Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Апокалипсис сегодня



"

Концепция поддержки граждан и бизнеса в условиях пандемии коронавируса

Материал подготовили Константин ХАЛИН и Андрей ТРИАДСКИЙ

Сегодня в Саратовской областной думе презентован ряд законопроектов. По замыслу регионального правительства, они направлены на создание преференций для бизнеса с учетом непростого времени – установленных властями ограничений и режима самоизоляции в условиях пандемии коронавируса. Направивший документы в региональный парламент губернатор Валерий Радаев предложил ответить на риски введением ряда налоговых послаблений. Однако вопрос их эффективности остается открытым: слишком очевидна половинчатость и вымученность уступок бизнесу в столь нелегкое для него время. И это, несмотря на то, что профильный министр Юлия Швакова и ее команда грамотно и четко реагируют на вызовы времени. Но полномочий не хватает.  Всего перед заседанием комитета облдумы по бюджету, налогам, промышленности и собственности на рассмотрение депутатов поступило четыре законодательных инициативы. Но скепсис, высказанный в их отношении некоторыми парламентариями, навевает мысль о том, что главной целью законотворцев являлся скорее формальный отчет о выполнении наказов руководства области.

“Кадушечные” льготы

В соответствии с законодательными инициативами, в частности, предлагается полностью освободить от уплаты налога на имущество организаций те юрлица (сейчас такая льгота есть только у религиозных организаций), которые занимаются гостиничным бизнесом и предоставлением услуг общественного питания, в том числе, торгующими едой и напитками на вынос, также бары.

Кроме того, в два раза уменьшается коэффициент при расчете размера дохода индивидуального предпринимателя, работающего по патентной системе, по четырем позициям – магазины с площадью торгового зала не более 50 кв. метров и без таковых (за исключением торгующих на вынос) и точки общепита с залами не более 50 кв. метров и без таковых.

Сумма выпадающих доходов бюджета в результате принятия этих законопроектов, согласно расчетам Валерия Радаева, будет такова: в результате послаблений по налогу на имущество – 27,4 млн рублей (по гостиницам – 13,3 млн рублей, по общепиту – 14,1 млн), по патентным ИП – 5,9 млн.

Льготы предусмотрены и для субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность посредством перевозок пассажиров автобусами на городских, пригородных, межгородских и международных маршрутах. Зарегистрированные на них автобусы не будут облагаться транспортным налогом. В результате бюджет не получит, а, следовательно, предприниматели сэкономят всего 790,3 тыс. рублей.

Наибольшую экономическую выгоду бизнесу должен принести последний законопроект, подразумевающий изменения ЗСО об установлении дифференцированных налоговых ставок для работающих по “упрощенке” категорий налогоплательщиков. Как известно, льготники, платящие налог с дохода, отчисляют в казну 2% вместо 6%, а применяющие систему “доходы минус расходы” – 7,5% вместо 15%. По оценке разработчиков документа, сумма выпадающих доходов составит 237 млн рублей.

Перечень дополнительно включаемых в льготный список видов экономической деятельности сразу вызывает ряд вопросов. Например, послабления предложено сделать для производителей народных промыслов, керамических изделий (хозяйственных и декоративных), украшений из дерева, футляров для ювелирных изделий, деревянных статуэток, деревянных столовых и кухонных принадлежностей (то есть тарелок, ложек, кадушек). Их включили, наряду с действительно серьезными предложениями. Так, снизить налоговую ставку планируется для “упрощенцев”, работающих в сфере туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, образования, санаторно-курортного обслуживания, ремонта компьютеров и бытовой техники, физкультуры и оздоровления, парикмахерских услуг, салонам красоты и других.

И в течение шести месяцев небольшие фирмы будут платить аренду в зависимости от своих фактических доходов, а уже накопленную за это время задолженность – гасить в течение одного года в рассрочку.

Складывается впечатление, что первую часть списка, тех же “ложечников” и “кадушечников”, сформировали ради отчетности, чтобы затем отрапортовать наверх о большом перечне ОКВЭД, освобожденных от налогового бремени.

Ведь в итоге правительство области намерено “оторвать от себя” в пользу саратовского бизнеса лишь 265,2 млн. рублей. Много это или мало?

Общий объем налоговых доходов и сборов, запланированных в бюджете на текущий год, составляет более 72 млрд. рублей. Если предложения чиновников одобрит региональное заксобрание, бюджет потеряет менее 0,4% поступлений данного рода. Относительно объема региональной казны в целом потери еще более скромны – 0,2% (при общем размере доходной части в 109 млрд. рублей).

Но основной вопрос даже не в том, сколько недополучит бюджет Саратовской области, а в том, насколько принимаемые меры действительно помогут бизнесу в регионе.

Почему, например, от налога на имущество организаций не освободили частные сады и школы, спортивные клубы, магазины непродовольственных товаров и другие отрасли, попавшие под действие запретительных мер и гарантированно лишенные дохода до конца месяца, а то и на более долгий срок?

Освобождая от налога на имущество организаций только общепит и гостиницы, чиновники и примкнувшие к ним депутаты забывают (или намеренно не вспоминают?), что большинство рестораторов арендуют площади, и соответственно для них эта налоговая льгота вообще не актуальна. Кроме того, многие арендодатели являются индивидуальными предпринимателями, и они вообще платят налог на имущество физлиц, который является местным (муниципальным) налогом. Будет ли городская власть поворачиваться лицом к бизнесу? Вряд ли. Учитывая, что в этом она никогда раньше замечена не была.

Поэтому призыв премьер-министра РФ Михаила Мишустина к регионам с рекомендацией снизить имущественные налоги для арендодателей в обмен на снижение ими ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов ряда категорий бизнеса, вряд ли будет услышан в нашей области. Ведь это значит, что с бизнесом надо начать диалог, а в губернии, по сложившейся традиции, коммуникации между властью и предпринимателями носят односторонний и директивный характер.

 

Игра в имитацию

Явно половинчатый характер выдвинутых областным кабмином предложений не мог не спровоцировать дискуссию на сегодняшнем заседании профильного комитета облдумы. И хотя традиционно солировали там представители фракции КПРФ и примкнувший к ним “жириновец” Станислав Денисенко, разумное зерно в устроенных ими дебатах все же было. Другое дело, что из-за радикального характера предложений были восприняты в штыки и некоторые идеи, к которым было бы неплохо прислушаться.

Дискуссию по законопроектам пытался изначально купировать глава парламентского комитета Владимир Капкаев (“ЕР”), заявивший, что “ситуация нестандартная, и натаскивать в повестку новые вопросы не нужно”, но коммунистов это не остановило. В результате к рассмотрению внесенных документов присутствующие приступили спустя минут сорок после начала мероприятия.

Высказанные облдепом Николаем Бондаренко (КПРФ) лозунги о том, что нужно максимально избавить от бремени бизнес, не останавливаться на этом, а облагодетельствовать еще и граждан, спровоцировали настоящую перепалку. Его однопартиец Александр Анидалов настаивал на том, что спешка хороша лишь при ловле блох – не нужно слишком ускорять процесс принятия правовых норм, а следует сначала обсудить законопроекты на рабочей группе. Также одним из предложений фракции компартии стало принятие обращения облдумы к федеральному правительству о снижении ставок естественных монополий.

Мы рассмотрим вопросы, которые проработаны“, – настаивал Капкаев, и с большим трудом заседание перешло в относительно конструктивное русло.

Чтобы учесть также интересы собственников коммерческой недвижимости, которые готовы работать по этой схеме, мы рекомендуем регионам предоставить им скидки по налогу на имущество. Кроме того, запретим отключать малые и средние предприятия от коммунальных услуг и электроэнергии, даже если они не смогут вовремя за них платить. По такой задолженности штрафы начисляться не будут, а погасить её также можно будет в рассрочку“, – объявил он в ходе совместного заседания президиума координационного совета и рабочей группы Госсовета по противодействию распространения коронавирусной инфекции.

Предваряя дальнейшие претензии по поводу ограниченного характера принимаемых правительством мер, глава регионального минфира, первый зампред Вадим Ойкин заверил, что вносимый пакет поправок – это лишь первая ласточка. “Ведь по каждому предложению нужны экономические расчеты“, – пояснил он, дав понять, что меры реагирования будут следовать в соответствии с развитием ситуации.

Его поддержала министр экономического развития Юлия Швакова, подтвердившая, что четыре законопроекта – это только “первый этап”. При этом, продолжала она, даже он “содержит выпадающие доходы порядка 300 млн. рублей в год”, и действовать начнет задним числом (с января 2020 года и в течение всего года). Также чиновник упомянула, что на Московской, 72 прорабатываются и меры по поддержке граждан (за это ответственен социальный блок), а также других предприятий (включая крупные), которые курируют минпром и минстрой. Что касается возможности широкого обсуждения предложений, то госпожа Швакова пообещала сделать это на тематических площадках с привлечением предпринимательского сообщества.

Но посулы представителей областного кабмина не убедили думских коммунистов: они потребовали конкретики (так как “нынешними предложениями все может и ограничиться” – цит. по Бондаренко) и озвучить ее здесь и сейчас, напомнив, что в условиях сложившейся ситуации неплохо было бы вспомнить и “о детях войны”.

Осадить оппозицию попытался первый вице-спикер и глава ТПП Алексей Антонов (“ЕР”), заявивший, что “цель антикризисного пакета – показать бизнесу намерения власти”, чтобы бизнес понял – власти обеспокоены и готовы реагировать на экономические проблемы предпринимателей.

Этот пакет должен лежать всегда, а не в экстренных условиях разрабатываться“, – оппонировал ему Станислав Денисенко.

Конкретных предложений, озвученных в дополнение к уже имеющимся, прозвучало несколько. Депутат Леонид Писной (“ЕР”) выдвинул идею освободить строителей от налога на имущество в отношении тех жилых и нежилых помещений, которые сданы в эксплуатацию, но еще не проданы. Он же подал мысль освободить от транспортного налога владельцев всех автобусов, а не только тех, что задействованы на регулярных пассажирских перевозках. А Дмитрий Ханенко (“ЕР”) призвал задуматься над тем, что пассажиров возит и грузовой транспорт (такая практика имеет место, например, у коммунальщиков). Денисенко захотел пойти дальше, освободив от бремени собственников всех грузовиков, так как объемы перевозок все равно просели, и этому бизнесу нужно помочь, а Бондаренко выступил за полную отмену транспортного налога, чтобы помочь еще и гражданам, которые все равно в большинстве сидят дома и не пользуются машинами.

Однако ни одно из предложений – от радикальных до вполне приемлемых – не было включено в законопроект с голоса. Вадим Ойкин настоял на том, чтобы их направили в правительство региона с тем, чтобы по каждому просчитать “финансовую составляющую”.

Сейчас надо принимать законы, чтобы они сразу начали действовать, а не растягивать. Потом будем дорабатывать”, – согласился с ним Ханенко, подавая сигнал коллегам, что поводы для дискуссий исчерпаны.

Таким образом, мизерный характер предлагаемых правительством области послаблений, подтвержденный приведенными цифрами, в ходе заседания думского комитета проявился во всей красе.

Поэтому пока обсуждение ключевых для региона вопросов, обостренных кризисной ситуацией, ожидаемо сводится к имитации и процесса законотворчества, и наличия обратной связи между государством и бизнесом. При этом имитационный характер происходящего, равно как и отсутствие намерений реально помочь предпринимателям, очевидны всем участникам процесса. Но такой Секрет Полишинеля самих носителей власти вполне устраивает. Они успешно работают только на собственный пиар и отчетность перед федеральным центром. Жаль, что эта публика дорого обходится тем, кто своими налогами кормит армию имитаторов, которые бы принесли большую пользу в качестве волонтеров, разнося продукты самоизолированным пенсионерам.

P.S. Словно предвидя такое развитие ситуации на местах, сегодня, уже после заседания облдумы, премьер Михаил Мишустин выступил с заявлением. Он высказался за предоставление “отсрочки по арендным платежам за использование не только государственного, но и коммерческого имущества“.

«И в течение шести месяцев небольшие фирмы будут платить аренду в зависимости от своих фактических доходов, а уже накопленную за это время задолженность – гасить в течение одного года в рассрочку.

Чтобы учесть также интересы собственников коммерческой недвижимости, которые готовы работать по этой схеме, мы рекомендуем регионам предоставить им скидки по налогу на имущество. Кроме того, запретим отключать малые и средние предприятия от коммунальных услуг и электроэнергии, даже если они не смогут вовремя за них платить. По такой задолженности штрафы начисляться не будут, а погасить её также можно будет в рассрочку», – объявил он в ходе совместного заседания президиума координационного совета и рабочей группы Госсовета по противодействию распространения коронавирусной инфекции.

https://www.vzsar.ru/special/2020/04/03/apokalipsis-segodnya.html