Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Больше всего нужна конкуренция



"
До 80 процентов закупок раньше проводилось с нарушениями

Автор: Ольга Копшева

«Экономика — дело женское, — сказал накануне 8 марта заместитель председателя областного правительства Павел Большеданов. И поздравил всех женщин министерства экономического развития и торговли области с наступающим праздником. А также сказал, что тамошние женщины «работают весьма плодотворно и успешно». На заседании профильной коллегии, которая состоялась в минувшую среду, этот комплимент прозвучал немножко двусмысленно.

Да, конечно, ежегодно работники министерства готовят более тысячи материалов в разные адреса, а еще ведут ежемесячные мониторинги и помогают материалами к докладам губернатору. Но по большому счету особо хвастать министерству экономического развития Саратовской области нечем. Не случилось в прошлом году прорывов. Или чиновники не смогли о них рассказать так, чтобы это стало всем понятно. Из докладов выходило, что в основном все усилия были направлены на поддержку стабильности, выполнение федеральных законов и осторожную аккуратную борьбу с привычным за последние годы образом мыслей и приоритетов.

Прирастили доходы и сократили расходы

Министр экономического развития и торговли Владимир Пожаров в своем основном докладе сказал, что потери аграрного сектора не позволили выйти на целевой показатель по ВРП. Дело в том, что на недобор урожая повлияла засуха. А недобор урожая сказался, например, на показателях животноводства.
К отчетности со знаком плюс можно отнести инфляцию в 6 процентов — ниже уровня по ПФО и по стране. И совпадение различных прогнозов с фактическим исполнением задач. Самой главной задачей для министерства стали рост доходов бюджета и оптимизация расходов. Владимир Александрович отметил, что разработанные плановые мероприятия жестко отслеживали на практике. Темп роста консолидированного бюджета Саратовской области составил 112,2 процента. При этом особое внимание уделялось наращиванию органами муниципального самоуправления доходной части своих бюджетов. По словам Пожарова, с руководителями муниципалитетов «детально разбирались точки роста».
Драйвер экономического развития — малый и средний бизнес — тоже не подвёл. В министерстве видят, как усилия государства в проведении долгосрочной политики помощи этим субъектам предпринимательства дают свои плоды. Доля малого бизнеса в общем объеме производства товаров и услуг возросла с 11 до 15 процентов. Притом что по России этот показатель составляет 10 процентов. Помогали этой категории предпринимателей всеми доступными министерству способами. Вот, например, возмещение части процентной ставки способствовало тому, что предприниматели закупили различной техники на 600 млн рублей.

Среди прочих успехов, которые министерство поставило в зачет исполнительной власти, — экономия 1,5 млрд рублей на государственных и муниципальных закупках, рост благосостояния жителей области. На итожащей год коллегии решили подробно проанализировать несколько направлений работы. Отчитались о выполнении мероприятий целевой программы по развитию малого и среднего предпринимательства в Саратовской области. Рассказали о ходе реализации основных направлений административной реформы. Поговорили о методах регулирования торговой деятельности в регионе. Поставили ребром вопрос организации областных и муниципальных закупок.

Дергачевская загадка и другие вопросы

Юлия Винокурова отвечает в министерстве за развитие малого бизнеса. Заместитель министра рассказала о бюджетных и внебюджетных источниках помощи предпринимателям, о государственных грантах и субсидиях инновационным компаниям, об эффективной деятельности бизнес-инкубаторов, число которых в области растет. Гарантийный фонд, фонд микрокредитования, фонд посевных инвестиций в регионе, по ее словам, тоже весьма успешно работают. В докладе было много цифр, но, к сожалению, многие из них заместитель министра оставила без анализа.
Например, по информации Юлии Евгеньевны, получатели грантов создали 45 новых рабочих мест. Много это или мало по сравнению с предыдущими годами, было непонятно. Что ограничивало дальнейший рост этого процесса — тоже. Информацию о том, что гарантийный фонд выдал в 2012 году гарантий на 160 миллионов рублей, хорошо было бы проиллюстрировать небольшими конкретными примерами эффективности такой важной государственной помощи. Потому что ясно, что ее недостаточно для того, чтобы удовлетворить всех желающих. Интересно ведь, по каким критериям осуществляется отбор претендентов. Или вот как оценить эффективность работы фонда микрокредитования? 160 займов общим объемом 100 миллионов рублей — это предел? Или на эти показатели влияют условия кредитования по процентам и срокам? А может, дело в недостаточности информирования? Как-то плохо верится, что миллионный кредит под 10 процент годовых нужен всего 160 предпринимателям в Саратовской области.
Еще больше вопросов вызывает рейтинг эффективности использования средств субсидий областного и федерального бюджетов, направленных на софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. 33 муниципальных района получали в 2012 году эти деньги. Самая хилая денежная поддержка досталась Воскресенскому району — 263 тысячи рублей федеральных денег и 91 тысяча — областных. Создали три рабочих места по 118 тысяч рублей стоимостью каждое. Дорого это с государственной точки зрения или нет, можно только догадываться. Сопоставимая стоимость рабочего места в рейтинге встречается. Но вот, например, в Балаковском районе создание одного нового рабочего места обходится всего в 11 тысяч рублей. Им дали 3,5 миллиона рублей — они создали почти тысячу рабочих мест. Хвалить их за это или присмотреться с подозрением? Больше всего субсидий на помощь в развитии малого бизнеса ушло в Дергачевский район — 8,5 миллионов рублей. Они позволили создать 131 новое рабочее место. Можно только догадываться, что в этом районе заявились с самой большой долей софинансирования. Но этот положительный пример остался без разбора. А жаль.
Потому что на той же коллегии министр Владимир Пожаров поздравлял администрацию Дергачевского района за победу в российском конкурсе «Бизнес-успех». В номинации оценивались усилия администрации по поддержке малого бизнеса. Кстати, если эта победа была не случайной, то почему работой главы администрации было недовольно руководство области? В конце прошлого года в кресло районного руководителя прислали варяга.

Всех и всё заключат в регламенты
Первый заместитель начальника управления координации федеральных и областных программ — начальник отдела административной реформы Сергей Воронов — в своем выступлении указал на то, что в 2012 году министерству пришлось постоянно совершенствовать региональные программы. Их всего было 39. Они стоили областному бюджету 6,4 млрд рублей. Чтобы оценить результативность использования этих немалых для областного бюджета средств, в министерстве каждые десять дней вели мониторинг исполнения программных мероприятий, докладывая информацию руководству области.
Как заявил Сергей Анатольевич, кропотливая работа по отслеживанию эффективности нужна для того, чтобы «более гибко сделать привязку ресурсов к программам». Результатом прошлогоднего пересмотра программ стало, например, объединение пяти простых программ в образовании и спорте в две комплексные. Количество программ никак не связано с объемом финансирования. Так, в 2013 году намечено реализовать 42 региональные программы стоимостью почти 10 млрд рублей. Но, конечно, областные деньги на программные цели и в этом случае будут несопоставимы с федеральными. Потому что 9 миллиардами из центра финансировалось в прошлом году всего 18 федеральных программ. На что мы можем рассчитывать в этом году, пока неизвестно: перечень программ еще формируется.
Большое внимание к соответствию «план — финансы — результат» можно назвать подготовительной работой министерства к решению будущих системных задач. Уже много лет в России говорят о переходе к программной основе структуры бюджетов. Пока нет новой нормативной базы, которая проходит очередную доработку в министерстве финансов РФ. Но завтра-послезавтра она появится, и нужно быть готовыми встретить очередной финансовый вызов во всеоружии.
Целевой метод планирования деятельности и распределения бюджетных средств — не единственный «долгострой» в законодательстве, регламентирующем способы и методы работы власти. В 2012 году в Саратовской области продолжалась переработка административных регламентов. Главным примером, характеризующим важность этой деятельности в 2012 году, можно назвать запрет на требование у людей документов, которые уже есть в органах власти. Эта норма избавляет жителей области от необходимости делать множество копий одной и той же бумаги для предоставления в разные госучреждения. Отныне, если бумага хоть раз представлялась, искать ее в недрах документооборота должны сами чиновники. Как работает эта норма на практике, нам, к сожалению, не рассказали. А напрасно. Потому что, чем чаще будут звучать как отрицательные, так и положительные примеры, тем поучительнее будет опыт коллег.
Вместо этого слушателей и приглашенных окончательно запутали в числе экспертных заключений по проектам, расписывающим действия чиновников в той или иной ситуации. Потом журналисты безуспешно барахтались в количестве услуг, которые в принципе нуждаются в регламенте, и совсем не поняли, кому интересно знать, сколько из них следует отрегламентировать на региональном уровне власти, а сколько на муниципальном. Когда услуги на муниципальном уровне докладчик начал считать тысячами, слушателям стало совсем уныло. Но лучше бы мы, конечно, пожалели тех чиновников, которые отлаживают для нас всех до автоматизма процесс общения со своими коллегами.

У саратовцев востребована цивилизованная торговля

Уже третий год в России действует закон, регулирующий торговую деятельность. В 2011 году создано множество документов, которые в 2012-м проходили испытание на практике. Основные направления госполитики — координация действий предпринимателей, которые должны обеспечить рост конкуренции и современную инфраструктуру в торговом деле. Результативность проверяется ежеквартально. Заместитель министра экономического развития Юлия Винокурова отметила высокий уровень товарной насыщенности в Саратовской области. Нормативы обеспеченности товарными площадями в целом по региону выше нормы. Но в сельской местности показатели хуже, чем в городах.
Министерство тревожит неравномерность развития различных форматов торговой деятельности. Не первый год фиксируется увеличение объемов продаж розничными сетями. В лидерах — «Магнит», «Гроздь» и «Пятерочка». Всего на территории области работает около 1,5 тысяч сетевых торговых точек. 150 предприятий сети открыли в прошлом году, активно отвоевывая рынок в населенных пунктах, где проживает менее 50 тысяч человек.
Медленно, но верно удается наводить порядок с нестационарной торговлей. Закрывать ее неразумно, потому что вся мировая практика показывает востребованность этого вида. Основная нагрузка по схемам размещения этих объектов, по законности их работы ложится на муниципалитеты. Их же головная боль — ярмарочные площадки. От них отказываться тоже нельзя. Хотя бы потому, что ярмарочные цены оказывают влияние на среднерегиональные, которыми мы гордимся и впрямую, и опосредованно через хорошие показатели стоимости минимального набора продуктов питания.
Заместитель главы администрации города Саратова Елена Ножечкина в содокладе отметила, что, по ее мнению, торговля динамично развивается не благодаря, а вопреки власти. По большому счету у муниципальной власти нет рычагов влияния на эту отрасль. Но розничная торговля вынуждена максимально учитывать запросы людей. И если на долю оборота розничной торговли в Саратове приходится 48 процентов от общего торгового оборота в области, то это говорит о том, что как-то всё складывается очень неплохо. Муниципальная власть в прошлом году сосредоточилась на регулировании равномерности расположения торговых объектов. Высокую концентрацию в центральной части города Саратова компенсируют ярмарками в спальных районах. В 2012 году их организовали на треть больше, чем в 2011 году.
За ярмарками муниципальная власть присматривает в ходе рейдов. Адреса выбираются на основании жалоб граждан. В прошлом году составлена тысяча протоколов, почти половина из которых — в наказание за неубранные отходы торговой деятельности. Впереди у экономического подразделения администрации Саратова — борьба за единый архитектурный облик нестационарных объектов. Городская чиновница подчеркнула, что у саратовцев востребована цивилизованная торговля.

Экономия уже есть, конкуренции еще нет

Заместитель министра Наталья Калашникова очень хотела итожить процесс размещения областных и муниципальных заказов со знаком плюс. Но у нее не получилось. Потому что просто сказать «улучшились показатели» можно, конечно, но, как начнешь объяснять детали, впору за голову хвататься. А Наталья Александровна взяла и объяснила.
Всего через государственные и муниципальные заказы истрачены 27 млрд рублей из консолидированного бюджета. При этом 16 миллиардов рублей потрачены на муниципальном уровне. Самая низкая эффективность закупок отмечена в Саратовском районе. Есть претензии к Романовскому и Самойловскому районам.

А потом Наталья Александровна начала называть общие для всех проблемы. В общем числе закупок мы отличились большой долей несостоявшихся аукционов. Таких около 60 процентов. На языке чиновников такое положение можно охарактеризовать недостаточной конкуренцией конкурсантов. Но знающие закон люди отлично понимают, что единственный участник в конце концов получает нужный ему заказ на более льготных условиях.
Наталья Калашникова корректно попыталась объяснить этот наш плохой показатель по количеству заявок тем, что не все потенциальные исполнители заказов готовы работать на электронных конкурсных площадках. Дескать, чиновники технологически опередили своим предложением спрос предпринимателей на услугу. На следующий год мы сможем проверить эту версию. Потому что министерство пообещало обучать предпринимателей искусству участия в электронных аукционах. И уже, кстати, разместило на своем сайте самые общие методические материалы.
Вторая проблема — злоупотребление заказами стоимостью до 100 тысяч рублей. По действующему законодательству их вообще можно размещать без всяких конкурсов. На этом сомнительном направлении в прошлом году отличилось управление ветеринарии. Там таких заказов более 70 процентов. Следом идет министерство культуры (более 40 процентов). Очень много вопросов к администрациям Воскресенского и Базарно-Карабулакского районов. Здесь таких заведомо неконкурентных закупок вдвое больше тех, что конкурентны хотя бы по форме. Все выводы о нарушениях отбора участников, неправильном выборе способа закупок не голословны. Подразделение Натальи Калашниковой провело 109 проверок, изучив шесть тысяч заказов. К административной ответственности привлекли около 200 должностных лиц и членов комиссий.
Внимание к закупкам в Саратовской области можно назвать упреждающим. Потому что в следующем году вступит в силу новая контрактная система отношений поставщиков товаров и услуг с государственными и муниципальными заказчиками. Планировать закупки придется на три года вперед, заранее обосновывая потребности. И никаких исключений из этого правила не будет. При этом для закупок малого объема (до 100 тысяч рублей) будет определен потолок в пять процентов от годовой суммы. Тренировать чиновников легко согнуться под этот потолок будут весь 2013 год. В Саратовской области решили довести этот показатель пока хотя бы до 7 процентов. Но, кстати, уже прошлогодние усилия министерства экономического развития обернулись 1,5-миллиардной экономией.

Важность работы над госзакупками подчеркнул и куратор экономического блока заместитель председателя правительства Павел Большеданов. «Самое главное — от созерцания и сопровождения мы перешли к управлению процессом, — сказал он, уточнив, что до 80 процентов закупок раньше проводилось с нарушениями. — Ясно, что не было конкурентной среды, ясно, что использовались беззастенчиво различные схемы».

Мука, скот и другие экономические реалии

А еще Павел Большеданов нацелил работников министерства экономического развития на выполнение важной задачи, которую ставит губернатор. Нужно насытить рынок саратовской продукцией. Она должна появиться в магазинах розничных сетей. «Потому что это добавленная стоимость, которая создана на территории области, — пояснил Павел Владимирович. — Она должна быть здесь реализована. Напомню, что речь идет о зарплате и прибыли. Мы все-таки должны попытаться загрузить наши торговые площади той продукцией, которую делают наши производители».
Это означает на самом деле большую переговорную работу чиновников с представителями розничных сетей. На заседании коллегии их не было. Так что они пока не знают, что их будут склонять освобождать полки под новые товары. От заботы о сбыте продукции саратовских производителей чиновникам министерства не отвертеться. Потому что, если продукция в силу разных причин получается неконкурентной на других рынках, ее требуется пристроить на своем. Иначе начнут умирать один за другим субъекты экономической деятельности. Павел Большеданов привел в пример итог беспечного подхода областной власти к новому механизму выдачи субсидий на животноводство.
Дело в том, что несколько месяцев назад в регионе решили было увеличить достаточность поголовья скота для права на господдержку хозяйства. Но против этого новшества взбрыкнул Александрово-Гайский район, где эта новая норма делала нерентабельным разведение скота. И вот эту экономику села, экономику отдельного хозяйства нужно учитывать. Ведь получается, что в этом далеком районе всё крепко связано. И кроме животноводов будет поставлен на грань банкротства торгово-закупочный кооператив, который сформировал товаропроводящую сеть, поставляя алгайское мясо в Энгельс.
Еще одна амбициозная задача министерству от губернатора — обеспечить наши расходы нашими доходами. Павел Большеданов считает, что решить ее поможет работа с первой сотней налогоплательщиков типа РусГидро, Газпрома и других. Дело в том, что, по наблюдению Большеданова, они ведут себя неправильно. Второй год занимаются тем, чтобы «вернуть излишне уплаченные налоги». Эти налоги меряются в миллиардах рублей. Эту круглую сумму по сути гоняют туда-сюда, то заводя в бюджет, то возвращая из него. «Я пытался проанализировать, как понимают этот процесс налоговики, и понял, что почти не понимают, — делился с коллегами зампред правительства, объясняя, что крупнейшие налогоплательщики претендуют на льготы, связанные с инвестиционным процессом. И отсуживают их. — Я понимаю, что судья тоже не понимает суть процесса. Потому что инвестиции из тарифа — это все-таки не те инвестиции, которые вкладывает инвестор, беря кредит в банке и отвечая своим имуществом по обязательствам». Павел Большеданов сказал, что для разрешения зревшего целый год вопроса придется встречаться вместе и налоговикам, и судьям, и представителям министерства, и представителям монополистов. И этот подход обнадеживал.

Источник: Газета Недели в Саратове №9 (237) – 12.03.2013

http://www.gazeta-nedeli.ru/article.php?id=4322