КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Пишущие человечки. Часть 3 Ликвидация саратовской журналистики — как это было



ДЕНЬГИ И ЛЮДИ 

 

А что же на фоне этих драматических событий происходило с рядовыми журналистами — теми людьми, которые, по сути, и являются главными действующими лицами любого средства массовой информации?

 

Происходило разное. Многие из журналистов, вынужденные в силу тех или обстоятельств покинуть редакции главных печатных СМИ области, образовывали редакционный костяк новых газет, которые тогда в Саратове появлялись одна за другой: «Авторское право» (1992), «Новости экономики и политики» («НЭП», 1992) «Саратовская мэрия» (1993, с 2000 года — «Саратовская панорама»), «Земское обозрение» (1994), «Руководитель» (1994), «Саратовский репортёр» (1995), «Новый стиль» (1995), «Местное время» («Жизнь», 1997), «Богатей» (1997), «„Московский комсомолец“ в Саратове» (1998), «Саратовские губернские ведомости» (1998), «Саратовский Арбат» (1998), «Еженедельник „Грани“» (1999), «Общественное мнение» (1999), «Репортёр» (2000), «Саратовский криминал» (2000), появляются региональные редакции «Российской газеты», «Комсомольской правды», еженедельников «Аргументы и факты», «Новой газеты» — перечисляем лишь наиболее значимые, известные газетные проекты. У каждого из них была своя судьба, какие-то просуществовали недолго, другие дожили до наших дней.

 

 

Газета «Авторское право» (гл. редактор — Александр Филиппов) выходила меньше года. После того, как в 1996 году в «Саратовскую мэрию» возглавил Владимир Спирягин, газета сменила логотип, а в 2000 году — и название. Первый логотип «Земского обозрения» (единственное издание в этом мартирологе, которое юридические продолжает существовать): в разные годы газету возглавляли Алексей Федченко, Дмитрий Чернышевский, Владимир Разин, Николай Зорин, Игорь Сухарев. «Руководитель» (проект концерна «Элеком») был одной из попыток создать деловую газету, ориентированную на руководителей и топ-менеджеров в бизнесе и политике. «Местное время», в чистом виде бульварная пресса, возглавлялась Людмилой Долгополовой (впоследствии руководила региональным выпуском «Комсомольской правды»)
Газета «Авторское право» (гл. редактор — Александр Филиппов) выходила меньше года. После того, как в 1996 году в «Саратовскую мэрию» возглавил Владимир Спирягин, газета сменила логотип, а в 2000 году — и название. Первый логотип «Земского обозрения» (единственное издание в этом мартирологе, которое юридические продолжает существовать): в разные годы газету возглавляли Алексей Федченко, Дмитрий Чернышевский, Владимир Разин, Николай Зорин, Игорь Сухарев. «Руководитель» (проект концерна «Элеком») был одной из попыток создать деловую газету, ориентированную на руководителей и топ-менеджеров в бизнесе и политике. «Местное время», в чистом виде бульварная пресса, возглавлялась Людмилой Долгополовой (впоследствии руководила региональным выпуском «Комсомольской правды»)

 

Отдельным видом заработка, достаточно хорошо оплачиваемого, но, к сожалению для журналистов, нерегулярного, стало участие в избирательных кампаниях. Кроме того, для части пишущих журналистов дополнительным источником дохода стала работа по подготовке разного рода газеток и прочей медийной макулатуры, издаваемой местными отделениями многочисленных политических партий и движений.

 

Наконец, кто-то в принципе уходил из журналистики в совершенно иные сферы деятельности, другие переквалифицировались в пресс-секретарей и специалистов по связям с общественностью, которыми тогда в массовом порядке начали обзаводиться как государственные структуры, так и предпринимательские.

 

Кто-то из журналистов не тратил время зря, а сразу отправлялся в ту же Москву, без особых проблем устраиваясь на работу в редакции ведущих печатных СМИ — издательский дом «Коммерсантъ», «Комсомольскую правду», «Собеседник», «МК»; в ведущие телекомпании — ОРТ («Первый канал»), РТР («Россия-1»), НТВ, чуть позднее — ТВЦ, Рен-ТВ и ряд других.

 

Однако первый, едва ли не самый драматичный, этап ликвидации саратовской журналистики имел крайне важные последствия психологического характера. Многие рядовые журналисты, не новички в профессии, а уже понюхавшие медийного пороха, в основной своей массе из трансформаций, произошедших с главными СМИ области, сделали два основополагающих вывода.

 

 

В поисках финансирования своего нового проекта создатели газеты «Саратовский репортёр» Сергей Почечуев, Пётр Красильников и Алексей Хействер попытались опереться на власть. Сотрудничество завершилось тем, что в январе 1997 года «внутриноменклатурный коммуникатор» получил коллективный иск от губернатора Д.Ф. Аяцкова и вице-губернаторов В.М. Марона и В.В. Володина на 600 миллионов неденоминированных рублей. В 2003 году бренд «Саратовского репортёра» подхватил Сергей Михайлов. На фото — июль 1995 года, вице-спикер Саратовской областной Думы Вячеслав Володин в своём рабочем кабинете проводит совещание с Петром Красильниковым и Сергеем Почечуевым и даже разрешил курить в кабинете — безбрежный демократизм! (Фото: Алексей Хействер)
В поисках финансирования своего нового проекта создатели газеты «Саратовский репортёр» Сергей Почечуев, Пётр Красильников и Алексей Хействер попытались опереться на власть. Сотрудничество завершилось тем, что в январе 1997 года «внутриноменклатурный коммуникатор» получил коллективный иск от губернатора Д.Ф. Аяцкова и вице-губернаторов В.М. Марона и В.В. Володина на 600 миллионов неденоминированных рублей. В 2003 году бренд «Саратовского репортёра» подхватил Сергей Михайлов. На фото — июль 1995 года, вице-спикер Саратовской областной Думы Вячеслав Володин в своём рабочем кабинете проводит совещание с Петром Красильниковым и Сергеем Почечуевым и даже разрешил курить в кабинете — безбрежный демократизм! (Фото: Алексей Хействер)

 

Первый вывод касался позиции новых руководителей СМИ. Стало понятно, что некая цеховая солидарность, декларации о высоком предназначении журналистики со стороны руководства зачастую являются пустым звуком, этакой мантрой, призванной держать коллектив в узде. Для немалой части таких медийных «капитанов» возглавляемое ими СМИ являлось или трамплином для нового этапа его карьеры, или средством улучшения их и без того небедственного финансового положения.

 

Это неизбежно приводило ко второму выводу, который заключался в том, что работу в том или ином СМИ журналисты стали воспринимать как явление временное, как попытку здесь и сейчас хоть как-то заработать на жизнь, а там — посмотрим. Речь уже не шла о том, что человек воспринимал себя частью сплочённого трудового коллектива, речь не шла о соблюдении так называемой корпоративной этики, многие журналисты всё меньше воспринимали работу в любимой телекомпании или газете как дело, которое может стать делом всей его жизни — о чём вы?!

 

Утилитарное отношение к журналистам со стороны курощупов во власти, потребительский взгляд на подчинённых со стороны руководителей (как СМИ старой формации, так отчасти и новых СМИ, возникших уже в 1990-х годах) провоцировало для остававшихся в Саратове журналистов угрюмо-циничное отношение к профессии, а то и откровенное рвачество, стремление заработать как можно больше любой ценой.

 

Многие из саратовских журналистов журналистику в качестве одной из разновидностей служения обществу уже не воспринимали. И это было, пожалуй, основным итогом первого этапа зачистки саратовской журналистики.

 

 

Газету «Богатей» возглавляли Владимир Горбачёв и Александр Свешников (и недолгое время — Александр Крутов), юридически издание продолжает существовать. «Губернские ведомости» (её возглавляли Сергей Почечуев, Владимир Спирягин и Роман Мерцлин) на протяжении 1998-2011 годов постоянно преследовали несчастья: регулярный выход продолжался год-два, после чего издание прерывалось. После изгнания из «Граней» Олега Балыкова, «Еженедельник Грани» возглавляли Алексей Пчелинцев, Сергей Панкин и Борис Борисов, но без поддержки спонсоров издание вскоре прекратило свой выход. «Саратовский Арбат» во главе с Ириной Бакаевой на практике продемонстрировал ёмкость саратовского рынка — его тираж достигал 80 000 экз. (в октябре 2009 году газета пала жертвой алчности учредителя). Еженедельник «Репортёр» возглавляли Сергей Михайлов, Денис Есипов, Дмитрий Митрошин. В 2002 году издание предприняло попытку перейти на ежедневный выпуск формата А2, но затея успехом не увенчалась, а в 2015 году издание прекратило свой выход. «Саратовскую панораму» первые годы её существования возглавляли Влад Боровицкий, Алексей Пчелинцев; в этой части мартиролога саратовских СМИ «СП» — единственное издание, продолжающее свой выход (является официальным печатным органом Администрации МО «Город Саратов»). Лучший общественно-политический журнал Саратова — «Общественное мнение» — возглавляли Екатерина Знаменская, Алексей Колобродов, Альберт Кошкаров, и снова — Алексей Колобродов. В июне 2018 года, чуть более года не дожив до своего 20-летия, издание прекратило регулярный выход…
Газету «Богатей» возглавляли Владимир Горбачёв и Александр Свешников (и недолгое время — Александр Крутов), юридически издание продолжает существовать. «Губернские ведомости» (её возглавляли Сергей Почечуев, Владимир Спирягин и Роман Мерцлин) на протяжении 1998-2011 годов постоянно преследовали несчастья: регулярный выход продолжался год-два, после чего издание прерывалось. После изгнания из «Граней» Олега Балыкова, «Еженедельник Грани» возглавляли Алексей Пчелинцев, Сергей Панкин и Борис Борисов, но без поддержки спонсоров издание вскоре прекратило свой выход. «Саратовский Арбат» во главе с Ириной Бакаевой на практике продемонстрировал ёмкость саратовского рынка — его тираж достигал 80 000 экз. (в октябре 2009 году газета пала жертвой алчности учредителя). Еженедельник «Репортёр» возглавляли Сергей Михайлов, Денис Есипов, Дмитрий Митрошин. В 2002 году издание предприняло попытку перейти на ежедневный выпуск формата А2, но затея успехом не увенчалась, а в 2015 году издание прекратило свой выход. «Саратовскую панораму» первые годы её существования возглавляли Влад Боровицкий, Алексей Пчелинцев; в этой части мартиролога саратовских СМИ «СП» — единственное издание, продолжающее свой выход (является официальным печатным органом Администрации МО «Город Саратов»). Лучший общественно-политический журнал Саратова — «Общественное мнение» — возглавляли Екатерина Знаменская, Алексей Колобродов, Альберт Кошкаров, и снова — Алексей Колобродов. В июне 2018 года, чуть более года не дожив до своего 20-летия, издание прекратило регулярный выход…

 

МЕДИЙНЫЕ ИГРЫ КУРОЩУПОВ: ФИНАЛ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

 

При этом процессы, происходившие на медийном рынке, курощупов во власти, судя по всему, нисколько не беспокоили, как начало катастрофы ситуацию они явно не воспринимали. О журналюгах и всех этих бумагомараках власть вспоминала лишь в канун очередных выборов, да в День российской журналистики. 13 января каждого года функционеры от власти собирали журналистов в приличном месте, произносили в их адрес здравицы, раздавали зеркальца, бубны, погремушки и почётные грамотки, а иногда даже денюжки. Этим дело и ограничивалось. Внятной медийной политики у руководства Саратовской области и города так и не появилось. Кстати, не родилась она и сегодня.

 

Медийные игры курощупов завершились примерно через 20 лет после своего начала. Многочисленные попытки областных властей завести себе собственную газетку в цивилизованное русло вошли только в 2008 году. Произошло это в тот период, когда относительно недолго (в 2005-2012 годах) Саратовскую область впервые возглавил не курощуп, а не имевший ни малейшего отношения к сельхозиндустрии Павел Ипатов.  Проблему странного положения с официальным публикатором документов областного правительства Ипатов и его подчинённые, вникнув в суть дела, решили грамотно и логично. Всё правильно сделали — без всяких разговоров-переговоров-уговоров создали госпредприятие, определили список СМИ, круг задач и полномочий, решили вопрос с финансированием, помещением, назначили руководителей.

 

 

Саратов, ул. им. Сакко и Ванцетти, 41: этот особняк был построен саратовским купцом Александром Шерстобитовым в 1915-1916 годах. В октябре 1939 года в нём была открыта 2-я детская инфекционная больница, которая в 1989 году была окончательно перепрофилирована в стационар по выхаживанию новорожденных детей. Теперь здесь — правительственный медиа-холдинг (фото: Игорь Осовин, октябрь 2020 г.)
Саратов, ул. им. Сакко и Ванцетти, 41: этот особняк был построен саратовским купцом Александром Шерстобитовым в 1915-1916 годах. В октябре 1939 года в нём была открыта 2-я детская инфекционная больница, которая в 1989 году была окончательно перепрофилирована в стационар по выхаживанию новорожденных детей. Теперь здесь — правительственный медиа-холдинг (фото: Игорь Осовин, октябрь 2020 г.)

 

Для начала определились с юридическим лицом, которое будет осуществлять финансово-хозяйственную деятельность публикатора. В соответствии с Распоряжением Правительства Саратовской области № 152-Пр от 26.06. 2007 г. в сентябре того же года было создано «Государственное автономное учреждение „Саратов-Медиа“» (в 2014 году в его названии «Саратов-Медиа» заменили на «Регион 64»). Одновременно определились с тем, чем новоиспечённое ГАУ будет заниматься.

 

В итоге сегодня, после последней реорганизации, прошедшей в мае 2015 года, ГАУ СМИ СО «Регион 64» информирует население области и других регионов о деятельности правительства и его успехах в социально-экономическом и культурном развитии региона. Достигается это обеспечением работы двух интернет-ресурсов. Первое — новостное сетевое издание «Регион 64» (сегодня подвязано к двум доменным именам: sarnovosti.ru и re64.ru). Второе — «Новости Саратовской губернии» (доменное имя g-64.ru) является интернет-площадкой по размещению в электронном виде официальных документов Правительства Саратовской области и Саратовской областной Думы.

 

Ещё одно направление деятельности ГАУ — издание в электронном виде популярного в народе литературно-художественного журнала «Волга-XXI век» (ранее издание выходило в печатном виде). Плюс к этому — ГАУ печатает издания и разнообразную продукцию, необходимую многочисленным подразделением областного правительства. Ну, и оказывает услуги сторонним заказчикам.

 

 

Логотип главной газеты Саратовской области за 19 лет существенно видоизменился и теперь выглядит современно, а сама газета несёт в читательские массы славные новости…
Логотип главной газеты Саратовской области за 19 лет существенно видоизменился и теперь выглядит современно, а сама газета несёт в читательские массы славные новости…

 

Наконец, ГАУ выпускает в печатном виде газетку, PDF-файлы которой с 2017 года выкладываются на re64.ru. Да-да, то самое издание, которое после раскола в марте-апреле 2001 года называлось «Саратов — столица Поволжья». В 2004-2005 годах название издания начало видоизменяться и постепенно превратилось в «Саратовскую областную газету». Которая, в свою очередь, с 13 мая 2015 года называется «Саратовская областная газета „Регион 64“», и которая сегодня в печатном виде выходит, насколько можно понять, 1-2 раза в неделю. Соучредителями авторитетного издания являются областное правительство в лице Министерства информации и печати Саратовской области и Саратовская областная Дума.

 

Давняя и страстная мечта областного правительства сбылась: у него появилась своя собственная газета.

 

ГАУ СМИ СО «Регион 64» между тем демонстрирует прекрасные финансово-хозяйственные показатели. Согласно отчёту о деятельности в 2019 году, расходная часть бюджета составила без малого 62,5 млн. рублей. Само предприятие заработало от оказания разнообразных услуг почти 11,8 млн. рублей. Из бюджета (в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и целевых субсидий) в 2019 году было получено 51 млн. 993 тыс. 330 рублей.

 

Радуют и зарплаты сотрудников предприятия, коих в прошлом году насчитывалось в штате 45 человек. Как опять-таки мы видим в отчёте ГАУ, средняя зарплата специалистов в ГАУ (то есть творческих, технических и прочих сотрудников) в 2019 году составляла 37 500 рублей в месяц, что для саратовских журналистов сегодня очень даже неплохо. У замдиректора ГАУ месячная зарплата в среднем составляла 52 900 рублей, у директора — 153 300 рублей в месяц. Отличные показатели!

 

Невольно возникает вопрос: а вот сразу так нельзя было поступить? С теми же «Саратовскими вестями», к примеру — объяснили бы коллективу, что да как, грамотно решили бы все юридические и организационные вопросы. При таком-то подходе «Саратовские вести», глядишь, как издание сохранилось бы. Коллектив редакции, возможно, не полностью разбежался бы. Скорее всего, тираж и периодичность выхода тоже была бы на должном уровне. Да и Сергей Гришин, вполне возможно, продолжал бы оставаться у руля этой медийной агломерации. Нет же, всё делалось через задницу, кроме клизмы и для чего? Чтобы в 2007 подойти к созданию ГАУ, хотя это можно было сделать почти 20 годами раньше?

 

 

В живых осталась только газета областного правительства — все остальные издания практически бесследно сгинули…
В живых осталась только газета областного правительства — все остальные издания практически бесследно сгинули…

 

Тем временем в нулевые годы, когда развернулся второй этап зачистки саратовских СМИ, происходили удивительнейшие события!

 

ВТОРОЙ ЭТАП ЛИКВИДАЦИИ: ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Как и любовь, для саратовских журналистов новые времена в первой половине 2000-х годов нагрянули нежданно. Казалось бы, ничто не предвещало того, что новые СМИ будут возникать, как грибы после дождя. Но именно это и произошло. Одних лишь печатных СМИ появилось столь много, что их количеству не соответствовало число оставшихся в Саратове профессиональных журналистов, из которых можно было скомплектовать боеспособные редакционные коллективы. А в конце этой славной, но недолгой эпохи стали появляться ещё и интернет-СМИ!

 

Перечислим наиболее знаковые печатные СМИ, начавшие выходить в последующее десятилетие: «Новые времена в Саратове» (2002), «Саратовский расклад» (2003), «Толк.ru» (2003), «Время. События. Мнения. Тенденции» (2005), «Провинциальный телеграфъ» (2005), «Саратовский взгляд» (2006), «Политдозор» (2006), «Аргументы недели. Саратов» (2007), «Газета недели в Саратове» (2008), «Газета Наша версия» (2008), «Наша версия в Саратове» (2008), «Резонанс» (2010). Из всего этого перечня до наших дней дожил лишь «Провинциальный телеграфъ».

 

Во второй половине нулевых на медийный рынок хлынули сетевые ресурсы; перечисляем основные, продолжающие работать и сейчас (массу полуанонимных сайтов, работавших в тот период на подхвате у основных, даже упоминать не будем):  информационное агентство «СарИнформ» (sarinform.ru, 2006), ИА «Взгляд-инфо» (vzsar.ru, 2006), информагентство «Версия-Саратов» (nversia.ru, 2009), интернет-ресурс саратовской редакции газеты «Московский комсомолец» (saratovnews.ru, 2009), «Четвёртая власть» (4vsar.ru, 2011), наконец, назовём появившееся на самом излёте второго этапа ликвидации саратовских СМИ информагентства «Свободные новости. FreeNews-Volga» (fn-volga.ru, 2013) и агентство деловых новостей «Бизнес-Вектор» (business-vector.info, 2013).

 

Чтобы понять на каком фоне развивались события тех лет и почему последовавшие события привели к столь печальному состоянию, в котором саратовская журналистика пребывает сегодня, очень даже не лишне будет вспомнить политическую историю Саратовской области того периода.

 

Рост числа средств массовой информации, как мы уже говорили, является косвенным, но весьма точным свидетельством экономического роста в регионе. В нашем случае всё выглядело прямо противоположным образом, а возникновение всё новых и новых СМИ в Саратовской области в 2000-е годы было явлением совершенно аномальным. Регион всё глубже увязал в болоте экономической депрессии, а новых средств массовой информации становилось всё больше — как так? Чтобы не быть голословными относительно экономической стагнации региона, приведём несколько говорящих цифр.

 

 

В 2005 году Дмитрий Аяцков (фото: Юрий Набатов) оставил Саратовскую область с госдолгом порядка 1,32 млрд. рублей. Осенью 2020 года при губернаторе Валерии Радаева госдолг региона превышал 46,5 млрд. рублей… По состоянию на 1 января 2005 года государственный долг Саратовской области составлял 1 млрд. 319 млн. рублей, с которым уходящий губернатор Дмитрий Аяцков передал бразды правления регионом новому губернатору — Павлу Ипатову (церемония вступления в должность Павла Леонидовича состоялась 5 апреля).
В 2005 году Дмитрий Аяцков (фото: Юрий Набатов) оставил Саратовскую область с госдолгом порядка 1,32 млрд. рублей. Осенью 2020 года при губернаторе Валерии Радаева госдолг региона превышал 46,5 млрд. рублей… По состоянию на 1 января 2005 года государственный долг Саратовской области составлял 1 млрд. 319 млн. рублей, с которым уходящий губернатор Дмитрий Аяцков передал бразды правления регионом новому губернатору — Павлу Ипатову (церемония вступления в должность Павла Леонидовича состоялась 5 апреля).

 

Когда Павел Ипатов оставил должность губернатора Саратовской области, а Валерий Радаев5 апреля 2012 года заступил на этот пост, госдолг региона (данные на 01.04. 2012 г. официального сайта Министерства финансов РФ), составлял чуть более 35 млрд. 486 млн.  рублей, то есть за 8 лет вырос почти в 27 раз! Забегая вперёд, заметим, что долг продолжал расти и в последующие годы — через восемь лет, по состоянию на 1 сентября 2020 года, внешний долг областного бюджета составлял без малого 46 млрд. 541 млн. рублей.

 

Постоянный и достаточно резкий рост государственного долга региона означал только одно: бюджета области не хватает на выполнение социально-экономических обязательств областного правительства. Формально рост собираемости налогов в рублях был налицо, сумма бюджета области в рублях год от года увеличивалась. Но с учётом инфляционного мультипликатора, необходимости повышения зарплат бюджетникам и прочих выплат каждый год получалось одно и то же: денег не хватает! Одна из основных причин дефицита бюджетных средств крылась в том, что производственно-экономические показатели Саратовской области постоянно ухудшались и, как следствие, сокращалась налогооблагаемая база. Поэтому областной бюджет, начиная с 2005 года, стал осуществлять постоянные финансовые заимствования — в федеральном бюджете, в коммерческих банках, у частных игроков на финансовом рынке (размещая областные облигационные займы).

 

И вот на этом фоне одна за другой начинают выходить новые газеты, а затем — возникать и новые интернет-проекты. С чего бы? А было с чего.

 

 

Газету «Новые времена в Саратове» (формат А2) возглавляли Дмитрий Чернышевский, Анастасия Карякина, Сергей Боровиков, Вадим Рогожин, Елена Рахманова, Роман Мерцлин, Олег Злобин. Издание проделало путь от жутко оппозиционного СМИ до пресс-релиза областного правительства…
Газету «Новые времена в Саратове» (формат А2) возглавляли Дмитрий Чернышевский, Анастасия Карякина, Сергей Боровиков, Вадим Рогожин, Елена Рахманова, Роман Мерцлин, Олег Злобин. Издание проделало путь от жутко оппозиционного СМИ до пресс-релиза областного правительства…

 

«Саратовский расклад» (формат А2) под руководством Владимира Спирягина периодически отмечался публикациями на грани фола.

 

Газета «Время. События. Мнения. Тенденции» (с небольшой паузой издание возглавлял Пётр Красильников) в 2005-2013 годах несколько раз меняла реальных владельцев: самарская группа «RBE», Олег ГрищенкоАлексей Березовский, снова Грищенко и снова Березовский…

 

Газету «Саратовский взгляд» возглавляли Вадим Рогожин, Дмитрий Богатырёв, Дмитрий Воронков и Елена Налимова; юридически газета продолжает жить…

 

Еженедельник «Газета недели в Саратове» бессменно возглавлял Дмитрий Козенко, а финансировали структуры Аркадия Евстафьева вплоть до закрытия издания в июне 2018 года.

 

«Политдозор», контрпропагандистский еженедельник саратовской «едроссии», был создан исключительно на период информационной войны, вскоре после окончания которой (уже в 2014 году) газета умерла и юридически.

 

Вторая атака на власть Леонида Фейтлихера началась в сентябре 2008 года с выходом еженедельного печатного продукта «Газета Наша Версия» формата А2. Издание печаталось на специальной бумаге желтовато-кремового цвета. Регулярный выпуск был прекращён в декабре 2016 года. Хотя свидетельство о регистрации этого СМИ пока ещё действительно…

 

В ноябре 2008 года в противовес газете Леонида Фейтлихера местная «едроссия» запускает выпуск франшизы — «Наша версия в Саратове». Издание саратовских страниц возглавлял Роман Чуйченко. Саратовский выпуск был зарегистрирован московским учредителем (ООО «Диалан») 2 декабря 2008 года, 7 марта 2017 года «Диалан» издание перерегистрировал…

 

Дело в том, что в 1990-х и начале 2000-х годов главным актором на общественно-политическом поле Саратовской области, кто бы и что бы не говорил, являлась городская и областная власть, плюс, конечно, власть федеральная. Но в один прекрасный момент всё изменилось — в процесс вступил саратовский бизнес. Набравшись политического опыта (многие бизнесмены уже являлись депутатами городской и областной думы), заработав денег, предприниматели стали всё чаще задавать власти простые, в общем-то, вопросы: а как же мы? почему не учитываются наши интересы? Не получая внятного ответа, а подчас натыкаясь на явное нежелание вести диалог, бизнес начал действовать.

 

Не рискнём выносить однозначный вердикт относительно того, кто был больше виноват в том, что случилось впоследствии. Но факт остаётся фактом: период с 2003 по 2011 год стал временем чудовищной по своей ожесточённости схватки за власть в Саратовской области, которая сопровождалось неслыханными доселе информационными войнами. Версии о причинах, ходе и основных действующих лицах этой войны есть разные, но нас интересуют в большей степени краткая хронология и результаты этой общественно-политической заварухи.

 

ВОЙНА

 

О многих важнейших моментах этого периода новейшей политической истории Саратовской области много чего интересного могут рассказать непосредственные участники событий тех лет, а они рассказывать об этом по понятным причинами пока не спешат. Мы обозначим лишь наиболее знаковые, реперные точки событий тех лет для того, чтобы было понятно, как политические сражения сказались на состоянии саратовской журналистики. А сказались они чрезвычайно негативно.

 

 

Издатель газеты «Новые времена в Саратове» и президент группы компаний «РИМ» Леонид Фейтлихер в 2003 году рискнул начать большую политическую игру…
Издатель газеты «Новые времена в Саратове» и президент группы компаний «РИМ» Леонид Фейтлихер в 2003 году рискнул начать большую политическую игру…

 

… В сентябре 2002 года на медийном поле появился новый информационный продукт — еженедельник «Новые времена в Саратове». Сторонним наблюдателям не сразу стало ясно, кто стоит за новой газетой. Чуть позднее пришло понимание, что инвестором проекта выступила финансово-промышленно-торговая группа компаний «РИМ» во главе с харизматичным президентом Леонидом Фейтлихером и примкнувшими к нему партнёрами. «Новые времена» в пух и прах громили городскую и областную власть. Забавно, но некоторые журналисты и неразумные политаналитики по сей день вспоминают это издание с придыханием: какая замечательная была газета, какую резкую и принципиальную позицию она занимала, вот какой должна быть настоящая журналистика!

 

Между тем, газета «Новые времена» для Фейтлихера и его группы поддержки являлась лишь отмычкой, инструментом для достижения своих целей, потому денег на газету не жалели. Торг в яростной атаке на власть был не просто уместен — этой цели и добивались.

 

Тогда, в 2004-2005 годах, многие склонялись к мнению, что разыгравшиеся в губернии информационные войны были одной из основных причин того, почему действующий губернатор области Дмитрий Аяцков не был в марте 2005 года представлен для утверждения депутатам областной думы на очередной губернаторский срок. Губернатором, как известно, стал директор Балаковской атомной станции Павел Ипатов.

 

 

Апрель 2011 года, курултай в редакции газеты «Саратовский взгляд» в честь 5-летия с начала выхода издания; мероприятие почтил вниманием первый главный редактор «СВ» Вадим Рогожин — без пяти минут депутат Саратовской областной Думы (фото — аккаунт газеты «Саратовский взгляд» ВКонтакте
Апрель 2011 года, курултай в редакции газеты «Саратовский взгляд» в честь 5-летия с начала выхода издания; мероприятие почтил вниманием первый главный редактор «СВ» Вадим Рогожин — без пяти минут депутат Саратовской областной Думы (фото — аккаунт газеты «Саратовский взгляд» ВКонтакте

 

К лету 2005 года, когда Павел Леонидович окончательно утвердился на Московской, 72, случилось неожиданное. Свою газету «Новые времена» Фейтлихер неожиданно для всех переуступил команде нового губернатора. В мае 2005 года выпуск газеты был приостановлен, но в июле он возобновился: издание возглавил независимый журналист Вадим Рогожин, впоследствии сделавший блистательную политическую карьеру — в сентябре 2017 года Вадим Владимирович был избран депутатом Саратовской областной Думы VI-го созыва. Причём, некоторое время было сложно понять, какое издание является, так сказать, главной газетой областного правительства: еженедельник «Новые времена в Саратове» или продолжавшая выходить 5 раз в неделю газета «Саратов — столица Поволжья». О том, как к 2008 году команда Павла Ипатова наконец-то решила вопрос с публикатором официальных документов областного правительства, было рассказано ранее.

 

К концу 2005 года казалось, что политические страсти, связанные со сменой власти на губернском Олимпе, улеглись, но не тут-то было. 12 марта 2006 года состоялись выборы депутатов Саратовской городской Думы III-го созыва. Кампания проходила в режиме жёсткого предвыборного противостояния. В результате мандат гордепа завоевал и сам Леонид Фейтлихер, и ряд его партнёров по бизнесу. Дальше — больше.

 

В конце марта 2006 года, что опять-таки стало неожиданностью для многих, вышел в свет первый номер нового еженедельника — «Саратовский взгляд». Газета носила однозначно критический по отношению к власти характер, особенно часто предавая анафеме силовые структуры Саратова и региона. Стало ясно, что битва за власть, по сути, только начинается: в декабре 2007 года предстояли одновременные выборы и депутатов Государственной Думы V-го созыва, и депутатов Саратовской областной Думы IV-го созыва. «Саратовский взгляд» возглавил уже упоминавшийся выше Вадим Рогожин, который свою перебежку из «Новых времён» объяснил тем, что в газете губернатора Ипатова ему «стало душно».

 

 

Депутат Саратовской областной Думы и предприниматель Сергей Курихин. В 2006 году Сергей Георгиевич приступил к реализации своей политической интриги (фото: ИА «Свободные новости. FreeNews-Volga»
Депутат Саратовской областной Думы и предприниматель Сергей Курихин. В 2006 году Сергей Георгиевич приступил к реализации своей политической интриги (фото: ИА «Свободные новости. FreeNews-Volga»

 

Финансирование выхода «Саратовского взгляда» и запущенного почти одновременно информационного интернет-ресурса «Взгляд-инфо» (vzsar.ru) осуществлял саратовский предприниматель и видный застройщик Сергей Курихин. Сочетание печатного и сетевого СМИ вкупе со всеми остальными предвыборными активностями привели к желаемому результату — на выборах 2 декабря 2007 года Сергей Георгиевич занял депутатское кресло в областной Думе, в котором он, кстати, остаётся и по сей день. Удары, наносимые по целям одновременно печатным и сетевым СМИ, давали настолько мощный пропагандистский эффект, что вслед за Курихиным чуть позднее этот «твист со свистом» повторил старший коллега Сергея Георгиевича по бизнесу — Леонид Фейтлихер: в 2008-2009 годах он с небольшим диапазоном по времени запустил и новый еженедельник «Наша версия — Саратов», и сетевое информационное агентство «Версия-Саратов» (nversia.ru).

 

При этом ход избирательной кампании 2007 года ознаменовался невиданной доселе войной компроматов. Старожилы уверяли, что подобных общественных потрясений Саратов не помнил с момента вхождения в город войска Емельяна Пугачёва 6 августа 1774 года.

 

Игорь ОСОВИН

 

Продолжение следует. 

 

 

1999 год, журналист-расследователь Александр Крутов после того, как его впервые жестоко избили (фото: Игорь Чижов). В период схватки за власть в Саратовской области 2003-2011 годов крайними нередко оказывались именно журналисты…
1999 год, журналист-расследователь Александр Крутов после того, как его впервые жестоко избили (фото: Игорь Чижов). В период схватки за власть в Саратовской области 2003-2011 годов крайними нередко оказывались именно журналисты…

Источник:  http://vremenynet.ru/headings/?SECTION_ID=28&ELEMENT_ID=22479