КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Все хорошо, прекрасная маркиза…Или как не упасть в обморок от работы региональной власти



Облпрокурора Григорьева застрелили, машину депутата областной думы Курихина расстреляли – ничего, переживем. Главу Энгельсского района арестовали – и это нормально. Журналиста арматурой по голове – с кем не бывает? Дороги такие, что передвигаться в скором времени возможно будет только на военной технике. А зимой, не приведи Господи, если снежок пойдет, так это сразу апокалипсис. Начинается лето – у нас новая беда: горячей воды нет, растительности нет, строят дома и закатывают все в асфальт. Нет ни зеленых зон, ни детских площадок, ни парковок. А зачем? И так сойдет. Не для себя же любимых строим!

Согласно данным прокуратуры области, за период с 1 января 2010 года по 1 мая 2011-го в адрес правительственных подразделений было внесено 94 представления об устранении нарушений закона

Череду этих злоключений и безобразий можно продолжать бесконечно. Согласно данным прокуратуры области, за период с 1 января 2010 года по 1 мая 2011-го в адрес правительственных подразделений было внесено 94 представления об устранении нарушений закона. «…основаниями для внесения данных представлений явились… нарушения требований земельного, бюджетного, лесного, градостроительного, административного законодательства, законодательства об охоте и охране животного мира, о размещении заказов на поставки товаров, выполнений работ, оказание услуг для государственных нужд, о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, о военно-патриотическом воспитании молодежи, об образовании, организации летнего отдыха, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их от жестокого обращения, о соблюдении противопожарных требований к интернатным учреждениям для детей, о соблюдении дополнительных гарантий по социальной поддержке отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье, полное государственное обеспечение; законодательства о государственной гражданской службе, противодействия коррупции, в сфере здравоохранения, о рассмотрении обращений граждан, в области охраны объектов культурного наследия, в сфере принятия нормативных актов».

Но, как говорит депутат Госдумы Николай Панков, «не надо падать в обморок, если у нас такая власть». Так никто и не падает! Вот что удивительно! Говорят, что человек ко всему привыкает. И это самое страшное. А вдруг уже все привыкли и думают, что это норма жизни? Некоторые люди в другие регионы не ездят – им, возможно, и сравнить не с чем. Откроют газету, а там очередной жизнеутверждающий материал о высоких достижениях губернатора и о его встречах с главами других регионов. Например, так: «…представители Башкортостана ознакомились с крупнейшими промышленными, сельскохозяйственными и строительными проектами Саратовской области».

Не надо падать в обморок, если у нас такая власть

Что это за волшебные проекты? И почему эти проекты не позволяют нам иметь профицит бюджета? Или так: “…на сегодняшний день регионы (Саратовская область и Башкортостан) активно обмениваются опытом в сфере промышленных инновационных технологий, строительной индустрии и сельского хозяйства. Только за последние пять лет товарооборот между Башкортостаном и Саратовской областью вырос в два раза, составив по итогам 2010 года более четырех миллиардов рублей”. Ура, товарищи! Только вот ввозим мы больше, чем вывозим. И в основном это сода, пиво и ГСМ. И зачем нам это пиво? У нас есть свое, живое – марксовское, балаковское и, кстати, очень неплохое. Но вот, что интересно: в 2006 году Башкортостан занимал третье место по доле прибыльных предприятий. На сегодняшний день по тем же показателям регион находится на первом месте. Доля прибыльных предприятий в Башкортостане больше, чем в любом другом субъекте РФ.

Доля прибыльных предприятий в Саратовской области составила 56,3%. Для сравнения: в дружественном нам Башкортостане – 79,2%.

По сведениям Министерства регионального развития РФ, в первом квартале текущего года в республике с прибылью сработали 75,1 % организаций. На втором месте Москва. Такие данные содержатся в докладе Минрегиона о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ с января по апрель 2011 года. Каждый регион оценивался с точки зрения положения в реальном секторе экономики, инвестиционной привлекательности, уровня дохода и степени занятости населения, состояния бюджетной системы.

Теперь обратимся к данным по ПФО. Доля прибыльных предприятий в Саратовской области составила 56,3%. Для сравнения: в дружественном нам Башкортостане – 79,2%. Индекс производства сельского хозяйства в Саратовской области – 95,3%. А в Мордовии – 107,6%. По объемам инвестиций в основной капитал на первом месте находится Татарстан – 267,9 млрд. рублей. А мы? Ну, уж здесь-то мы должны всех переплюнуть, скажете вы. Потому как было много разговоров про эти самые сказочные инвестиции, а сколько громких слов и оваций! Смотрим и видим, что объем инвестиций в основной капитал Саратовской области – 62,1 млрд. рублей. И так далее и тому подобное. Так что если мы не полные лузеры, так уж точно в аутсайдерах. Но инвестиции региону необходимы, как воздух. Ну не хватает на всех федеральных субсидий. Значит, нужно искать другой выход!

Перспективы развития у Саратовской области под руководством Ипатова, похоже, не самые лучшие. Хорошо это видно на примере строительной отрасли, без развития которой не стронется с места вся экономика региона.

И зачем нам это пиво? У нас есть свое, живое -  марксовское, балаковское и, кстати, очень неплохое.

В Саратове и других городах области есть, конечно, крупные стройфирмы, способные реализовывать серьезные проекты, но вот только конкуренция между ними идет, видимо, не самая честная. Есть, кажется, многочисленные свидетельства того, что такие компании, как «Стройэкс» и «Саратовгесстрой» находятся в особом фаворе у главы облправительства.

Ради того, чтобы «Стройэкс» смогла получить очередной контракт, Павел Леонидович публично разругался весной с представителями «Северстали», строящей в Балакове металлургический завод. Представители металлургов, оценив эффективность работы «Стройэкса» на примере Саратовского ТЮЗа, решили не доверять фирме ничего, кроме поставок бетона на стройку. Но Ипатова же волнует не репутация региона в глазах представителей ведущей металлургической корпорации страны и не доходы области. По всей видимости, здесь были затронуты совсем другие интересы – личные.

Не лучше обстоят дела и с другой компанией, по информации СМИ, тесно связанной с Ипатовым, – «Саратовгесстрой». Совсем недавно эта компания снова попала в центр внимания – в конце мая они на крайне сомнительных условиях выиграли аукцион по поставкам квартир для балаковских сирот.

Так что инвесторам, которые собираются вкладывать деньги в Саратовскую область, придется в ближайшее время учитывать, видимо, крайнюю заинтересованность главы области в делах строительных. И вряд ли эта заинтересованность пойдет инвесторам на пользу.

Совершенно очевидно, что Саратовской области нужно развивать сельское хозяйство. Нужно делать нашу область привлекательной для агропромышленных предприятий.

Надо сказать, что палитра социально-экономического развития российских регионов широка и разнообразна. Интегрированный уровень кредитоспособности различных субъектов Федерации, учитывающий особенности их экономического развития и финансового состояния, колеблется от 19,38 в Кабардино-Балкарской республике до 90,09 баллов из 100 возможных в Москве. Лестница кредитного рейтинга помогает потенциальным инвесторам выбирать надежный регион и отталкивает от аутсайдеров. Да, дефицит инвестиций сегодня является острой проблемой, тормозящей развитие многих областей нашей страны. Средства нужны как для реализации экономики, так и для восстановления социальной сферы. Но чтобы инвесторы потянулись в наш регион, необходимо стать лидерами в рейтинге надежности по следующим финансовым и экономическим показателям: уровень собственных доходов, показатель отношения задолженности по налогам к общему объему фискальных платежей и высокая доля прибыльных предприятий. Следует отметить, что состав лидеров почти совпадает с регионами, на которые приходится самая высокая доля инвестиций в основной капитал на душу населения.

Хочется еще раз напомнить, что основной природный ресурс Саратовской области – ее плодородная земля. Поэтому в структуре экономики на сельское хозяйство приходится почти 15%, что почти в три раза больше, чем в среднем по стране, и это то, что сближает нашу область с аграрными южнороссийскими регионами. Совершенно очевидно, что Саратовской области нужно развивать сельское хозяйство. Нужно делать нашу область привлекательной для агропромышленных предприятий. Нужно делать так, чтобы они не уходили в другие регионы. Создайте сельхозпроизводителям более комфортные условия, такие, как, например, в Мордовии. Помогите закупать семена, удобрения, горючее, современное оборудование и технику.

Дело дошло до того, что в магазинах и на базарах в продаже картофель из Египта, из Канады, из Нидерландов, в лучшем случае из Краснодара. А где же наш, местный, из Базарного Карабулака, из Новых Бурасов? Прошлый год мы остались без картошки (объясняли тем, что была засуха). В этом году вновь пошли тревожные разговоры о нехватке картофеля и неминуемом повышении цен на него. Поводами для таких разговоров послужили, во-первых, увеличение размеров таможенных пошлин на ввозимый в Россию «второй хлеб», во-вторых, запрет Госсельхознадзора на поставки из Египта картофеля, в котором вроде бы нашли бурую гниль». По данным российского Института конъюнктуры аграрного рынка, только за первые три месяца нынешнего года импортного картофеля ввезено в страну столько же, сколько за весь прошлый. Безусловно, он дороже местной из-за транспортных расходов и других накруток. Да и вообще, не нужна нам картошка из Египта! Хотим есть нашу местную, вкусную и здоровую, без ГМО!

Всего же за 6 лет долг Саратовской области увеличился почти в 10 раз. Ситуация может привести к тому, что области перестанут давать займы, без которых мы пока не можем обойтись.

Но это все цветочки, а ягодки будут впереди. Мы уже писали о долге области, который достиг 23 миллиардов рублей. Не раз губернатору указывали на пагубность политики заимствования. Общественность всколыхнулась, и кругом стали говорить о возможном банкротстве области. В какой-то момент показалось, что губернатор признал, что такая проблема существует, что долги «не критичны, но предельны», увеличивать эту долговую яму и нецелесообразно, и чревато серьезными последствиями для региона. В марте, отчитываясь перед депутатами областной думы, Ипатов сказал, что размер госдолга для региона уже достиг критической отметки, и правительство не намерено продолжать брать займы.

Но не зря люди говорят: когда кажется, креститься надо. Открываем и читаем: «Правительство Саратовской области намерено взять банковский кредит в размере 658,6 миллионов рублей. Средства планируют пустить на погашение бюджетного дефицита в текущем году». Представители депутатского корпуса недовольны решением областного правительства и опасаются, что инициатива исполнительной власти приведет к еще большему увеличению государственного долга региона. Только в прошлом году госдолг увеличился почти на треть. Если в начале 2010 года он составлял 15,5 миллиардов рублей, то на 2011 год увеличился до 22,97 миллиардов. Аналогичный в процентном соотношении скачок наблюдался и в кризисном 2009 году, в январе которого долг составлял 10,1 миллиардов. Всего же за 6 лет долг Саратовской области увеличился почти в 10 раз. Ситуация может привести к тому, что области перестанут давать займы, без которых мы пока не можем обойтись. Примечательно, что представители всех трех парламентских фракций сошлись во мнении о том, что правительство должно «поискать необходимые на первоочередные расходы деньги внутри областного бюджета, в других приемлемых источниках, но не в банках».

Совершенно очевидно, что продуманного плана действий по сокращению внутреннего долга области до сих пор нет. Вместо этого растущее долговое бремя, которое, мягко говоря, негативно отражается на бюджете и финансово-экономическом состоянии региона. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к уважаемым и авторитетным людям. Наше внимание обратили на то, что порядка 85% суммы долга приходится на задолженность по банковским кредитам. Это наиболее жесткая часть обязательств, поскольку не терпит никаких пролонгаций и рассрочек. Надо учитывать и то, что нарушение сроков выплат по займам ухудшает не только положение банка, но и рейтинг Саратовской области (привлечение инвесторов), что впоследствии может негативно сказаться при других кредитно-финансовых операциях. В итоге мы вынуждены отдавать в погашение долга бюджетные деньги, которые остро необходимы на другие цели. Правительство заявляло, что наш долг соизмерим с долгом других субъектов. На самом деле в Татарстане и Мордовии его объем составляет примерно 40% от собственных доходов. Но когда мы рассмотрим структуру внутреннего долга конкретного субъекта Федерации, то увидим, что в том же Татарстане он на 80% сформирован из кредитов федерального бюджета. Это значительно более мягкий вариант по сравнению с жестким долгом по банковским заимствованиям: возможны различные формы реструктуризации; низкая процентная ставка; гораздо менее весомое бремя обслуживания; отсутствие негативных последствий для федерального и региональных бюджетов, когда по каким-либо причинам субъект не может выплачивать долг. В этом кардинальное отличие от долга нашего. Соседние регионы получают кредиты из федерального бюджета. Конечно, это более трудоемкий процесс, нежели получение банковских займов.

Более правильный путь – это кредиты из федерального бюджета.

И наше правительство потеть, кажется, не собирается. Идет по пути наименьшего сопротивления для себя, выбирая путь банковских займов. А зачем себе жизнь усложнять? Проще, видимо, все тяготы переложить на плечи жителей области. Причем власти прекрасно понимают, что для населения региона, бюджета, экономики в целом, финансового состояния всех муниципальных образований более правильный путь – это кредиты из федерального бюджета. Идя по нему, можно рассчитывать на подпитку из федерального центра. Нас совершенно не устраивает, когда, по слухам, в тиши кабинетов объявляются аукционы, итоги которых абсолютно ущербны для бюджета и финансового состояния региона. В данном случае руководство финансово-экономического блока правительства, похоже, не утруждает себя заботой о непростых переговорах с федеральным центром по переводу части госдолга в кредиты госбюджета, а просто занимает деньги у банков.

Заверения же губернатора в этом контексте вообще кажутся по меньшей мере лукавством, уводящим в сторону от сути вопроса, а по большей – циничной ложью.

Тем самым ведет Саратовскую область к крайне негативному финансовому положению. А то, что долг будет погашен к 2015 году, выглядит уже просто утопией. Заверения же губернатора в этом контексте вообще кажутся по меньшей мере лукавством, уводящим в сторону от сути вопроса, а по большей – циничной ложью. Мы прекрасно понимаем, что в 2015 году заканчивается срок правления Ипатова, и до его истечения можно сколько угодно кормить всех разного рода баснями. А программы погашения долга до сих пор не существует. И очевидно, что в обозримом будущем ее и не появится. Потому что объемы областного и муниципальных бюджетов с точки зрения обязательных социальных выплат настолько сжаты, что не оставляют никакого пространства для маневра. Доходы, которые мы имеем, даже с учетом их ежегодного роста на 20-23%, идут исключительно на индексацию неотложных текущих расходов или обязательств. Правительство, по всей видимости, не думает о том, что будет в том же 2015 году. Не заглядывает даже в самую ближайшую перспективу. Есть мнение, что можно заменить банковские кредиты на бюджетные. Да, это очень сложно, нужны глубокие познания не только законодаетльства, но и узких ведомственных инструкций Минфина РФ, и других федеральных органов. Но это возможно. Нужны высококвалифицированные специалисты, работающие системно, планомерно и целенаправленно. Но работы такой не ведется. То ли потому, что кадров нет, то ли просто желания.

 

И снова возвращаемся к вопросу инвестиций. Когда же, наконец, начнем увеличивать собственные доходы? Наш единственный резерв – это рост собственных доходов. Возможности сокращения расходов мы почти исчерпали. Например, Оренбургская и Волгоградская области примерно сопоставимы с нашей по экономическому потенциалу, численности населения, но по объему собственных доходов они нас серьезно опередили, хотя раньше были позади. А происходит это потому, что из Саратова бизнес бежит, не приживается. И опять никто ничего не анализирует.

Банковская статистика беспристрастно говорит о том, что деньги из региона утекают. Деньги, которые аккумулируются на корсчетах в виде платежей с населения, предприятий перераспределяются в другие регионы. И это совершенно очевидная вещь. Есть еще одна негативная тенденция для Саратова и области – высокий уровень эмиссии наличных денег в денежном обращении. Количество средств, выданных через расчетные счета предприятий и граждан, больше, чем количество денег, которые инкассируются, то есть возвращаются назад в банки. У нас эта проблема зашкаливает сверх нормы.

Центробанк вынужден постоянно завозить наличные в нашу область, для того чтобы не нарушить кассовое обслуживание граждан, предприятий.

Наш единственный резерв – это рост собственных доходов.

Все это свидетельствует о высоком уровне серой, если не теневой экономики, серьезном искажении наличного обращения. И, естественно, отражается на бюджете, его собственных доходах. Потому что если предприятие ушло в тень, падают налоговые отчисления.

В общем и целом долг как рос, так и растет. Власти от проблемы, похоже, отмахиваются и преступно закрывают на это глаза. Удавка все сильнее сдавливает шею народа нашей области. «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо». И хочется воскликнуть: «Коллеги, надо что-то делать»! Вот только в обморок падать не надо. В этом Панков прав.

 

 

ИСТОЧНИК:http://www.prov-telegraf.ru/component/content/article/14-top-materialy/7438-vse-xorosho-prekrasnaya-markiza.html