КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Пишущие человечки. Часть 2 Ликвидация саратовской журналистики, как это было



ОТ «КОММУНИСТА» ДО КЛАДБИЩА

Напомним, что тогда, на рубеже 1991-1992 годов, интернет-СМИ ещё не существовали, а из газет курощупы положили глаз на два крупнейших издания, выходивших тогда в областном центре — ежедневные «Саратовские вести» и «Саратов». Газеты были исключительно местные, никаких московских привязок не имели, а потому «трансформировать» их, как казалось, было намного проще.

За время существования газеты «Саратовские вести» её логотип менялся четыре раза, но успел запомниться читателям. Сегодня газеты с такой «шапкой» в продаже вы уже не увидите…
За время существования газеты «Саратовские вести» её логотип менялся четыре раза, но успел запомниться читателям. Сегодня газеты с такой «шапкой» в продаже вы уже не увидите…

«Саратовские вести» были созданы сразу после провала ГКЧП 19-21 августа 1991 года на базе ликвидированного органа обкома КПСС — газеты «Коммунист», тираж которого на излёте советских времён достигал 240 000 экземпляров. В духе времени на конкурсной основе в августе был избран главный редактор нового издания — Сергей Гришин, до этого выступавший в качестве нештатного автора саратовских газет по социологическим и экономическим темам. Почему конкурсная комиссия облсовета остановила выбор на его кандидатуре — можно лишь предполагать. Не исключено, что ставка на непрофессионала во главе главной газеты области была сделана осознанно. Расчёт, скорее всего, был на то, что Гришин, понимая шаткость своего положения в коллективе, постоянно будет искать поддержки у депутатов и тем самым областной «парламент» обеспечит для себя лояльность со стороны руководства «СВ». Но Сергей Евгеньевич оказался не так прост. Правда, итог всё равно оказался аховый.

В 1996 году газета «Саратовский репортёр» опубликовала легендарное фото Сергея Гришина, сопроводив его цитатой из песни группы «Наутилус Помпилиус»: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки...»
В 1996 году газета «Саратовский репортёр» опубликовала легендарное фото Сергея Гришина, сопроводив его цитатой из песни группы «Наутилус Помпилиус»: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки…»

«Саратовские вести» имели две родовые травмы. Первой стала кадровая политика  главреда издания. Практически сразу же после начала выхода «СВ» осенью 1991 года из редакции было выдавлено большинство творческих сотрудников, проще говоря — журналистов. Люди, наблюдавшие этот процесс изнутри, рассказывали, что главной причиной этого процесса были вовсе не идеологические соображения — в других-то регионах в аналогичных областных газетах оставались работать те, кто пришёл туда ещё в советские времена, и ничего страшного не случилось. Проблема была в другом — Сергей Гришин, не будучи профессионалом в журналистике, но являясь обладателем изрядного количества комплексов, не без оснований опасался разного рода «подлянок» со стороны опытных «коммунистовцев». Поэтому ставка была сделана на молодёжь и пришлых — тех, кого Гришин привёл с собой и тех, кто пришёл, так сказать, самотёком. Меньше всего пострадала в кадровом плане группа технических сотрудников бывшего «Коммуниста», что вполне объяснимо — технологический процесс выпуска газеты могли обеспечить только профессионалы, а не вечно сонные персонажи, типа одного из тогдашних заместителей главного редактора «Саратовских вестей» Г.И. Осадчего.

Как и в других профессиях, в журналистике крайне важное значение имеет сохранение традиций, преемственность поколений. Нет этого — начинается бардак, раздрай и шатания, а, в конечном счёте, профессиональная деградация. Такая деградация очевидна бывает не сразу. Как здание подчас тоже разрушается не в один момент, так и профессиональная деградация в журналистике проявляется не одномоментно, а  спустя годы. Именно тогда, в конце 1991-го — начале 1992 года, по чисто субъективной причине этот процесс был запущен в крупнейшей на тот момент газете региона — «Саратовских вестях». Опытные «коммунистовцы» оказались не нужны ни новому главному редактору, ни власти.

Николай Зорин впоследствии вспоминал: рассказы об убыточности советской прессы были позднейшим мифом. При разумном подходе к делу и вменяемой политике государства выпуск СМИ — дело экономически выгодное. Своему учредителю — обкому КПСС — газета «Коммунист» даже в последние годы своего существования ежегодно перечисляла сотни тысяч советских рублей чистой прибыли
Николай Зорин впоследствии вспоминал: рассказы об убыточности советской прессы были позднейшим мифом. При разумном подходе к делу и вменяемой политике государства выпуск СМИ — дело экономически выгодное. Своему учредителю — обкому КПСС — газета «Коммунист» даже в последние годы своего существования ежегодно перечисляла сотни тысяч советских рублей чистой прибыли

Часть выброшенных на улицу сотрудников «Коммуниста» во главе с последним главным редактором газеты Николаем Зориным в 1992 году попытались начать новый проект — при поддержке президента концерна «Поволжье-С» Александра Скорынина начала выходить газета «Биржевые вести». Издание, впрочем, просуществовало недолго: поигравшись в новую игрушку, Скорынин проект вскоре прикрыл.

8 мая 1992 года, презентация по случаю начала работы концерна «Rollex» в саратовском ресторане «Центральный» (ныне — операционный зал «Экономбанка). В центре — президент концерна «Rollex» Константин Филюхин, справа — президент концерна «Поволжье-С» Александр Скорынин
8 мая 1992 года, презентация по случаю начала работы концерна «Rollex» в саратовском ресторане «Центральный» (ныне — операционный зал «Экономбанка). В центре — президент концерна «Rollex» Константин Филюхин, справа — президент концерна «Поволжье-С» Александр Скорынин

Второй родовой травмой «Саратовских вестей» стало отношение к новой газете областных властей. Как уже было сказано, учредителями нового издания взамен почившего бозе обкома КПСС стали Саратовский областной Совет народных депутатов во главе с Николаем Макаревичем и коллектив редакции. В 1992 году в этот дуэт возжелал войти новый игрок: исполнительная ветвь областной власти в лице Администрации Саратовской области.

Напомним, что тогда в Саратовской области, как и по всей России, произошло переформатирование региональных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 75 от 22.08. 1991 г. «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР», по факту в практику вводился институт глав администраций субъектов РСФСР и статуировался институт региональных органов исполнительной власти — администраций области. Согласно этому указу уже к началу 1992 года Саратовский областной исполнительный комитет Советов народных депутатов Саратовской области превратился в Администрацию Саратовской области со своим первым главой — директором Дубковской птицефабрики Юрием Белых.

Обладминистрация во главе с Белых практически с момента своего статуирования в новом качестве озаботилась тем, как бы прибрать к руками «Саратовские вести». Но место соучредителя уже было занято: делиться газетой с главой обладминистрации Юрием Белых председатель облсовета Николай Макаревич не испытывал никакого желания. Нараставший на федеральном уровне процесс противостояния исполнительной власти (президент Ельцин) и представительной (Верховный Совет во главе с Русланом Хасбулатовым) столь же отчётливо и яростно проявлялся в регионах.

Председатель Совета народных депутатов Саратовской области Николай Макаревич, 1993 год (фото: Алексей Хействер)
Председатель Совета народных депутатов Саратовской области Николай Макаревич, 1993 год (фото: Алексей Хействер)

Когда первая попытка обзавестись своей газеткой не удалась, в 1993 году областная администрация учредила своё собственное издание  с патриархальным названием «Земля Саратовская». Её костяк составили оставшиеся без работы сотрудники «Коммуниста».  Понятно, что новая газета могла завоевать своё место на рынке, интерес и уважение читателей качеством публикаций и активным продвижением нового бренда. Но о каком качестве и о каком продвижении можно было говорить, если в каждом номере требовалось освещать слова и дела главы областной администрации?

Кроме того, как уже было сказано, основу редакции составили журналисты старой формации: молодёжи в «Земле Саратовской» было очень немного. То есть опять налицо был разрыв профессиональных традиций и преемственности. Ведь если опыт и профессиональные навыки «старики» не могут передавать молодым, разумно осаждая при этом их пыл и максимализм, но в то же время вбирая в себя как молодой задор, так и новые подходы в профессии и новые технологии — о какой преемственности можно говорить?

Издание было обречено с самого начала и просуществовало недолго.

Ну и вот: в октябре 1993 года, после московского расстрела здания Верховного Совета с последовавшей за этим ликвидацией института Советов, «Саратовские вести» остались без соучредителя. В тот момент региональные администрации обрели новое значение, особенно важное на период безвременья, когда областные «парламенты» были распущены. В Саратовской области, к примеру, выборы депутатов Саратовской областной Думы первого созыва состоялись только в мае 1994 года. Вполне естественно, что в тот же момент возобновился штурм и натиск Юрия Белых со товарищи на «СВ» с тем, чтобы областная администрация стала-таки соучредителем популярного и тиражного издания (на публикации рекламы «Саратовские вести» при тираже, доходившем до 90 000 экземпляров, зарабатывали тогда очень хорошо — газета была полностью самоокупаемой).

Глава Администрации Саратовской области Юрий Белых, весна 1995 года (фото: Алексей Хействер)
Глава Администрации Саратовской области Юрий Белых, весна 1995 года (фото: Алексей Хействер)

Но была проблемка: функционеры с Московской, 72 настаивали на том, чтобы в уставе редакции было закреплено право областной администрации назначать главного редактора «Саратовских вестей». Излишне говорить, что руководивший «Вестями» С.Е. Гришин этому всячески противился, втягивая в разборки коллектив и стращая сотрудников редакции тем, что при таком положении дел все заработанные денежки областная администрация у редакции будет забирать. В конце концов, к весне 1994 года Гришину удалось пройти сквозь игольное ушко и областная администрация таки стала соучредителем газеты с условием, что назначение главного редактора  осуществлялось только с согласия трудового коллектива «Саратовских вестей».

Развесёлая история «Саратовских вестей» получила своё дальнейшее развитие в апреле 1996 года. Назначенный вместо Юрия Белых главой Администрации Саратовской области Дмитрий Аяцков вскоре нагнал Сергея Гришина с поста главного редактора. Изгнание Гришина, по сути, было наказанием за его политические метания и неблагонадёжность — Гришин до этого, в 1995-1996 годах, никоим образом не поддержал губернаторские амбиции Аяцкова, не присягнул ему на верность. В мае 1996 года на должность главреда «Саратовских вестей» с подачи части трудового коллектива распоряжением и.о. главы Администрации Саратовской области Д.Ф. Аяцкова была назначена Татьяна Артёмова. Но музыка в редакции главной газеты области играла недолго.

Как и Сергей Евгеньевич, Татьяна Викторовна отличалась подозрительностью относительно любых (как правило, мнимых) посягательств на её полномочия и уже с осени 1996 года из редакции «Вестей» журналисты начали увольняться. Исход продолжался недолго и к началу 2000-х годов «СВ» покинула основная часть «пишущих перьев», ряд технических сотрудников и управленцев. Причины исхода были очевидны:  неудовлетворительный уровень зарплат, а, самое главное, отсутствие перспективы.

Да и как в «Саратовских вестях» могли расти зарплаты, если финансовое положение газеты становилось всё хуже? Лавирование в политических бурях, стремление задружиться с властью и получить от неё финансовую подпитку уже в период, когда газетой руководил Сергей Гришин, приводило к тому, что «Вести» в своём развитии остановились. У Гришина, надо отдать ему должное, было чутьё в плане перспективы: к примеру, ещё в 1995 году он предпринимал попытки вывести «Саратовские вести» в мировую Сеть и создать газете интернет-сайт, что в тот период для печатных СМИ Саратова было диковинкой и казалось пустой забавой. Однако разновекторность редакционной политики главреда распыляла все его усилия.

В самом начале 1990-х годов общественно-политические газеты в качестве рекламоносителей стали тесниться изданиями чисто рекламными. В 1992 году начала свой выход первая массовая рекламная газета «Телеком», распространявшаяся бесплатно. Для справки: номер газеты «Телеком» формата А3 от 1 декабря 1993 года был отпечатан тиражом 248 006 экз. Основанная Владимиром Таллером, газета стала фундаментом, на котором вырос целый концерн с одноимённым названием (рекламное агентство «Телеком», радиостанция «Европа плюс Саратов», продюсерский центр, телекомпания «Телеком-ТВ» и много чего другого). В 1994 году стала выходить вторая бесплатная газета — «Элеком», на базе которой вырос ещё один рекламно-развлекательный концерн во главе с выходцами их таллеровского «Телекома» — Виталием Бабарыкиным, Игорем Шадчиным, Дмитрием Котовым, Антоном Комаровым и их коллегами.
В самом начале 1990-х годов общественно-политические газеты в качестве рекламоносителей стали тесниться изданиями чисто рекламными. В 1992 году начала свой выход первая массовая рекламная газета «Телеком», распространявшаяся бесплатно. Для справки: номер газеты «Телеком» формата А3 от 1 декабря 1993 года был отпечатан тиражом 248 006 экз. Основанная Владимиром Таллером, газета стала фундаментом, на котором вырос целый концерн с одноимённым названием (рекламное агентство «Телеком», радиостанция «Европа плюс Саратов», продюсерский центр, телекомпания «Телеком-ТВ» и много чего другого). В 1994 году стала выходить вторая бесплатная газета — «Элеком», на базе которой вырос ещё один рекламно-развлекательный концерн во главе с выходцами их таллеровского «Телекома» — Виталием Бабарыкиным, Игорем Шадчиным, Дмитрием Котовым, Антоном Комаровым и их коллегами.

А тем временем конкурентов на газетном рынке становилось всё больше, рекламодатели видели более интересные и выгодные площадки для размещения рекламы. Не говоря о возникавших новых общественно-политических СМИ, стоит упомянуть о том, что именно тогда, в 1992 и 1994 годах в Саратове начали выходить три бесплатных рекламных газеты — «Телеком», «Бизнес-новости» и «Элеком» с тиражами, порой превышавшими отметку в 200 тысяч экземпляров. В итоге к началу царствования в «Саратовских вестях» Татьяны Артёмовой тираж ежедневного выпуска «Саратовских вестей» упал до 30 с небольшим тысяч экземпляров.

В качестве одной из первых мер по поддержке газеты областная администрация во главе с Дмитрием Аяцковым за счёт бюджетных средств организовала бесплатную подписку для физических и части юридических лиц области. В результате тираж газеты к началу 1997 года вырос до 60 тысяч экземпляров, но эта маркетинговая победа оказалась пирровой. Расчёт на то, что получая газету бесплатно, оценив её и привыкнув к ней, читатели бросятся подписываться на «Вести» уже за свои деньги не оправдался. Оно и понятно: кто же будет выкладывать свои кровные за то, что ещё вчера он получал на халяву? Газета — это ж не хлеб, в конце концов…

Все эти потуги привели к тому, что тираж газеты продолжал падать со стремительностью сломанного домкрата. 21 сентября 2018 года, когда вышел в свет последний печатный номер «Саратовских вестей», тираж газеты ненамного превышал 1000 экземпляров. Обращение редакции к читателям «СВ», опубликованное в последнем номере, извещало, что газета осталась без финансовой помощи и оказалась на дне долговой ямы. Однако костлявые руки кризиса железной хваткой сомкнулись на шее «Саратовских вестей» не только и даже не столько по объективным причинам. На фоне сегодняшнего состояния газет-аналогов в соседних регионах история «Саратовских вестей» является поучительным антипримером.

В канун так называемого 200-летия Саратовской губернии специальным Указом президента РФ Б.Н. Ельцина «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников предприятий, учреждений и организаций Саратовской области» № 891 от 15.08. 1997 г. «за заслуги перед государством и большой вклад в социально-экономическое развитие области» 159 жителей области были награждены правительственными наградами и удостоились присуждения почётных званий. Среди награждённых медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени была и главный редактор газеты «Саратовские вести». Любопытно, что из наградного списка Указа в последний момент были вычеркнуты председатель избирательной комиссии Саратовской области В.Я. Мустафин и министр по делам молодёжи, спорту и туризму Саратовской области А.В. Россошанский (на фото Николая Синегубова — награду Т.В. Артёмовой вручает губернатор Саратовской области Д.Ф. Аяцков)
В канун так называемого 200-летия Саратовской губернии специальным Указом президента РФ Б.Н. Ельцина «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников предприятий, учреждений и организаций Саратовской области» № 891 от 15.08. 1997 г. «за заслуги перед государством и большой вклад в социально-экономическое развитие области» 159 жителей области были награждены правительственными наградами и удостоились присуждения почётных званий. Среди награждённых медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени была и главный редактор газеты «Саратовские вести». Любопытно, что из наградного списка Указа в последний момент были вычеркнуты председатель избирательной комиссии Саратовской области В.Я. Мустафин и министр по делам молодёжи, спорту и туризму Саратовской области А.В. Россошанский (на фото Николая Синегубова — награду Т.В. Артёмовой вручает губернатор Саратовской области Д.Ф. Аяцков)

Как и в случае с ГТРК «Саратов», областная власть в обмен на лояльность со стороны «Саратовских вестей» закрывала глаза на кое-какие финансово-правовые гандикапы со стороны руководства газеты.  Являясь правопреемником «Коммуниста», первые годы своего существования «Саратовские вести» как хозяйствующий субъект являлись государственным предприятием. Создание в 1997 году на базе госпредприятия нового юридического лица — ООО «Редакция „Саратовские вести“» — прошло исключительно келейно. По сути, это было скрытой приватизацией газеты, причём, Артёмова в новосозданном юридическом лице сразу же застолбила за собой 51-процентную долю в уставном капитале. Итог оказался плачевным.

Татьяна Викторовна, желая получить всю полноту власти и собственности в «Саратовских вестях», всё это в конце концов и получила, но в итоге похоронила газету. Областная власть, желая получить лояльную и тиражную газету в качестве своего официального печатного органа, стало активным участником похоронной оргии, и совсем скоро, в марте 2000 года, проделала тот же трюк с газетой «Саратов», в итоге похоронив и вторую ежедневку Саратовской области.

МАРШРУТ ПРЕЖНИЙ: «САРАТОВСКИЕ ВЕСТИ» — «САРАТОВ» — КЛАДБИЩЕ 

С газетой «Саратов» ситуация развивалась ещё более драматически.

Весной 1990 года состоялись первые демократические выборы Саратовского городского Совета народных депутатов. Уже в мае того же года, на первом заседании горсовета, народные избранники смекнули, что полноценной работы без собственной газеты не получится. В результате в декабре 1990 года вышел в свет первый номер «газеты с названием нашего города».

Главным редактором нового издания был утверждён Борис Плохотенко, до этого работавший в газете «Заря молодёжи». Предполагалось, что «Саратов» станет второй ежедневной газетой саратовского региона. Это и произошло, но не сразу: после преодоления многочисленных препон со стороны функционеров обкома КПСС и последовавшего после провала ГКЧП августа 1991 года запрета коммунистической партии газета «Саратов» в декабре 1991 года выходила уже 4 раза в неделю.

Изначальный логотип газеты «Саратов» в 1994 году был заменён на второй, который вы видите ниже. Из-за странных вытянутых букв, напоминавшую строительные элементы, эту газетную «шапку» в журналистских кругах иногда называли «сваи». В июле 2001 года редакция газеты вернулась к первоначальному варианту логотипа…
Изначальный логотип газеты «Саратов» в 1994 году был заменён на второй, который вы видите ниже. Из-за странных вытянутых букв, напоминавшую строительные элементы, эту газетную «шапку» в журналистских кругах иногда называли «сваи». В июле 2001 года редакция газеты вернулась к первоначальному варианту логотипа…

Ещё при создании «Саратова» в «фундамент» проекта было заложено колоссальное количество мин-ловушек, которые, что вовсе неудивительно, затем взрывались с такой периодичностью и с такой силой, что было удивительно, как у коллектива редакции газеты в принципе остаются силы продолжать свою деятельность. Первые годы существования газеты были сродни хождению по минному полю: постоянные подрывы и разного рода диверсии в 1992-2001 годах выжигали коллектив редакции как напалм.

Как и в случае с ГТРК «Саратов» и с «Саратовскими вестями», свою негативную роль сыграли не только объектные, но субъективные факторы. К примеру, очевидцы событий тех лет вспоминали, что избрание в 1990 году на пост главного редактора газеты Бориса Плохотенко — формально, конечно же, он прошёл процедуру демократических выборов из нескольких кандидатур, а как иначе! — выглядело так, словно Бориса Александровича кто-то упорно проталкивал на должность главреда, деятельно помогая ему стать во главе создающейся газеты.

Борис Плохотенко и Александр Свешников (впоследствии — главный редактор газеты «Богатей»), января 1994 года, фото: Алексей Хействер
Борис Плохотенко и Александр Свешников (впоследствии — главный редактор газеты «Богатей»), января 1994 года, фото: Алексей Хействер

К осени 1993 года, когда противостояние Советов и президентской ветви власти на федеральном и на региональных уровнях достигло апогея, политические метания Плохотенко привели к тому, что на посту главреда «Саратова» его не хотели видеть ни в областной администрации, ни в руководстве городом. К ноябрю 1993 года газета «Саратов» (её тираж в тот период достигал своего пика в 60 000 экземпляров каждого номера) попала в тот же правовой клинч, что и «Саратовские вести» — в связи с роспуском Саратовского городского Совета народных депутатов она осталась без соучредителя. Попытки пресечь поползновения Администрации г. Саратов стать соучредителем газеты и сделать так, чтобы учредителем остался только редакционный коллектив, городские власти Борису Плохотенко не простили. Для вице-мэра городской администрации Дмитрия Аяцкова (4 декабря он уже был выбран членом Совета Федерации ФС РФ) это было уже совершенно непозволительным вольтерьянством!

Накануне нового, 1993 года, произошло неслыханное доселе для саратовских СМИ событие. За долги по тиражированию газеты и аренде помещения редакции коллектив творческих и технических сотрудников не был допущен в помещение своего офиса, располагавшегося в помещении ФГУП «Издательство „Слово“». После трёхнедельного перерыва в выходе газеты последовал перехват управления. По предложению вице-мэра Дмитрия Аяцкова газета «Саратов» как средство массовой информации была перерегистрирована, соучредителями издания выступили Администрация г. Саратов и коллектив редакции, а главным редактором был назначен Сергей Сергиевский. Борис Плохотенко потом несколько лет судился за право восстановления в должности и даже добился правды, но к желаемому результату это всё равно не привело. Однако силовой перехват газеты произвёл столь удручающее впечатление на сотрудников газеты, что после событий января 1994 году из «Саратова» уволилось более 30 человек — почти половина редакционного коллектива, насчитывавшего тогда 73 человека.

Дмитрий Аяцков, ноябрь 1993 года; несговорчивость Бориса Плохотенко была воспринята как опасное вольнодумство (фото: Алексей Хействер)
Дмитрий Аяцков, ноябрь 1993 года; несговорчивость Бориса Плохотенко была воспринята как опасное вольнодумство (фото: Алексей Хействер)

А потом было много чего. И появление в начале 1995 года нового соучредителя газеты «Саратов» в лице Саратовской областной Думы, первый созыв депутатов которой был избран в мае 1994 года. И замена в декабре 1995 года Сергея Сергиевского в должности главного редактора газеты на верного сподвижника будущего губернатора Дмитрия Аяцкова — Евгения Акимова. И финансовые шалости со стороны руководства газеты:  проведённая в марте-апреле 1997 года сотрудниками Саратовской областной Думы проверка финансово-хозяйственной деятельности редакции вскрыла потрясающий для депутатов облдумы факт: в выделении «Саратову» в феврале того же года 600 млн. рублей и ещё 300 млн. — на погашение долгов за аренду помещения редакции — вроде как и не было нужды, так как от собственной деятельности 1996 году редакция получила прибыль в сумме 200 млн. рублей.

Был и выход в декабре 1997 года областной Думы из состава соучредителей газеты «Саратов». И очередная смена учредителя газеты «Саратов» в сентябре 1999 года с последовавшим скандалом, когда выяснилось, что газета как СМИ является обладателем двух свидетельств о государственной регистрации с совершенно идентичными номерами, но совершенно разными датами их выдачи. А ещё в истории «Саратова» был инициированный областной властью раскол редакции, произошедший в феврале-марте 2000 года, который привёл к тому, что с апреля стала выходить и газета «Саратов», и газета «Саратов — столица Поволжья». Причём, тогда «раздвоилась» не только газета, но, в очередной раз, и трудовой коллектив издания.

… Вынужденная в апреле 2000 года покинуть редакционное помещение в издательстве «Слово», редакция газеты «Саратов» с оставшейся частью творческих и технических сотрудников следующий год из последних сил продолжала выпуск газеты в ежедневном режиме. Финансовые проблемы копились со скоростью снежного кома. Хотя тогда в журналистских кругах уверенно говорили о том, что финансовые проблемы «Саратов» носят во многом искусственный характер, что проблемы эти провоцируются руководством газеты во главе с новым главным редактором — Александром Жаворонским. И что тогда руководство газеты в первую очередь было склонно заботиться о собственных финансовых интересах, нежели об интересах самой газеты «Саратов» и её сотрудников.

Март 1996 года, в стенах Саратовской областной Думы — тогдашние властители дум саратовской общественной политической жизни: Валерий Давыдов, Виктор Уханёв, Александр Жаворонский (фото: Алексей Хействер)…
Март 1996 года, в стенах Саратовской областной Думы — тогдашние властители дум саратовской общественной политической жизни: Валерий Давыдов, Виктор Уханёв, Александр Жаворонский (фото: Алексей Хействер)…

2 марта 2001 года вышел в свет последний номер ежедневного «Саратова». Руководство области и города добилось своего: похоронило и вторую ежедневную газету области. И хотя «Саратов» как ежедневка перестал существовать намного раньше «Саратовских вестей», это, согласитесь, сути дела не меняет.

Справедливости ради необходимо сделать важное замечание: как известно, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Кроме того, легко говорить про допущенные другими людьми ошибки спустя много лет, по прошествии которых хорошо известно, в какую сторону потом стали развиваться события. Сергей Гришин, Татьяна Артёмова, Борис Плохотенко, будучи людьми разными, оказались во главе СМИ в очень сложное время и очень даже неизвестно, как бы повёл себя на их месте кто-то другой. Впрочем, о важности фигуры главного редактора в любом СМИ мы вернёмся в финальной главе нашего повествования.

Игорь ОСОВИН

Продолжение следует. 

Январь 1994 года, площадь у памятника Н.Г. Чернышевскому в Саратове. Борис Плохотенко и часть сотрудников «Саратова» проводят митинг в защиту своего права быть учредителями газеты (фото: Алексей Хействер).
Январь 1994 года, площадь у памятника Н.Г. Чернышевскому в Саратове. Борис Плохотенко и часть сотрудников «Саратова» проводят митинг в защиту своего права быть учредителями газеты (фото: Алексей Хействер

Источник: http://vremenynet.ru/headings/?SECTION_ID=28&ELEMENT_ID=22437