Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Боль врача ищет, или Как Саратовская область справляется с дефицитом медиков — и справляется ли



"

Тяжелые условия труда, невысокая зарплата, неблагодарные пациенты – всё это никак не прибавляет романтики профессии врача. Это реальность, где зачастую работа сутками и высокая психоэмоциональная нагрузка, из-за чего не каждый готов посвятить свою жизнь спасению других.

Дефицит медиков — незаживающая рана здравоохранения Саратовской области и всей России. В чем объективные причины подобного положения вещей и существует ли кардинальное решение данной проблемы?

По последним данным замначальника управления статистики по аналитической работе Центрального НИИ организации и информатизации Минздрава РФ Надежды Несветайло, которые она огласила на одной из научно-практических конференций, в 2022 году количество медработников в государственных медучреждениях России сократилось почти на 50 тыс. По сравнению с 2021 годом врачей стало меньше на 9 784 человека, среднего медперсонала — на 38 946 человек.

Больше всего страдают небольшие больницы – участковые, центральные, районные. Проблемы и в отделениях скорой помощи.

Счет идет на тысячи

В Саратовской области, к примеру, по словам первого замминистра здравоохранения Елены Степченковой, не хватает около 2 000 врачей и 1 800 средних медработников. Всего, по данным Саратовстата, в 2021 году в регионе насчитывалось 12 188 врачей.

“Наибольшая потребность в терапевтах, врачах общей практики (семейных врачах), инфекционистах, неврологах, офтальмологах, отоларингологах, фтизиатрах, психиатрах, врачах клинической лабораторной диагностики”, – рассказала первый замминистра.

Врачам в регионе предлагают зарплату около 70 тыс. рублей, среднему медперсоналу – 37 тыс. рублей, младшим медицинским работникам – 27 тыс. рублей.

Помимо зарплат в Саратовской области действуют и социальные меры поддержки, такие как единовременные выплаты молодым специалистам, компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в селе, помощь с погашением ипотеки, а также предстоящее предоставление квартир работникам новой инфекционной больницы и строящегося онкодиспансера.

Степченкова отметила, что дефицит кадров усиливается тем, что медработники старшего поколения уходят на пенсию, другие медики уезжают в столицу, переходят на работу в ведомственные и частные медицинские организации или вовсе уходят из профессии. За 2022 год работать в другие регионы уехали 72 специалиста сферы здравоохранения, эмигрировали шесть человек.

Молодая кровь

А как обстоит дело с молодыми кадрами, выпускниками медколледжей и вузов? В Саратовской области есть четыре медколледжа и Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского. Последний ежегодно выпускает свыше 1 600 специалистов, из них более 200 являются целевиками. Кроме граждан России у нас обучаются и иностранцы. Неужели некому лечить саратовцев?

Директор Саратовского областного базового медицинского колледжа Игорь Морозов сообщил “ОМ”, что большинство выпускников СОБМК идут на работу по специальностям в лечебно-профилактические учреждения города и области, некоторые уходят получать высшее образование, большая часть приезжих студентов из других регионов и ближнего Зарубежья возвращаются домой по окончании учебы.

Выпускница медицинского колледжа СГМУ Татьяна Буданова рассказала, что устроилась в одну из аптек Саратова почти сразу после окончания колледжа.

“Никаких особых проблем при трудоустройстве не было. Хотя избежать дискомфорта, который испытываем все мы при поиске работы, посещая кучу собеседований и отвечая на множество лишних, на мой взгляд, вопросов, мне не удалось. Сначала около полугода поработала в частной аптеке. Потом перешла в сетевую, где тружусь и сейчас. Тут намного лучше – и зарплата, и товарооборот, и вообще в целом. В целом мои ожидания оправдались. Меня всё устраивает. Я получила то, что хотела. Всегда мечтала работать в этой сфере. Всё совпало”, – отметила Татьяна.

Из минусов работы фармацевтом она выделила огромную нагрузку и ответственность, штрафы и хамство посетителей. По ее словам, это зачастую приводит к профессиональному выгоранию.

Татьяна – одна из сотен студентов, ежегодно оканчивающих учебные заведения, специализирующиеся на подготовке будущих врачей, медсестер, провизоров. По словам ректора СГМУ Андрея Еремина, в 2022 году в медицинские организации города и области трудоустроено 183 выпускника специалитета, 219 выпускников ординатуры, 11 выпускников бакалавриата и 226 выпускников медицинского колледжа. На курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки обучено 4 112 врачей и среднего медицинского персонала Саратова и области.

Но куда тогда исчезают саратовские выпускники?

“Обеспеченность средними медработниками – 95,78 на 10 тыс. населения. Показатель хотя и выше среднего по ПФО и России, но недостаточен. Укомплектованность соответствует уровню прошлого года: по занятым ставкам – 79,1%, по физлицам – 69%. Отмечается довольно высокая доля специалистов пенсионного возраста – 21,5% среди средних медработников. Молодых специалистов – 10,7%. Особенно остро проблема дефицита стоит в первичном звене в сельских районах”, – отметила директор Балаковского медицинского колледжа Екатерина Пуляева.

Она пролила свет на ситуацию, подтвердив слова Елены Степченковой: десятая часть выпускников, отработав 1-2 года, уезжают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург. Прослеживается тенденция оттока медицинских кадров из государственных в частные учреждения, так как уровень интенсивности работы там ниже, а заработная плата – выше. И в частных учреждениях нет такого количества отчетов, как в государственных учреждениях.

Главный врач Центра современной психотерапии Дарья Евстафьева рассказала “ОМ”, что для врачей разница между государственными учреждениями и медицинскими коммерческими организациями колоссальная.

“В обычной поликлинике врач работает на поток, образуются очереди, заставляют работать до последнего пациента. В частной клинике всё иначе: специалист может выбрать удобный для себя график, пациенты приходят по записи. Соответственно, специалист выберет работать там, где ему проще. Отчетов, конечно, в коммерческих медицинских центрах не меньше, но в госучреждении в плане документации на врача ложится больше работы, которая к нему не относится”, – отметила главный врач.

По ее словам, некоторые врачи заявляют, что в частных клиниках зарплаты меньше, чем в бюджетных учреждениях, однако Дарья Евстафьева считает, что ситуация обстоит ровно наоборот: “Сейчас в больницах и поликлиниках, может быть, зарплаты и выросли, но раньше платили действительно копейки”.

Выход из положения

И Степченкова, и Пуляева придерживаются мнения, что решение проблемы – введение обязательного распределения выпускников, обучавшихся за бюджетные средства, либо обязательная отработка в первичном звене не менее трех лет после окончания обучения.

“Необходимо вернуть распределение, повысить престиж профессии, социальную поддержку медицинских работников, оказывать помощь в решении кадрового вопроса на муниципальном уровне (долгосрочное приобретение жилья, аренда съемного жилья и др.), вернуть наставничество, нанимать студентов выпускных групп на неполный рабочий день во время преддипломной практики”, – уверена директор Балаковского медицинского колледжа.

В регионе реализуются подобные программы, чтобы закрыть “дыру” в сельских ФАПах: “Земский доктор” и “Земский фельдшер”. За 2018-2022 годы по ним трудоустроено 249 медработников, в том числе 46 врачей и 27 средних медработников в 2022 году. В 2023 году стоит план привлечь 48 врачей и 14 медработников. При этом недостаточный приток специалистов для участия в программе обусловлен ужесточением с 2018 года требований к сроку отработки (продление срока отработки на время нахождения медработника в отпуске без сохранения содержания, на курсах повышения квалификации, на службе в армии), нежеланием молодых специалистов ехать на работу в сельскую местность, оттоком молодых специалистов в столичные и частные медицинские организации.

Руководство учебных заведений также предлагает новые подходы к организации работы. Так, уже несколько лет в области реализуется инновационная профориентационная программа “Медицинские классы Саратовской области”.

“Как уже стало видно, открытие медклассов явилось одним из довольно действенных механизмов, способных помочь в решении проблемы нехватки кадров в здравоохранении области. Проект работает не первый год и показывает свою эффективность: старшеклассники раньше определяются с выбором профессии, углубленно изучают профильные предметы, что позволяет повысить шансы на успешное прохождение вступительных испытаний в вуз. Более половины учеников таких классов в результате поступают в медицинский университет, в том числе по целевым направлениям”, – поясняет ректор СГМУ Андрей Еремин.

Помимо этого, университет направляет студентов в медорганизации, испытывающие трудности с персоналом. Первым делом идет речь об организации выезда мобильных бригад врачей в отдаленные районы Саратовской области для осмотров пациентов.

Со временем становится прозрачнее и будущее целевого обучения медиков. На встрече Еремина и губернатора Саратовской области Романа Бусаргина было замечено, что выпускники, пользуясь юридическими лазейками, отказываются идти работать в учреждения, которые предоставляют им возможность обучения. Сейчас эти сомнительные правовые моменты исправлены. Штрафы для подобных нарушений значительно увеличены — почти до 1 млн рублей.

Губернатор подчеркнул, что необходимо создать прозрачный алгоритм – единую базу целевого обучения, доступную любому желающему. В ней будет указан полный список направлений по разным профилям по всем территориям. Формировать такой перечень нужно исходя из потребностей районов в кадрах. Причем договоры, считает Бусаргин, должны заключать не сами учреждения, а профильные министерства.

Будет и еще одно нововведение. У желающих появится возможность не просто выбрать специальность, но и конкретное учреждение, в том числе в другом районе. Для примера: студент проживает на территории Аткарского района, однако в будущем планирует переехать в Турковский район. По новой системе он сможет взять направление именно в учреждение Турковского района вне зависимости от места проживания на данный момент. Там он и будет обязан отработать установленный период.

На аркане не затащишь

Но не каждый захочет ехать на работу в сельскую местность на несколько лет, когда привык к городскому ритму, когда уже имеются амбиции и планы на будущее, не связанные с работой в селе. Одна из собеседниц “ОМ”, пожелавшая остаться инкогнито, поделилась своим мнением насчет ситуации. По ее словам, кардинального решения кадрового дефицита нет: насильно пойти работать врачом никого не заставишь, большой зарплатой тоже не приманишь, потому что, чтобы ее получать, нужно быть грамотным специалистом с большим опытом – на начальном этапе уровень оклада будет низким.

“Врачи всегда нужны, особенно в сельской местности и особенно узких специальностей. Анестезиологи-реаниматологи, неврологи, патологоанатомы и т.д. Это, в общем, нормально, когда большинство предпочитает работу в областном центре, а не сельской местности. Здесь есть развитая инфраструктура, есть куда сходить, где провести время. Чтобы быть врачом в сельской местности, этот колорит и размеренную жизнь надо любить, иметь крепкие семейные узы. Молодые, конечно, предпочитают уезжать в большие города, где больше возможностей, круче клиники, оборудование, больше пациентов и клинических случаев. В сельской местности что он будет делать целыми днями? Операцию, например, остеосинтеза шейки бедра не проведешь – всех пациентов с серьезным заболеваниями, травмами, отправляют в областной центр. Часто даже роддома нет”, – рассказала она.

По ее словам, пока нет иного способа заполнить больницы врачами кроме банального принуждения.

“Целевики идут не общим потоком, а отдельным, для них пороговые баллы ниже. И, конечно, чтобы получить гарантию, что они поступят в вуз, люди идут за целевым. В 17-18 лет человек зачастую не представляет свое будущее, кажется, что потом, спустя шесть лет обучения, пять лет отработать – это ерунда. А время летит незаметно, и вот ты уже окончил университет и меньше всего хочешь ехать работать в село или идти в поликлинику. И вообще не хочешь быть ни педиатром, ни терапевтом, а хочешь быть эндокринологом. Но ты обязан. Можно, конечно, попроситься в ординатуру от того же учреждения по специальности “Эндокринология”, но всё равно придется отрабатывать в нем. Эта повинность – большая грусть”, – считает собеседница.

Абитуриентам медицинских вузов и колледжей она посоветовала усердно учиться и поступать на общих основаниях – тогда после окончания университета выпускник самостоятельно сможет выбрать место работы.

Источник:  https://om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/25-april-2023-i126561-bol-vracha-ishchet-ili-kak-s