у этих самопровозглашенных opinion-makers нет ничего, что давало бы им карт-бланш для диктата – отсутствие опыта в реальном секторе производства, науке или бизнесе им заменяет самонадеянная претенциозность.

Весь этот комсомольский обличительный задор не производит ничего, кроме желчи, но именно такой уровень “экспертизы” востребован властью, которая щедро раздает профанам общественные посты в околовластных структурах. Для людей, не вполне состоятельных и состоявшихся, – это искушение из разряда тех, сопротивляться которым они не могут. Сладкая перспектива почувствовать себя в деле, прикоснуться/прильнуть к власти, воспользоваться ее возможностями и энергетикой пьянит и манит, заставляя переходить границы разумного и приличного.

Ситуация, когда под видом экспертного мнения власти и бизнесу навязываются готовые решения, стала в Саратове едва ли не мейнстримом, и в этом главная опасность этого тренда. Оглядка на тех, кто громче кричит, заменяет место вдумчивому анализу.

Самым удачным исключением из этого нового класса хайперов и хейтеров можно назвать блогера Дениса Жабкина, чей многолетний опыт в краеведении впечатляет конструктивностью оценок и энциклопедичностью познаний.  Помимо этого, в его высказываниях нет той оголтелости, которая присуща большинству публичных сетевых месседжей на тему архитектуры и градостроительства.

Но если для Жабкина краеведение – это личная страсть, которой он живет, похоже, 24 часа в сутки, то для подавляющего большинства его последователей – скорее, социальный лифт. А как еще доказать потенциальным работодателям во власти и общественных движениях, что ты хоть кому-то нужен?!

Как правило, удостаиваясь статуса, сетевые холерики резко превращаются во флегматиков, а порой даже в меланхоликов, что хорошо показывает их истинные цели.

Вот и получается, что вести бизнес в Саратове — это лавировать между Сциллой чиновничьих рогаток  и Харибдой шумных дилетантов. И еще неизвестно, что страшнее — подвергнуться административному прессингу или сетевым репрессиям. А уж когда самопровозглашенные краеведы начинают диктовать свои условия специалистам, опирающимся хоть на какие-то правила, то всё — пиши пропало.

Депрофессионализация публичной сферы — воистину бич нашего времени. Любой добравшийся до интернета верхогляд позволяет себе учить всех и вся, как учить, как лечить, как вести бизнес и управлять государством. И все бы ничего, если бы воинствующее невежество не выходило за рамки виртуальной реальности. К сожалению, мы нередко  становимся свидетелями того, как под давлением особо активных диванных экспертов власть принимает популистские решения, не осознавая печальных последствий подобных “прогибов”.  Можно не сомневаться, что в такой агрессивной среде скоро вообще ничего живого не останется. Ну, разумеется, за исключением армии народных и государственных контролеров.

https://www.vzsar.ru/special/2020/02/26/diktatyra-profanov.html