Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Для тех, кто не знал о роли саратовского губернатора



"

Странно то, что озеленение и благоустройство Саратова приписывают Петру Столыпину, а не Михаилу Галкину-Враскому.  А ведь Саратов обязан многим, именно Михаилу Николаевичу Галкину-Враскому, который с 1870 по 1879 гг. был рачительным саратовским губернатором, а впоследствии, занимая высокие посты в столице, не забыл наш город и неустанно содействовал его культурному развитию. Запомнился он тем, что открыл, саратовское отделение Русского музыкального общества, Саратовское Александро-Мариинское реальное училище и детский приют своего имени, а также при нём начали действовать речной яхт-клуб и первая в России речная зимняя спасательная станция, открылись: гимназия, реальное, ремесленное, духовное училища. За годы губернаторства Михаила Галкина-Враского город преобразился: на вечно тёмных саратовских улицах зажглись газовые фонари, появились скверы и бульвары, водопровод взамен деревянных труб оснастили более долговечными чугунными трубами…

Саратов, до Михаила Галкина-Враского, имел всегда проблемы с благоустройством. Во многих источниках, как архивных, так и краеведческих, говорится, что “между тротуарами и проезжей частью вырывались канавы, земля из которых выбрасывалась на середину улицы. Это мало помогало, так как образовывалось такое месиво весной и осенью, что лошади с трудом вытягивали из грязи даже легкие экипажи, а пешеходы, переходя улицы, нередко оставляли там свои завязнувшие сапоги”.

Мы часто возмущены состоянием городской среды настоящего областного центра, но оказалось, что “улицы и площади Саратова были грязными и летом зарастали травой. Например, ныне благоустроенная улица имени Т. Шевченко до Октябрьской революции называлась Крапивной. В изобилии росшая крапива стала ее отличительным признаком”.

В течение почти всего XIX в. бичом пешеходов и городского транспорта оставалась грязь на улицах. Газеты писали о том, что большинство саратовских площадей и улиц не замощены. Поднимающаяся летом во время ветра пыль производила впечатление мглы. Она проникала в глаза, уши и нос прохожих, осыпала их с ног до головы. Занятно, что дороги в позапрошлом веке выглядели следующим образом: середина улицы делалась возвышенной; туда насыпали землю; по обе стороны такого “вала” делали углубления, в которые клали доски. Это была как бы “пешеходная зона”. Но все это сооружение оказывались весьма ненадежными, т.к. доски со временем расшатывались и гнили, а после дождей грязь на таком покрытии создавала скользкую поверхность, что приводила к травмам. В то время со вскрытием Волги все улицы покрывались страшной грязью, и при этом ухудшалось качество воды в реке, куда, по наклонному рельефу, стекали нечистоты.

Первые мощеные улицы появились в Саратове только в начале 70-х годов XIX века, как раз во времена губернаторства Михаила Николаевича Галкина-Враского. Так, уже к 1871 году вымощено “11 верст улиц в центральной части города, общая же протяженность их составляла 43 версты”.

Первоначально улицы замащивались мягким камнем местного происхождения – “лопунцом”. Такие мостовые быстро приходили в негодность. Это происходило в связи с тем, что под воздействием атмосферных явлений (перепада температур и дождя) весь камень превращался в пыль и смешивался с уличной грязью. Твердые породы, такие как булыжник и кварцевый песчаник, начали использовать лишь в 1877 г. Однако большинство улиц из-за постоянной нехватки денег у городской думы на начала XX века было замощено битым бесформенным камнем. Он уступал по прочности цельному мелкому булыжнику. Несмотря на то, что такая мостовая обходилась гораздо дешевле, тем не менее, она требовала постоянного ремонта.

Что касается нынешнего проспекта Петра Столыпина (бывшие Немецкая улица, проспект Кирова), то его начали мостить крупными кусками камня-брусчаткой в 1879-1883 гг., при поддержке Галкина-Враского.  В конце XIX века в Саратове появились мостовые, мощеные брусками-кубиками. С 1902 г. был закуплен камень в верховьях Волги (из-под Костромы и Ярославля) и приглашены рижские мастера по обработке камня. “Рижским” способом была устроена мостовая на Немецкой улице в этом же году, а чуть позже на Астраханской.

Отмечу, что в 1882-1883 гг. в Саратове появились первые асфальтовые тротуары, которые получили весьма высокую оценку горожан.  Материалом для строительства тротуаров снабжал местный асфальтовый завод Реддера, существовавший с 1880 года. Тем не менее, “Саратовский дневник” от 31 января 1894 г. опубликовал следующую заметку: “Наши тротуары после оттепели делаются прямо невозможными для ходьбы, представляя сплошные ледяные площади, по большей части с покатостью в одну какую-нибудь сторону. Правда, кое-где их очищают от льда и посыпают песком, но только кое-где, и чтобы совершать движение по ним, нужно известное искусство, без которого очень нетрудно получить какое-нибудь повреждение”. Неправда ли похоже на зимние периоды Саратова нашего столетия? Печально, но мы до сих пор во “временной спирали” …

Электрическое освещение части улиц было проведено в 1883 г. Так, вечером 19 ноября 1883 г. перед зданием училища и перед домом Санина (будущая гостиница “Европа”) на Немецкой улице засияли электрические лампы. Однако освещались улицы только в период с 15 сентября по 1 мая.

К 1888 г. относится ещё одно новшество. Старые доски (нынешние аншлаги) с наименованием улиц заменили новыми, на которых “по ярко-красному фону черными буквами и цифрами были написаны названия улиц и номера домов”, как тогда писали, что это было “весьма практично и удобно”.

Таким образом, благоустройство, достаточно интенсивно, стало осуществляться уже в конце XIX века. Именно Михаил Николаевич Галкина-Враской стал инициатором и реализатором комфортной среды в Саратове.  Следовательно, его именем по праву могла бы называться территория в центре Саратова, несмотря на то, что есть одноименная улица, но расположенная далеко от “сердца” города и от тех мест, где он вёл преобразования.

По материалам Государственного архива Саратовской области, 

краеведов В.В.Семёнова, Б.Н. Донецкого и др., по личным архивным материалам автора

Губернатор М.Н. Галкин-Враской и благоустройство улиц в центре Саратова

Газовый фонарь, Саратовское Александро-Мариинское реальное училище, чугунный люк водопровода

Тексты в разделе “Блоги” являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА “Взгляд-инфо”.

Источник:  https://www.vzsar.ru/blogs/5263