КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Антоновские ярмарки



А.АНТОНОВА

А.АНТОНОВА

О том, как лихо накачивает саратовский губернатор бюджетными деньгами свои «дочерние» строительные структуры, говорили и писали давно, много, но, по сути, без толку: всевозможные «стройэксы», «саратовгесстрои» продолжают жировать за казенный, а по сути, наш с вами счет. Но длительная безнаказанность имеет и свою оборотную сторону: теряется бдительность и элементарная осторожность. Последний скандал, связанный с перерасходованием бюджетных средств ОАО «Саратовгесстрои», в очередной раз подтверждает это правило.

 

Речь идет о заключении, сделанном недавно областной Счетной палатой относительно работ по продлению саратовской набережной от Бабушкиного взвоза до Большой Садовой (самое начало Заводского района), которые «Саратовгесстрою» поручил проводить комитет капитального строительства правительства области.

Задним числом

На момент заключения контракта объект не был включен ни в одну областную целевую программу (она была представлена на утверждение только спустя 10 месяцев), то есть средств на ремонт еще не было предусмотрено. Итак, комитет (в лице министра — члена областного правительства Анны Антоновой), минуя всякую бюрократию, заключает с «Саратовгесстроем» контракт и берет на себя обязательство от имени области оплатить подрядчику 2,25 млрд рублей (сумма гигантская, на эти деньги можно отремонтировать все дороги Саратова). Причем для расчета цены подряда чиновники «применили индексы-дефляторы, не установленные ни одним нормативным документом. В результате стоимость строительно-монтажных работ оказалась завышена на 808,65 млн рублей по сравнению со сметой, согласованной федеральной экспертной организацией (Главгосэкспертизой)».

Олимпийскими темпами

Сразу после заключения контракта (весна прошлого года) работа закипела, но к лету почему-то встала. Наверстывать упущенное время строители начали лишь ближе к концу года. Но так и не наверстали. Крайний срок исполнения контракта был обозначен декабрем 2010-го, но к началу 2011-го оказалось, что выполнена лишь 1/6 часть работ. И на сегодняшний момент будущая вторая очередь набережной представляет из себя лишь горы песка (от Провиантской до Вольской) за забором с колючей проволокой. «Они так лихо начали! — рассказывает владелец одной из лодочных станций, расположенных рядом. — Особенно мощно работали осенью и в начале зимы, пока лед не встал. Столько бабла сюда вбухали! А потом раз — и деньги кончились. Сказали, что все на подготовку к Олимпиаде бросили…»

При чем здесь Олимпиада, трудно даже предположить. Однако сам факт, что в летнее время работы на объекте вообще не производились, а велись только весной, осенью и зимой, как минимум противоречит здравому смыслу.

Ведь дело в том, что работы в зимнее время оплачиваются по более дорогим расценкам. Может быть, поэтому их удобнее оказалось производить в мороз? Но и это еще не все. Как выяснили специалисты Счетной палаты, даже в этом случае чиновники из областного правительства не смогли (или не захотели?) формально правильно рассчитать расценки, а именно: вместо коэффициента 1,2, применяемого при расчете стоимости работ в зимнее время, чиновники рассчитали их по коэффициенту 1,5, то есть на 25% больше нормативного. Вот тебе и вся Олимпиада…

В четыре руки

Может быть, вы думаете, что ребята из «Саратовгесстроя» просто бросили недостроенный объект и молча ретировались? Как бы не так. Недавно стало известно, что они подали иск в арбитражный суд на комитет капстроительства о понуждении к пролонгации контракта. Мол, работы, предусмотренные им, не выполнены, а надо бы дело закончить. Комитет пояснил, что подобное невозможно, так как не решен вопрос о землеотводе. Но в этой связи возникает два вопроса. Вопрос первый: почему при проведении конкурса на заключение контракта вопрос отвода земли не озаботил областное правительство? Вопрос второй: не поведет ли себя в суде комитет капстроительства так же пассивно, как повел себя в конце прошлого года в процессе с еще одной «дружественной» губернатору строительной фирмой — ЗАО «Стройэкс»? Тогда, напомним, комитет проверялся Счетной палатой на предмет исполнения контракта, заключенного им с вышеназванной структурой. Проверкой было выявлено неисполнение «Стройэксом» своих обязательств, сумма неустойки составила 17,3 млн рублей. После понуждения Счетной палатой комитет обратился в суд с требованием взыскать со строителей в пользу бюджета указанную неустойку, но почему-то в суде комитет проиграл.

Серьезные основания

Справедливости ради стоит отметить, что «Саратовгесстрои» успел освоить далеко не всю указанную в контракте сумму. Но даже то, что успел, впечатляет. Как сообщает Счетная палата, ее аудиторами были выявлены факты выполнения работ по расценкам, превышающим примененные в технико-экономическом обосновании по данному объекту в 15 раз! Но все это комитетом было принято и оплачено. В результате ущерб бюджету составил 126,4 млн рублей.

При этом чиновники правительства считают претензии аудиторов необоснованными. Просто, поясняют в комитете капстроительства, в процессе работ обнаружилось, что предыдущие берегоукрепительные сооружения были выполнены не в виде плит, как ранее предполагали проектировщики, а в виде монолитного железобетона, в связи с чем произошло удорожание работ по их демонтажу на 36 млн рублей. Это, мол, единственная позиция, которая в целом привела к удорожанию работ по данному объекту.

Похоже, для ответа на вопрос «кто прав, кто виноват?» самое время возбуждать уголовное дело и начинать следствие. Основания для этого, на наш взгляд, более чем серьезные.

Без сомнений

Вообще, ситуация с распределением крупных строительных бюджетных подрядов областным правительством и подконтрольными ему структурами уже не первый год вопиющая. Достаточно заглянуть в соответствующие конкурсные реестры, как очень многое становится ясным. Кто, например, строил или ремонтировал Саратовский ТЮЗ, сельскохозяйственный рынок в поселке Юбилейный, Ершовский центр реабилитации ветеранов войны и труда, очистные сооружения в Вольске, хирургический корпус 1-й Балаковской горбольницы, балаковский же ФОК с ледовой ареной, сооружения инженерной защиты в Хвалынске, поликлиническое отделение Вольской ЦРБ, Пугачевскую детскую больницу и многие другие объекты? ЗАО «Стройэкс». Кто в 2008 году стал абсолютным монополистом на получение подрядов по строительству жилья для переселенцев из ветхих и аварийных домов в Балаково? Кто получил заказы на строительство и ремонт балаковских же дорог? Кто возводил ФОКи в Дергачах, Ершове, Екатериновке? Кто строил или реконструировал Областной кардиохирургический центр, спортивные пристройки к детдомам в Саратове и Вольске? Ответ один — ОАО «Саратовгесстрои». Можно ли принимать на веру, что все эти работы были выполнены (или выполняются) без серьезных нарушений? Сомнения, сомнения, сомнения…

А вот в областном правительстве, похоже, не сомневаются в выборе подрядчиков и даже не считают нужным проверять их на предмет эффективности, достоверности и оценки обоснованности использования бюджетных средств. Помнится, еще два года назад облдеп Леонид Писной обратился на этот счет с официальным запросом к руководителю комитета капстроительства Анне Антоновой. Ответ последней вызвал немалое удивление. Председатель комитета посчитала, что расходование средств региональной казны на школы, ФОКи и тому подобное не является инвестиционной деятельностью. Поэтому достаточно лишь ежемесячно предоставлять сведения о выполненных объемах работ и вводе объектов в эксплуатацию в министерство экономического развития и торговли губернии. Но позже выяснилось, что и МЭРТ не наделено полномочиями проверки эффективности траты бюджетных денег на строительство объектов и не располагает специалистами в сфере экспертизы проектно-сметной документации. Всё — круг замкнулся. А в итоге за последние пять лет госдолг Саратовской области вырос в десять раз и составляет более 23 млрд рублей. Дальнейшие комментарии, думаем излишни.

 

 

Дмитрий Богатырев, “Время” (25.04.2011)