Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Что получится из старого саратовского аэропорта: Нью-Васюки или город будущего



"

В рамках подготовки к открытому международному конкурсу на лучшие архитектурно-градостроительные проекты развития центральной части Саратова КБ «Стрелка» провела третью сессию, посвятив ее развитию территории бывшего аэропорта «Саратов-Центральный».

Обсуждение собрало гораздо больше участников, чем прошлые встречи, хотя мнения в целом разделились на две части – сделать из аэропорта новый деловой центр города, своеобразный лондонский Сити, или же шагнуть совсем в будущее и построить микрорайон по типу умного города.

Парки, ровные дороги и дешевое жилье

Ведущий сессии, доцент экономического факультета СГУ Анна Сычева, открывая сессию, отметила, что рассматривать предстоит уникальную территорию, по сути – чистый лист. Лист, кстати, внушительного размера – порядка 241 га. Согласно ставшим уже традиционным опросам саратовцы хотели бы видеть на этом месте парки (53%) причем конкретный – по типу галицинского в Краснодаре или с аквапарком как в Диснейленде. Еще 17% говорят о строительстве жилья с новой рабочей зоной.

При этом социологи предпочли узнать вообще о том, какие есть проблемы у существующего в Саратове жилья. Для 63% главной проблемой оказались плохое состояние улиц и дорог, 41% — плохая экология района проживания, 30% — мало возможностей для спорта

Прежде, чем заниматься проектированием новой территории, в КБ «Стрелка» выяснили предпочтения саратовцев при выборе нового жилья. Саратовцы здесь оказались не оригинальны, поставив на первое место (56%) стоимость квартиры, на второе (40%) – транспортную доступность и на третье (39%) – экологию. При этом жить горожане предпочитают в 10-этажных, а то и выше, домах. Хотя, отметила Сычева, изменения в региональное законодательство выше 10 этажей строить запрещают.

Впрочем, не факт, что эти цифры будут учтены при застройке. По крайне мере два эксперта – председатель совета директоров ГК «Лепта» Яков Стрельцин и архитектор Сергей Лазарев высказались в духе, что люди могут ошибаться, а соцопрос стоило бы провести среди специалистов по градостроительству.

Им оппонировал лидер общественного движения «Жить здесь» Александр Ермишин, констатировавший, что взгляды саратовцев на проблемы застройки города во многом совпадают с мнениями экспертов.

— Причинять добро и застраивать территорию без учета мнения жителей не правильно, — подчеркнул он.

Саратов-Сити или IT-город?

Член Общественной палаты и предприниматель Михаил Волков, говоря о застройке аэропорта, отметил, что есть юридические вопросы, касающиеся расположенных там зданий. Рекультивации потребует земля под размещенной поблизости заправкой.По его мнению, наполнять территорию следует прежде всего учреждениями культуры, деловым центром, а потом – жильем, спорткомплексами и парками.

Последние могут быть в двух вариантах – раздельные, если транспортные магистрали «разрежут» территорию аэропорта. Или объединенные как это делается в Москве: в этом случае два микрорайона могут получить единую пешеходную зону.

Говоря о деловом центре, Волков отметил, что сюда могут переехать органы федеральной и региональной власти, бизнес-структуры. Конструктивно он мог бы включать выставочный зал на 4 тыс. кв.м, который работая не более 80 дней в году остальное бы время выполнял функции концертного зала на 5 тысяч мест.

– У нас в городе нет ни одного места, куда можно было бы пригласить крупного артиста, — констатировал бизнесмен. Есть потребность и в размещении IT-сектора по принципу Казани, где построен специальный IT-город.

– Мы разговаривали со специалистами, у нас есть огромная потребность в офисах для этой сферы, — отметил Михаил Волков.

Экс-главный архитектор Саратова, генпланист, а сегодня генеральный директор ОАО «НИПИ Гипропромсельстрой» Владимир Вирич, комментируя такое богатое насыщение территории, отметил, что все это размещать, наверное, не стоит.

– Должно быть четкое направление и мне оно представляется в виде альтернативного центра города. Мы много лет пытались организовать такой центр между Соколовой и Б. Горной улицами, пять раз приступили к проектированию проспекта Победы и даже выполнили этот проект. Тем не менее планировочная структура в борьбе с существующей застройкой пока терпит крах. А здесь мы имеем уникальную возможность разместить то, что будет необходимо, на абсолютно незастроенной территории.

Владимир Вирич отметил, что существует зеленый массив Соколовой горы, Маханного и Алексеевского оврагов – на них может прийтись 20-25% всего озеленения этой территории.

Главный архитектор Саратовской области Марина Лобанова развила идею о строительстве города будущего на этом месте, тем более что ее диктует и обусловленная COVID реальность.

— Мы сейчас должны понимать, что планируемая территория будет реализована на 10-15 лет вперед. Мы не должны шить красивое платье, которое через 10 лет не будут носить. Мы стоим на пороге преобразования всего мира. Все, кто занимаются офлайн бизнесом, уже проиграли, выиграли те, кто строить бизнес он-лайн. И сегодня 75% компаний нуждаются в цифровой недвижимости.

— Это то, что может стать точкой роста, вытащить нашу агломерацию, — рассказала она, настойчиво рекомендовав не превращать эту часть города в постсоветскую территорию с лучшими образцами российской архитектуры. По мнению архитектора, это должна быть территория умного города с развитой IT-инфраструктурой, включающей дата-центры, центры хранения информации.

– Может быть, молодежь не будет гулять по паркам, не будет нуждаться в выставочных центрах. Сейчас совсем другой формат центров искусств. Я бы предложила посмотреть на это как на территорию умного города и вести проектирование с опережающими требованиями, взяв все лучшее, что есть в мире.

Марину Лобанову поддержал завкафедрой «Архитектура» УРБАСа СГТУ Сергей Дятченко, приведя в пример продвинутую Японию и отметив, что для привлечения инвесторов нужно повышать собственную привлекательность территории.

Возразил против этой идеи блогер Николай Ким, предложивший «не делать заделы, которые не нужны, не строить IT-центры, которые еще не существуют, а дать возможность бизнесу развиваться».

Кстати, не факт, что чиновники согласятся переехать в новый центр. На прямой вопрос Ольги Сычевой предпочтут ли они перебраться в Сити или остаться в здании со львом, замглавы администрации Саратова Максим Сиденко деликатно отметил, что «администрация достаточно компактная» и «нет смысла ее переносить».

Память места

Блогер и краевед Денис Жабкин провел краткий экскурс в историю создания зданий аэровокзала: старое деревянное здание было совершенно другой архитектуры, в довоенное время там размещалась военно-планерная школа. После по проекту архитектора Валентина Скоробогатова оно было реконструировано в современный аэровокзал.

По его словам, в других городах бывшие аэровокзалы отданы под офисные и торговые центры, музеи. По мнению блогера, в Саратове на базе аэровокзала стоит создать музей авиации, как об этом ранее говорил спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин.

Его первыми «экспонатами» могли бы стать два самолета АН-24 и ЯК-42, установленные на территории аэропорта. Тем более, что последний собирался на Саратовском авиазаводе и  активно использовался до самого закрытия аэропорта.

При этом благоустроенный сквер возле здания может стать началом парковой зоны. Он был заложен в 60-х годах, там растут голубые ели, березы и дубы, а кое-где сохранились еще уличные фонари того времени.

Дениса Жабкина поддержала и Ольга Сычева, отметив, что жители города надолго запомнят, что на этом месте раньше был аэропорт. И, видимо, нужно сохранить память места.

Специалист по культурному наследию Наталья Коляденко подчеркнула важность сохранения здания аэровокзала, тем более что его возраст позволяет сделать его объектом культурного наследия.

— Оно интересно и в архитектурном плане, и как готовый выставочный центр. Не нужно его переделывать в торговый центр. Оно должно остаться знаковым элементом территории, — заключила она.

Тему продолжил Николай Ким, уточнивший, что необходимо сохранить вип-зону, саму территорию аэропорта и зону таможни и досмотра в качестве артефактов времени.

Экономика места

Председатель совета директоров ГК «Лепта» Яков Стрельцин выразил точку зрения девелопера, несколько раз повторив, что нужны как минимум 2-3 экономические модели застройки.

— Для правильно сформулированного техзадания нужно понять по какой экономической модели будет застраиваться земля. Будет ли это, например,  государственно-частное партнерство? И как будет определяться цена земли — на конкурсе со строительством инфраструктуры или в деньгах, что потребует дополнительного федерального и регионального финансирования, — констатировал он, отметив, что «если мы ошибемся в своих хотелках, то будут Нью-Васюки».

По его расчетам, если на строителей лягут более 15% затрат на социальную инфраструктуру – детские сады, театры, школы, стадионы, то «мы можем этот вариант спустить в унитаз».

– Исходя из вышесказанного, получается, что надо построить 1,5 млн кв. м., из которых 0,5 млн. кв. м. придутся на инфраструктуру. Это очень большая нагрузка, девелоперы с ней не справятся. Как следствие, это приведет к удорожанию жилья и неликвидности вообще всего проекта, — посчитал Стрельцин, уточнив, что люди при покупке жилья в первую очередь смотрят на свой кошелек.

Решить этот вопрос можно было бы за счет увеличения этажности: застройщик привел в пример Москва-сити, где на 8 га уместилось несколько сотен тысяч квадратных метров офисных и жилых помещений, техэтажная парковка и даже несколько департаментов мэрии Москвы.

При этом у застройщиков вряд ли получится получить землю в обмен на расселение жителей из исторического центра Саратова. По словам Якова Стрельцина, рентабельно было говорить о переселении жителей в пос. Юбилейный и Солнечный, но здесь у строителей нет иллюзий относительно стоимости квадратного метра.

– По моему прогнозу, в старом аэропорту он будет стоить за 60 тыс. рублей, даже ближе к 70 тыс. рублей, — подчеркну глава «Лепты».

Архитектор Сергей Лазарев уточнил, что ограничения в 10 этажей не касаются комплексной застройки и допустимы «отдельные акценты», превышающие эту величину. По его мнению, территория аэропорта позволяет гармонично вместить любой функционал, без перекоса в сторону парковой зоны.

– Они могут быть созданы на любой «неугоде», а такого плато, пригодного для застройки любого типа, в городе просто нет, — констатировал он, при этом подчеркнув, что деловой центр стоит оставить все-таки в привычной исторической части города, которая логично связана с остальными районами Саратова.

Метафизика места

Завкафедрой «Дизайн архитектурной среды» УРБАСа СГТУ Виталий Кудрявцев углубился в метафизику пространства. По его мнению, по Глебочеву оврагу Саратов разделен на верхний и нижний город, что имеет много смыслов и значений. И территории аэропорта и Соколовой горы, смыслово связанные с небом, птицами, полетом, являются символами Вышгорода, возвышающегося над нижним городом. В этом смысле расположение там органов власти было бы символом связи с верхним уровнем.

Говоря о том, как это может выглядеть в реальности, он отметил, что в 21 веке нужно совместить саратовские особенности с глобальными тенденциями.

– В XIX веке путешественники писали что Саратов – самый европейский город на Волге. И эта территория должна быть самой крутой и продвинутой. Но вместе с тем должна отвечать запросам людей.

Краевед и искусствовед Игорь Сорокин считает, что застройка старого аэропорта дает городу уникальную возможность «выпрыгнуть из жесткой треугольной структуры», сложившейся исторически. Он вспомнил о проекте «Саратовское озеро», в рамках которого говорилось о сакральной географии Саратова, его сакральном генплане, включающем в себя все семь городских холмов и «Небесный Иерусалим во все стороны».

– У Саратова появилась возможность развиваться как столица и было бы преступлением против горожан ее не использовать, — подчеркнул он, согласившись с логикой нового центра на территории аэропорта. Причем в качестве связи с миром и городами-партнерами было бы логично оставить одну из взлетных полос. Старый город при этом «остается для истории, для человечной жизни, для музеев, скверов, садов и театров».

В завершении сессии были высказаны два мнения, как бы подводя черту под всем сказанным. Так, доцент кафедры «Архитектура» УРБАСа СГТУ Лариса Тарасова подчеркнула, что застройка старого аэропорта должна быть полифункциональной, без преференций какой-то одной зоне.

Ее мысль продолжил архитектор Сергей Сердюков, подчеркнув, что такой огромный участок «можно запрограммировать с выстрелом в будущее». По его словам, мир уже живет с постиндустриальной экономикой, предполагающей отсутствие жестких мест приложения труда, создание «пятиминутного» города, где у людей есть возможность жить и работать, без «маятника» дом-работа. Архитектор считает неважным, переедет ли туда деловой центр или нет.

— Насильно притянуть здание администрации невозможно. Качественная среда притягивает бизнес и сама по себе развивается, развивает городскую экономику, — заключил он.

Любопытно, что ни один из участников сессии не вспомнил о том, что в 2017 году московское «Архитектурное бюро Асадова» уже разработало подробнейший проект застройки территории. Эта компания известна тесным сотрудничеством с принадлежащим Виктору Вексельбергу ГК «Ренова», вложившим в строительство нового аэропорта в Сабуровке более 20 млрд рублей. Логично предположить, что именно «Ренова» в обмен должна была получить под застройку территорию старого аэропорта.

По замыслу столичных архитекторов, новый микрорайон должен был быть рассчитан на 53 тыс. жителей. Заселять их собирались в дома средней этажности – в проекте они составляли основную массу застройке. В каждой группе зданий предусматривались высотные доминанты до 25 этажей, застройка вдоль магистралей должна быть 12-этажной.

Микрорайон мог бы получить свою центральную площадь с искусственным водоемом и парком, не считая нескольких скверов и пешеходного бульвара на месте ВПП, а также 4 школы и торгово-развлекательный центр. В одном из скверов прорисован даже такой обязательный в нынешнее время элемент инфраструктуры как церковь.

Правда, в 2018 году о «Ренове» уже никто не вспоминал чиновники отмечали наличие нескольких проектов застройки, в том числе от института «Саратовгражданпроект», запланировавшего стадион, гимнастический центр, жилые кварталы и бульвар на месте самой ВПП. А освоение территории было доверено ДОМ.РФ.

https://www.business-vector.info/chto-poluchitsya-iz-starogo-105559/